Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. А. Вигдорчик





Компенсаторное профессиональное приспособление 35

 

ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАТОРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

<...> Мы говорим не о приспособлении вообще, а о «компенсаторном» приспособлении. Нас интересуют только те случаи, где приспособление имеет целью что-то компенсировать. Следовательно, речь идет о случаях, где приспособлению предшествует определенная декомпенсация, определенное нарушение равновесия, и где именно для восстановления этого равновесия и требуется приспособление. Компенсаторное приспособление очевидным образом предполагает дефективный организм, организм декомпенсированный. Таким образом, наша проблема охватывает сравнительно узкий круг явлений, именно явления, имеющие место в больном или вообще неполноценном организме.

Но в нашем определении проблемы имеется еще один признак: профессиональный характер приспособления. Этим признаком намеченный круг явления суживается еще более. Прежде всего он переносит нас в сферу социальных отношений, ибо профессия является категорией социальной. В социальной области нашим термином охватывается только один участок — тот, где и декомпенсация, и последующее восстановление равновесия касаются профессионального труда. Дефективность организма должна сказаться в дефективности его профессиональной работы, в потере им работоспособности, а приспособление, компенсирующее эту дефективность, должно вести к восстановлению работоспособности <...>

214

Практика профотбора и профконсультации уже давно установила ряд норм, касающихся соотношения между свойствами работника и требованиями профессии. Эти «нормы» не носят и не могут носить абсолютного характера; тем не менее в известных пределах, с некоторыми отступлениями в ту или другую сторону, они ежедневно оправдываются на тысячах случаев. Но вот время от времени в поле наших наблюдений попадают случаи резкого, кричащего, совершенно непонятного нарушения этих норм. Человек оказывается работоспособным несмотря на наличие совершенно отчетливого «абсолютного» противопоказания к работе.

<...> Нам важно констатировать факт, что в ряде случаев дефект, мешающий работать, организмом уравновешивается. И это явления уравновешивания дефекта, это накопление в дефективном организме данных, восстанавливающих равновесие между требованиями профессии и функциями организма, мы и обозначаем термином «компенсаторное профессиональное приспособление». Это и есть та проблема, которая подлежит нашему изучению.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Если первым шагом в разработке всякой научной проблемы является точная формулировка ее содержания, то вторым шагом нужно считать классификацию фактического материала, обнимаемого данной проблемой <...>

То, что мы даем на последующих страницах, и нужно понимать как такую ориентировочную, мы бы сказали, «рабочую» классификацию.

Нам кажется, что прежде всего фактический материал, обнимаемый интересующей нас проблемой, естественно распадается на две большие группы: на явления сознательного, «волевого» приспособления и на явления приспособления автоматического, подсознательного.

Различие между этими двумя большими группами ясно из самого их обозначения и сделается еще яснее из последующих примеров.

Мы упомянули выше о случае, когда шофер, несмотря на приступы сонливости во время работы, полностью

215

справлялся с требованиями своей профессии. Механизм приспособления был здесь очень прост: каждый раз, когда шофер чувствовал приближение приступа, он останавливал машину, выходил из кабинки и в течение 1—2 мин производил осмотр мотора, шин и т. д. За это время приступ проходил, шофер возвращался в кабинку и пускал в ход машину. Конечно, признать такой метод приспособления рациональным нельзя. Но нас здесь интересует самый факт, а не его оценка. А что мы в данном случае имеем перед собой факт приспособления и притом приспособления вполне сознательного, являющегося актом разумной воли, это несомненно <...>

Такие же сознательные действия наблюдали мы в ряде случаев, где декомпенсирующим дефектом было ослабление памяти. Здесь компенсаторное приспособление заключалось в замещении памяти записями. Один сборщик, потерявший память на почве травматического невроза, рассказывал, что, получив задание от мастера, он сейчас же записывал это задание на бумажке, чего сборщики обыкновенно не делают. Он даже старался скрыть этот метод приспособления от окружающих, чтобы не обратить внимания на свой дефект <...>

Существует ряд профессий, где условия работы требуют спокойного, уравновешенного поведения со стороны работника. Если нервная система расстраивается, если развивается неустойчивость настроения, раздражительность, вспыльчивость, то это может сделаться непреодолимым препятствием для выполнения профессиональных обязанностей. И вот в ряде случаев на помощь приходит воля. В течение рабочего дня работнику удается подавить в себе эмотивность, нервозность, психическую неустойчивость и таким образом сохранить работоспособность. В Москве при обследовании продавцов <...> оказалось, что представители этой профессии иногда отличаются значительной раздражительностью и обидчивостью в домашнем быту, а между тем на работе они остаются нечувствительными к самым раздражающим выходкам покупателей <...> Внимательный наблюдатель профессиональной жизни отметит явления того же порядка и в целом ряде других профессий. Мы видели удивительные образцы сознательного, волевого приспособления у телефонисток, у педагогов, у артистов, у ответственных работников: поразительная

216

уравновешенность на работе и полная дезорганизация нервной системы во внерабочее время. Г. О.Гольдблат и И. Н. Шпильрейн <...> говорят, что телефонистки привыкают как бы «деперсонализировать» абонентов, отвлекаясь от их грубости и бестолковости и учитывая только содержание вызова. Если такая «деперсонализация» достигается при наличии у телефонистки возбуждения и раздражительности, то она, конечно, свидетельствует о большом волевом усилии с ее стороны.

Но, конечно, сознательным усилием воли человек может подавить в себе не только те или иные проявления функциональных неврозов, но также и болезненные ощущения соматического происхождения. Работа «через силу» может иметь место при любом страдании организма. Как часто мы видим, что человек мирится с болью, одышкой, сердцебиением, преодолевает слабость, поднимает непосильные тяжести!

<...> Перейдем теперь к другой группе фактов, к фактам подсознательного или «автоматического» приспособления. Но прежде чем привести примеры такого приспособления, мы должны сделать одну оговорку, именно оговорку, которой требуют почти все классификационные схемы. Мы должны напомнить, что действительность бесконечно сложнее наших схем. Устанавливаемые нами классификационные рубрики помогают ориентироваться в изучаемых явлениях, но не исчерпывают всей их сложности. Ахиллесова пята всякой классификации заключается в том, что жизнь дает нам множество переходных, промежуточных смешанных форм. И мы, переходя к фактам подсознательного приспособления, должны иметь в виду, что наряду со случаями более или менее чистыми, где действительно весь механизм приспособления развертывается в подсознательной сфере, имеются — и может быть даже в еще большем числе — такие случаи, где одновременно существуют и тот и другой вид приспособления: и сознательный, и подсознательный. Эти смешанные случаи мы относим к той или другой категории в зависимости от того, какой элемент приспособления — волевой или автоматический — кажется нам преобладающим.

Примеры автоматического приспособления можно сразу же расположить в определенном порядке по степени увеличивающейся сложности приспособления.

217

Мы бы отнесли к случаям наиболее простым те, где организм приспособляется к какому-нибудь внешнему «приспособлению». Тут получается известная игра слов благодаря тому, что всякого рода протезы, аппараты и приборы, применяемые для компенсации дефектов организма, тоже носят название «приспособлений». Эти мертвые «приспособления», эти внешние предметы, присоединенные к человеку, не разрешают однако задачи, если одновременно не происходит живого приспособления к этим предметам со стороны самого человека. И в самом деле всякий протез только тогда замещает недостающую функцию, когда он одновременно мобилизует новые функции. Это видно хотя бы из того, что полное овладение протезом достигается не сразу, а в результате более или менее длительногопривыкания и упражнения. Человек, одевший в первый раз искусственную ногу, с трудом и с большой осторожностью передвигается по ровному полу. А через полгода он быстро и легко поднимается в гору, так что посторонний наблюдатель зачастую и не догадывается, что перед ним одноногий человек. Liniger сообщает случай, когда человек с двумя протезами нижних конечностей (при отсутствии ног ниже колен) не только бегал, но даже играл в футбол. Каким образом достигается в подобных случаях компенсация дефекта, нас сейчас не интересует, да в подробностях этот механизм еще и не раскрыт наукой. Для нас важно лишь отметить, что механизм приспособления лежит здесь в подсознательной сфере, ибо человек, бегающий на искусственной ноге, мобилизует при этом те или иные мышцы, суставы и нервы совершенно без участия сознания — так же, как это делает всякий здоровый человек, передвигаясь на двух ногах.

Оставаясь в пределах той же категории подсознательного приспособления, мы должны — в порядке последовательного возрастания сложности приспособления — перейти к случаям, где компенсация дефекта достигается силами самого организма, без всяких механических аппаратов, причем часть какого-либо органа замещается другими частями того же органа. Приведем несколько относящихся сюда примеров.

Работник конторского труда теряет большой палец правой руки. Он научается писать держа перо между указательным и средним пальцами и одновременно сжимая

218

все пальцы в кулак. Через короткое время письмо становится столь же быстрым, как и до потери большого пальца. Здесь компенсация достигнута перенесением функции большого пальца на остальные пальцы кисти <...>

Более сложными представляются нам те случаи подсознательного приспособления, когда выпавшая функция одного органа переносится на другой, симметричный орган, как это, например, имеет место при отсутствии или заболеваниях конечностей, верхних и нижних. Впрочем, мы и здесь должны сделать оговорку. Наша классификация случаев приспособления по их сложности имеет, конечно, только ориентировочный характер. Мы еще далеки от того, чтобы полностью понимать всю сложность развертывающихся в организме компенсаторных процессов и потому, называя одни процессы более сложными, другие менее сложными, мы не идем дальше внешнего впечатления от наблюдаемых явлений. Но как мы уже оговорились в начале этой главы, мы пока не претендуем ни на что большее, чем только на «рабочую» классификацию.

Казуистика приспособления при отсутствии или заболевании конечностей очень богата. Многочисленны и обыденны случаи, когда человек заменяет правую руку левой. Не мало здесь встречается и истинных раритетов, граничащих с акробатикой.

Giese <...> сообщает об одноруких, которые с помощью своей единственной руки зажигали спичку, одевались, мылись, открывали зонтик. Muhsam <...> наблюдал шофера с ампутированной рукой: он управлял автомобилем одной рукой, которая попеременно то вертела рулевое колесо, то переводила рычаг скоростей, то давала сигналы <...>

Самой сложной формой компенсаторного профессионального приспособления нам представляются те случаи, где выпавшая функция возмещается не частью того же органа и не симметрическим органом, а мобилизацией многих органов одновременно. Для иллюстрации этого вида приспособления мы располагаем большим материалом, — как собственным, так и литературным.

Мы уже упоминали выше о рентгенотехнике с ампутированной левой кистью. Ампутация была сделана по поводу рентгеновского рака. Через пять лет после этой операции пришлось ампутировать второй и третий пальцы

219

правой руки. И вот, несмотря на такую резкую увечность, больной оставался в своей профессии еще в течение целого ряда лет. При работе он употреблял зубы как орган хватания, прижимал кассету грудью, утилизировал локти, подбородок и т. д. <...>

Очень много материала, относящегося к рассматриваемому виду приспособления, дают случаи, где дефект, требующий компенсации, локализуется в органах чувств.

В любой профессии, при сплошном обследовании ее представителей, мы находим лиц с удивительно низким уровнем зрения, остающихся, однако, в своей профессии и сохраняющих полную работоспособность. П. В. Аленицын <...>при обследовании трепальщиков, чесальщиков и прядильщиков канатных фабрик нашел ряд случаев с остротой зрения в 0,1 и 0,03, в 0,05 и 0,2, в 0,3 и 0,03. При этом надо принять во внимание, что, например, прядильщику приходится при работе фиксировать зрением нить, наматывающуюся на станок <...>

Еще резче проявляется значение компенсаторного приспособления при работе слепых. Что слепые вообще могут выполнять различные профессиональные работы, это общеизвестно. Правда, это обыкновенно такие работы, которые специально приспособлены для слепых. Человек, потерявший зрение, в подавляющем большинстве случаев вынужден бросить свою прежнюю деятельность и искать применения своим силам в особых, сравнительно немногочисленных профессиях, которые легко усваиваются слепыми. Но что при этом требуется выработка сложного аппарата компенсаторного приспособления, это видно хотя бы из того, что зрячий человек, лишенный этого приспособления, не в состоянии с закрытыми глазами выполнять работу слепого. В настоящее время слепые находят применение своему труду уже не только в кустарном деле при плетении корзин и изготовлении щеток, как это было еще недавно; они получили доступ на предприятия крупной современной промышленности. У Форда работало на фабриках четверо совершенно слепых работника <...> На заводах Сименс-Шукерта в Берлине еще недавно было занято на штамповочных и сверлильных станках больше сотни слепых <...> У нас в Союзе сейчас идет широкая работа по внедрению труда слепых в столярное, токарное, слесарное, электро-монтерное дело <...>

220

Каким же образом компенсируют слепые свой тяжелый дефект? Очевидно, путем мобилизации других органов — в первую очередь слуха и осязания. Насколько совершенно у слепых использование этих чувств, свидетельствует наличие у них так называемого «чувства препятствия», которые некоторые авторы называют шестым чувством. Приближаясь к какому-либо предмету, слепой начинает его чувствовать уже на расстоянии около метра или полуметра. Одни связывают это «чувство препятствия» с высоко развитым осязанием, полагая, что слепой ощущает кожей лица малейшие движения воздуха, возникающие при приближении к предмету. Другие объясняют указанный феномен тонким развитием слуха. П. Биллей, исследователь психологии слепых, сам слепой, доказывает, что приближающийся предмет познается слепым благодаря отражению от предмета слабых звуковых волн, всегда имеющихся вокруг нас, даже при относительной тишине <...> Что при этом, конечно, дело не ограничивается только обострением того или иного чувства, и что значительная роль выпадает здесь и на долю центральной нервной системы, это не требует доказательств. Впрочем, к этому вопросу мы еще вернемся ниже.

Мы не будем долго останавливаться на компенсаторном приспособлении у глухих. Совершенно очевидно, что и дефект слуха компенсируется мобилизацией других функций организма. Понимание речи по движениям губ представляет собой ничто иное, как использование зрения и внимания в целях замещения недостающих звуковых восприятий <...>

На этом мы закончим классификацию явлений компенсаторного профессионального приспособления <...>

Перед нами повседневное явление, поражающее нас только потому, что мы не привыкли осмысливать и анализировать исключения и слишком тяготеем к «правилам». Но исключения столь же закономерны, как и правила.

КОМПЕНСАТОРНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Достаточно самого поверхностного наблюдения над любым случаем компенсаторного профессионального приспособления, чтобы убедиться в том, что это приспособление не падает в готовом виде с неба, а требует для

221

своего развития большего или меньшего промежутка времени. То, что мы называем обыкновенно приспособлением, есть статическое состояние, достигнутое помощью определенного динамического процесса. Таким образом нужно отличать «состояние приспособления» от «процесса приспособления». Допустим, что у канцелярского работника в связи с перенапряжением правой руки развилась в ней жестокая невралгия, делающая невозможной профессиональную работу. Больной начинает учиться писать левой рукой. В начале он пишет плохо, но затем — по мере упражнения — он все лучше и лучше справляется со своей работой. В этом периоде наш работник, очевидно, находится в процессеприспособления. Но вот он полностью научился писать левой рукой. Его работоспособность восстановилась, — восстановилась путем передачи рабочей функции на симметричный орган. Наблюдая подобный факт, мы констатируем наличие здесь компенсаторного профессионального приспособления. Но под этим мы разумеем уже не процесс приспособления, ибо этот процесс остался уже позади, а состояние приспособления.

Было бы хорошо, если бы во избежание путаницы в понятиях для обоих значений слова «приспособление» существовало два отдельных термина. И — в сущности говоря — такие термины у нас имеются. Слово «приспособление» согласно своему первоначальному грамматическому смыслу должно было бы означать только процесс постепенного восстановления равновесия, а состояние уже достигнутого равновесия следовало бы обозначать словом «приспособленность». Этим двум терминам соответствуют — не только в смысле формы, но и по существу — термины «упражнение» и «упражненность», которые иногда применяются в физиологии и психотехнике <...>

Если компенсаторное профессиональное приспособление рассматривать как процесс, совершающийся в определенном направлении, то естественно возникает вопрос, не может ли этот процесс совершаться и в обратном направлении? Не может ли раз достигнутая «приспособленность» уменьшиться или исчезнуть? И достаточно перебрать ряд фактов, относящихся к проблеме приспособления, чтобы ответить на этот вопрос положительным образом. Человек, научившийся писать левой рукой, не всегда сохраняет эту способность до конца

222

жизни. На левой руке от переутомления развивается нередко такая же невралгия, какая поразила правую руку. Тогда достигнутое состояние компенсаторного приспособления нарушается, и равновесие между организмом и профессией снова исчезает.

Для явлений обратного развития приспособления, иллюстрированных только что приведенным примером, наиболее подходящим обозначением является слово «декомпенсация». При этом легко видеть, что декомпенсация так же, как и приспособление, представляется нам тоже в виде двух фаз, — как процесс и как состояние. Когда у человека, научившегося писать левой рукой вместо правой, появляются и в левой руке невралгические боли, то мы должны квалифицировать это как начало декомпенсации. В дальнейшем боли могут нарастать, и этот процесс декомпенсации может в конце концов привести к стойкому состоянию декомпенсации, когда левая рука сделается столь же неработоспособной, как и правая.

Наблюдая состояние работоспособности человека на большом отрезке трудовой жизни, мы нередко можем видеть ряд последовательных волн компенсации и декомпенсации. Здоровый человек, занятый определенной профессиональной работой, находится, очевидно, в состоянии компенсации. Будем это называть первичной компенсацией. Но вот у этого человека начинает развиваться какой-либо дефект, несовместимый с данной профессиональной работой. Начинается процесс профессиональной декомпенсации. Допустим теперь, что организм нашего работника находит в себе возможности компенсировать развившийся дефект. Мы скажем, что развилось компенсаторное профессиональное приспособление. Тогда снова наступает компенсация; это будет вторичная компенсация. Но и эта компенсация может быть потеряна — так же, как в свое время была потеряна первичная. Таким образом может наступить и вторичная декомпенсация. Но само собой разумеется, что <...> последним этапом всегда является конечная, необратимая декомпенсация старости или инвалидности.

Так, в схематическом виде представляется нам течение профессиональной жизни, начинающейся с нормального, первичного приспособления человека к профессии, нарушаемой декомпенсацией, восстанавливаемой компенсаторным профессиональным приспособлением и снова нарушаемой декомпенсацией <...>


223

Date: 2015-10-19; view: 864; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию