Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мерцана. Заря





Мерцана — Заря–заряница. Утром Заря открывает врата небосвода Световиду и показывает свои златобагряные одежды. Вечером, когда Световид возвращается на золотом коне к своим западным вратам, она открывает их, и, подождав, когда он проедет еще раз, освещает Небо своими златобагряными и золотыми ризами.

Иногда ночью Мерцана резвится над нивами, способствуя скорейшему созреванию хлебов, и тогда ее зовут Зарницею и почитают как покровительницу нив и плодов. Если над нивами сверкают Зарницы, то будет хороший урожай хлебов. Она Богиня жатвы, как Заря румяна, в обширнейшей светящейся златобагряной одежде и фате, венок у нее из хлебов. Особенно почиталась селянами.

Заря, зорить, заряница, зоркий, зреть, взор, зырить — зорко смотреть, зарять — оглядываться, зирк — глядь, зирок — зрачок, зiрка — звезда (укр.), зарянка — планета Венера, Зарница — отдаленная молния, ее видят как помощницу созревания нив и поэтому ее называют и “хлебозоркою”, ее сверкание отражает явление сгустка светлой энергии в пространстве видимого ночами. Глагол “зреть”, “со–зревать” говорит о том, что зерно, как самая жизнь, наливается светом, как бликом Солнца. Зазорить — зажечь свечу, зорить — прочищать масло, зарево — отражение огня, дозоры — зарницы или те, кто зорко глядит, зрак — глаз, солнечный луч.

Заря–Заряница в сказках, песнях, заговорах то жена, то невеста, то сестра Солнцу — это все многообразие женского начала в Природе. Утренняя Заря золотыми перстами отпирает ворота, озаряет Небеса, раскинув по нему свою фату. Она алая, злато–багряная, светлая, ясная Зорька, чистота, ясонька. Красная Зорька выводит на Небесный свод белых Солнцевых коней.

Заря ль моя, Зоринька,

Заря, Солнцева сестрица!

Уж как Зоренька–Зоря

Косы русые плела.

Вечером она замыкает врата за промчавшимся на золотом коне в своей золотой колеснице Световитом. И еще долго светит, закрывая врата, своими златобагряными и золотыми перстами, обещая утром открыть их на востоке Солнышка!

Во множестве сказок, заговоров, молитв и загадок живет несказанная красавица Заря. Улыбнется эта богиня — сыплются розы, плачет — катятся жемчужины. Заря — это и обновление, торжество внутреннего разгорающегося огня Земли Весной. Весна, весть и весело — это слова–близнецы. Заря, Заряница, Молния — это Небесные розовые цветы.

В ночных туманах, облаках — Небесные источники росы и дождя. Росы — серебристые, драгоценнейшие капли влаги, рассыпаемые богинею Зарею, называются ключами. От этого слова и колодцы, родники. Каждая капелька дождя — это тоже росинка.

Учиться у Зорьки рано вставать, открывать врата Солнышку, Дню — добрым деяниям учит нас народ, неся этот образ через века. Солнце — рождение — мужчина и Заря — предвосхищение, зарождение, задумка и радостное уготовливание условий, здоровье — женское начало — это единое целое. Если мужское начало служит Богу, оно — Солнце, если женское начало видит это внутреннее богатство души, предвосхищает рост, сияние разума, создает для этого все условия, внутренняя сущность открывает во всем задуманном врата, озаряет светом разума дорогу, встречает после дневных трудов Солнце, открывая врата домой, и долго еще светит своему Солнцу — это Заря. И это все в одном человеке и во всем сообществе людей.

Через сказку мы можем найти ответ на вопрос: “Где же весь белый свет?”, как нашел его герой одной сказки. Кати–горошек влюбился в морскую пани и дарил ей подарки, чтобы она поднялась к нему из морских волн, а когда она поднялась к нему, изловил и привез в дом. Дарит он ей кораллы, каменья драгоценные — достает со дна моря то, что было ее лучами, ее Зарей, когда она была волной — морской царевной, пригоняет ей двенадцать кобылиц. Но меркнет в его глазах Свет Божий: бледнеет царевна. И поехал Кати–горошек к Солнцевой матери испросить, отчего Солнце всходило красным (красивым), а теперь бледное. Велела Солнцева мать спрятаться Кати–горошку, и услышал он ответ Солнца на вопрос матери, отчего он прежде всходил червоным, а теперь бледным: “Оттого, мати, что прежде при моем восходе я встречал Морскую царевну и как бывало, взгляну на нее, так и покраснею, а теперь не вижу ее”, — отвечало Солнце.

“Солнцева сестрица, красная девица!” — величает народ в заговорах чудодейственную силу занимающегося дня. На семь утренних Зорь выставлял народ на Руси семена, приготовленные к посеву, на Зорьке, помолившись, шли к родникам и колодцам. Множество молитв связано с Зарей. Ее просят затянуть своею пеленою кровавые раны, утишить боль, растворить печаль, успокоить младенца, потушить сглаз. На Зорьке вспрыскивают наговоренной водицей недужих, Зорюшку просят умалить огневицу в теле, унять кровь, по Зорьке о погоде судят.

Народная молвь несет любовь к Природе: “Вешний цвет духовей осеннего, утренняя Зорька краше вечерней!”, “Долго ль до Зореньки”, — напевал соловушек, “Близко ль до счастьица,” — пела девица!, “Зорю проспать — ни дня не достать!”, “Заря и мужика золотом осыплет!” — учил охочий до труда народ.

Кто надумал колодец копать, тому “старые люди” добрый совет давали: выходить на семь утренних Зорь и зорко присматриваться, где первый пар (туман) стелется: “Выдь на семь Зорь, увидишь семь белых озер — на котором хочешь, на том и колодец роешь!”

Живут в народе семь святых понятий: семь Зорь, семь ветров, семь холмов, семь богатырей, семь русалок, семь вещих дев, семь Небес, семь гремячих ключей, семь замков, семь печатей, семь засовов, семь башен в тереме, семь переходов — в Природе это те семь качеств (жадность, лень, стяжательство, самодовольство, страх, лицемерие, гордость), которые просит Учитель Иванов победить в себе, выполняя “Детку”.

Светящаяся энергия в здоровом человеке — это опоясывание Зорями, о которых молвится в молитвах. Она живет в постоянном свершении дел. Это состояние в теле человека адекватно Заре над Землею и сила лучей света, стремящихся из сердца, во много раз превышает излучения Солнца на единицу массы его поверхности. Чем сердечней человек, чем глубже его мышление, тем реже, но глубже его вдох, его пульс. Он дышит экономно, его тепло внутреннего характера, его сердце — Заря, его мысли — восходящее Солнце!

Макошь

Макошь — это твой полный кош. Она Лада, Тригла, Богиня Судьбы, Пряха, Льняница, Порошиха, Покрова. Славянам был чужд фатализм, они видели свою Судьбу в своем поведении, в отношении к людям, общечеловеческим ценностям, понимали, что именно здоровая природная мысль рождает здоровое окружение через реальные свои же поступки: Мысль àСловоà Дело! Украинское слово Доля — Судьба означает сохраненное самим человеком Богом, Природой данной ему доли, части целого неделимого: сохранил свою часть — сохранил свое окружение, а значит и себя!

Богиня женской жизненной силы, покровительница женских зимних работ, особенно прядения и ткачества. Охраняя Огонь семейного родового очага, она всю ночь прядет Золотую нить Судьбы, покровительствуя семейной жизни. В храмах Богородица изображалась с веретеном. Судьба человека — это Судьба Вселенной и обрыв нити Судьбы Пряхи, т.е. смерть — это разрыв природоцелесообразных связей, хотя мысли ранее рожденные живут всегда и во всем. Размотать знания, смотанные в энергетический клубок зависимых связей отважился Иван–царевич, ищущий свою Царевну–лягушку. Дал этот клубок ему мудрый седой старец. Коль родилась эта сказка на Руси, и происходящее вечное становится видимым, узнаваемым, значит ведающий поймет кто Иван, кто мудрый старец.

Макош — ма (мать), кош (кошелка, возок), т.е. мать наполненных кошей, мать хорошего урожая, плодородия — итогов всех работ, добрых забот. Это подательница всех благ, задушевное богатство. Судьба, доля, удел, участь, счастье, удача, жребий, благо, рок, срок, решение, суд, речь. Среча — суженная, нареченный (жених) — синонимы. Мать нарекала новорожденного у реки — рекла. Речь идет о ком–то или о чем–то высшем к данному человеку.

Живые урочища и вещественные свидетели молений славян — это деревья, камни, родники, к которым на протяжении сотен лет не зарастают народные тропы. Они рассыпаны, рассажены по лику нашей Земли, оживленные преданиями об исцелении ослепленных, обезноженных. Особенно живы предания об источниках, наполненных слезами Макоши — Лады — Пятницы–заступницы за Судьбу, долю обиженных, страждущих. Таким она помогает в первую очередь, а так же тем, кто вымаливает прощение за свои прегрешения, вспомнившим, какие обиды нанесли людям.

Есть еще одно понимание этого слова, расширяющее его значение: корень слова — мок (мокнуть), т.е. берущая начало из вод. Поэтому Макошь и охранительница колодцев. Женщины молили ее о дождях ночами, когда вокруг тишина, покой. Позже — это Параскева Пятница. Там, где в колодцах была целющая вода, рисовали ее лик — он как бы всплывал, как лик Природы. Моления и благодарность хранили чистоту и силу воды в колодце. Параскева как Богиня–змея введена — это не исконно русская суть божества в людях. Этот образ — отражение понимания того, что там, где живут змеи, там и вода. В Природе жемокрое, вода первичное, она притягивает Громы и Молнии–змеи, змейка же, ползущая по Земле, лишь мало–мало подобие этой энергоемкой и определяющей природной силы.

Позже символом Макоши стал рог изобилия, как рог скота, подаренного Велесом. Понятие Судьбы стали связывать все больше реальным изобилием. Терялось первородное понятие о том, что свою Судьбу человек строит сам. Теперь праздник Макоши — Матери всех щедрот празднуется как Покрова. Главным действом долго был древний обычай начинать ткание полотна и вышивание девицами образов — народ кликал Зиму, снега, чтобы, растаяв, они напоили луга, леса.

Дана

Во многих украинских песнях сохранился припев, воспевающий Дану — дающую живое начало. Данаприс — еще одно древнее название Днепра. Имя Даны живет в сути названия рек Донец, Дунай, Двина. Дух Земли, Воды поят человека и человек претворяет свою жизнь одухотворением тем. Дунай — это рубеж, который охраняет то, что есть исконно русское, а за ее берегами иное, хотя и богатое. Там, где родная Земля, и только на ней мирная жизнь, полная изобилия, которые несут полнокровные реки Руси. Название урочищ тоже говорит о почитании Девы — Девьи горы, Девичье поле.

Дана — вода, несущая свою чистейшую речь–реченьку поит человека. Реченька ведет жизнь жизнеутверждающей своей силой: наполнит силами новорожденного, осчастливит молодых, путнику даст силы, смоет пыль дорог, даст отдохновение и новые силы, укрепит веру и надежду, воину омоет раны, остановит кровь, льющуюся из раны, вернет ее в свое русло, проводит уходящего в последний путь. Водица дает молоко, питье, проливая их благо–данным небесным дождем. Дану славяне почитали как светлое богово начало.

Песни воспевают, т.е. поднимают дух народа. Вечно прекрасная, живая, чистая вода — это юная дева, Дана, лелеемая Лелем. Купальские песни воспевают эту светоносную любовь Даны и Леля, позже это образ Марьюшки и Ивана, венчающихся в Купалу. Купальские песни воспевают любовь Воды и Света, все ее разновидности. О чем бы ни пелось в купальских песнях, а припев говорит, что все что есть Дева и красота — это свадьба Даны и Леля, или свадьба Марьюшки и Ивана.

Макошь звали и Дана, Дева, у других славянских народов — Девония, Дзевана. В обрядовых песнях обычный припев: “дана, дана”. Это значение Природы перетекает в образ богини лесов Зеваны.

Зевана

Дзева, Дева, Девана, Диана. Леса особо были чтимы славянами, и относились они к растениям, как к дару Света. У славян были священные рощи, храмам и старым деревьям особо поклонялись, как сохранителям памяти жизни. Дуб считался жилищем Бога. Леса назывались Боголесьем. В наших песнях о травах, деревьях, птицах, воде, об их разговоре между собой и людьми передается мысль о силе внутреннего разговора, состоянии души, сердца, который сильнее конкретного предметного слова, т.к. связан с силами природы, ее вековым началом, постоянным движением.

Date: 2015-10-18; view: 647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию