Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Троя, Тригла





Троя — это край славян. Со значением Святой Триглы или Троицы связано множество понятий о Древней Руси. Троянами в “Повести временных лет” названы Кий, Щек, Хорив, в легендах Троянами звучит древнее название Киева и назывался он в древности Троя. Жили и такие понятия о Руси как Троянова земля — Русская Земля, Трояновы века — русская старина, Троянова тропа — история Руси. В топонимике существует множество названий, связаных с Троей:

Троя, Трояновка, Троян есть во многих областях России, Украины, Беларуси. Храмы Триглы были на полях. Статуя женщины о трех головах — три начала, составляющие Земной шар, т.е. Земля, Вода, Воздух. Существование Огня, пламени, как сердца Лады, славяне полагали внутри Земли — это ядро ее любви. Эта Богиня отображала и три времени: настоящее, прошедшее в нем, как созидание сознательное, т.е. начало, развитие и завершение. Это и есть состояние Земли, Воздуха, Воды, в то же время — это Вселенная, Земля, Человек.

Благодарение Трое проводилось на Троицу в священных рощах, на полях, на улицах, в дворах и домах, у колодцев, родников, рек. Год определялся тремя временами, проявляющихся в трех функциях: сеяние, собирание, приготовление, т.е. Весна, Лето, Зима. Осень слита с Летом и Зимой. В Тригле отображена светоносная сила многих начал: это рассвет, заря, восход — Весна, обновление, это Небо, как источник всего, и Земля, как пространство, на котором все развивается. Следующее начало — это деятельность Света, т.е. движение, динамика, развертывание — это время, т.е. время — это энергия! Третье начало — это подземный мир, Зима жизненная. Зима — сохранительница, зачинающая силу, находящуюся в мощной концентрации, как в зародыше, в снеге, льде для будущей жизни. Она сохраняет Землю от излишней растраты, рождает в холоде, в сдержанности внутренний огонь, в белых снегах успокаивает человека и все живое — так иногда сильный сдержанный человек кажется нам холодным. Если раньше Зимой Земля накалялась, то теперь и она сохраняет Землю, утомившуюся в стяжательстве людей от болезней.

Рожденный, обновленный свой Дух Святой Земля выносит через родники, и он носится над водами. Тригла — это Святой Дух на Земле: Воздух, Вода, Земля.

Наш народ так почитал Триглу! А ознак ее был всегда там, где бил родник — где выходил Дух Земли. Проходя мимо или приходя к роднику за помощью, люди оставляли подарок: букетик ли, вышитый своими руками платок, рушник, сорочку, украшение, угощение — она, матушка, все это дала, верни ей долг! А если не было такого подарка, то оставляли хотя бы лоскут своего платья. Следы этого обряда остались у многих народов. На дороге из Бишкека на озере Иссык–Куль живут знаменитые в народе родники. На веточках деревьев и кустов трепещут тысячи таких полосочек ткани, оставленные людьми в память о своей просьбе к силам животворного источника! В горах Крыма, у родника на Луганщине тоже.

Лада

Тригла — она же и Лада — источник единого Творца, Святого Духа Вселенной — женское начало Рода, Земля. Лада — это Земля во всех своих прекрасных проявлениях, которые родили ее дети. Все, что мы увидим на ней — это образы нарожденные. Мы живее сможем увидеть, услышать и душой принять понятие “народ”, когда поймем как высок и ясен был дух наших прародителей. Если человеческое достоинство поднимается до божественных высот, то такова она и произрастает. Ликование души, сознанием рождающей образ, является движущей силой, постоянно льющейся силой, материализующей образ, рез, рис... Цветок лилия потому и видится символом колодца, что любая природная сила источается из цветка, в Земле ли он, в сердце. Некоторые техникой добиваются подобия силы человека, у которого “во лбу звезда горит” или “раскрывается цветок лотоса”. Чередой пройдут перед нами лад, добро, свет, радение, разумение и все другие благородные качества и энергетическая купа этих качеств, нарожденная реальными людьми так велика, что она и есть Небо, она и есть Лада, Даждьбог, Велес, Родомысл, Лед, Белбог, Рось и все другие образы.

Русские Веды говорят о рождении Земли из вихря энергии, рожденной в воде. В легендах народ это называет “закрутом”. В русских Ведах — это Змей.

С наступлением Весны, когда сама Природа вступает в союз с Ярилой, наступают Ладины праздники и длятся до Купалы. Обряды, связанные с Ладой, охватывали март, апрель, май, июнь. Заклинания Весны Лады — олицетворения жизни проводилось на высоких местах, вершинах холмов. С Ладой, как с высшим божеством, связаны моленья о дожде, праздники Земли, первых всходов, колошенья яровых в июне, например, Ляльник, Велесов день, Завивание Березки, Русаличья неделя, последний Ладин праздник — летнее солнцестояние, Купала. Весну–Ладу кликали со 2–го марта, Ладу праздновали от 23 мая по 24 июня. Название Лада так живо в сознании народа, что любая обрядовая песня поется с припевом “Лада, Лада”. “Ладан”, “Ладанка” — согласие, гармония, любовь, весна. Лада — значит красавица.

У всех славянских народов Лада — это божество гармонии Вселенной, любви ее, символ постоянного всеоживляющего начала, отраженного в Земле! Лада — Богиня вечной жизни, любви, солнечной жизни, рождающая все, что есть на Земле, оплодотворенная Богом. Славяне особенно любили Ладу. В играх, песнях всех славян отображено понимание единства мужского и женского начала в Природе, т.е. Природы первоначальной, когда она еще не разделилась людьми на Земле на противоположности, Природу окончательно абсолютную, результат процесса.

Лада выступала в образе молодой прекрасной женщины в розовом венке; волосы золотые, одета в русскую одежду, опоясана золотым поясом и убрана жемчугом. Жемчуг — разум. Она держала за руку младенца Леля. Ей пели в честь песни, приносили курение аромат и цветы. Лада — это любовь и Весна, она — само очарование, нежность, источающая аромат. Богиня любви, обновления сияет в ослепительном блеске солнечных лучей, красота ее чиста, слезы ее — утренние росы. Но Лада смелая и торжествующая Дева: стихают перед ее любовью грозы и бури, уходят грозовые тучи на Небесах — это то, что происходит в душах людей, и будет всегда! Она Царь–девица, Марья–Моревна. Она, покровительница любви — подательница красоты, и плодородия, как щедрая Дева. У всех славян Лада — Богиня любви, красоты, семейного лада, юности, чадородия и плодородия, она постоянно юная, как Дева. Лада многолика: она рождает любовь, Весну–Живу: приходила по зову людей желанная дочь Земли Лады весна Жива–Лебедь, нежная жена Даждьбога. И это не разные лики, а вытекание одно из другого, широта чувств народа. Ее кликали, чтобы она пришла со своими щедротами, подразумевая ее, как совместное действо людей, творчество в труде и заботах!

С корнем “лад” много слов счастливого союза: Лад Сварожья, Лад на Земле, лад в супружестве, согласие, основа любви, успеха; ладить — жить с любовью, счастливо; ладный — статный, красивый, мужественный, опрятный, хороший; поладить — подружиться, сговориться, помириться; с Ладой связан Знич — огонь, жар, пламя жизненного начала, любви, жизненный Бог огонь — священное знамение жизни! Ладовать — править свадьбу; лады — помолвка, сговор в делах; ладканя — свадебная песня. Ладовицы — исполнительницы весенних песен. Ладино коло — весенние хороводы. Лада — любовь, это красный цветок, огонь, пожар, горелки, гореть — любовь, горец — это красный цветок жизни, аленький цвет, огонь, жар, любовь (“остуда” — нелюбовь), красный цвет — кровь, род, родство, любовь.

Солнечные признаки любви: Родъство — пекло. Родрый, ръдимый — красный. Ръдеться, Рдъть — краснеть.

Славяне высоко чтили любимую самим Творцом Ладу Землю как Богиню красоты, любви, очарования, ладности во всем, к чему она прикоснется. Наша планета и есть живой сгусток всех этих качеств, она живая, всетерпящая. Ладо, Лада, Ладушка, Прия. В песнях так зовут нежно любимого друга, любимого, жену, мужа, невесту, жениха, желанного. Лад — это согласие, музыка. В “Слове о полку Игореве” плачет Ярославна и кличет своего Ладо. Летописец говорит о русских женщинах: “Жены русския въсплакашась, аркучи: уже нам своих лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати”.

Лад — это Мир, покой! И как достичь его, как понять вечное, чтобы не слова летели в пространство, а разливались и этот свет, и мир — дыхание жизни. Дыхание жизни Творца, идущее из сердца человека — это любовь. Бог любит всех, но равны ли мы перед Богом в своей любви к людям? Он не спрашивает нас, и не наказывает — Он есть в нас. Если мы обращаем взоры к нему, то пробуждаем первородные начала в своей душе, теле и рождаем эти начала, усиливаем во Вселенной.

Лад в наше время — это тепло, действа для людей, умение просить и прощать, прорастать в самое трудное высокосознательными, мудрыми делами, рождать своей высокой культурой и образованностью мир, радость, здравое согласие в общественной жизни, и, собирая урожай, снова сеять и сеять добро:

А мы просо сеяли, сеяли,

Ой, Дид–Ладо, сеяли, сеяли...

Особый интерес историков к образу Лады возник в прошлом веке. Фольклорных материалов, исторических обилие. В 1884 году А.С. Фамилицин подвел итоги этнографических материалов всех славянских стран. Имя Лады звучало в обрядовых песнях всех славянских народов от Адриатического моря до Камы и от Балкан до Балтийского моря: русских, украинцев, белорусов, словаков, словенов, сербов, хорватов, долматинцев, болгаров, а также литовцев и латышей. Во–первых, песенные припевы; во–вторых, географическое распространение женского имени Лада; в–третьих, ранее упоминание в письменных источниках; в–четвертых, тематика песен, упоминающих Ладу в припевах; в–пятых, календарное приурочивание песен.

К сожалению, наиболее старые письменные источники — это польские церковные запрещения обрядов первой четверти XV в., опубликованные Ст. Урбанчиком: XV в.: “Поляки чествуют своих божков Alado, Dazdzyna, lesse... Этим божкам плохие христиане оказывают большую честь, чем богу”. 1420 г.: “Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов Lado, Itedi, Lassa, Tya, проводимые во время Зеленых Святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить Бога, чтобы им по примеру апостолов воспринять дух Святой”. 1423 г. Генстоховская запись Яна из Михочина: “...наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия Святого Духа, но в эти три дня (Троицын день, Духов день) сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к Богу взывать, но к д–лу: lssaya, lado, laya. Если таковы не покаятся, то пойдут в месте с Lassa, Itedi, Lado на вечные муки”.

“Повести временных лет” неизвестны в протооригинале, есть копия Инокентия Гензеля в его “Синопсисе” 1674 г и копия Пискаревского летописца. “...Четвертый идол — Ладо, Сего Имиху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящиися ко браку, помощию Лада имищи себе добро веселие и любовью житие стяжати. Сия прелесть от древнейших идолослужений произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерзкое имя и доныне по неким странам на сомнищах игрилищных пением Лелем–Полелем возглашают. Також и матерь лелеву и полелеву — Лада, поющие: “Ладо, Ладо!” И того идола ветхую прелесть диавольно на брачных весельях руками плещущи и о стол бьюще распевают.”

Употребляя средний род “ему”, “тому” летописец подразумевает, что Ладо — божество.

Упоминания Лады в обрядовых песнях носят обычно характер обращения и с именительным падежом “Лада”, встречается и звательный (др.рус.) падеж “Ладо”. К Ладе обращаются как к высшему божеству, есть песни–дубляжи с обращениями к Богородице.

Благослови, мати,

Ой, мати, Лада мати,

Весну закликати!..

Или:

Благослови, Боже,

Благослови, мати,

Весну закликати...

К таким песням–молитвам относится и хорватская купальская песня конца ХVIII в:

Красивый Иван рвет розы

Тебе, Ладо, святое божество!

Ладо! Слушай нас, Ладо!

Песни, Лада, поем мы тебе.

Сердца наши стремятся к тебе.

Ладо! Слушай нас, Ладо!

Сербско–хорватская весенне–летняя песня о дожде, о милости Природы, где Ладу называют наивысшим божеством:

Молимся, Лада,

Молимся высшему божеству.

Ой, Лада, ой!

Да подует Лада,

Да подует тихий ветер,

Ой, Лада, ой!

Да ударит Лада,

Да ударит урожайный дождь,

Ой, Лада, ой!

В XIX в крестьянские обряды стали разрушаться и имя Богини превращается в припев:

Благослови, Троица, Богородица,

Нам в лес пойти,

Нам венки завивать,

Ой, Дидо, ой, Ладо!

Славянское имя вынесено христианским на конец, но повторяется после каждых 2х фраз. Вне календарных обрядов песни с именем Лады пели девушки в гаданиях на Зимних Святках. Образ Весенних закликов Лады связан с зеленью, сохой, бороной, молениями о дожде, первых всходов, праздников зелени, колосьев. Песня “А мы просо сеяли” известна и на Украине, и в Белоруссии, и в Архангельской области, и в Сибири. В вариациях этой песни представлены то весенний этап, то весь цикл земледелия, который ведется в ладу ладом.

А мы сечу чистили, чистили,

Ой–диди–ладу, чистили, чистили!

А мы просо сеяли, сеяли,

Ой–диди–ладу, сеяли, сеяли!

А мы пашню пахали, пахали,

Диди–Лада, пахали!

А мы нивко орали, орали,

Та в ладу ладом орали!

В другом варианте, проектирующем развитие событий, поется о том, что просо сеяли, пололи, женали, топтали конями, вязали.

Ладу очень любил народ, верил, что она ходит по полям. “Богородица ходит по лугам за мятой!” Ей несли розы, ленты и другие дары в Ладные Места. Народ говорил, что “она в жите сидит, хлеб, труды хранит”. Она может в образе простой женщины прийти и попросить водицы напиться. Если кто просил воды, куска хлеба, ночлега, народ оказывал милость. Чистую ключевую воду в народе называли “сладкою водою”. В турецкую войну, когда наши солдаты видели, как турки продавали “сладкую воду”, принесенную издалека, говорили, что за это прощения не будет. Если Земля — Лад, то и здрав может быть лишь тот, кто с нею в ладу!

Невозможно расчленить Природу, как будто она из частей. Лада — это и Сварог, и Перун, и Световит, а все они — это она. Это и Небо, и Море и все “много”, которые вытекают друг из друга и втекают. Поочередность — это некоторые условности, чтобы обозреть необозримое.

Date: 2015-10-18; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию