Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кожно-оптическое чувство развивает поисково-познавательная активность





При исследовании кожно-оптического чувства у незрячих людей обычно возникает законное недоумение, чем объяснить, что в течение столетий слепые и слабовидящие сами не научи лись распознавать цвета, буквы и цифры кожно-оптическим путем. По мнению А.С.Новомейского, это объясняется, главным образом, двумя факторами. Во-первых, кожно-оптические ощущения в процессе познания слиты с тактильными и температур ными ощущениями. Слепые не знали, что во время осязания они получают сигналы и о признаках цвета. Если бы это им было известно, то они уже давно бы овладели кожно-оптическим каналом познания.


Во-вторых, эти ощущения осуществлялись у незрячих людей на подсознательном уровне. Признаки цвета оставались неос­мысленными и не могли быть воспроизведены в дальнейшем. Еще при изучении зрительной памяти А.С.Новомейским было установлено, что у человека при восприятии цветового тона объектов очень часто отражаются на уровне неосознанных и не сохраняющихся в памяти ощущений [5]. Для их осознания не­обходимо наличие специальной задачи на опознание, необходи­ма целенаправленная поисковая деятельность. В свое время А.Н.Леонтьев подчеркнул важность поисковой ситуации при выработке реакций руки на световые раздражители [4]. Думает­ся, что секрет овладения кожно-оптическим чувством основыва­ется прежде всего на создании такой поисковой ситуации во время упражнений.

Другой важный вопрос - нельзя ли развить кожно-оптическое чувство у слепых от рождения людей? Естественно, что в дан­ном случае опора на прошлый зрительный опыт исключается. Но уже сейчас имеются данные, свидетельствующие о возмож­ности развития кожно-оптического чувства у слепых от рожде­ния людей. В частности, на это указывают пробные опыты, про­веденные А.С.Новомейским с двумя слепыми от рождения и не­сколькими ослепшими в раннем детстве людьми. Эти люди нау­чились определять по крайней мере два цвета: красный и голу­бой.

ВЫВОДЫ

1. Кожно-оптическое чувство может быть развито у сле-

пых и слабовидящих людей. Тем самым для них от­крывается возможность чувственного познания таких свойств объектов, как цвета и графические формы, ко-

 

торые ранее были доступны лишь зрячему человеку. Слепые и слабовидящие научаются быстро и точно распознавать признаки очень многих цветовых тонов. Доступен им и процесс чтения, по крайней мере крупного плоскопечатного текста.

2. Кожно-оптические ощущения у слепых и слабовидя щих, так же как и у зрячих людей, субъективно вы ступают в сознании как тактильно-кинестезические и температурные ощущения. Объективно же они отра­жают не механические и термические воздействия, а сигналы электромагнитного порядка. Кожно-оптическое чувство и у незрячих людей основано на] механизме отражения неадекватных для кожной ре­цепции раздражителей.

3. Кожно-оптические ощущения у слепых и слабовидя­щих характеризуются теми же качествами. Что и у зрячего человека (шкала кожно-оптических признаков цвета), и подчиняются тем же самым общим законо мерностям (законы смешения признаков цвета, зави­симость от места цветового тона в спектре, степень освещенности и площадь цветовой поверхности, ем кость цвета и пр.). Однако у слепых и слабовидящих] эти типичные для кожно-оптического чувства особен ности выражены более ярко.

4. Существует три способа определения незрячими людьми цветов спектра: контактный, дистантный и контактно-дистантный. Последний способ является наиболее эффективным. Таким способом слепые слабовидящие сравнительно быстро (в пределах се кунд) узнают признаки того или иного цвета. При


этом важно, чтобы незрячие люди научились игнори­ровать фактурные особенности цветной поверхности и опосредованно осознавать признаки цветового тона, светлоты и насыщенности. Что касается восприятия букв, цифр и знаков, то доказана продуктивность дис­тантного восприятия графических форм ладонью.

5. Для формирования кожно-оптического чувства у сле­
пых важно соблюдать оптимальные условия упражне-
нии: систематическая тренировка, распределенная во
времени, использование изолирующей стеклянной
подставки, применение на первом этапе цветной бу­
маги, одинаковой по фактуре.

а. Навыки и умения в области распознавания цветов формируются у незрячих людей быст­рее, если их предварительно знакомят со шка­лой тактильных и температурных признаков цветов спектра. При этом важно учитывать и индивидуальные особенности в ощущениях признаков цвета. Наконец, в процессе трени­ровок надо приучать узнавать цвета не только путем сравнения, но и обособленно, на основе абсолютного узнавания.

6. При распознавании цвета и в процессе чтения боль­
шую роль играет опора на прошлый зрительный опыт
испытуемых. Однако, если этого опыта нет (у слепых
от рождения), можно опереться и на одни лишь зна­
ния о тактильно-кинестезических и температурных
признаках цвета. Предварительное же знание о кон­
фигурации букв и цифр можно приобрести на основа-

 

нии осязания их контуров, вырезанных из картона или дерева.

7. Важным свойством сформированного кожно
оптического чувства является способность переноса,
заключающаяся в том, что незрячие испытуемые на-
чинают узнавать одни и те же цвета на различном ма
териале: бумаге, тканях, дереве, пластмассе, стекле и I
др. Эту способность необходимо формировать каш
можно раньше путем перехода к распознаванию цвета
бумаги различного качества.

8. Важным свойством сформированного кожно
оптического чувства является способность переноса
заключающаяся в том, что незрячие испытуемые на
чинают узнавать одни и те же цвета на различном ма
териале: бумаге, тканях, дереве, пластмассе, стекле и
др. Эту способность необходимо формировать как
можно раньше путем перехода к распознаванию цвета
бумаги различного качества.

9. Кожно-оптические ощущения слабеют с уменьшени
ем площади воспринимаемой цветной бумаги. Между
тем, надо научиться определять цвет бумаги любого
размера. Следует приучать испытуемых распознавать
цвета на узких одинарных полосках бумаги. Только
после этого они смогут определять цвет на рисунках Л
открытках.

10. У слепых и слабовидящих в процессе тренировок
складывается способность игнорировать влияние цве
та поверхности, на которой размещается восприняв
маемый материал. Эта способность позволяет при-
учить незрячих людей распознавать цветовые тона не

 

 

только с помощью изолирующей подставки, но и в любых условиях.

11. Характерной особенностью кожно-оптического чув­ства у слепых и слабовидящих является ярко выра­женное проникающее свойство: возможность опреде­лять цвет и форму через металлическое покрытие. Думается, что упражнения в определении цвета через металлические пластинки могут явиться одним из способов, помогающих отвлечься от влияния фактуры бумаги и структуры красящего вещества, и тем самым позволяет почувствовать специфические признаки са­мого цвета.

12. При формировании навыка восприятия букв и цифр стоит задача научить читать мелкий текст и с доста­точно большой скоростью. Для реализации этой зада­чи необходимо попробовать приучить слепых воспри­нимать буквы на расстоянии кончиками пальцев. Это позволит уменьшить размеры букв и цифр. Скорость же чтения можно увеличить, применяя различные комбинации металлических основ с наложением на них определенного электрического потенциала.

13. Кожно-оптическое чувство развивается постепенно. Значительные интервалы между упражнениями сводят достигнутые успехи на нет. Однако, когда первона­чальный этап формирования кожно-оптических ощу­щений и восприятий завершен, перерывы уже не ока­зывают отрицательного влияния. При этом надо иметь в виду, что очень важно закрепить связь между кож-но-оптическими ощущениями признаков цвета и ус­ловными названиями самих цветов.

 

Date: 2015-10-18; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию