Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности кожно-оптической чувствительности и отличие ее от зрения





О природе феномена Розы Кулешовой учеными высказыва лись различные предположения. Выдвигались гипотезы о том, что Роза ощущает чрезвычайно тонкие температурные градации различную структуру красящего вещества (или химический со став его), что у нее чрезвычайно развита осязательная чувстви тельность. Повышена чувствительность рецепторных аппаратов с расширением границ восприятия до светоощущения и разли чения хроматических цветов, а также гипотеза о зрении в кон чиках пальцев - наличии специальных фоторецепторов, способ ных воспринимать световые воздействия, и о роли пигмент; Некоторые ученые способности испытуемой связывали с теле патией, т.е. возможностью каким-то образом улавливать мысли и чувства экспериментатора и сообщать о них. Опыты проводи­лись таким образом, что телепатия исключалась. Во-первых предметы были перемешаны в мешке, а испытуемая вынимала их строго по заданию. Во-вторых, экспериментатор сам не знал где и что находится. Возможность внушения или индукции была исключена. В-третьих, постоянство восприятия, действие опре деленных закономерностей ощущений, влияние на феномен конкретных условий внешней среды (свет, темнота и др.). Таким образом, телепатическая гипотеза была отвергнута.


Опытами ряда ученых показана неправомерность тепловой (инфракрасной) гипотезы в объяснении феномена кожного зре­ния. Однако в процессе выработки дистантной фоторецепции у Розы наблюдались факты, подтверждающие данные А.Н.Леонтьева. Вначале поисковая деятельность ее определя­лась температурными различиями цветовых лучей; лишь после того, как эти различия были подкреплены словами - обозначе­нием того или иного цвета при засвечивании, Роза безошибочно стала называть цветовые тона, ответы стали соответствовать ощущениям световых лучей. Это, на взгляд И.М.Гольдберга, не позволяет исключить полностью роль температурных рецепто­ров образования кожно-оптической чувствительности.

Для чтения, определения цвета на рисунках, тканях, нитках Розе необходимо было ощупать пальцами тот или иной предмет. При контактном восприятии участие тактильных и кинестезиче-ских рецепторов бесспорно. То же можно сказать и о способно­сти осязательного различения спроецированной на матовое стекло цветной или черно-белой картинки, умении восприни­мать через стекло, целлофан. Тут можно указать на кожно-оптическую иллюзию, открытую А.С.Новомейским. Если под лист стекла на столе положить рядом листы белой и черной бу­маги и с закрытыми глазами проводить пальцами по стеклу, то пальцы хорошо ощущают границу между двумя цветами; при переходе на часть стекла, лежащую над черным листом бумаги, пальцы как бы пристают к стеклу, их тяжело вести по нему. Ко­нечно, одним осязанием нельзя воспринимать дистантно цвето-вые тона лучей, но и отсутствие прямого контакта при ощупы-вании через стекло, целлофан или пленку не дает возможности определять структуру красящего вещества. При ощупывании

явно участвуют барорецепторы. Что касается трех видов цвето-

 

 

воспринимающих «колбочек» в пальцах у Розы, якобы найден ных исследователями из Института биофизики, то эти факты не подтвердились. Способность определять цветовые тона предме тов, подложенных под листы белой бумаги и красной копирки что совершенно недоступно зрению, исключает наличие специ альных фоторецепторов.

Весной 1963 г. И.М.Гольдберг своими опытами доказал воз можность восприятия цветовых тонов через металлическую фольгу, что недоступно зрению глазами. Роза хорошо различал все цвета спектра через фольгу. Рисунки или крупные цифры определялись ею лишь после прямого предварительного озна комления при помощи пальцев, после этого все взятые рисунки и цифры были безошибочно определены через фольгу.

Таким образом, заключает Гольдберг, кожно-оптическая чу ствительность является синтетическим продуктом деятельности всех (или почти всех) видов кожных рецепторов. Она является не шестым чувством, а одним из видов кожной рецепции (в да ном случае на неадекватные раздражители), подобным вибрационной чувствительности.

Кожно-оптическое чувство может проявляться по-разному Контактное свойство сближается с обычными осязательным ощущениями, дистантное - в какой-то степени напоминает дис тантную рецепцию при помощи других органов чувств, а про никающее свойство представляется новым качеством, недоступ ным для других органов чувств. Все эти формы проявляются основе кожных ощущений. Они являются основой восприятия признаков света и цвета как у Розы Кулешовой, так и у других испытуемых. Эти ощущения разные испытуемые трактуют по разному. Художник Борис Малышев, работавший в редакции журнала «Наука и жизнь», желтую бумагу определял как пори


тую и гладкую, красную - как липкую [10]. Роза часто характе­ризовала свои ощущения понятиями не только осязательными, но и зрительными, иногда температурными. Цвет она описывала крестиками, точками, степенью гладкости и шероховатости. Но у нее эти показатели были часто непостоянны.

Осознание этих ощущений требует, по Леонтьеву, «внутрен­ней теоретической поисковой деятельности» и соответственно -огромного активного внимания и напряжения. Поэтому Роза Кулешова быстро уставала во время опытов, пальцы у нее поте­ли. Ее труд не пропал даром, исследователи шаг за шагом выяс­няли отношения между кожно-оптическим чувством (вторым зрением) и обычным зрением.

Хотя кожное зрение во многом напоминает зрение глазами и подчиняется многим законам видения человеческим глазом (контраст, перспектива, иллюзии, законы смешения цветов), но оно во многом и отличается. Во-первых, оно отличается от вос­приятия глазом в такой же степени, как восприятие очень бли­зорукого человека от восприятия хорошо видящего, или в какой степени человек, стоящий у стены высокого дома и смотрящий на стену прямо перед собой, может увидеть глазом весь дом. Он хорошо видит стену, может разглядеть тут мельчайшие детали и шероховатости, но перспективы зрения, взаимоотношения его с другими домами и местностью охватить сразу не может - ему надо двигаться. Также, передвигаясь, охватывают весь текст или Рисунок пальцы Розы: изображение развертывается как в кине­скопе, информация суммируется и отбирается.

Во-вторых, не всегда «зрительные наименования» Розы ана­логичны зрительным ощущениям, полученным с помощью глаз.

Ей давали на язык белое драже из набора конфет «цветной горошек». Она правильно определяла языком - «белое». Но вот

 

 

комната засвечивалась синим цветом, белое драже кажется экс периментатору синим. Однако в более чем 50% из всех проб цвет для нее остается прежним - «драже белое». Ошибочными были и ответы Розы при восприятии желтых и зеленых предме тов, освещенных красным цветом. Она называла их голубым синими, а глаза видели их оранжевыми, желтоватыми. Голь берг провел серию опытов с Розой по определению цвета и ри сунка на цветной бумаге, размещенной под цветные стекла (све тофильтры). Из опытов обнаружилась способность восприятия рукой истинного цвета бумаги через толстые цветные стекло толщиной в 3 мм, т.е. для кожного зрения окрашенное стекло является препятствием в узнавании цвета бумаги. Хотя при во приятии глазами цвет бумаги через цветное стекло видится иным, подчиняясь закону смешения цветов.

Таким образом, кожно-оптическое чувство обладает свойс вами, недоступными зрению глазами. В силу особенностей проникающего восприятия возможно определение истинно го цвета предметов (т.е. цвета, определяемого глазом на све ту) сквозь листы бумаги, фольги, окрашенного стекла - что совершенно недоступно глазу.

1.5. ЭВОЛЮЦИЯ КОЖНО-ОПТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У РОЗЫ КУЛЕШОВОЙ

Кожно-оптические ощущения у Розы Кулешовой развивались постепенно. Вначале это был затянутый процесс восприятия ру кой и не всегда точный. При определении цвета бумаги или на печатанных букв она долго ощупывала и потирала пальцами изучаемый предмет. По мере тренировок точность распознав' ния и скорость восприятия увеличивались. Кожно-оптическое чувство возникало у нее только при непосредственном сопри


косновении с предметами, такое чувство было названо контакт­ным. В дальнейшем она научилась распознавать цвет разных хроматических лучей в потоке света и определять цветовые тона окрашенных объектов на расстоянии - через прозрачные и не­прозрачные среды (стекло, целлофановая пленка, бумага, фоль­га). Она стала читать тексты, написанные на бумаге молоком, соленым и сахарным растворами, научилась распознавать иг­ральные карты через непрозрачную ткань рубашки, «видела» цвет раскрашенной бумаги через несколько листов белой бумаги и т.д. Постепенно у нее появились дистантная и проникающая способности кожно-оптического чувства. Такие феноменальные навыки распознавания закреплялись благодаря регулярным тре­нировкам.

Однако, летом 1963 г. кожно-оптическая чувствительность у Розы стала резко ухудшаться. Выше уже отмечали, что атмо­сфера внимания и доверия улучшала качество восприятия испы­туемой, а отвлекающие факторы, подозрительность и недоверие к ней резко ухудшали способности кожного зрения и даже дела­ли его невозможным. Начало кризиса совпало с проводимыми над ней опытами с экранированием головы, которые Кулешова оценивала как проявление недоверия к ней. С этого момента кожно-оптическая чувствительность стала резко ухудшаться, ее способность к распознаванию уменьшилась: даже обычные, очень легко ранее выполняемые задания по определению цвето­вых тонов бумаги, стали часто невозможными. Тем более ухуд­шились результаты в опытах по восприятию через непрозрачные среды. Лишь в отдельных случаях, особенно в присутствии но вой для нее аудитории, результаты значительно улучшались.

По мнению врача И.М.Гольдберга, регресс кожно-оптической чувствительности у Розы Кулешовой связан, в пер-

 

 

вую очередь, с ухудшением здоровья. Однако нет повода ду мать, что причиной болезни послужили какие-либо опасные опыты ученых над пациенткой. Ее сознание, видимо, решало противоречивые задачи личной судьбы. С одной стороны, ой сегодня в поле внимания, ее успехами восхищаются уважаемые люди, а с другой - внимание к ней ослабевает изо дня в день, завтра она будет забыта всеми, творчеству будет конец, пер спектива не проглядывается. Вероятно, ей не с кем было пого ворить просто о жизни, спокойно помечтать, пофилософство вать. Врач констатировал, что увеличилась частота припадков особенно амбулаторного автоматизма с сумеречным состояние сознания. Резче проявились изменения в психике личности: бре довые идеи величия и ущербы. Тугоподвижность мышления многословность, неумение отличить главное от несущественно го. Развилась наклонность к однообразным трафаретным рече вым оборотам.

Тренироваться Роза почти прекратила, соглашаясь лишь на редкие тренировки без достаточного желания и сосредоточения внимания. Процесс восприятия стал подменяться у нее попыт­ками угадывания и даже подглядывания. Ухудшение состояния здоровья и прекращение тренировок привели к регрессу кожно-оптического чувства у Кулешовой.

Сравнивая динамику проявления способностей Розы Куле шовой и больной Софьи М-вой, описанной Ховриным, можно обнаружить у них общее: чередование периодов точного вос приятия с периодами слабых ощущений и даже их отсутствия. Ясно одно, что кожно-оптическое чувство зависит от хорошего самочувствия испытуемых.

Вместе с тем, изучение феномена Розы Кулешовой дал тол­чок исследованиям кожно-оптического чувства у здоровых лю-


дей. Ученые Москвы, Нижнего Тагила, Свердловска, Магнито­горска, Ишима получили интересные и ценные результаты.

Date: 2015-10-18; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию