Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словообразование





Форма сова и словообразовательная форма (модель) – важнейшие формы языка. Будучи наполненным конкретным лексическим материалом, они порождают словоформы и производные слова – важнейшие единицы языка. В словоформе и производном слове происходит прочное соединение лексики и морфологии языка.

Термин форма слова и само понятие были введены в языкознание Московской Лингвистической Школой, Основатель этой школы Ф.Ф. Фортунатов определял форму слова как "способность отдельных слов выделять из себя для сознания говорящих формальную и основную принадлежность, т.е. основу слова и формообразующий аффикс".

Основа слова – постоянная часть слова, выражает лексическое и грамматическое значение слова. Для многих глаголов русского языка характерно наличие двух основ, которые называют основой настоящего времени и основой инфинитива: играй -, но игра -; организуй, но организова -; пиш-, но писа -. От основы настоящего времени образуются личные формы настоящего и будущего времени, формы повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастия совершенного вида и т.д. Основа инфинитива часто используется и как производящая основа, причём часть её может подвергаться усечению (ковать, но ковка). Основа — это часть слова без окончания. По своей структуре основы делятся на производные и непроизводные. Вновь образованные в языке слова - это чаще всего слова с производной основой. Непроизводные основы не делятся на структурно более мелкие части, их значение чаще всего не мотивировано, то есть не может быть объяснено современными связями между семантикой слова и обозначением предмета или явления именно этим словом. Так, в обозначении руки словом рука, земли — словом земля, отца — словом отец и т.д. мотивированную связь обнаружить нельзя. Иногда это не удается сделать даже с помощью глубокого этимологического анализа. Поэтому значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, оно не выводится из какого-нибудь более простого по значению и структуре слова. Непроизводная основа, как правило, совпадает с корнем, например: лес, рук-а,, бел-ый, вод-а, дом и т.д.

Производная основа со структурной точки зрения состоит из отдельных значимых частей, то есть делится на более мелкие части — морфемы. Каждая производная основа необходимо предполагает наличие непроизводной, от которой она образована и состоит в семантико-грамматических отношениях. Значение производной основы какбы вырастает из значений составляющих ее отдельных морфем. Обозначение предметов и явлений производными основами является известным образом мотивированным, то есть словообразовательно мотивированным: домик образовано от дом, занести от нести, речной от река; нем. umübersetzar (непереводимый) от übersetzbar (переводимый), Berichterstatten (сделать сообщение) от Bericht (доклад); бел. сонейка от солнца, каханне (любовь) от кахаць (любить) и т.д. Производная основа может перейти в разряд непроизводных, если последняя исчезает из языка или перестает соотноситься с производной. Так, с уходом из литературного языка слова жужель в слово с непроизводной основой превратилось существительное жужелица.

Формы слова – делят на простые (синтетические) и составные (аналитические).

Простой формой слова называется синтез (объединение) основы и аффикса: пиш-у, стол-а, быстр-ее.

Составной формой слова – объединение формы служебного слова и формы знаменательного слова, образующее словоформу конкретной лексемы: бу-ду пи-сать, о + столе, бол-ее быстр-о.

Таким образом: в простой словоформе её компоненты объединены как части слова, она называется синтетической; поскольку в составной словоформе компоненты, составляющие единое целое, представлены линейно, разорвано, аналитично, её называют аналитической.

Синтетические формы слов делятся: по способу присоединения аффиксов; флектирование;

агглютинирование. При флектированном способе аффикс прочно соединяется с основой, так что при выражении разных грамматических значений происходит видоизменение основы и замена аффиксов. Прим: аффиксы типа ут- (моют, моет). При агглютинированном способе аффиксы постепенно присоединяются друг за другом, отягощая словоформу всё новыми грамматическими значениями. Прим: аффиксы типа –ся (моемся, моетесь, мылись, моется, мойтесь).

Строение составной словоформы аналогично строению простой словоформы: основа выполняет ту же роль, что и форма изменяемого знаменательного слова, а служебное слово или его форма – роль словоизменительного аффикса. Прим: в русском языке используется форма инфинитива, причём несовершенного вида: буду читать.

 

Обязательная литература

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: "Просвещение", 1987, С. 205 – 227.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: "Высшая школа", 1975, С. 157 – 199.

3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание: Минск: Тетра – Системс, 2005, -С.88-107,183-210.

4. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

 

Тема 9

Морфология языка

План лекции

1. Грамматические значения. Грамматические категории

2. Части речи и принципы их выделения

 

 

  1. Грамматические значения. Грамматические категории

Грамматические значения - это значения слова как единицы языка. Грамматическое значение не определяется лексическим значением слова, грамматические значения отличаются от лексических значений 3 основными свойствами:

1) Грамматические значения отличаются от лексических своим отношением к слову и строю языка. Грамматическое значение в отличие от лексического значения не сосредоточивается в одном слове, а характерно для многих слов языка.

2) Характер сообщения и абстрагирования. Если лексическое значение связано с обобщением свойств предметов и явлений объективной действительности, их называнием и выражением понятий о них, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слова, как абстрагирование от лексических значений слов.

Например, слова кошка и кот существуют для того, чтобы различать животных по биологическому полу. Формы рода группируют существительные по их грамматическим свойствам. Формы стол, стена, окно группируют слова (а не предметы и понятия о них). Грамматические значения выражаются при словообразовании, словоизменении и построении сочетаний и предложений.

Грамматические категории. Группы форм слова, объединенные общностью грамматического значения называются грамматическими категориями. Грамматическая категория является единством частных грамматических форм и значений. Грамматические категории делятся на 2 типа: морфологические и синтаксические. Морфологические подразделяются на словоизменительные и классификационные. Словоизменительные объединяют формы слова в пределах одной и той же лексемы. Классификационные объединяют лексемы на основе общего грамматического значения.

Пример:

Словоизменительная категория рода имен прилагательных, притяж. местоимений, числительных, причастий, форм времени глагола.

Классификационная категория рода имени существительного.

Существуют лексико-грамматические категории категории абстрактности, вещественности, одушевленности, способа действия глагола, качественность прилагательных.

Синтаксические категории проявляются в синтаксических единицах  словосочетании, предложении, синтаксическом контексте (сверхфразовом единстве). Синтаксические категории согласование, координация, именные и глагольные словосочетания, односоставные и двусоставные предложения, союзные и бессоюзные слож. предложения, второстепенные члены, объектные и обстоятельственные словосочетания.

 

  1. Части речи и принципы их выделения

Части речи - это наиболее общие классы слов, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ, парадигм, синтаксическими функциями).

Первый принцип выделения частей речи:

Признаки частей речи: 1) семантический это его общее грамматическое значение (например, существительное имеет значение предметности, глагол действия и т.д.); 2) синтаксический - это его первичная, обычная синтаксическая функция (глагол  функция сказуемое, существительное - подлежащее, дополнение); 3) словообразовательный - это набор словообразующих моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также выделения основы для пополнения лексики других частей речи (для существительного внутрисубстантивное суффиксальное словообразование); 4) морфологический инвентарь словоформ, парадигм, система морфологических категорий и разрядов (например, субстантивация прилагательных портной, запятая).

Второй принцип выделения частей речи: классификационный требует признания неоднородности частей речи и классификации их.

Наиболее многомерной и дифференцированной является следующая система частей речи русского языка:

А. Самостоятельные части речи (знаменательные)

I.Именные: 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) местоимение;

II. Глагольные: 5) собственно глагол; 6) причастие; 7) деепричастие;

III.Наречные: 8) собственно наречие; 9) предикативные наречия (категория состояния); 10) компаратив (сравнительная степень);

Б. Служебные слова (частицы речи): 11) собственно частицы; 12) предлоги; 13) союзы; 14) связки;

В. 15) модальные слова и частицы;

Г. 16) междометия.

При упоминании о частях речи имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризующихся теми или иными признаками. Выделение частей речи имеет длительную историю. Оно началось еще в античности. Аристотель в VI. в. до н. э. выделял 3 части речи: имя, глагол, частицы (служебные слова и местоимения). Позже имена разделяют на имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Мы находим затем уже деление на 8 частей речи: 1) имя; 2) глагол; 3) причастие; 4) артикль; 5) местоимение; 6) предлог; 7) наречие; 8) союз.

Так, постепенно складывается та традиционная система частей речи, которой в основном пользуются в средней школе. Оживленные споры развернулись в русском и советском языкознании (Фортунатов, Ушаков, Петерсон). Стремясь примирить разноречивые точки зрения, некоторые лингвисты провозгласили «смешанный принцип» выделения частей речи. Согласно этому принципу необходимо учитывать и грамматическое значение каждого разряда слов и присущие этим словам грамматические категории, типы формо- и словообразования, синтаксическую сочетаемость, характерные функции слов и связной речи.

Прежде всего, начинать нужно с выделения более крупных классов слов, чем отдельные части речи. Это классы знаменательных и служебных слов. Внутри знаменательных слов особое место занимают междометия слова, служащие выражением эмоций (ай, ой, о, ба, тьфу, увы, ура, дудки) или сигналами волевых побуждений (эй, алло, стоп, брысь, цыц). Для междометий характерна синтаксическая обособленность. По происхождению междометия делятся на: 1) первичные (ой, ай), характеризующиеся чертами глубокой древности; 2) производные от других частей речи (батюшки! ужас!) или от словосочетаний (боже мой! черт возьми!).

Остальные значения слова подразделяются на: 1) назывные (слова-названия); 2) заместительные слова (заместители названий) (местоимения я, ты, он…).

Имя существительное одна из самых больших групп внутри класса знаменательных слов. Имя существительное выражает грамматическое значение предметности. Историческим ядром существительных были названия предметов в прямом, физическом смысле (камень, копье, названия животных), позднее развились существительные с абстрактными, невещественными значениями: названия отрезков времени (день, год), свойств (белизна, синева), действий и состояний (бег, ученье, рост), отношений (связь, зависимость). В некоторых языках встречаются классификационные категории имени существительного, например, категория рода, числа, лица, одушевленности / неодушевленности.

Имя прилагательное выражает грамматическое значение качества или свойства, называет качество или свойство не отвлеченно, а как признак, данный в каком-то предмете: белое (небо), белый (хлеб), белая (шаль). Как говорит Щерба, без существительного, явного или подразумеваемого, нет и прилагательного. Первичная функция прилагательного функция определения и сказуемого (его именной части). Признаки, обозначаемые прилагательными, могут варьироваться по степени интенсивности (силы), отсюда специфическая грамматическая категория качественных прилагательных, категория степеней сравнения.

Глагол в большинстве языков состоит из 2 рядов образований: из собственно глагола (verbum finitum) (читаю, читал, читай, читал бы) и так называемых вербоидов (читать, читающий, читанный, читая), совмещающих признаки и свойства глагола с признаками и свойствами других частей речи (вербоид буквально значит «подобный глаголу»).

Собственно глагол выражает грамматическое значение действия, то есть признака динамического, протекающего во времени, называет этот признак не отвлеченно, а «во время его возникновения от действующего лица» (Потебня). Ему свойственны категории: время, наклонение, залог, вид.

Категория времени служит для локализации во времени того действия, которое обозначено глаголом.

Категория наклонения (глагольная модальность) выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к действительности, а в ряде случаев отношение к воле и желанию, иногда к личному опыту говорящего. Различают наклонение реальности изъявительное (индикатив) и наклонение, представляющее действие как вовсе нереальное или возможное, допустимое, или прямо требуемое от адресата  это сослагательное и повелительное наклонения.

Категория залога выражает в формах глагола разные типы отношения между членами предложения (подлежащим, дополнением) и реальными участниками, реальным действующим лицом агенсом и пациенсом, т. е. первым объектом действия. В ряде языков залог выступает в 2 формах: актив и пассив. Актив или действительный залог - это форма глагола, при которой подлежащее соответствует агенсу (Рабочие строят дом). Пассив, страдательный залог - такая форма глагола, при которой подлежащее, напротив, соответствует пациенсу (Дом строится рабочими). В языках мира известны и другие залоги (например, в нем. яз. Stativ).

Грамматическая категория вида  с ней связана группировка глаголов по так называемым способам глагольного действия. Способы действия  это семантические разряды глаголов, выделяемые на основании общности типа протекания действия, например, начинательные глаголы (запел, побежал), многократные (певал), ограниченной длительности (попел, побегал), глаголы состояния (сидел), перехода в состояние (дряхлел), однонаправленного перемещения (бежал, нес), ненаправленного перемещения (бегал, носил) и т. д.

Вербоиды совмещают черты глагола с чертами каких-то других частей речи: 1) совмещают свойства глагола и существительного (это инфинитивы в рус. и др. яз., герундий в англ. яз); 2) совмещают свойства глагола и прилагательного (причастия читающий, читавший); 3) свойства глагола и наречия (деепричастия смеясь, читая). Вербоиды используются в функции подлежащего (курить воспрещается), дополнения (люблю читать), определения (читаемая книга), обстоятельства (сказал, смеясь), иногда в функции целого предложения (Не шуметь!).

Наречие с точки зрения грамматического значения  признак признака. По словам Потебни, наречие называет «признак … связанный с другим признаком, данным или возникающим, и лишь через его посредство относимый к предмету» (Поезд шел быстро; железо накаляется до красна). Для наречия характерно отсутствие каких-либо грамматических категорий и, соответственно, форм словоизменения, кроме степеней сравнения (у качественных наречий).

Последняя часть речи внутри слов-названий  имя числительное. Грамматическое значение числительного  это значение количества, представляемого как значение чего-то (пять столов) или же как абстрактное число (пятью пять двадцать пять), как точно определяемое количество или как количество неопределенное (много, мало столов).

Заместительные слова образуют особую систему, параллельную системе назывных частей речи и по-своему дублирующую ее. Так, слова я, ты, он, она, кто, что, никто, нечто, себя указывают на предметы в грамматическом смысле и потому являются своего рода существительными. Слова мой, твой, такой, какой, никакой, чей, свой указывают на свойства как на признаки, данные в предметах, и потому оказываются своего рода прилагательными. Слова только, сколько указывают на количество и потому должны рассматриваться как своего рода числительные. В школьной грамматике все три разряда объединены в одну часть речи  местоимение.

Служебные слова образуют отдельную подсистему служебных частей речи (или частиц речи). Эта подсистема сильно видоизменяется от языка к языку. Могут быть выделены «морфологические» и «синтаксические» служебные слова. Первые участвуют в образовании аналитических форм. Это предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, слова степени, частицы типа русской бы. К ним же примыкают и служебные слова, оформляющие аналитические лексемы. Синтаксические служебные слова обслуживают словосочетания (т.е. сочетания знаменательных слов) и предложения. Таковы союзы, связки в сложном сказуемом (например, был: Он был актером), частицы, относящиеся ко всему предложению или к члену предложения).

Особую группу между знаменательными и служебными словами составляют оценочные или модальные слова, выражающие оценку достоверности факта (несомненно, вероятно, по-видимому, кажется, как будто, может быть, вряд ли, едва ли, говорят, слыхать, якобы).

 

 

Обязательная литература

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1975. С. 200-219.

2. Кодухов В.Н. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. С. 208-210; 227-236.

3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание: Минск: Тетра – Системс, 2005, С.186-193, 200.

4. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

Тема 10

Синтаксис языка

План лекции

  1. Понятие о синтаксисе
  2. Словосочетание как лингвистический объект
  3. Предложения в языке и речи
  4. Смысловые синтаксические

 

Date: 2015-10-18; view: 816; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию