Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика источников информации





Особенность социологии в сравнении с дисциплинами философ-ско-гуманитарного профиля состоит в том, что ее объект (функцио­нирование общества) наиболее подвижен и изменчив. Буквально на глазах меняются картины общественного бытия. Казалось бы, впол­не надежные теории, которые еще недавно воспринимались как вполне объективное описание социальной действительности, оказы­ваются наивными и ненужными, возникает потребность в их модер­низации. В этих условиях необходимо постоянно отслеживать те изменения, которые происходят в обществе. Поэтому фундамен­тальные научные исследования явно не успевают за темпами изме­нения и развития общества. Необходимо постоянное обращение к справочной и периодической литературе, которая наиболее быстро откликается на общественные изменения. В этой связи освоение курса социологии не может ограничиться научной и даже учебной литературой. Здесь необходим широкий набор источников, который, с одной стороны, знакомил бы с уже наработанным социологиче­ским материалом, а с другой стороны, адаптировал этот материал к новым условиям социальной действительности.

С тем, чтобы ориентироваться в этом материале, необходимо четкое представление о его структурной организации. Эта организа­ция может быть представлена следующим набором источников ин­формации:

учебная литература (учебники, учебные пособия, курсы лекций по социологии, практикумы, сборники структурно-логических схем);

методическая литература (методики преподавания, методиче­ские пособия и разработки как по общему курсу, так и по его от­дельным темам, планы и программы общего курса социологии, стандарты преподавания);


 

первоисточники (либо в их полном авторском варианте, либо в виде хрестоматий);

справочная литература (словари, справочники и энциклопедии по социологии, статистические сборники по различным разделам общественной жизни);

научно-монографическая литература (научные труды по раз­личным разделам социологического знания);

научно-периодическая литература (специальные научные жур­налы по социологии, например, «Социологические исследова­ния», который выпускается в России, «Социология» - журнал бе­лорусских социологов, вестники различных вузов России и Бела­руси, а также ряд зарубежных журналов по социологии, которые в настоящее время имеются в вузовских библиотеках);

общая периодическая печать и информация других средств массовой информации.

Все эти источники в большинстве своем реализуются на бумаж­ных носителях. Но научно-технический прогресс все шире и шире позволяет использовать информацию и на электронных носителях, а также пользоваться услугами Интернета.

Современный этап развития общества неслучайно называют ин­формационным. Средства массовой информации превратили саму информацию в мощный фактор общественного развития. В допол­нение ко всему в последнее время в нашу жизнь стремительно во­шло новое явление под названием Интернет. Он стал таким же рево­люционным явлением, как когда-то радио и телевидение, породив абсолютно новый способ существования и функционирования ин­формации - виртуальный. Благодаря Интернету создан своеобраз­ный банк разнообразной неструктурированной информации, затра­гивающей все сферы жизнедеятельности человека. Тяжело сказать, какую часть во всей информации занимает научная и учебная ин­формация, однако это не последний по распространенности вид ин­формации во всемирной сети, можно лишь отметить, что подобная информация располагается как на сайтах ее производителей, так и на сайтах продавцов. Причем получить такую информацию весьма не сложно; достаточно написать в строке запроса поисковой системы в Интернете любое интересующее слово (термин, фамилия, организа­ция, событие, документы, работы и т.д.), и можно будет узнать пере­чень всех сайтов, содержащих это слово. Широкое распространение получили виртуальные магазины, предлагающие широкий выбор научной и учебной литературы. Особенно широк этот выбор по об­щественным дисциплинам. Если же человека интересует информа­ция о научных конференциях, то сайты покажут их тематику, чему они посвящены, кто в них участвует и как на них попасть.


 


 


 


При этом необходимо учитывать тот факт, что студенчество наи­более «продвинутая» и восприимчивая ко всему новому часть обще­ства. Она же является и основным потребителем продукции Интер­нета. Поэтому именно студенты «откапывают» гораздо более све­жую и актуальную информацию, нежели их преподаватели. Здесь можно получить сведения о новых технологиях, о передовых на­правлениях науки, о новых учебных изданиях и т.д. Почему бы не использовать все это, поощряя студентов к получению учебной ли­тературы через Интернет (которая стоит не дороже, чем в магази­нах), к налаживанию связей получения информации, обмена опытом в научном сообществе (например, с другими вузами, их студентами и преподавателями). Необходимо шире использовать опыт зарубеж­ных коллег, которые уже давно интенсивно пользуются возможно­стями Интернета в плане расширения сферы образования и совер­шенствования его методики и технологии.

Большинство западных крупных библиотек уже «находятся» в Интернете. Сайт этих библиотек содержит перечень всех книг, кото­рыми располагает библиотека (в виде общепринятых каталогов). Любой желающий, имеющий возможность посетить данную биб­лиотеку, может сначала зарегистрироваться в ней через Интернет, заказать на свой номер нужную ему литературу, получить ответ о ее доступности и на следующий день получить заказанную литературу (и все это не выходя из дома).

Таким образом, видно, что серьезное изучение социологии не может быть обеспечено в современных условиях одной только учеб­ной литературой.

Уже упоминались Интернет-магазины, в которых можно купить все, начиная с литературы, заканчивая оборудованием и техноло­гиями. Для покупки нужно указать номер кредитной карточки, по которой будет производиться оплата, и адрес, по которому будет доставлен заказ. Таким образом, студенты и преподаватели имеют возможность покупать любую интересующую их научную продук­цию отечественного и зарубежного производства.

Многие западные вузы имеют свои собственные сайты, на кото­рых содержится вся необходимая информация, начиная с местона­хождения, общей организации вуза, оплаты за обучение, характери­стики факультетов, специальностей, заканчивая учебными планами отдельных курсов, списками групп, заданиями на семинарские заня­тия и отчетами об успеваемости конкретных студентов. Это все вос­требовано, поскольку в разных странах распространен опыт дистан­цированного обучения, методика которого меняет форму заочного образования. Для того чтобы выбрать вуз для последующего обуче­ния, теперь совсем не обязательно ехать куда-то для того, чтобы по­лучить всю необходимую информацию. 224


В Интернете существуют так называемые конференции или фо­румы по интересам - это сайты, созданные с целью объединить лю­дей, увлекающихся чем-либо, в том числе и наукой. Эти люди «встречаются» в Интернете для того, чтобы обсудить какие-то узко специализированные проблемы, рассказать новинки в определенной сфере, практикуется непосредственный (бегущая строка) диалог ме­жду несколькими людьми, заинтересованными в получении инфор­мации друг от друга. Таким образом, для обучающихся и обучаю­щих в сфере технического образования такие встречи-беседы - цен­нейший источник обмена информацией между специалистами.

Следует упомянуть сайты по интересам, которые отличаются от форумов тем, что они узко специализированны и на них не осущест­вляется взаимодействия между посетителями - здесь «выложена» автором сайта вся имеющаяся у него информация по той или иной проблематике. Такие сайты являются примером авторской интерак­тивной книги, преимуществом которой является возможность задать любой вопрос автору сайта и получить на него ответ.

Некоторые современные авторы научных работ не ставят себе целью получение прибыли от публикации продуктов своего интел­лектуального труда, и они создают сайты, содержащие в электрон­ном варианте их работы, которые можно свободно почитать - это ценнейший источник научной информации, достоинством которого является возможность интерактивно «пообщаться» с автором работ.

Сегодня любой студент, имеющий доступ к Интернету, знает о существовании в электронной сети сайтов, содержащих огромное количество студенческих рефератов, докладов, курсовых работ и дипломных проектов практически по всем темам, которые всегда можно получить в электронном варианте. С одной стороны, это ис­точник «холявы» - студент может найти аналогичный по тематике своей работы доклад или реферат, распечатать его и сдать препода­вателю, с другой стороны, студенты могут читать данные рефераты как заменители учебной литературы, которые уже адаптированы другими студентами для более легкого усвоения определенного ма­териала.

Существуют и другие возможности использования Интернета, здесь указаны лишь основные. Однако для применения Интернета в системе образования необходимы соответствующие материальные затраты, которые в настоящее время вряд ли могут быть осуществ­лены без помощи спонсоров. Необходимо и решение соответствую­щих технических задач. Например, полезно было бы в наших вузах подключить все компьютерные классы к Интернету и создать при них методические центры, которые оказывали бы помощь и кон­сультирование студентам и преподавателям при работе с Интерне-


том. В принципе, наша система образования уже близка к тому, что­бы начать использовать всемирную сеть на благо собственных нужд, по крайней мере, «домашний Интернет» - уже не чудо для многих студентов. Хотелось, чтобы и в учебных учреждениях Интернет стал такой же обыденной вещью, каковым сейчас являются учебник, на­учная книга и конспект.

Особенно богатый материал учебного и научного плана, содер­жащийся в Интернете, имеется по общественным наукам, в том чис­ле и по социологии. Использование этого источника информации является важным и необходимым элементом системы современного образования.

4.2. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

4.2.1. Отечественные учебные пособия по общей и прикладной социологии

Бабосов Е.М. Социология. Часть первая. Общая социологическая теория. -Мн.,1998.

Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. - Мн., 2000.

Бабосов Е.М., Сапелкин Е.П. Социология. - Мн., 2001.

Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Ничипуренко В.Н., Попов А.В. Социоло­гия: Учебник (Под. ред. проф. Ю.Г. Волкова). - М., 2000.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1998.

Давидюк Г.П. Прикладная социология. - Мн., 1979.

Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х т.

Т.1. Методология и история. - М., 2000.

Т.2. Социальная структура и стратификация. - М., 2000.

Т.З. Социальные институты и процессы. - М., 2000.

Зборовский Г.Е., Орлов Т.И. Социология: Учебник для гуманитарных вузов. - М., 1995.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура в социологическом исследо­вании. - М., 1989.

Малявин С.Н. Введение в теоретическую социологию. - СПб., 1997.

Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 1999.

Немировский В. Основы теоретической социологии: Учеб. пособие.-Красноярск, 1994.

Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей ред. проф. Г.С. Батыгина. - М., 2000.

Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов н/Д, 1996.

Касьянов В.В., Ничипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология. Учеб.пособие / Под ред. В.В. Касьянова. - Ростов н/Д, 2000.

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.


Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.,

1997. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. — Екате­ринбург, 1998. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учеб. пособ. для вузов. - М.,

2000. Маршак А. Л. Социология: Учеб. пособие. - М., 2002. Общая социология. Систематический курс: Учеб. пособие для студентов,

изучающих соц. и гуманит. дисциплины / Под ред. Г.В. Давыдова. - 2-е

изд., перераб. и доп. - Саратов, 1999. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф.

А.Г. Эфендиева. - М., 2000. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом

исследовании. - Л., 1989. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред.

Ф.Э. Шереги, М.Г. Горпукова. - М., 1996. Социология. Наука об обществе: Учеб. пособие / Под ред.

В.П. Андрющенко и В.П. Горлача. - Харьков, 1996. Социология. Основы обшей теории / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1996. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - М., 2000. Социология: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф.

В.П.Сальникова. -СПб., 2000. Социология: Учеб.пособие / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 1998. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. проф.

А.Н. Елсукова. - Изд. 3-е стереотипное. - Мн., 2001. Социология: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павлёнок. - 2-е изд. - М., 2002. Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. - М., 1998. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 1999. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М., 1999. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, методика, про­грамма, методы. - Самара, 1995.

4.2.2. Переводные учебники по социологии

Асп.Э. Введение в социологию / Пер. с финского. Под общ. ред. А.О. Боро-

ноева.-СПб., 1998. Гидденс Э. Социология / Пер.с англ. - М., 1999. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. /

Пер. с сербского. - М., 1998. Мендера А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / Пер. с фр.- М.,

2000. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., 1994. Сушджевуд Э. Сцюлая псторыя сацыялапчная думю / Пер. з англ. Пад рэд.

У. Марущка.-Мн., 1999. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии / Пер. с польского

под ред. А.М. Румянцева. - М., 1969.


4.2.3. Литература по отдельным отраслям социологического знания

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов.-М., 1999.

Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. -Мн.,2000.

Безнюк Д.К., Елсуков А.Н. Социология религии: Учеб. поосбие. - Мн., 1999.

Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. - М, 1993.

Веселое Ю.В. Экономическая социология: история идей. - СПб., 1995.

Веселое Ю.В., Мацукова Т.К., Петров А.В. Экономическая социология: Учеб. поосбие. - СПб., 1998.

Волков Г.Н. Социология науки. Социологические очерки научно-технической деятельности. - М., 1968.

Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Казария Ф.Д., Савченко И.П., Шапова­лов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д, 2001.

Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права: Лекцион. матери­ал. - Барановичи, 1999.

Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспи­рантов гуманитарных специальностей. - М., 1996.

Гильдингерш М.Г. Социология безработицы: Учеб. пособие. - СПб., 1996.

Дикарева Л.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебн. пос. для студен­тов вузов. -М., 1989.

Доминик К. Политическая социология / Пер. с фр. - М., 2001. - 406 с.

Заславская Т.И., Рыбкин Р.В. Социология экономической жизни. - Ново­сибирск, 1991.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов высш. уч. завед. Изд. 2-е, доп. -М, 1995.

Ильичев М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. - М, 1996.

Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Для вузов. Изд. 3-е. перераб. и доп. - М., 2000.

Карбонье Ж. Юридическая социология. - М, 1986.

Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопро­сы. - М., 1999.

Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. - М, 1997.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.Н. Современная социология права.- М., 1995.

Кульчар К. Основы социологии права. -М., 1981.

Лапаева В.В. Социология права. - М, 2000.

Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. посо­бие. - М, 2001.

Малкей!У1. Наука и социология знания / Пер. с англ. - М., 1983.

Маркович Д. Социология труда / Пер. с сербского. - М.


Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). - М., 1997.

Орлов А.С. Социология рекреации. - М., 1995.

Политическая социология / Под ред. Г.П. Сопова. - Ростов н/Д. 1997.

Пригожий А.И. Социология организаций. - М., 1980.

Date: 2015-10-18; view: 446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию