Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории символического интеракционизма. 4 page






лучает элементарные навыки изучения общественного мнения, на­чиная от собственного социального окружения (семья, группа, кол­лектив) до общества, в котором он живет и частью которого сам яв­ляется. Читая художественную литературу, периодическую печать, знакомясь с аудио- и телеинформацией, студент учится самостоя­тельно выявлять, осмысливать и оценивать те или иные социальные явления и тенденции, вырабатывает собственную культуру социоло­гического мышления, без которой невозможно стать полноценным членом современного общества, а тем более выполнять руководящие функции.

3.3.2. Индивидуальные задания по социологии

В процессе изучения социологии помимо традиционных форм самостоятельной работы студентов, о которых речь шла выше, пред­полагается выполнение каждым студентом индивидуального творче­ского задания, результаты которого оформляются письменно, прове­ряются преподавателем и докладываются на «групповой конферен­ции», напоминающей отчеты студентов об исследовательской и производственной практике.

Вариантами индивидуальных занятий могут быть:

• подготовка большого реферата по первоисточнику; такой рефе­рат готовится в течение семестра и защищается на одном из по­следних семинаров, который может быть превращен в итоговую конференцию;

• составление научных социологических кроссвордов;

• составление тестовых заданий самими студентами по темам, изу­чаемым в общем курсе социологии;

• составление зачетно-экзаменационных вопросов;

• создание собственных «теорий» общественного развития;

• номинация социальных проблем современного общества;

• моделирование кризисных ситуаций и путей их разрешения;

• определение имиджа руководителя;

• пробное социологическое исследование ряда социальных про­блем;

• выявление и оценка социальных конфликтов;

• практикум по подготовке социологического инструментария;

• разработка методов социально-политической рекламы;

• составление программ исследования;

• интервью на политические темы с простыми людьми и членами общественных организаций;

• конструирование уставов организаций;


• составление текстов договоров;

• изучение политических идеалов молодежи и т.д.

Такие направления индивидуальной самостоятельной работы по­зволяют учесть интересы каждого студента, раскрыть его способно­сти и творческие потенции.

3.3.3. Научно-исследовательская работа студентов при изучении общего курса социологии

Хорошо известно, что студенты в рамках своих вузовских и меж­вузовских конференций охотно участвуют в подготовке научно-исследовательских работ, причем не только по своим специально­стям, но и по общественным наукам, в том числе и по социологии, подготавливая иногда весьма глубокие по содержанию работы, ко­торые завоевывают даже призовые места на конкурсе студенческих научно-исследовательских работ. Преподаватели должны всячески стремиться, чтобы вовлечь студентов в этот вид научно-творческой деятельности. Разумеется, эта работа не может носить массовый ха­рактер, ибо не всякий студент может одновременно готовить докла­ды по своей специальности и по общественной науке. Однако такая возможность для него должна существовать. Наиболее эффективной формой здесь может быть кружковая работа. Научный кружок по интересующим студентов проблемам формируется, как правило, во­круг преподавателя, читающего курс социологии. И хотя эта работа носит сугубо общественный характер, тем не менее она позволяет значительно расширить возможности подготовки специалистов с учетом современных требований гуманитаризации системы высшего образования.

Большие возможности для этого имеются при изучении курса со­циологии. Студенты с большим удовольствием включаются в иссле­довательскую деятельность по социологической проблематике, ибо их, кем бы они не собирались стать по своей основной профессии, живо интересуют вопросы политики и управления, маркетинга и рекламы, семьи и брака, социальных противоречий и конфликтов, социальной борьбы и примирения. И во многом от преподавателя зависит процесс реализации этого интереса, объединение студентов разных специальностей на почве их интереса к социальной пробле­матике. Конечно, для преподавателя, да и для студента, это допол­нительная нагрузка, но она окупается сторицей, когда на выходе действительно формируется специалист с широким социальным кругозором. Да иначе и невозможно компенсировать тот дефицит учебного времени, который имеет место при изучении общего курса социологии.


Программа работы научного студенческого кружка определяется самим преподавателем совместно со студентами, пожелавшисми стать его участниками. Однако можно порекомендовать некоторые стандартные темы, которые в той или иной степени привлекают к себе внимание современных студентов самых различных специаль­ностей. Перечень таких тем и предлагается ниже.

3.3.4. Тематика рефератов и студенческих научно-исследовательских работ

1. Учение Платона о государстве.

2. Аристотель о структуре общества и формах государственного правления.

3. Аристотель о происхождении государства. щ

4. Средневековая теологическая философия о природе общества и государства (по работе Аврелия Августина «О граде Божием»).

5. Н. Макиавелли и его учение о государстве (по работе «Государь»).

6. Утописты эпохи Возрождения и их учение об обществе, госу­дарстве и государственном правлении (по работам Т. Мора и Т. Кампанеллы).

7. Работа Ш. Монтескье «О духе законов» и ее значение для зарождения социологии как науки.

8. Идеи прогрессивного развития общества в социальной филосо­фии Нового времени.

9. Учение Т. Гоббса о зарождении и функциях государства (по работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»).

10. Учение Д. Локка о человеке и государстве.

11. Учение Гельвеция о природе человека, общества и государства.

12. Механистические концепции природы человека (по работе Ш. Ламетри «Человек-машина»),

13. Зарождение и развитие идей географического детерминизма в социальной философии Нового времени.

14. И. Кант и его учение о человеке и обществе.

15. Гегелевская «Философия права» и ее значение для формирова­ния идеи гражданского общества.

16. О.Конт как основоположник новой науки об обществе, его уче­ние о социальной статике и социальной динамике.

17. Социальная философия Г. Спенсера и ее значение для утвер­ждения идей теоретической социологии.

18. А. Кетле о статистике и ее значении для изучения обществен­ных явлений.

19. Дж. Милль и его концепция логики социального познания.


 


20. Позитивизм и социология.

21. Марксизм и позитивизм как две различные парадигмы общест­венного устройства и его преобразования.

22. Социал-дарвинистские концепции функционирования и разви­тия общества.

23. Общая характеристика психологических концепций социологии.

24. Теория подражания Г. Тарда.

25. Учение Д. Макдуголла об инстинктивном поведении человека.

26. Учение В. Парето о поведении человека.

27. Учение Г. Лебона о поведении человека и толпы.

28. Теория «зеркального Я» Ч. Кули.

29. Теория символического интеракционизма.

30. Теория обмена в социологии.

31. Террия социального конфликта.

32. Методологические идеи «понимающей социологии».

33. Теоретические установки этнометодологии.

34. Теоретические идеи феноменологии и их проявление в социо­логии.

35. Структурализм в социологии.

36. Методологические установки структурно-функционального анализа.

37. Теория социального действия Т. Парсонса.

38. Идеи фрейдизма и неофрейдизма в социологии.

39. Проявление в социологии идей модерна и постмодерна.

40. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.

41. Проблемы определения и структурной организации общества.

42. Социологические теории личности.

43. Проблемы социализации личности.

44. Статусно-ролевая характеристика общества и личности.

45. Системно-структурная характеристика общества.

46. Проблемы развития общества.

47. Особенности социологического изучения семьи.

48. Социальная группа как микроэлемент общественной структуры.

49. Социальная общность как макроэлемент общественной структуры.

50. Социальная организация и организационная структура общества.

51. Социальный институт, его сущность и социально-организу­ющая роль.

52. Социальные связи и отношения.

53. Социальное поведение в его норме и отклонении.

54. Социальные связи и коммуникации.

55. Социология власти.
206


 

56. Социология политики.

57. Социология управления.

58. Социология образования.

59. Социология культуры.

60. Социология науки.

61. Социология искусства.

62. Социология религии.

63. Социология права.

64. Социология молодежи.

65. Социология медицины.

66. Социология рекреации.

67. Социология выборов.

68. Социология электората.

69. Социология труда.

70. Социология быта.

71. Прикладная социология и ее роль в современном обществе. •

72. Программа прикладного социологического исследования.

73. Анализ документов как метод получения первичной социологи­ческой информации.

74. Наблюдение в социологии.

75. Эксперимент в социологии.

76. Выборочный метод в социологическом исследовании.

77. Опрос как метод сбора первичной социологической информа­ции.

78. Статистическая обработка социологических данных.

79. Контент-анализ в социологии.

80. Качественный анализ социологических данных.

81. Социологические исследования и их роль в структуре социаль­ных технологий.

82. Социальная технология и социальная инженерия.

3.4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ

3.4.1. Общая характеристика форм контроля знаний

Учебный процесс в вузе разбивается на семестры и сессии. По месяцам они соотносятся друг к другу как 4 к 1. Семестр - это такое время, в процессе которого идет передача и усвоение нового знания, его практическое закрепление и выработка профессиональных навы­ков и умений. Как уже отмечалось, здесь основными формами обу-


чения являются лекция, семинар (практическое занятие), различные виды практик и самостоятельная работа студентов. Все эти формы давно изучаются в методической литературе и имеют фундамен­тальное теоретико-методическое обеспечение. За годы своего суще­ствования высшая школа пережила множество новаций и псевдоно­ваций, которые сотрясали ее почти до основания. Но никакие инно­вации не смогли отменить или заменить эти традиционные формы обучения. Нечто подобное прослеживается и в методике контроля знаний студентов, т.е. его традиционные формы - зачет и экзамен -продолжают выполнять свою основную функцию.

Сессия - это и есть тот период обучения в вузе, когда его акцент смещается с процесса трансляции знаний на контроль по их усвое­нию. И хотя у зачетов и экзаменов сохраняются побочные функции обучения — закрепление знаний, их систематизация, практическое использование, — все же главной задачей остается контроль за ус­воением знаний и соответствующая его оценка. Сама система этих оценок составляет ту творческую характеристику выпускника, кото­рая фиксируется в таком документе, как приложение к диплому. И если в прошлом этот документ во многом носил формальный харак­тер (мало кто при приеме на работу молодого специалиста интересо­вался им, важен был факт наличия диплома), то в настоящее время такое приложение во многом определяет качество трудоустройства выпускника вуза. Недаром в настоящее время дальновидные студен­ты уже на первых курсах стараются получить более высокие баллы, чем это было несколько лет назад.

Изменение отношения студентов к своим оценкам во многом ме­няет саму стратегию контроля, необходимость углубления его мето­дической основы, совершенствование приемов и методов контроли­рования при сохранении традиционных форм контроля - зачетов и экзаменов.

Что же является специфическим на данный момент развития высшей школы? Прежде всего, разнообразие студенческого контин­гента. Студенты бюджетной и платной форм обучения, старательные и ленивые, талантливые и посредственные, быстро схватывающие науку и тугодумы, жадно грызущие гранит науки и весьма к нему равнодушные, имеющие надежную социальную опору и лишенные ее, патриоты и космополиты, работающие студенты и праздно ша­тающиеся и многое, многое другое, что отличает одного студента от другого. Бывает и так, что с некоторыми студентами преподаватель встречается только лишь во время зачетов и экзаменов.

В такой ситуации преподаватель поставлен в весьма сложное по­ложение - ценить ли только знание студентов (или их отсутствие) или же учитывать и само отношение студента к учебе, его отноше-208


ние к предмету, сужать или расширять функции контроля. Разумеет­ся, нельзя сводить счеты со студентом при контроле его знаний. Можно и нужно поставить отличную оценку студенту (если он дает безукоризненный ответ), даже если он полностью отсутствовал на занятиях. Но дело в том, что тот, кто отсутствовал на занятиях, чаще всего и не «тянет» на хорошую оценку, однако достаточно настоя­тельно требует поставить ее. Следует отметить, что современная методика проведения зачетов и экзаменов стремится как бы откре­ститься от этих проблем, принимая характер несколько упрощенных и весьма абстрактных рекомендаций. Поэтому важно развивать ее не только на чисто теоретической основе, но и с учетом новых реалий, сложившихся в высшей школе, в частности, значительно расширять объем самостоятельной работы студентов за счет подготовки пись­менных работ, определенное количество которых и может служить основанием для собеседования и автоматического принятия зачета или экзамена.

Наряду с изменением качества студенчества меняется и качество преподавательской работы. Отсутствие четких программ, стандартов и методических разработок приводит к тому, что даже общие курсы (по философии, политологии, социологии и др. общественным нау­кам) приобретают характер авторских или спецкурсов, что лишает их общезначимости и возможности стандартизации знания. В целом методологическая и методическая подготовка молодых преподава­телей-обществоведов в настоящее время является весьма низкой, что ведет к снижению популярности обществоведческих дисциплин у специалистов практического профиля и желанию свести их к мини­муму в учебных планах.

Отметив эти общие тенденции развития современной высшей школы, обратимся теперь к основным проблемам методики контроля знаний.

Прежде всего, следует отметить тот факт, что контроль знаний не ограничивается только функцией контроля, а представляет собой некую квинтэссенцию всего обучающего процесса, соединяя в себе все основные функции процесса обучения. Поэтому обратимся, пре­жде всего, к анализу этих функций.

Важнейшей функцией контроля является обучающая. Под обу­чающей функцией контроля следует понимать деятельность обу­чающихся по приобретению новых знаний и умений и их совершен­ствованию под влиянием подготовки к зачетам и экзаменам. Совер­шенствование знаний при проверке происходит путем дополнений, уточнений и исправлений. Во время выполнения контрольных зада­ний студенты обобщают и переосмысливают пройденный материал, объединяют отдельные части и темы в целостный предмет познания,


устанавливают межпредметные связи и отношения. Здесь происхо­дит углубление знаний, детализация представлений, получение до­полнительной информации, оперирование знаниями в новой обста­новке, творческое осмысление значения знаний, возможность ис­пользования знания в практической деятельности.

В процессе проверки проявляется и развивающая функция. Она требует от студентов организационной и психологической мобили­зации: ответственности, обострения внимания, тренировки памяти, воспитания воли, характера. Наиболее эффективно развивающая функция реализуется при решении учебных задач и упражнений, которые не только закрепляют знание, но и развивают мышление. Особенность развития мышления при контроле знания обусловлена действием ряда закономерностей процесса обучения, самой его структурой, требующей активизации мыслительных действий.

Большое значение для закрепления знаний имеет повторение. Наибольший эффект повторение дает тогда, когда оно проводится по результатам контроля с привлечением нового материала (примеров, фактов, событий). Известная поговорка «Повторение- мать учения» как бы обобщает многовековый опыт педагогической деятельности, превращает повторение в действенную форму обучения.

Естественно, подготовка к выполнению контроля заданий, непо­средственно сам контроль обеспечивают условия для закрепления знаний и повышения качества обучения в целом.

Повторение учебного материала в период подготовки и проведе­ния контроля предполагает и обобщающую функцию. В процессе различных проверок студенты обобщают и переосмысливают прой­денный материал, объединяют отдельные части в целостный пред­мет познания, устанавливают межпредметные связи, что важно как для закрепления знания, так и для развития мышления, практическо­го использования знания.

В процессе контроля важную роль играет и закрепляющая функ­ция. Закрепление знаний К.Д. Ушинский образно сопоставлял с рос­том дерева, которое с каждым годом приобретая новые ветви, вместе с тем утолщает и укрепляет свой ствол. Закрепление позволяет счи­тать знание не поверхностным, а глубоко устоявшимся, определяю­щим убеждения специалиста, что имеет особое значение при усвое­нии обществоведческих дисциплин.

Основной функцией контроля является установление уровня зна­ния студента. При всей важности отмеченных выше функций есть определенный минимум знаний (и его закрепление в памяти), без наличия которого невозможно оценить его положительной оценкой. Поэтому наряду с сообразительностью от студента требуется и этот минимум, который предполагает знание основных понятий, катего-210


рий, определений и законов изучаемой дисциплины. Успеваемость студентов - один из важнейших критериев эффективности обучения. Ее показатели позволяют судить о ходе овладения навыками и уме­ниями на различных этапах обучения, а также сравнить эффектив­ность применяемых методов и средств рационализации учебного процесса. Поэтому контролирующую функцию следует признать наиболее специфической для всей проблемы учета знаний. В про­цессе контроля знаний реализуется и обратная связь.

Под обратной связью понимают получение информации о степе­ни восприятия (усвоения) студентами того или иного учебного мате­риала. Такая информация важна с точки зрения корректировки зна­ния и управления самим процессом образования. Здесь важно опре­делить не только уровень знания, но и его качество, и если оно не­правильно, то скорректировать его.

Наконец, - воспитательная функция контроля. Контроль знаний -это особая ситуация социального самоутверждения. Выполняя-кон­трольное задание, студент отчитывается не только перед преподава­телем, но и своими сокурсниками, являющимися социальным фоном контроля. Это повышает чувство личной ответственности студента за выполнение своего долга, содействует развитию духовных и фи­зических сил, помогает лучше видеть свои достоинства и недостат­ки. Вся система контроля формирует общественное мнение и тради­ции в студенческом коллективе. Пожалуй, редко можно встретить студента, который оставался бы безразличным к оценке его знаний. Ведь она затрагивает, с одной стороны, его самолюбие, с другой -его моральные обязанности к коллективу и обществу в целом. Нет студента, который совершенно не реагировал бы на результат кон­троля как со стороны преподавателя, так и со стороны коллектива, хотя некоторые из студентов и бравируют своим безразличием к учебе. Воспитательное значение контроля значительно повышается, если его результаты становятся гласными.

Функции контроля знаний раскрывают внутреннюю природу это­го процесса. Кроме того, существуют и внешние признаки его. В методической литературе выделяют шесть основных признаков или требований, которым должен удовлетворять контроль знаний. Тако­выми являются: планомерность, систематичность, объективность, экономность, простота и обозримость. Суть этих требований заклю­чается в следующем:

• планомерность означает соответствие учебным планам специальности;

• систематичность означает неотъемлемую составную часть всего учебного процесса на протяжении всего времени обучения;


• объективность предполагает наличие научно обоснованных кри­териев деятельности студентов, преодоление субъективных уста­новок преподавателя и установления общих принципов кон­трольного действия;

• экономность предполагает оптимизацию учебного времени, обеспечивающую объективный анализ работы и обстоятельную оценку в сравнительно небольшой срок;

• простота контроля предполагает использование таких средств, которые были бы доступны и понятны как педагогу, так и сту­дентам;

• обозримость контроля знаний предполагает наглядность и глас­ность его результатов.

С методической точки зрения важным является выделение раз­личных видов контроля знаний, которые используются на разных этапах изучения той или иной дисциплины. В методической литера­туре выделяются следующие виды контроля знаний: предваритель­ный, текущий, рубежный и итоговый.

Предварительный контроль (диагностика исходного уровня зна­ний студентов) является необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.

Информацию о наличном уровне знаний студентов преподава­тель собирает при изучении документов, в беседах со студентами и при тестовом контроле. Разумеется, не всегда этот контроль осуще­ствляется формально, часто преподаватель просто опирается на свой предыдущий опыт. Ясно, что если та или иная общественная дисци­плина, например, социология читается либо на втором, либо на пя­том курсе, то и программа этой дисциплины должна соответствую­щим образом варьироваться.

Текущий контроль знаний является органической частью всего педагогического процесса и служит для выявления степени воспри­ятия (усвоения) учебного материала. Текущий контроль должен осуществляться в пределах всех организационных форм обучения и тщательно планироваться. Он призван выявить объем, глубину и качество восприятия (усвоения) изучаемого материала; определить имеющиеся пробелы в знаниях и наметить пути их устранения; вы­явить степень ответственности студентов и их отношение к работе; установить причины, мешающие им работать; выявить уровень ов­ладения навыками самостоятельной работы и наметить пути и сред­ства их развития; стимулировать интерес студентов к предмету. Те­кущий контроль теснейшим образом связан со всеми видами учеб­ной работы и должен приучить студентов к повседневной проверке знания, а не только в конце семестра или учебного года. При этом


важна не оценка, а сам факт контроля, фиксация исполнения тех или иных видов работ, в том числе и дисциплинарный контроль, необхо­димость вовлечения в учебный процесс в разных его видах и формах максимального числа студентов, ознакомление их с методами фик­сации текущей успеваемости и ее значения для итоговой оценки.

Рубежный (тематический) контроль призван установить уровень изучения отдельных разделов и изучаемого курса. Он позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний через более про­должительный период времени, чем это делается по отдельным до­зам информации в рамках текущего контроля, позволяет студентам воспринять и усвоить раздел программы (тему) целиком, выявить взаимосвязи с другими разделами и предметами.

Одной из форм рубежного контроля знаний может быть коллок­виум. Он имеет целью мобилизовать студентов на углубленное изу­чение дисциплины, ее ведущих тем, приучить к анализу и синтезу изучаемого материала, к его практическому использованию. В-пери­од осуществления текущего и рубежного контроля преподаватель должен стремиться организовать прямую и обратную связь, т.е. реа­лизовать замкнутую систему управления учебным процессом с це­лью систематического изучения общественной дисциплины.

Итоговый контроль представляет собой испытание студентов с целью оценки их знаний и навыков практической работы в соответ­ствии с моделью специалиста, определяемой профессиограммой. К итоговому контролю относятся семестровые, курсовые и государст­венные экзамены, а также предэкзаменационные зачеты. Основная цель экзаменов - установление действительного знания студентов в соответствии с программой изучаемого курса, государственным стандартом и соответствующей профессиограммой.

Изучение социологии как общей дисциплины в вузе чаще всего завершается зачетом. Но независимо от того, в какой форме осуще­ствляется итоговый контроль знаний студентов, он должен отражать те требования, которые зафиксированы в государственных докумен­тах (стандартах и профессиограммах), т.е. вопросы для зачета или темы зачетных рефератов должны строиться с учетом этих требова­ний. Здесь не лишним будет напомнить, что по белорусскому госу­дарственному статусу любой специалист с высшим образованием должен знать основы социологической науки, ее историю, структуру и современную значимость, хорошо разбираться в понятиях и кате­гориях социологии, в методах и процедурах социологического ис­следования, уметь анализировать с социологической точки зрения процессы, явления и события современной общественной жизни, давать научные оценки конкретных жизненных ситуаций.


Наиболее поддающимся контролю здесь является именно знание основных понятий и категорий социологии, что и определяет базис­ные вопросы зачетной формы контроля знаний. К сожалению, от­нюдь не все выпускники вузов могут раскрыть содержание этих по­нятий. Достаточно сказать, что даже такие простые вопросы, как, что такое общество, класс, слой, социализация и т.д. вызывают за­труднение и не всякий выпускник на них может ответить. Видимо, в настоящее время назрела необходимость введения второго государ­ственного экзамена по обществознанию для выпускников всех спе­циальностей, ибо только зачетов по большинству общественных дисциплин явно не достаточно для того, чтобы считать знания выпу­скника соответствующими тем стандартам, которые утверждены государственными органами.

Перспективной представляется рейтинговая система оценивания деятельности студента. Она стимулирует его активность, позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять вы­бор студентом возможных вариантов и форм овладения предметом. Эта система позволяет оценить деятельность студента в более широ­ком диапазоне его активности, нежели просто выступление на семи­наре, т.к. она включает в себя и его участие в научной конференции, и подготовку рефератов и тезисов к публикации, и появление самих публикаций.

Варианты реализации системы рейтинга могут быть различными: более детализированный и с меньшим числом параметров. Напри­мер, для курса социологии можно было бы предложить следующий вариант.

Таблица 3

 

Виды работ Оценка Балл
1. Выступления на семинаре (3-4 раза в семестр) Отлично/хорошо удовлетворительно 2/1 0,5
2. Конспекты первоисточников Отлично/хорошо удовлетворительно 3/2 1
3. Реферат Отлично/хорошо удовлетворительно 3/2 1
4. Выступления за пределами вуза При положительной оценке руководителя  

В итоге на основе набранных баллов преподаватель выставляет общую оценку в баллах.


Внедрение рейтинговой системы в практику преподавания спо­собствует утверждению демократического стиля организации учеб­ного процесса, более детального учета всей деятельности студента и новой организации зачетной сессии. Она наиболее продуктивна при зачете.

Однако итоговая проверка знаний студентов в виде экзамена тра­диционно связана с четырехбалльной оценкой, т.к. эти оценки идут в приложение к диплому. Поэтому здесь необходимы четкие фор­мальные требования, определяющие значимость того или иного бал­ла. В методической литературе эти требования определены.

Балл «5» ставится за знания, когда: а) студент освоил весь объем программного материала; б) выделяет главные положения в изучен­ном материале и не затрудняется при ответе на видоизмененные во­просы; в) свободно применяет полученные знания на практике; г) не допускает ошибок в воспроизведении изученного.

Балл «4» ставится тогда, когда: а) студент знает весь изученный материал; б) отвечает без особых затруднений на вопросы препода­вателя; в) умеет применять полученные знания на практике; г) в уст­ных ответах не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные не­точности с помощью дополнительных вопросов преподавателя.

Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характери­зуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.

Балл «3» ставится за знания, когда: а) студент усвоил основной материал, но испытывает затруднение при его самостоятельном вос­произведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя; б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводя­щего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизме­ненные вопросы.

Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся на уровне представлений, которые лишь сочетаются с элементами научных понятий.

Date: 2015-10-18; view: 302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию