Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные институты социализации. 1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей





1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализи­рующие оттенки).

2. Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).

3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы мате­риального производства, обслуживания, управления, силовых струк-


тур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и дело­вого общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).

4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, ис­кусство, массовая культура, средства массовой информации).

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усво­ивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудо­вом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами пози­тивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоня­ются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным.

Девиации имею два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы об­гоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д. Бруно, Галилей и многие другие), техниче­ские изобретения и новации в искусстве, это проявление свободо­мыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжни­чество) и преступными действиями, направленными против лично­сти и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и в деятельности крупных исто­рических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить дея­тельность Нерона, Тамерлана, Гитлера, Сталина или Пол Пота.

Социология личности как раз таки и занимается изучением всех аспектов становления личности и ее общественного поведения.

Человек, являясь исходным «атомом» социальной структуры, по­стоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Объеди-


С точки же зрения структурной организации, семья представляет собой малую социальную группу, типичные условия создания, функционирования и распада которой представляют особый интерес

для социологии.

Если речь идет о классическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной, санкционированного общественным мнением и традици­ей, церковным обрядом или актом гражданской регистрации) и кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами. Как и любой организм семья зарождается, развивается и распада­ется, исторически меняются формы семьи и брака. В своем истори­ческом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формирования и преобразования. От коллективных неупорядочен­ных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утвер­ждение патриархата на стадии разложения первобытного строя - к моногамии при зарождении частной собственности и государства.

Как наиболее важные события в жизни человека и общества же­нитьба, рождение и смерть постепенно приобретали сакральный смысл, породили множество ритуалов, стали регулироваться тради­цией, церковным освящением и гражданским кодексом, ибо семья это не просто союз (объединение) людей, их духовно-нравственные отношения, но это еще и сложные родственные и хозяйственно-экономические отношения между людьми, между ближними и даль­ними родственниками.

Лишь наличие этого триединого отношения (супружество - ро-дительство - родство) позволяет говорить о семье в строгом значе­нии этого слова. Правда, в быту этим понятием обозначают и непол­ные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей, семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т.д.). Учитывая эти замечания, семью можно определить следующим об­разом: семья это основанное на браке и родстве объединение лю­дей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой. Основой семьи являются брак, супружество, родство.

Основными этапами исторического развития семьи и брака явля­ются:

- первобытная орда (господство промискуитета - неупорядо­ченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники);

- групповая семья (первобытно-общинный строй, ограничение половых связей между близкими родственниками, в частности меж­ду родителями и детьми);


 

- пуналуальная семья (матриархат, групповой брак, но с за­претом брачных связей между братьями и сестрами);

- парная семья (при сохранении матриархата и коллективного брака выделяется один мужчина в качестве главного мужа, вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности);

- патриархальная семья (лидирующее положение в семье за­нимает мужчина, с сохранением пережитков коллективного брака в виде многоженства, от мужчины начинает вестись родословная, женщина попадает в полную зависимость от мужчины, становится, в сущности, рабыней, домашней служанкой и орудием деторождения. Новое положение мужчины в семье и обществе закрепляется рели­гией);

- моногамная семья (парный брак, который сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней,-имея свою собственную историю и множество вариантов заключе­ния брака, от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви).

Имеются свои стадии развития семьи и в онтогенезе. К ним отно­сятся:

• предбрачные отношения между потенциальными супругами (лю­бовь, сватовство, помолвка);

• вступление в брак;

• стадия молодой семьи;

• появление детей, формирование полной семьи;

'• стадия зрелой семьи (взросление детей, их выращивание и воспи­тание);

• стадия распада семьи (развод; гибель одного из родителей; старение
родителей, их болезнь и смерть; отделение детей от родителей).

В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи, - муж, жена; отец, мать; ро­дители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи^ ее гармоничное существование и функционирование.

Отношения между членами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также инди­видуальными особенностями характера, воспитанностью и культу­рой каждого члена семьи.


 




По выбору места жительства семьи подразделяются на:

• патрилокальную (молодожены живут с родителями мужа);

• матрилокальную (молодожены живут с родителями жены);

• неолокальную (молодожены живут отдельно от родителей).

Функции семьи

Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях. Последние регулируют отношение членов семьи друг с другом (мужа и жены, родителей и детей, родителей и прародителей и т.д.), служат укреплению семьи и ее нормальному функциониро­ванию в структуре общества. В качестве основных можно указать следующие функции:

сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребно­сти родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);

воспитательно-регулятивная (первичная социализация и пер­вичный социальный контроль);

рекреативно-досуговая (обеспечение отдыха, укрепление, вос­становление здоровья, организация рационального досуга);

эмоционально-коммуникативная_(общение на основе родст­венных чувств, культивирование спокойного приятного миро­ощущения, забота о ближних, гордость за успехи каждого члена семьи и т.д.);

хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и
обеспечение нетрудоспособных членов семьи средствами суще­
ствования).

Наличие этих функций помогает понять, что семья это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и са­мо место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия существования. Поэтому материально-пространственная характеристика семьи выражается такими поня­тиями, как дом, двор, усадьба, хутор, квартира. А место появления человека на свет определяется понятием «родина». В доиндустри-альных обществах хозяйственная деятельность семьи имела общесо­циальный смысл, т.к. двор крестьянина, двор помещика (феодала), мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно были и местом проживания семьи. Такие традиции сохраняются в ряде тра­диционных обществ или в сельской местности. В индустриальных обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно


отделяются друг от друга. Дом становится лишь сферой быта, мно­гие стороны которой также подвергаются индустриализации (сти­ральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, пищевые полуфабрикаты, фабричное консервирование продуктов, радиоаппаратура и т.д.).

Таким образом, семья это не только люди, но и их быт, и место проживания, и хозяйственно-бытовая деятельность. Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражает­ся в зарплате (доходе) дееспособных членов семьи или пенсий (сти­пендий) у ее недееспособных членов.

3. На основе указанных теоретических положений в соединении с демографическими данными и социально-экономической статисти­кой строится социология семьи, которая стремится типизировать процессы изменения и развития современной семьи в каждом кон­кретном обществе. Для этого используется анализ документов, ста­тистические данные, опросы населения по различным вопросам се­мейной жизни.

Особое значение здесь имеют мотивы заключения браков, причи­ны разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел относительно числа детей в семье, об изменении функций мужчины и женщины в семье и т.д.

Средняя величина семей в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси - 3,3, в республиках Средней Азии - 6. Причем просле­живается общая тенденция снижения числа детей в семье. Дело до­ходит до критической отметки, когда естественный прирост населе­ния не перекрывает его смертность. За период с 1959 по 1966 г. доля небольших семей в Беларуси возросла в 2 раза, а доля многодетных семей, состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1%.

Для Беларуси характерна высокая степень брачности населения. \ По данным переписи населения 1989 г., в возрасте 45 - 49 лет в рес­публике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состо­явших в браке. Но только 1/3 семей считается благополучной. О чем свидетельствует количество разводов.

Если сравнивать количество заключенных в течение года браков с количеством разводов, то оказывается, что ежегодно распадается каждый 3 - 4-й брак. Правда, картина представляется не столь мрач­ной, если сравнивать количество разводов по отношению ко всем существующим семьям - всего лишь 1,4%.


 



В большинстве случаев в Беларуси инициаторами разводов явля­ются женщины, хотя они и понимают, что возможности заключения нового брака при наличии детей весьма ограничены.

Среди основных причин разводов, по данным социологических ис­следований, выступают:

• пьянство, грубость, взаимное неуважение супругов, что в семье может складываться постепенно и приводить к разводу после долгих лет совместной жизни;

• супружеская неверность;

• психологическая и сексуальная несовместимость, что чаще всего проявляется в молодежной семье;

• завышенные притязания друг к другу;

• невыполнение (или плохое выполнение) одним из супругов своих семеино-бытовых функций;

• бытовые неурядицы (отсутствие нормального жилья, большая скученность проживающих, противоречия между молодоженами и их родителями, особенно, при совместном проживании) и ряд других.

Специалисты, изучающие семейные отношения, констатируют тот факт, что современное общество столкнулось с «кризисом семьи». Об этом говорят следующие обстоятельства:

• снижение рождаемости;

• увеличение разводов и образование неполных семей; снижение социализирующего воздействия семьи в силу болезни, пьянства или наркомании родителей, из-за ухудшения жилищно-бытовых условий, разлада между родителями и т.д.;

• ранний распад семей из-за смерти родителей в результате болез­ней, бытовых и техногенных катастроф, при выполнении слу­жебных обязанностей и т.д.

Во все времена семейно-брачные отношения были и остаются в центре внимания общественности и основных социальных институ­тов, каковыми являются религия и государство. Однако в обществе происходят кризисные ситуации, снижающие положительное воз­действие этих институтов. Но какие бы кризисы не происходили, семья всегда оставалась основной ячейкой общества, его основным структурообразующим стержнем. От здоровья общества во многом зависит и здоровье семьи, благополучие семейно-брачных отношений.


Тема 7

Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений

План лекции:

1. Понятие группы и ее роль в образовании социальной структу­ры.

2. Типология социальных групп.

3. Социометрия малых групп.

1. Как уже отмечалось, человек постоянно находится в окруже­нии других людей. Это окружение имеет свои масштабы и свои структурообразующие функции. Дома он член семьи, на улице и в транспорте он член трансмиссионной сети (пешеход, пассажир), на производстве он член производственного коллектива и по многим другим параметрам он действительно является членом того или ино­го социального образования. Для обобщенного обозначения этих образований в социологии используются два основных понятия: «группа» и «общность». Правда, граница между ними редко четко обозначается. Дело в том, что в теории различают малую, среднюю и большую группу. Последняя чаще всего и олицетворяет общность. Но иногда понятие общности переносится и на другие масштабы групповых объединений. Тогда общность выступает как общее по­нятие, включающее в себя все объединения людей, в том числе се­мью и даже малую группу.

А между тем, эти понятия имеют строгий терминологический смысл и нуждаются в более строгом определении и употреблении. Так, основным критерием группы является такой признак, как непо­средственное общение ее членов друг с другом. Общность же обо­значает большое количество людей, выделяемых по какому-либо признаку, например, этнос, нация, гражданство, профессия, класс, сословие, слой, конфессия и т.д. Ясно, что социологический смысл этих понятий и их социообразующая роль будут различными, и это различие необходимо учитывать в теории.

Под группой следует понимать первичное социальное объедине­ние людей, вступающих друг с другом в непосредственный контакт при выполнении определенных социальных функций, объединенных общими целями и интересами.

В социологической теории различают понятия «группы», «пер­вичной группы» и «малой группы». С тем, чтобы не путаться в тер­минологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные


 




группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: 1) ус­тойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и ста­бильности их существования; 2) высокой степенью сплоченности; 3) выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем членам группы; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.

Примерами первичных социальных групп могут быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие потоки и груп­пы, группа соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразде­лов министерств и государственных органов управления, мелкое подразделение силовых структур и т.д.

Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру, где есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются как бы вторичными по сравне­нию с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отно­шения совпадают с личными симпатиями или, как говорят, фор­мальная и неформальная структуры совпадают.

Наряду с формальными групповыми объединениями существуют и неформальные - это группы по интересам или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также различного рода пре­ступные объединения типа банды, мафии, клана.

Таким образом, группа - это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей. Слаженное функционирование групп определяет гармонич­ное функционирование коллектива предприятия, организации, уч­реждения и общества в целом.

Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, а приводит их к новому интегральному единству (то, что мо­жет сделать группа из 10 человек, не делает 10 человек в отдельно­сти). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченно­сти и взаимодействия членов группы. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т.е. дисцип­линированность и согласованность действий каждого члена группы.

Подчеркивая этот момент групповых объединений, Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» приводит следующие слова Наполео­на: «Два мамлюка, безусловно, превосходили трех французов; 100


мамлюк были равны 100 французам; 300 французов обычно одержи­вали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов всегда побивали 1500 мамлюков» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч., т. 20, с. 131). Это превосходство определялось именно организованностью французов.

Мнение членов группы и ближайших руководителей оказывает решающее воздействие на поведение ее отдельных членов. Во фран­цузском учебнике по социологии А. Мендера приводится следующий пример: «Война позволила провести эксперименты в характерных обстоятельствах. Американское Министерство обороны обратилось к социальным психологам с просьбой определить, в каких условиях американские солдаты воюют лучше. Укрепляет ли их дух понима­ние того, что они защищают вечные ценности западной цивилиза­ции. Социальные психологи пришли к тем же выводам, что и Мэйо в индустриальной социологии: важнее всего личные отношения сол­дат, унтер-офицеров и офицеров. Именно человеческий и групповой факторы определяют дисциплину и мораль, воодушевляют солдат хорошо исполнять свой воинский долг» (Мендера А. Основы социоло­гии. - М., 2000, С. 64).

Таким образом, социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов, к ним относятся:

• интегрирующая роль;

• повышение уровня индивидуальной мотивации;

• авторитет коллективного мнения;

• защитная роль коллектива.

Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и структурные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет разделение ролей (функций) внутри группы, вторая - эмоциональное (экспрессивное) отношение членов группы друг к другу.

В теории малых групп выделяют разные типы взаимоотношений между ее членами. Эти типы определяются понятиями: «круг», «цепь», «У» и «крест». Для выполнения одних социальных целей предпочтительней отношения типа «У» или «креста», для других -«круга» или «цепи». Например, в воинском коллективе или на про­изводстве важна строгая централизация коллективных действий, где все расписано строго по функциям и где реализуются схемы «У» или «креста». В научном же или творческом коллективе такая организа­ция может иметь негативные последствия, поэтому здесь предпочти­тельней отношения типа «круга» или «цепи».

Структура группы определяется ролевым поведением. Цели этого поведения различны, но они могут быть сгруппированы в три основ-


 


 



ных блока: достижение основной задачи, стоящей перед группой; консолидирующее воздействие, выполняемое формальными или не­формальными лидерами; дисгармонические действия, предприни­маемые какой-то частью группы или отдельными ее членами. На этой основе можно выделить следующие роли.

Роли консолидации группы:

информатора (четкое разъяснение задач, стоящих перед членами группы):

гармонизатора (руководитель или член группы выступает по­средником между конфликтующими участниками группы);

привратника (активизатора более пассивных членов группы, раскрытие их внутренних потенций).

Роли дисгармонизации группы:

блокирование (члены группы не согласны с теми задачами, ко­торые ставятся перед ними);

агрессивность (постоянный конфликт отдельных членов группы со своим коллективом или руководством группы);

неадекватное стремление к признанию (болезненное стремле­ние все время находиться в центре внимания);

абсентизм (демонстративное безразличие ко всему происходя­щему в группе, устраненность от коллективных мероприятий);

доминирование (стремление занять лидирующее положение в группе при отсутствии на это необходимых качеств);

беспомощность (культивирование своей слабости, стремление вызвать к себе снисходительное отношение и жалость, чтобы оп­равдать свою лень и недееспособность).

Выполнение этих ролей определяет сплоченность группы и ее динамику, т.е. любая группа не есть что-то застывшее, раз и навсе­гда данное. В силу изменения состава или начала функционирования нового коллектива группа формируется, достигает стадии своей зре­лости и может распадаться из-за возникших в ней конфликтных си­туаций или вновь поставленных задач. Таковы структура, функцио­нирование и динамика группы.

Из сказанного ясно, что, наряду с выполнением своих основных социально-производственных функций, группа, как и семья, выпол­няет социализирующую роль, прививая навыки коллективного твор­чества, взаимоуважения и взаимоподдержки, дух престижности профессии, чувство гордости за деятельность фирмы (предприятия), коллектива и т.д.


Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям).

По степени сплоченности различают группы первичные и вто­ричные.

По масштабу - малые и большие. (В качестве больших групп выступают коллективы. Например, коллектив предприятия, учреж­дения, вуза, театра, министерства и т.д.).

По производственному признаку выделяются группы в сфере ма­териального производства, культуры, образования, науки, искусства, спорта, армии, системы управления и т.д.

По формам образования выделяются формальные и нефор­мальные группы. Формальная группа - это такое объединение лю­дей, состав и функции которого регулируются официальными доку­ментами: юридическими нормами, уставами, служебными инструк­циями, профессиональными требованиями и т.д. Поэтому формаль­ная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. По времени такие группы могут существовать достаточно долго, изменяя свой личностный состав, но сохраняя структуру и ролевые функции. Формальная структура такой группы представля­ет собой исходное звено социальной структуры общества в целом. Неформальная группа возникает стихийно. Для нее характерны дружеские, доверительные отношения между ее членами. В рамках неформальных групповых объединений при их стихийном созда­нии следует различать неформальные и вполне формальные отно­шения, которые постепенно в ней устанавливаются. Например, не­формальные объединения в рамках преступного мира, которые создаются снизу по принципу личного доверия постепенно приоб­ретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной - это банда, мафия, преступный клан.

Неформальные объединения дружеского типа могут возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе, как официальном объединении, всегда существуют и небольшие микро­группы приятельского или дружеского характера. Это личностные групповые объединения. Фактором сплочения здесь выступают сим­патии, привычки, общие интересы и т.д. Порядок и связь в такой группе основаны на традиции, авторитете, уважении, альтруизме, ярко выраженном чувстве взаимопомощи и поддержки.

Каждый человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где он рассматривается как «свой». Кроме то­го, он может наблюдать и за деятельностью других «чужих» групп, каждая из которых оценивается как своеобразный идеал. Первые из



этих групп называются группами присутствия, вторые - идеаль­ными, т.е. носителями неких идеальных качеств.

Кроме реально существующих человек может моделировать в своем сознании и такие группы, которые реально не существуют, но представляются человеку наиболее идеальными. Такие группы на­зываются воображаемыми. Обычно они создаются из кумирных образцов сферы политики, искусства, спорта, бизнеса.

Группа (присутствия или идеальная, реальная или воображаемая), которая для человека выступает в качестве эталона, на нормы, цен­ности и мнения которой он ориентируется, называется референт­ной. Большую роль в формировании референтных стереотипов иг­рают средства массовой информации, создающие определенный «имидж» как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, поли­тических групп и т.д.

Таковы основные типы социальных групп.

3. Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений в раз­личных сферах материальной и общественной жизни имеет большой социальный смысл. Изучение этих отношений является одной из основных задач социальной психологии и социологии. Теоретико-методической основой изучения этих отношений являются социо­метрия, основоположником которой является американский иссле­дователь Якоб Морено.

Социометрия - это одновременно и теория социальной структуры и методы ее изучения. Морено трактовал структуру общества как иерархию групповых отношений, т.е. пространственного размеще­ния людей относительно друг друга в различных сферах их жизне­деятельности. Любая группа характеризуется как внешними (объек­тивными), так и внутренними (субъективными) связями и отноше­ниями. Внешние связи он определил как выражение макроструктуры общества, а внутренние - как микроструктуру. Если внешние и внутренние связи не соответствуют друг другу, то возникают проти­воречия и социальные конфликты. Целью социометрии является изучение эмоциональных предпочтений в рамках групповых органи­заций. Суть общей теории социометрии состоит в том, что отноше­ния в группе строятся по принципу притяжения, отталкивания или нейтралитета (безразличия). Из заданной исследователем конкрет­ной ситуации фиксируется установка испытуемых на взаимодейст­вие друг с другом. В ситуации социометрического выбора основным содержанием социальной межличностной установки является по­требность в общении с объектом выбора.


Процедура проведения социометрического исследования состоит из выбора социометрических критериев, определения числа этих критериев, опроса испытуемых и обработки данных социометриче­ских измерений. Данные социометрического опроса обычно выра­жаются с помощью социограмм и социоматриц, помогающих в формальной форме выявить неформальные отношения в группе.

Особым методом социометрического исследования являются со­циометрический театр, имеющий две разновидности: социодрама (проигрывание различных социальных ситуаций, моделирующих те или иные роли в рамках групповых отношений, помогающих членам группы находить пути урегулирования проблем и разрешения кон­фликтов) и психодрама (моделирование и проигрывание ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмо­циональных ситуаций и снятия нервных напряжений).

Социометрическое изучение позволяет широко использовать средства математического анализа и машинной обработки данных, что придает ему особую научную ценность и респектабельность.

Тема 8

Социальная общность как макроэлемент структуры общества. Социальная стратификация и мобильность

План лекции:

1. Понятие социальной общности.

2. Типологическая характеристика социальных общностей и проблемы их изучения.

3. Социальная стратификация и социальная мобильность.

1. Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем (с равным правом называемых и системами) с различными системообразующими качествами и свойствами. Мы уже разобрали такие системы, как человек, семья, группа. Следующей по структурообразующему значению выступает такая система, как социальная общность.

Общность - это макросоциальное объединение людей, выделяе­мое по одному или нескольким признакам, локализированное в про­странстве или имеющее диффузную форму (типа диаспоры) и дей­ствующее как единый социальный субъект; это реально существую­щая совокупность людей, отличающаяся своей масштабностью и определенной целостностью, представляющая собой самостоятель­ный элемент социальной структуры, особый субъект социального действия, взаимодействия и поведения.


Необходимо различать два значения понятия «общность». В од­ном случае оно выступает как общее понятие для обозначения любо­го объединения людей. Тогда такие объединения, как семья, группа, коллектив, население, класс, слой и т.д. - все будут подходить под понятие общности. В другом случае это понятие обозначает особый социальный объект, отличающийся от группы, семьи, коллектива своей масштабностью, особенностями структурной организации, т.е. имеет собственный онтологический смысл. Не различение этих зна­чений часто приводит к бесплодным теоретическим дискуссиям по поводу того, что считать группой, а что общностью. На самом же деле это яркий пример словесной омонимии, когда одно и то же сло­во обозначает два разных предмета. Поэтому правы и те авторы, ко­торые любое объединение людей, даже диаду, называют общностью, и те, которые рассматривают в качестве самостоятельной структур­ной единицы общества, что легко устанавливается из контекста. В данном случае это понятие используется для обозначения именно макроструктурной подсистемы общества.

Конечно, и группа, и общность представляют собой некоторые объединения людей. Но это качественно различные формы объеди­нения, имеющие свои отличительные признаки. Группа - это все же не очень крупное по количественному составу объединение людей (в пределах 100 человек), общность же может включать сотни тысяч и даже миллионы людей. Группа локализована во времени и в про­странстве, в то время как общность может иметь диффузный харак­тер и не иметь четких пространственно-временных границ. Называ­ют, например, три мировые религии, подчеркивая их безграничный характер. Представители же этих религий живут в тесном соседстве друг с другом, и даже перемешиваясь друг с другом, примерно так же, как растворяется одна жидкость в другой.

Члены группы находятся в непосредственном контакте друг с другом, в то время как члены общности, выделяемые по какому-то одному общему признаку, в большинстве своем не имеют непосред­ственных контактов друг с другом, могут даже ничего не знать друг о друге. Наконец, общность сама состоит из групп, последние вы­ступают в качестве исходных элементов ее структуры.

Таким образом, с точки зрения анализа социальной структуры, теоретически важно выделять малые и крупные объединения людей, которые весьма существенно различаются между собой и структур­но, и функционально - это группы и общности.

2. Природа и сущность общности уточняется в ее типологической характеристике. Итак, если общность - это массовое объединение людей, выделяемое на основе какого-либо общего признака, то сами


эти признаки можно увязать с основными подсистемами общества, каковыми являются экономическая, политическая и социокультур­ная сферы.

На этом основании можно выделить следующие типы общностей:

• племена, народности, нации, расы (этнические общности);

• мужчины и женщины (половые общности);

• дети, юноши, взрослые, старики (возрастные общности с последующим их делением на более мелкие возрастные группы);

• сословия, классы, слои (социально-экономические общности);

• машиностроители, строители, нефтяники, транспортники, связисты, юристы, работники сельского хозяйства, образования, культуры, управления, силовых структур и т.д. (отраслевые общности);

• каменщики, плотники, слесари, токари, животноводы, механиза­торы, врачи, преподаватели, банкиры, бизнесмены, предпринима­тели и т.д. (профессиональные общности);

• члены крупных политических партий, социальных объединений и движений (политические общности);

• православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты и т.д. (конфессиональные общности);

• жители (население) деревни, города, района, области, государст­ва (поселенчески-территориальные общности).

Каждая из этих общностей имеет собственную структуру, опре­деляемую входящими в нее группами и их объединениями, свои функциональные особенности, свои традиционные и новаторские способы коллективного поведения. Каждая общность предполагает свою культуру, свой «социальный дух» и традиции, определяющие модели личного (этнического, религиозного, служебного и т.д.) по­ведения. В монообществе или в унитарном государстве все эти типы культур сливаются в единую общую культуру с общепринятыми нормами, ценностями и традициями. В многонациональном, много­конфессиональном обществе и в государстве федерального типа, наряду с общими ценностями, могут существовать и локальные культуры, определяющие разные типы поведения людей.

Особыми разновидностями социальных объединений являются народ,толпа и публика.

Понятие «народ» имеет исторический, этнографический, демо­графический и социально-политический смыслы. С одной стороны, оно предполагает собирательный смысл, когда имеют в виду пре­дельно широкие общности людей. Такие, например, как «народы мира», «народы Азии» (или Африки) и т.д. С другой стороны, оно обозначает население страны, например, в том случае, когда говори-



ли о советском народе как новой социальной общности людей, или когда говорят, предположим, о французах - народ Франции. Нако­нец, под народом понимают и наиболее обездоленную часть обще­ства, от имени которой любят выступать политики и революционе­ры. Но, так или иначе, это тоже определенная социальная общность, отличная от понятия население.

Особым набором социальных признаков характеризуется такое аморфное объединение людей, как толпа. Французский социолог Г. Тард определил, толпу как «случайный коллективный организм низ­шего порядка». Главную причину возникновения толпы он усматри­вал в общей вере, цели и страсти, которые содействуют скоплению людей. Образование толпы основывается на механизме подражания. Тард выделил ряд черт, характеризующих толпу и составляющих ее членов-это: нетерпимость, необузданность, подозрительность, вера в свою непогрешимость и собственное могущество, тщеславие, эго­изм, отсутствие рациональной оценки своих действий, чувство без­наказанности.

Этот исследователь был убежден в том, что несмотря на свои благородные цели толпа всегда имеет преступный характер и наце­лена не столько на созидание, сколько на разрушение.

Второй французский исследователь Г. Лебон попытался выявить воздействие толпы на ее' отдельных членов. Он пришел к выводу, что поведение толпы кардинально отличается от действия ее отдель­ных членов в то время, когда они находятся вне ее. Подчиняясь «за­кону духовного единства толпы», личность теряет в ней свои инди­видуальные качества, способность самостоятельно мыслить, прини­мать рациональные решения, контролировать самостоятельные по­ступки. Отрицательные качества толпы, по мнению Г. Лебона, опре­деляются действием трех механизмов - это анонимность (возмож­ность спрятаться за чужую спину), заражение и внушение (легкое усвоение популярных идей).

Большое значение изучению поведения толпы уделяется и в со­временной науке. Несмотря на ряд негативных характеристик этого поведения нельзя не признать, что образование толпы и ее разруши­тельная сила сыграли свою положительную роль во всех революци­онных преобразованиях общества как во Франции, так и в России. Поэтому характеристика поведения толпы в политической жизни весьма неоднозначна. Одни видят в ней буйство иррациональных сил и нивелировку личности, другие - проявление народного протеста и возможности проявления героических качеств личности.

Иначе ведет себя такая общность, как публика, объединенная общностью духовных интересов. В основе этой общности лежит сходство мнений и интересов. Если в толпе личность нивелируется,


то в публике она имеет возможность для самовыражения. Чаще все­го в качестве публики выступают зрители, посетители библиотек, публичных аудиторий, читатели газет, журналов. С возникновением и совершенствованием средств массовой информации публика как бы рассредоточивается, пользуясь информацией по месту жительст­ва. Через средства массовой информации и коммуникации сотни мил­лионов людей становятся зрителями (т.е. публикой) и соучастниками крупных политических и культурных событий, например, олимпий­ских игр, партийных съездов, предвыборных кампаний и т.д.

3. Можно заметить, что природа общности во многом накладыва­ет свой отпечаток и на структуру общества. Последняя предстает как полиструктурное образование. И в зависимости от тех или иных ис­следовательских интересов можно говорить о разных проявлениях социальной структуры. В частности, можно говорить об этнической, демографической, конфессиональной, производственно-экономи­ческой и, наконец, о социально-политической структурах общества. Последние часто и выражаются понятиями классовой или стратифи­кационной организации социальной структуры.

Изучение структуры и социальных процессов всегда велось с по­зиции двух противоположных методологических установок: либо с позиции единого определяющего фактора, либо с точки зрения дей­ствия множества различных факторов, определяющих структуру и развитие общества.

В качестве примеров первого подхода можно назвать концепции географического детерминизма, биологизма, органицизма, эволю­ционизма, экономического детерминизма, технологического детер­минизма, индустриальных или информационных моделей развития общества.

В XIX - XX вв. в теоретической социологии противоборствовали
две концепции структурной организации и развития общества: би­
полярного и полиполярного мира. Первая развивалась в рамках мар­
ксистского подхода, вторая - позитивистского истолкования соци­
альной структуры. %

С точки зрения марксистского подхода, структура общества, по­строенного на основе частной собственности, определяется борьбой двух основных классов. Все экономические, политические, социаль­но-нравственные и даже эстетические отношения определялись классовыми интересами и их противоборством.

Позитивистская же трактовка структуры общества стремилась расширить диапазон субъектов экономических и социально-политических отношений, выразить их не столько через состояние борьбы, сколько через состояние гармонии и взаимозависимости.


В XX в. эта концепция оформилась в теорию стратификации и социальной мобильности.

Основными разработчиками ее стали М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсон, Р. Мертон и др. Не отбрасывая понятия класса, они ввели в научный оборот понятие слоя, или страты, в качестве основного элемента социальной структуры. Последняя стала трактоваться как сочетание различных слоев, т.е. таких общностей, которые отлича­ются друг от друга не по одному, а по нескольким параметрам или критериями. Таковыми стали считаться доход, образование, пре­стиж, обладание информацией и властью. На этой основе стали вы­деляться три основных социальных слоя: высший, средний и низ­ший. Отношения между этими слоями (общностями) и стали рас­сматриваться как главный стержень социальной структуры, особен­ностей ее функционирования, изменения и развития, получив назва­ние «теории социальной стратификации».

Причем, сами эти общности стали рассматриваться не по прин­ципу закрытых систем, как сословия или классы, а как системы от­крытые, т.е. такие, которые не содержат запретов и препятствий для перехода из одного слоя в другой. Эта концепция получила название «социальной мобильности». При этом предполагались движения как по вертикали (вверх или вниз), так и по горизонтали, т.е. в рамках одного и того же слоя. Активное участие всех слоев общества в по­литической жизни определяло демократический статус государства, его открытый характер, в отличие от тоталитарных систем, всегда отличавшихся закрытостью своих властных структур.

Тоталитарность в большинстве случаев рассматривают как ис­ключительно отрицательную систему. Но в ней есть свои мобили­зующие факторы, позволяющие концентрировать усилия общества на решении национальных задач. Не следует забывать, что Россия благодаря именно тоталитарной системе за исторически короткий срок добилась выдающихся достижений, став одной из ведущих держав мира. В условиях же демократических преобразований мно­гие ее достижения тают буквально на глазах. Но парадокс развития состоит в том, что благо государства не всегда есть выражение блага народа, удовлетворение интересов отдельных личностей. Поэтому вопрос о том, как институционализируется социальная структура, как она организуется, также представляет большой интерес для со­циологической теории.


Тема 9

Организационная структура общества, понятия социальной организации и социального института

План лекции:

1. Природа социальной организации, анализ ее структуры и со­циальных функций.

2. Типологическая характеристика организаций.

3. Понятие социального института и процесса институционали-зации.

1. Личность, семья, группа, общность выражают человеческий материал социальной структуры. Но люди в обществе не просто ме­ханически объединяются, а еще и определенным образом организу­ются, одни из них выполняют функции управляющих, другие -управляемых, одни занимаются умственным трудом, другие - физи­ческим и т.д. Дополняя друг друга, они создают определенные соци­альные единицы, получившие название организаций, которые стано­вятся важным элементов социальной структуры. Что же такое организация?

Само это понятие имеет различные значения, употребляется по крайней мере в трех смыслах.

Во-первых, под организацией понимается учреждение, выпол­няющее определенные социальные функции. В этом смысле говорят о государственных, политических, общественных, производствен­ных, строительных, сельскохозяйственных организациях, а также об организациях культуры, здравоохранения, спорта, отдыха и т.д. Ми­нистерство, завод, фабрика, акционерное общество, вуз, театр, дом отдыха, спортивное объединение и т.д. и т.п. - все это примеры со­циальных организаций.

Во-вторых, под организацией понимается степень упорядочения элементов структуры, внутреннее строение объекта. В этом смысле говорят о высокой или низкой организованности объекта. В этом плане понятия строения, структуры и организации оказываются близкими по своему значению. Все социальные объекты имеют свою организацию, т.е. определенную связь составляющих элементов. И как различают системы неживой, живой и социальной материи, так же можно говорить и о типах организации, т.е. об организации ме­ханических, биологических и социальных систем. Любой социаль­ный объект имеет свою структуру и организацию. Семья, группа, общность, учреждение, институт имеют свои отличительные органи­зационные признаки.


 


[38




В-третьих, под организацией понимается человеческая деятель­ность, направленная на организацию чего-либо, на координацию действий социальных объектов. В этом смысле говорят об организа­ции митингов, демонстраций, театральных представлений, спортив­ных зрелищ, предвыборных кампаний или кампаний какого-либо дру­гого рода, например, борьбы за мир, борьбы против пьянства и нарко­мании и т.д.

В своей совокупности эти определения передают разные аспекты любой социальной системы, а именно, ее объективность, структур­ную сложность и целесообразную деятельность, направленную на поддержание нормального функционирования как отдельных орга­низаций, так и общества в целом. Таким образом, социальная орга­низация -это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение оп­ределенных социальных функций, на достижение социально значи­мых целей.

Основным стержнем организационной структуры являются вла­стно-управленческие отношения. Поэтому в ней выделяются управ­ляющий блок (руководитель или руководители с соответствующими функциями, штатом вспомогательных работников) и блок управляе­мой подсистемы (исполнители). Организации подразделяются по масштабам и выполняемым ими функциям. Кто-то производит, кто-то обучает, лечит, оздоравливает, развлекает, творит и т.д. Иначе говоря, в рамках организаций осуществляется общественное разде­ление труда.

Высшей формой социальной организации является государство. Каждая сфера социальной жизни (экономика, политика, культура и социальная сфера) имеет свою иерархию организационных структур вплоть до отдельных малых групп, которые можно было бы назвать микросоциальными организациями.

Например, в системе высшего образования такую иерархию мож­но выразить следующим образом:

 

- студенческая группа;    
- поток;    
- курс;    
- отделение;    
- факультет;    
- вуз;    
- Министерство образования.    
Функционирование организации предполагает переработку

большого количества информации (внутренней и внешней), выра­ботку команд и их исполнение, что обусловливается служебными


инструкциями и правилами, определяющими функциональные обя­занности структурных единиц организации и отдельных исполните­лей; обеспечение функционирования материальными ресурсами, формальными и неформальными отношениями между ее членами.

В любой организации отношения строятся по вертикали (субор­динация) и по горизонтали (координация), что и придает ее деятель­ности цельный организованный характер. При выполнении своей основной социальной функции каждая организация выполняет и со­циализирующую роль. Нет более сильного социализирующего фак­тора, чем общение со своими коллегами по работе, а также реализа­ция дисциплинарных правил и требований, регламентирующих дея­тельность членов организации.

Именно через организации, через разделение их функций и их связи друг с другом определяется целостное строение и функциони­рование государства и общества в целом. Социальная система пред­стает как иерархия организаций.

2. Организации подразделяются на административные, обществен­ные и ассоциативные, на формальные и неформальные.

Административные организации отличаются жестко заданной структурой, высокой степенью формализации отношений, директив­но установленными целями. Наиболее жесткими в этом плане явля­ются организации силовых структур.

Общественные организации представляют собой добровольные объединения людей, они менее формализованы и более демократич­ны. К ним можно отнести политические партии, профессиональные и другие союзы, фонды, движения и т.д.

Ассоциативные организации имеют весьма подвижные структу­ры, нет жесткой формализации отношения, цели не декларируются, а определяются спонтанно, индивиды имеют больше возможностей для выражения своих целей и на свободную деятельность в рамках организации. Это различные объединения индивидов по интересам, со свободным вхождением в организацию и выходом из нее. Приме­рами могут служить общества, создаваемые филателистами, нумиз­матами, болельщиками, меломанами и т.д.

Формальная организация - это основа административной струк­туры общества с жестким распределением функций, прав и обязан­ностей.

Неформальная организация образуется стихийно, имея две разно­видности. Во-первых, это простое стихийное объединение людей без жесткой регламентации поведения ее членов и отсутствия четко обо­значенной цели. Чаще всего это дворовые объединения подростков, соседей, дачников, людей с общими интересами и т.д. Во-вторых,


это организация преступной (или какой-либо религиозно-культовой) группы, которая может отличаться четко обозначенной целью (фор­мируемой главарем), неукоснительным выполнением всех требова­ний и исполнительской дисциплиной.

В рамках формальной организации могут устанавливаться и не­формальные отношения, характеризуя ее, так сказать, второе лицо. Именно эти отношения определяют морально-психологический климат в коллективе, определяют неофициальную оценку деятель­ности руководителя или отдельных членов коллектива. Неформаль­ные отношения имеют свою нормальную и аномальную формы. В качестве последних могут быть названы неуставные отношения в армии (дедовщина), неделовые отношения между преподавателями и студентами, панибратские отношения между руководителями и подчиненными, приближение к себе или удаление от себя некоторых членов коллектива со стороны начальства и т.д.

Обобщая, можно указать на следующие специфические признаки социальной организации:

• организация создается рационально для удовлетворения возни­кающих общественных потребностей;

• организация - это группа людей (коллектив), действующих со­вместно, с определенным разделением труда для наиболее ра­ционального достижения поставленных целей, имеющая опреде­ленную материальную базу, принимающая и перерабатывающая информацию с целью выработки управленческих решений и ко­манд, целесообразно координирующих и организующих деятель­ность всех ее членов;

• организация представляет иерархическую систему со своей соб­ственной структурой, основными элементами которой являются блок управления и управляемые подсистемы; выстраиваются от­ношения субординации и координации, осуществляется контроль и управление;

• каждая организация характеризуется особым набором своих ста­тусно-ролевых признаков;

• организация выполняет определенные функции по отношению как к внешним социальным объектам (к макромиру), так и к сво­им собственным членам (к микромиру), одной из таких функций является процесс социализации личности. Внешние функции оп­ределяются целями, для достижения которых и образуется орга­низация;

• возникает организация как процесс институализации социальных потребностей.


Так как социальных организаций бесконечное множество и каж­дая выполняет определенный набор функций, то всех их невозможно перечислить. Но можно выделить некоторые типичные функции, которые выполняет как отдельная организация, так и целостная их система.

Функции, выполняемые организацией, подразделяются на внеш­ние и внутренние.

Внешние функции связаны с изменением предметной среды, с производством предметов культуры (материальной и духовной) и удовлетворением потребностей человека и общества.

Внутренние функции связаны, во-первых, с самим человеком, т.е. направлены на поддержание и улучшение его здоровья, на развитие духовной структуры личности (это отдых, оздоровление, лечение, образование и воспитании); во-вторых, с организационными меро­приятиями, направленными на укрепление самой организации (это интеграция, координация, контроль, управление, укрепление трудо­вой и исполнительской дисциплины и т.д.).

Существуют как отдельные организации, так и целостные их сис­темы. Общество в целом можно назвать суперорганизацией, пред­ставляющей собой разветвленную сеть различных по масштабам и функциям организаций. Учитывая тот факт, что в любой организа­ции есть блок управления со своим штатом, своей иерархией слу-жебно-должностных отношений, со своими функциями, и тот факт, что все эти блоки увязаны между собой горизонтальными и верти­кальными связями, можно считать, что общество буквально прони­зано управленческим связями, примерно так же, как и организм нервной системой. От бригадира, мастера и прораба до министра, премьер-министра и президента простираются эти связи, образуя слож­ную систему управленческих отношений. Поэтому управление можно рассматривать в качестве одной из основных функций социальных ор­ганизаций. Многочисленная армия работников исполнителей этой функции получила название бюрократии или администрации.

От качества работы этой категории людей во многом зависит по­литический климат государства, и, наоборот, от политического ре­жима, существующего в обществе, зависит характер деятельности бюрократии, структура и качество управления. Здесь можно сделать одно уточнение. Все организации, из которых складывается общест­во, называются социальными, так как все они имеют отношение к общественному существованию людей. В теории, однако, имеет ме­сто и иная типология. Тогда, наряду с собственно социальными, или общественными организациями (партиями, союзами, движениями, объединениями, фондами, землячествами, и т.д.), могут выделяться организации иных типов, а именно производственные, деловые, во-


енные, полицейские, фискальные и т.д. В данной теме эти различия не рассматриваются, а дается именно общая характеристика органи­заций, составляющих структуру общества. Совокупность всех орга­низаций составляет организационную структуру общества.

Организации возникают не сразу, а проходят определенные ста­дии своего зарождения, становления, развития и исчезновения. Ина­че говоря, они проходят определенные стадии институционализа-ции. Что же такое социальный институт и каков механизм институ-ционализации.

3. Практика общественного развития показывает, что для челове­ческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать, определенным образом формализовать основные социальные дейст­вия, связи и отношения. Основным фактором регулирования обще­ственной жизни являются социальные институты, которые также представляют собой определенную организующую силу.

Социальные институты (от лат. тзйШит - устройство, уста­новление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации (во втором значении этого понятия) совместной деятельности людей, способы их действия и взаимодействий; это уста­новившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, ре­гулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности.

Для примера обратимся к структуре семьи. Семья одновременно выступает и как группа, и как социальный институт. Как группа она характеризуется со стороны человеческого состава и демографиче­ских характеристик. А как социальный институт семья представляет собой набор определенных традиций, моральных и правовых норм, статусно-ролевых характеристик, регулирующих поведение членов семьи, выполнение ими своих социальных функций, т.е., наличие таких признаков, которые превращают семью как группу именно в социальную организацию.

На этом основании можно считать, что социальный институт -это прежде всего некая традиция, обусловливающая существование социальных структур; это своего рода устав общественной жизни; это то, что организует людей в целенаправленно действующие объе­динения и коллективы; это организующая сила.

Из многочисленных определений социального института можно привести следующее: «Социальный институт - это устойчивый ком­плекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социаль­ных ролей и статусов». (Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов. - М., 2000, С. 101).


На основе сказанного можно заключить, что понятия организа­ции и социального института весьма близки по своему значению. В любой организации (как в отдельно взятой социальной системе) есть и своя институциональная сущность. Так, например, армия (как и суд, и полиция, и адвокатура и т.д.) одновременно является и орга­низацией, и социальным институтом.

Социальная структура и социальная деятельность чрезвычайно разнообразны, поэтому социальных институтов бесконечное множе­ство. Выделяют, например, институт семьи, институт религии, ин­ституты образования, искусства, науки, культуры, институты произ­водства, банков, кредита, ренты и торговли, институты силовых структур, спорт как социальный институт, институты здравоохране­ния и отдыха, политические институты, институты управления и т.д. и т.п. Иначе говоря, любая устоявшаяся социальная структура, так или иначе определяющая характер поведения (деятельности) людей, может быть определена как социальный институт.

Социальные институты, как и структура общества в целом, пред­ставляют собой не разрозненный набор групп и организаций, а цело­стную систему от семьи до государства включительно. В рамках этой системы выделяются свои блоки. Так, институт образования может быть представлен как целая система социальных институтов, а именно, институт дошкольного воспитания, институт школьного образования, институт высшего образования, институт послевузов­ского образования. Все эти структуры подчиняются высшему инсти­туту управленческого звена, каковым является Министерство обра­зования.

Институт семьи соотносится с такими социальными институтами, как институт брака, супружества, родства и родословности, усынов­ления, развода, раздела имущества, наследования, вступления в на­следство, поминания предков (как системы поминальных обрядов и соответствующих празднеств), домашнего воспитания и т.д.

Обобщая, можно сказать, что социальный институт - это форма коллективной жизнедеятельности людей, основанная на традициях, нормах и ценностях, это особая форма их организации, которая при­звана консолидировать усилия людей для достижения общих целей. Это есть та сила, которая из отдельных людей создает целостную общественную систему.

Основным предназначением социальных институтов является удовлетворение социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и социализации личности. Потребность в средствах существования удовлетворяется институтами производства. Общественный порядок и безопасность удовлетворяются силовыми институтами. Духовные



потребности удовлетворяются институтами культуры, искусства, науки, философии и религии.

Социальные институты способны выполнять свое предназначе­ние за счет упорядочивания, стандартизации и формализации обще­ственной деятельности. Этот процесс упорядочивания, стандартиза­ции и формализации человеческой деятельности называется инсти-туционализацией.

Процесс институционализации и есть не что иное, как становле­ние того или иного социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является форми­рование определенных общественных потребностей.

Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей, которые, с одной стороны, формируют­ся в ответ на те или иные потребности, а с другой стороны, диктуют условия совместной деятельности, консолидации усилий. И там, где эта консолидация осуществляется быстрее, там наблюдается и уско­ренное развитие общества.

На ранних стадиях развития общества институционализация но­сит стихийный характер, регулируется традицией. Но постепенно (через религию, мораль, право, государство) социальные институты приобретают характер рационально организованных систем. В ходе общественной практики люди производят отбор из разных вариан­тов деятельности, сохраняют наиболее приемлемые образцы (или стереотипы поведения), которые постепенно превращаются в соци­альные обычаи и нормы, а затем и правовые системы, поддерживае­мые силой государства, и наконец приобретают форму учреждений. Таким образом, можно сказать, что социальные институты пред­ставляют собой своеобразную духовно-организационную плазму, объединяющую людей в устойчивые системы и организации. Они реализуются в появлении специальных учреждений, набором спе­циалистов и специализированных видов деятельности с соответст­вующими атрибутами и символами.

В заключение можно сформулировать ряд общих положений.

Основные типы социальных институтов:

• экономические (вся система производства, распределения, тор­говли и финансов, объекты инфраструктуры);

• политические (вся система государственных и политических ор­ганов и организаций);

• культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, на­родное творчество);


 

• семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи);

• здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреа­ции, спорта и туризма);

• информации и коммуникации (средства массовой коммуникации и информации).

Общие функции социальных институтов:

• удовлетворение социальных потребностей субъектов путем вы­работки общих правил профессионального действия;

• регулирование действий и взаимодействий социальных субъектов согласно общим правилам (регулятивная);

• обеспечение устойчивости и стабильности общественной жизни;

• интеграция и сплочение субъектов социального действия (инте-гративная).

По своему воздействию на социальные структуры функции подразделяются на:

• явные;

• неявные (латентные);

• интегрирующие;

• дезинтегрирующие (в случае, если интересы института вступают в противоречия с интересами общества).

Институционализация включает в себя следующие этапы:

• возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместной, целенаправленной деятельности;

• формирование общих целей и моти

Date: 2015-10-18; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию