Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудности, с которыми сталкивалась Е. Г. Уайт, и компромиссы, на которые она в результате шла





1. Поездки

Джеймс и Елена Уайт поженились 30 августа 1846 г. В этом браке соединились два жизненных пути разъездных проповедников нового и растущего адвентистского движения. В своем совместном служении они не сидели на одном месте, но постоянно совершали многотрудные поездки, которые не закончились для Елены Уайт даже со смертью ее супруга в 1881 г.

Путешествиям во второй половине девятнадцатого века недоставало комфорта и удобств, которые мы сегодня воспринимаем как должное, — комфортабельных отелей и мотелей, ресторанов или «бистро» с широким выбором меню и пр. Но даже если бы все эти удобства и были бы в наличии, чета Уайтов не смогла бы себе их позволить. Адвентистское движение было бедным, и церковные лидеры, как и простые верующие, были вынуждены жить в строгой экономии, постоянно идя на серьезные жертвы. В таких условиях было трудно, а иногда и невозможно, следовать строгой вегетарианской диете, особенно принимая во внимание два обстоятельства:

а) В своих поездках супруги Уайт полагались в основном на гостеприимство собратьев. Эти люди, как правило, жили в бедности, и их рацион состоял почти исключительно из мяса. Тем более что фрукты и овощи были доступны только в соответствующее время года.

б) Бывали времена, когда Уайты, вместе или порознь, оказывались в изолированных и отдаленных географических регионах, таких, как горы Колорадо, где человек должен был добывать себе пропитание собственными руками. Другими словами, им приходилось постигать такие науки, как рыбная ловля и охота, иначе им было бы нечего есть.

Некоторые выдержки из дневника Елены Уайт за сентябрь и октябрь 1873 г. служат тому наглядным подтверждением. В эти дни они с Джеймсом были буквально отрезаны от внешнего мира, дожидаясь возвращения их хозяина, мистера Уоллинга, который должен был пополнить их оскудевшие запасы продовольствия: «22 сентября: Вилли отправился сегодня за горный кряж, чтобы либо добыть нам продуктов, либо достать ось для повозки, которую чинит Уоллинг. Мы не можем отправиться в путь или вернуться домой в Миллс, пока не починят нашу повозку. Здесь мало корма для лошадей. Их овес на исходе. По ночам холодно. Наши продовольственные запасы быстро тают. 28 сентября: Брат Гловер оставил наш лагерь и отправился за продуктами. У нас мало еды… Пришел с охоты юноша из Новой Шотландии, принес четвертину оленьей туши. Он проделал двадцать миль с этой тушей за спиной… Он дал нам небольшой кусок мяса, из которого мы сварили бульон. Вилли подстрелил утку, которая пришлась очень кстати, ибо наши запасы стремительно таяли»[33]. «5 октября: Светит такое ласковое солнце, но нам от этого не легче. Вот уже несколько дней наши запасы почти на исходе. У нас почти ничего не осталось — ни масла, ни соусов любого рода, ни кукурузной, ни пшеничной муки. Есть еще щепотка муки мелкого помола, и это все. Мы ожидали пополнения запасов еще три дня назад, но никто так и не пришел. Вилли отправился на озеро за водой. Мы слышали, как он стрелял из ружья. Оказалось, он подстрелил пару уток. Это настоящее благословение, ибо нам нужно чем-то питаться»[34].

Как уже говорилось ранее, бедность делала вегетарианство затруднительным, а то и вовсе невозможным для многих адвентистов седьмого дня, живших в девятнадцатом столетии. К примеру, в конце 1878 г. Уайты, проживавшие в то время в Дэнисоне, шт. Техас, пригласили к себе на рождественский завтрак одну обездоленную адвентистскую семью. На стол был подан «вареный олений окорок с начинкой, нежный, как цыпленок. Всем нам он пришелся весьма по вкусу. Сейчас на рынке много оленины». Далее Е. Уайт сделала такую запись: «Я вот уже много лет не видела такую бедность, с какой мне пришлось столкнуться в Техасе»[35].

Елена Уайт трудилась «миссионером» в Австралии с 1891 по 1900 гг. В 1895 г. она написала пастору А. О. Тэйту письмо, в котором описала местные условия жизни. Данное письмо свидетельствует о ее сострадательности и человеколюбии: «Я наблюдаю в этой стране примерно то же самое, с чем мне приходилось сталкиваться на новых полях в Америке [в первые десятилетия девятнадцатого века]. Я вижу семьи, которые не могут позволить себе подавать на стол здоровую пищу. Неверующие соседи делятся с ними свежим мясом. Они варят мясной суп для своих больших семейств и едят его с хлебом. Я не считаю себя или кого бы то ни было вправе читать им лекции о вреде мяса. Я испытываю искреннюю жалость к семьям новообращенных, которые так зажаты в тисках нищеты, что не ведают, чем завтра будут кормить своих детей»[36].

 

2. Смена повара

Еще одной причиной для временного отказа в семье Елены Уайт от привычной вегетарианской диеты могло стать появление нового повара, который не умел готовить вегетарианские блюда. Пока новый повар осваивался и учился готовить подобные блюда, обедавшие за столом у Елены Уайт были вынуждены питаться тем, в чем новый повар знал толк, и не исключено, что и мясом тоже. С первых лет ее общественного служения, которое включало в значительной мере литературный труд, Елена Уайт была лишена возможности выполнять привычные для женщины домашние дела, и ей пришлось переложить значительную долю домашних обязанностей на домработниц и кухарок. Где-то с первой половины пятидесятых годов девятнадцатого века (когда в Рочестере, шт. Нью-Йорк, за их семейным обеденным столом «ежедневно трапезничали двадцать два человека»[37]) и до последних лет ее жизни, проведенных в Элмсхевене, у Елены Уайт в доме обыкновенно накрывали стол на несколько десятков человек. В 1870 г. она сделала одну весьма примечательную запись: «Я дорожу своей швеей, я очень ценю своего переписчика, но моя повариха, которая в совершенстве овладела искусством приготавливать пищу, полезную для мозга, костей и мышц, занимает самое важное место среди помощников в моей семье»[38].

В этой связи будет нелишне привести строки из письма, написанного У. К. Уайтом в 1935 г. Он писал: «Сестра Уайт не владела кулинарным искусством, кое постигается путем исследования и экспериментирования, и не разбиралась в тонкостях приготовления пищи. Она нередко вступала в жаркие споры со своим поваром. Ей не всегда удавалось подыскать кухарку, проникшуюся вегетарианскими идеями. Она предпочитала нанимать разумных и восприимчивых к учению девушек. Но со временем они выходили замуж и оставляли ее дом, так что ей приходилось искать новых кухарок, не владевших умением готовить вегетарианские блюда. В те дни у нас не было учебных заведений, подобных нынешним, где молодые женщины постигали бы систему вегетарианской кухни. Поэтому моей матери, при всей ее занятости, приходилось тратить немало времени и усилий на то, чтобы убедить ее кухарок обходиться без мяса, соды, разрыхлителей и прочих веществ, запрещенных в ее свидетельствах. Нередко бывало так, что наш стол представлял собой некий компромисс между идеалом, к которому стремилась сестра Уайт, и умением, опытом и воззрениями новой поварихи»[39].

В 1892 г. Елена Уайт написала президенту Генеральной Конференции О. А. Олсену о том, что ей необходим новый повар, выразив горячую надежду на то, что вскоре она сможет воспользоваться «услугами опытного помощника, в которых я крайне нуждаюсь». Вот как она описывает эту серьезную проблему: «Я все более и более страдаю от отсутствия опытного повара, который мог бы готовить приемлемую для меня пищу. Кулинария в этой стране во всех смыслах ущербная. Если изъять со столов мясо, которое мы и так употребляем крайне редко (а я и вовсе не решаюсь здесь его есть), то практически ничего не останется, и нужно обладать отменной крепостью, чтобы не упасть без сил. Пищу готовят так, что она не вызывает никакого аппетита, но имеет свойство отбивать всякое желание хоть что-нибудь съесть. Мне нужен повар, как никто другой… Я просто не знаю, что делать. Если бы я знала заранее, что так будет, то не уехала бы без опытного повара, достаточно изобретательного, чтобы готовить простые, здоровые блюда, которые не вызывали бы отвращения. Говорю вам об этом совершенно серьезно»[40].

 

3. Употребление мяса в медицинских целях в случае крайней необходимости

Кроме того, Елена Уайт могла отступить от вегетарианской диеты в случае медицинской необходимости, когда мясо могло временно послужить лечебным целям. В 1874 г., в письме к своему сыну У. К. Уайту, Елена Уайт упомянула о примечательном (и единственном) исключении в своем вегетарианском рационе, установившемся к тому времени в семействе Уайт: «Мы с твоим отцом полностью отказались от молока, масла, сахара и мяса с тех пор, как приехали в Калифорнию… Твой отец купил однажды мясо для Мэй [Уоллинг, внучатой племянницы Е. Уайт], когда она была больна, но с тех пор мы не потратили на мясо ни гроша»[41].

Елена Уайт не была фанатично привержена отказу от употребления мяса. В одной из статей, опубликованных в издании Наставник молодежи в 1894 г., она писала: «Мясная диета далеко не самая лучшая из диет, и все же я [не] стала бы настаивать на безусловном отказе от мяса для всех и каждого. Люди, страдающие пищеварительными расстройствами, вполне могут употреблять мясо, не имея возможности питаться овощами, фруктами и кашами»[42].

В силу типографской опечатки вторая не в первом предложении этой цитаты была пропущена. Эта ошибка была исправлена, когда пастор О. А. Тэйт написал Елене Уайт письмо с просьбой пояснить, что она имела в виду. В ответном послании она обозначила свое отношение к употреблению мяса более четко: «Я никогда не считала себя вправе утверждать, что мясо нельзя употреблять никому и ни при каких условиях. Утверждать подобное, когда люди в подавляющей массе своей [в Австралии в 1894 г.] научены питаться почти исключительно мясом, означало бы впасть в крайность. Я никогда не считала себя вправе делать огульные обобщения. Все, что я говорю, продиктовано чувством долга, но я всегда осторожна в своих высказываниях, потому что не хочу подавать повод кому бы то ни было становиться совестью для другого»[43].

Когда речь шла об определенных заболеваниях и в частности об умирающих больных, Елена Уайт занимала здравую позицию. Она говорила: «При некоторых заболеваниях или при истощении можно употреблять немного мяса, но нужно обязательно позаботиться о том, чтобы это было мясо здоровых животных. Сейчас очень остро встал вопрос — насколько безопасно употреблять в пищу мясо в современных условиях. Лучше не есть его вовсе, чем питаться мясом животных, которые не вполне здоровы»[44].

В 1896 г. Елена Уайт предостерегала врачей адвентистского санатория: «Вы не должны предписывать своим подопечным полный отказ от мясной пищи, но вам надлежит нести им свет, просвещать их разум. Пусть пробуждается совесть каждого человека, дабы он осознал необходимость в самосохранении и очищении от всякого рода проявлений извращенного аппетита... Нельзя принуждать людей к резкой перемене, особенно тех, кто занят тяжелым физическим трудом. Нужно просвещать их и вдохновлять, и тогда они с гораздо большей готовностью и желанием совершат эту перемену в своем рационе»[45]. Далее Елена Уайт отметила, что «чахоточных больных, стоящих на краю могилы», и «людей, угасающих от опухолей», не стоит обременять еще и настойчивыми призывами отказаться от мяса; врачам следует «воздерживаться от каких-либо решительных шагов в этом вопросе»[46].

Отвечая на запрос одного врача о том, насколько приемлемо будет подавать куриный бульон больному, страдающему от острых приступов тошноты и чей желудок не принимает никакой другой пищи, Елена Уайт написала: «Если человек, умирающий от

 

чахотки [туберкулеза], просит куриный бульон, нужно его дать. Но при этом нужно быть весьма осмотрительными»[47].

Не исключено, впрочем, что были в жизни Елены Уайт и случаи, вызванные другими причинами. Вполне возможно, что родные порой проявляли беспечность или она сама поддавалась этой тяге (по ее собственному признанию, мясо ей было весьма по вкусу) и время от времени проигрывала эту битву. Центр исследований трудов Елены Г. Уайт не располагает какими-либо документальными свидетельствами о подобного рода «падениях». Но даже если бы такие документы имелись, они лишь свидетельствовали бы о том, что пророки тоже люди. Насколько известно вашему покорному слуге, наиболее близким к тому, что можно счесть такого рода промахом, является косвенное упоминание о «совести» в письме, написанном Еленой Уайт 19 февраля 1884 г. «Гарриет [Смит]», жене главного редактора «Ревью энд Геральд» Урии Смита. Она написала буквально следующее: «Рада сообщить, что пребываю в добром здравии. Я запретила любое мясо, любое сливочное масло. Эти продукты не появляются у меня на столе. Мои мысли ясны, я окрепла физически, а моя совесть стала спокойнее, потому что я знаю, что следую свету, который дал нам Бог»[48]. Означает ли это, что Елена Уайт впадала в искушение и уступала тяге к мясной пище, а теперь возобладала над собой и перестала мучиться угрызениями совести? Может быть, и так, однако на основании данного письма невозможно прийти к однозначному выводу.

Об авторах библейских книг сказано, и вполне справедливо, что это были «святые Божии человеки», которые писали, «будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Но при этом они оставались людьми, время от времени впадавшими в грех.

 

Date: 2015-10-18; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию