Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К символическому талиону законодатель прибегал в случае, если





зеркальный применить было невозможно. Например, если сын

нагрубил отцу, то ему полагалось вырвать язык. Талион представ-

ляет собой пережиток родоплеменных отношений. Талион не

следует представлять как исключительно проявление жестокости,

напротив, он выступал как ограничение жестокости наказания,

так как отражал принцип «тебе - не более того, чем сделал ты».

Применялся талион только в том случае, если истец и ответчик

обладали равным социальным статусом.

 

юридический формализм – необходимость соблюдения строго установленных

ритуалов (обрядов) при совершении каких-либо правовых дейст –

вий. Свидетельствует о преобладании религиозного сознания над

правовым. Типичен для государств Древнего Востока, Древнего

Рима и раннефеодальных государств Западной Европы. Типичным

примером юридического формализма в римском древнейшем

праве является процедура манципации.

 

Тема: «Древний Вавилон»

 

 

авилум - полноправные граждане Вавилонского государства.

 

вардум - рабы в Древнем Вавилоне. Рабство в Вавилоне носило

патриархальный характер.

Древний Вавилон -согласно новейшим археологическим исследованиям, первые

протогосударства в Месопотамии стали возникать в Vтыс.до н.э.

Они существовали в виде полисов - Урук, Киш, Ур, Лагаш и

др. В III тыс. до н. э. в результате длительной борьбы месопо-

тамских городов за гегемонию возникло обширное централи-

зованное шумерское государство, позже завоёванное семитами

Во II тыс. до н.э. на территории Месопотамии

возникает Вавилонское царство, особого расцвета достигшее

при царе Хаммурапи / 1792 - 1750 гг. до н. э. /. Вавилонское

государство прекращает существование в III в. до н. э. под

ударами персов.

 

Законы из Эшнуны - один из древнейших правовых памятников, дошедших

до нас. Создан во 2 тыс. до н. э. в месопотамском полисе

Эшнуны. Представляет из себя запись обычного права.

Многие статьи законника защищают интересы основного

населения - свободных общинников и ограничивают инте -

ресы богатеющей социальной верхушки, что является яр -

ким свидетельством еще сохраняющихся пережитков родо-

вого строя. Созданы в период правления царя Билаламы,

поэтому существует и второе название данного источника –

- «Законы царя Билаламы».

Законы Хаммурапи - один из наиболее известных правовых памятников

Древнего Востока. Создан в период правления царя Хам -

мурапи / ХV111 в. до н. э. /, в честь которого и назван. За-

писан клинописью на почти двухметровом базальтовом

столбе. Был выставлен для всеобщего ознакомления на пло-

щаде в Вавилоне. После гибели Вавилонского государства

был вывезен персами в качестве трофея. Обнаружен в 1901

году французскими археологами при раскопках города Су -

зы. В верхней части столба высечено изображение Хамму -

рапи, стоящего в молитвенной позе перед восседающим на

троне богом Солнца Шамашем / Мардуком /, который вру -

чает ему Законы, что должно было свидетельствовать о бо-

жественном характере законника. Под рельефом находится

текст законов, насчитывающий 282 статьи, которые сохра -

нились почти целиком / кроме 35 /. Текст состоит из 3 час -

тей. Первая часть представляет собой обширное введение, в

котором восхваляется Хаммурапи. Вторая часть включает в

себя статьи законов. Третья часть - достаточно большое за -

ключение.При составлении сборника использовались обыч-

ное право, шумерийские судебники, судебная практика.

Текст записан в казуистической форме, имеются существе-

нные пробелы. Отсутствует система в изложении правовых

норм. В отличие от других восточных кодификаций Законы

Хаммурапи не имеют религиозного и нравственного харак -

тера. В настоящее время хранятся в Париже.

Илку -воины в Древнем Вавилоне. Пользовались особой защитой государст -

ва, являясь его социальной опорой. В отношении имущества

илку существовал особый правовой режим. Земельный на -

дел и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у

них за долги. В случае пленения воина его могли выкупить,

и он сохранял свое право на надел. Если после смерти воина

оставался малолетний сын, вдова наследовала треть его

имущества, чтобы воспитать будущего воина.

мушкену - неполноправные граждане Древнего Вавилона.

Новохудоносор – правитель Древнего Вавилона I тыс. до н.э., в период правления

которого государство переживало период расцвета.

 

Тема: «Древняя Индия»

варна замкнутые сословия в Древней Индии. Варн было четыре:

1) брахманы, 2) кшатрии, 3) вайшьи, 4) шудры. Варны имели

строго замкнутый характер. Принадлежность к варне переда-

валась по наследству. Каждой варне предписывались строго

определённые правила поведения – дхармы. Три первые

варны считались «дваждырождёнными», т.е. в детстве их

представители проходили специальный обряд посвящения в

профессию –инициацию. Шудры же считались единожды-

рождёнными, что особо подчёркивало их самый низкий соци-

альный статус.

Маурьи династия, в период правления которой древнеиндийское госу-

дарство достигло расцвета.

Дхарма правила поведения, которые неукоснительно должны были

соблюдать граждане древнеиндийского государства. Для

каждой вырны законы Ману предписывали строго определён-

ные дхармы.

дхармашастры -сборники законов в Древней Индии (дхарма – религиозные и

нравственные правила поведения, шастра – сборник). Носили

ярко выраженный религиозно-нравственный характер. Типич-

ный пример – Законы Ману - Манавадхармашастра, создан-

ные в период между I в. до н.э. и II в.н.э. Их влияние на право-

вую систему Индии сказывалось вплоть до XVIII –XIX вв.

Законы Ману написаны в стихотворной форме – шлоками. Их

главное предназначение – закрепить извечность варновой

системы. Влияние Законов Ману на правовую систему Индии

сохранялось вплоть до XIX в.

дасы – рабы в Древней Индии. Рабство в Индии носило патриар-

хальный характер

раджа - титулмонарха в Древней Индии.

раджасабха -орган государственного аппарата. В него входили представите-

ли не только знати, но и представители сельских общин.

Обладал совещательными полномочиями.

паришад -орган государственной власти, осуществлявший контрольные

полномочия. Члены паришада раз в несколько лет совершали

поездки по стране с целью проверки соблюдения законов.

сати - обряд самосожжения вдовы.

Тема: «Древние Афины»

эклессия народное собрание, высший орган законодательной власти в

Афинах. В нем имели право участвовать только свободные

полноправные граждане. Заседало в период расцвета афинс-

кого государства один раз в десять дней. Афиняне имели

право вносить законопредложения, обсуждать выносимые

на обсуждение вопросы.

булэ - высший орган исполнительной власти в Афинах, созданный

Солоном. В него при Солоне входило 400 афинских граждан,

избираемых на народном собрании сроком на 1 год, поэтому

он назывался «совет четырёхсот». При Клисфене число

членов булэ было увеличено до 500 человек. По истечении

года члены булэ отчитывались перед гражданами на народ-

ном собрании. Повторное избрание возможно было только

через несколько лет.

гелиэя -высший судебный орган в Древних Афинах, созданный в VI

в. до н.э. Солоном. Считается прообразом суда присяжных,

т.к. впервые в нём применялись демократические принципы

судопроизводства. В него избиралось 6 тысяч афинских

граждан сроком на 1 год. Решения гелиэи считались оконча –

тельными и обжалованию не подлежали, т.к. считалось, что

это решение народа, выше которого нет ничего. Члены

гелиэи – гелиэсты делились на 10 отделов по 500 человек в

каждом. Ещё одна тысяча гелиэстов была запасной, на случай

появления подозрений в подкупе судей. Отдельное дело рас

сматривал один из отделов. Какой именно – определялось

вечером накануне судебного заседания, чтобы не допустить

подкупа судей. Если дело было сложным – его рассматривали

два отдела. Наиболее важные и сложные дела рассматривал

так называемый «полуторный суд» - т.е. три отдела (1,5 тыс.

человек).

остракизм -вынесение политического недоверия какому-либо государстве-

нному или политическому деятелю. Ввел в практику Клисфен.

сисахвия -отмена Солоном долгового рабства в Древних Афинах. Вместо

ответственности жизнью или свободой должника вводилась

имущественная ответственность.

Законы Драконта -законы, созданные в VII в. до н.э. правителем Драконтом.

Отличались особой жестокостью. Система наказаний носила

Ярко выраженный неадекватный характер – практически за

каждое правонарушение полагалось одно наказание – смерт –

ная казнь. По свидетельству Плутарха, когда Драконта спро –

сили, почему его законы такие несправедливые: и за кражу

овощей на рынке, и за убийство полагается одинаковое наказа-

ние в виде смертной казни, он ответил, что за кражу овощей,

как ему представляется, надо казнить, а для остальных

правонарушений он не смог ничего другого придумать.

Современники говорили, что Законы Драконта «писаны

кровью». Стали символом жестокости и несправедливости.

Отменены Солоном.

Тема: «Древняя Спарта»

Спарта- государство, в котором сложился специфический государст-

венный и общественный строй. Его главные особенности:

1. военизированный характер государства.

2. режим социального равенства, насильственно поддер –

живаемый государством,

3. особый, неклассический характер рабства,

4. устный, неписанный характер права.

илоты -рабы в Древней Спарте. Рабство носило в Спарте некласси-

ческий характер. Рабами считались жители всех покорённых

спартиатами территорий. Они жили в своих исторических

поселках, имели наделы земли, которые обрабатывали само-

стоятельно. Илоты имели семьи. 50% произведённого продук-

та илоты отдавали спартиатам, а оставшейся частью распоря-

жались самостоятельно. Правовое положение илотов сходно

с положением феодально-зависимых крестьян. По отношению

к илотам государство проводило политику устрашения и

террора. Ежегодно им объявлялась на несколько дней война –

криптия.

геруссия -высший орган исполнительной власти в Спарте. Включал в

себя 28 геронтов (старейшин) и 2 базилевса. Являясь лишь

органом исполнительной власти, сосредотачивал в действи-

тельности в своих руках реальные властные полномочия,

в том числе и законодательные. В него избирались предста-

вители родовой аристократии (лица, достигшие 60 лет, по-

жизненно). Поэтому государственный режим в Спарте в

отличии от Афин носил не демократический, а аристократи-

ческий характер.

Ликург - один из первых правителей Спарты, считающийся создателем

права Спарты.

Криптия -ежегодная война, объявляемая спартиатами илотам. Длилась 3

- 5 дней. Проводилась для поддержания равновесия численно-

сти населения илотов и их устрашения.

Ретра -термин, которым в Спарте назывались законы.

сисситии -общественные обеды в Древней Спарте, призванные поддер-

живать социальное равенство среди спартиатов. Участие в

них было обязательно для спартиатов. Если спартиат уклонял-

ся от участив в сисситиях, он лишался гражданства. Ежеме –

сячно каждый спартиата вносил продуктовый пай для прове-

дения сисситий.

 

Тема: “Древний Рим”

Законы 12 таблиц -правовой памятник древнейшего римского права. Создан в

V в. до н.э. Первоисточник не сохранился. Текст был реконст-

руирован частично в XIX в. Представляет собой запись обыч-

ного права. Текст законов был записан на 12 деревянных

табличках, что и стало основанием для названия. Выставля-

лись для всеобщего ознакомления на главной площади Рима –

Форуме. Текст законов римляне заучивали в детстве наизусть.

Главной отличительной особенностью законов является ярко

выраженный юридический формализм (см. юридический

формализм). Характерна казуистическая форма изложения

правовых норм.

Институции Гая -учебник для юридических школ, разработанный римским

юристом Гаем во II в. н.э. В Древнем Риме и в Византии

«Институции» применялись и как учебник для юристов, и

как нормативный акт.

Институционная система -порядок расположения норм гражданского права в

соответствии со схемой: 1- «Лица», 2. – «Вещи»3. – «Сделки».

«Лица» - нормы, регулирующие статус лиц, семейное и

наследственное право: «Вещи» - вещное право, «Сделки» -

нормы, регулирующие различные виды сделок. Впервые

применена римским юристом II в. Гаем в «Институциях»,

в связи с чем и получила соответствующее название. В

настоящее время воспринята странами с романской правовой

традицией (например, Франция, Италия, Бельгия и т.д.).

манципация -процедура, сопровождающая сделку купли-продажи вещей

первой категории (res mancipi) в древнейшем римском праве

(согласно «Законам XII таблиц»). Подробное описание этой

процедуры содержится в «Институциях» Гая (книга 2).

глоссаторы -средневековые западноевропейские юристы, изучавшие римс-

кое право и способствовавшие его рецепции европейским пра-

вом. Видные представители – Ирнерий, Аккурций. Переводя

труды римских юристов, глоссаторы писали свои коммента –

рии между строк (глоссы).

доминат -второй этап периода Римской империи, на котором устанавли-

вается классическая абсолютная монархия. Все институты

республиканской формы правления ликвидируются (III в. н.э.

- V в.н.э.).

Date: 2015-10-18; view: 602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию