Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Замена аппаратуры
Как отмечалось выше, одним из факторов по поддержанию высокого уровня надежности функционирования устройств СЦБ является регулярная замена аппаратуры. Это наиболее важно для рельсовых цепей, являющихся первичными и основными датчиками информации о местонахождении поездов в системе обеспечения безопасности их движения. Применение в дальнейшем термина "прибор" для обозначения устройства правомерно, хотя это слово ассоциируется с измерительным прибором в технике, например амперметром или осциллографом. Правомерность эта основана на предназначении прибора по определению: к приборам относятся устройства, выполняющие одну или несколько функций, связанных с контролем и управлением каким-либо процессом, преобразованием или накоплением энергии и т.п. В состав аппаратуры РЦ, подлежащей замене, входят следующие приборы: путевые реле, трансформаторы, конденсаторные блоки, фильтры, резисторы, дроссели (дроссель-трансформаторы) и предохранители, а также приборы бесстыковых рельсовых цепей - генераторы, усилители, фильтры и приемники. Периодичность замены аппаратуры приведена в п.16.4 Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Московского метрополитена (М.: Транспорт, 1997. С.44 - 46). Перед заменой прибора необходимо проверить: соответствие типа нового прибора заменяемому (для нового конденсаторного блока его емкость не должна отличаться более чем на 1 мкФ от значения, полученного у заменяемого блока при регулировке фазового угла рельсовой цепи); наличие гаек, шайб и контргаек, а для реле типа ДСР - надежность сборки зажимов; наличие таблицы с электрическими характеристиками реле и таблицы с указанием даты и подписью лица, ремонтировавшего и испытывавшего реле; наличие и состояние пломб; состояние ножей штепсельных реле и банановых штепсельных контактов у реле ДСР; наличие надписи с датой ремонта на трансформаторах, конденсаторных блоках и других приборах. Ярлык внутри реле или надпись на трансформаторе, блоке или другом приборе с датой выпуска из ремонта или изготовления заводом необходим, поскольку с указанной даты начинается отсчет межремонтного срока работы прибора. Приборы, опломбированные заводской печатью, проверяются перед установкой в эксплуатацию на соответствие их механических параметров и электрических характеристик техническим условиям без их вскрытия. При положительных результатах проверки на прибор снаружи наклеивается ярлык с надписью "Проверено. Соответствует ТУ", датой проверки и подписью проверявшего лица. В устройствах СЦБ приборы следует заменять на станциях и перегонах после окончания движения пассажирских поездов, на парковых путях и соединительных ветках в свободное от движения поездов время без нарушения графика приема и отправления поездов, в устройствах диспетчерской централизации в любое время по согласованно с дежурным поездным диспетчером. На станции при централизованном размещении приборов необходимо их заменять последовательно, по одному. Это поможет оперативно определить источник и место возникновения отказа при обнаружении отклонений от нормальной работы устройств после замены. Одиночная замена приборов штепсельного типа выполняется с устного согласия дежурного по посту централизации (дежурного по станции) или дежурного поездного диспетчера при диспетчерском управлении, а групповая замена - с предварительной записью в Журнале осмотра. При этом разрешается на группу заменяемых приборов делать общую запись. Замена приборов нештепсельного типа, а также розеток штепсельных реле и плат нештепсельных реле или блоков должна предваряться запись в Журнале осмотра. Если эта работа выполняется под руководством старшего электромеханика, то допускается делать общую запись на замену группы приборов. Процедура замены штепсельных реле ДСШ, НВШ и других типов, аналогичных по способу крепления в розетке, включает в себя следующие операции: поднятие стержня замка специальным ключом и отсоединение реле от штепсельной розетки; проверка щупом регулировки и целости контактных пружин штепсельной розетки; замена штепсельной розетки при обнаружении следов ржавчины, окислов и прожогов между контактными и обмоточными выводами; установка в штепсельную розетку нового реле и замыкание стержнем замка с проверкой плотности прижатия платы реле по всему ее периметру; проверка на розетке плотной затяжки контактных гаек и контргаек, служащих для отключения катушек реле от источника питания, ориентируясь при этом на контрольную закраску. При замене малогабаритных реле АНВШ, НМВШ, АНШ, НМШМ и других, аналогичных по креплению, типов, а также блоков, смонтированных в корпусах малогабаритных реле, необходимо выполнить следующие операции: вывернуть стяжной винт и отсоединить реле или блок от штепсельной розетки; проверить щупом регулировку и целостность контактных пружин в освобожденной штепсельной розетке; при наличии следов ржавчины, окислов и прожогов между контактными и (или) обмоточными выводами заменить штепсельную розетку; установить новое реле в штепсельную розетку и завернуть стяжной винт до отказа; процедуру установки необходимо проводить осторожно, без применения чрезмерных усилий для предотвращения механических повреждений контактных пружин в розетке. При замене реле ДСР необходимо отсоединить съемную часть штепсельной колодки, проверить состояние (целость) банановых штепсельных контактов на реле, осмотреть и очистить гнезда на съемной штепсельной колодке, надеть ее на новое устанавливаемое реле и закрепить стяжными рычагами. При замене реле НРВ требуется открутить крепящую гайку и снять съемную плату с контактных стержней, щупом проверить регулировку и целостность контактных пружин в гнездах съемной платы, надеть на новое реле съемную плату, закрепить ее гайкой, проконтролировать плотность соприкосновения с плоскостью платы реле по всему периметру, а также проверить состояние монтажных перемычек и надежность их соединения. Замена трансформаторов, конденсаторных блоков и других приборов, не имеющих штепсельных разъемов, должна включать в себя выполнение следующих операций: изъятие предохранителей в цепях, подключенных к зажимам заменяемого прибора, если на них в нормальном режиме подается напряжение; контроль вольтметром, предварительно проверенным на исправность, отсутствия напряжения между питающими проводами и на каждом питающем проводе по отношению к земле; при наличии напряжения на отключенном конденсаторном блоке разрядить его через вольтметр; проверка наличия бирок на монтажных проводах и их соответствия зажимам прибора, к которым они подключены; отсоединение монтажных проводов от заменяемого прибора и подсоединение их к соответствующим зажимам устанавливаемого трансформатора или конденсаторного блока; при этом гайки необходимо затягивать с умеренной силой во избежание разрыва контактных стержней (болтов, винтов, штырей) или выкрашивания пластмассы колодок; достаточность затяжки гаек проверяется невозможностью отвернуть ее рукой без применения инструмента; установка изъятых при замене предохранителей. После замены приборов рельсовой цепи необходимо проверить ее работу в нормальном и шунтовом режимах, кратковременно наложив перемычки на изолирующий стык или замыкая накоротко контрольные выводы релейного конца РЦ в релейном помещении. Если заменялось путевое реле, необходимо также измерить напряжение на его обмотках, а полученные значения внести в карточку электрических параметров РЦ. Кроме того, необходимо проверить правильность смены сигнальных показаний светофора, задание и разделку маршрутов (если РЦ входит в состав электрической централизации), соответствие выдачи сигнальных частот АРС и т.д. по составленному заранее плану. Если после замены питающего, согласующего или путевого трансформатора сектор путевого реле стремится опуститься вниз, то необходимо поменять местами провода, подключенные к первичной. или вторичной обмотке установленного трансформатора. Замена штепсельных предохранителей проводится в следующие сроки: с контролем перегорания на номинальный ток до 3 А - 1 раз в три года; с контролем перегорания на номинальный ток 5 А и выше - 1 раз в пять лет; без контроля перегорания на номинальный ток до 3А - 1 раз в пять лет; без контроля перегорания на номинальный ток до 5 А и выше 1 раз в десять лет. Предохранители на номинальный ток 10 А, работающие как разъединители, проверяют 1 раз перед установкой в эксплуатацию. Замене предохранителей должен предшествовать внешний осмотр устанавливаемых предохранителей. Плавкие вставки в штепсельных банановых предохранителях должны быть застеклены и иметь по всей длине одинаковую толщину без перегибов вмятин и следов подгара. Концы плавких вставок должны быть облужены не менее чем на 1,5-2 мм и надежно припаяны к усикам контактного угольника; стекло должно быть целым и прозрачным. В предохранителях с контролем перегорания выход стержня должен быть 1-1,5 мм. Штепсели должны быть параллельны друг другу, прочно ввернуты в контактные угольники и входить в корпус под прямым углом; не должны иметь трещин, заусенцев, изломов лепестков и не проворачиваться в основании. На корпусе должны быть указаны номинальный ток и дата проверки предохранителя, причем номинальный ток предохранителя должен соответствовать требуемому предельному значению для цепи, в которой осуществлялась замена. При подозрении на отсутствие целости плавкой вставки предохранителя ее необходимо проверить комбинированным электроизмерительным прибором. После изъятия заменяемых предохранителей нужно осмотреть освободившиеся гнезда и при обнаружении окисления или подгара контактирующих поверхностей почистить их. Кроме того, необходимо проверить исправность сигнализации перегорания предохранителей (при наличии таковой). После замены предохранителей необходимо проверить плотность их посадки в гнездах. для предохранителей с контролем перегорания необходимо проверить отсутствие заметного зазора между цоколем и корпусом. Дроссели ДОМБ-1000 и дроссель-трансформаторы ДТМ-0,17-1000 являются наиболее высоконадежными в составе аппаратуры РЦ. Поэтому их заменяют по мере необходимости, но не реже 1 раза в 24 года. Замена дросселей выполняется в ночное время с использованием автодрезины АГМ. При этом в состав бригады должен быть включен стропальщик. Перед снятием дросселя или дроссель-трансформатора необходимо измерить напряжения на его выводах и сравнить их со значениями, вписанными в карточку электрических параметров РЦ. Снятие ДТМ-0,17 включает в себя следующие операции: отсоединение перчаток и средней шины; отключение в кабельной муфте кабельных жил с навешиванием на них бирок; раскрепление фланца и скобы, крепящих кабель к муфте и основанию, и изъятие кабеля из муфты; - откручивание гаек с крепежных болтов и изъятие их вместе с шайбами и изолирующими втулками; снятие дросселя с основания краном и перенос его на платформу автодрезины. Установка дроссель-трансформатора выполняется в такой последовательности: очистить основание от пыли; снять краном новый прибор с платформы и установить его на основание; поставить болты, изолирующие втулки и шайбы и закрепить на основании; зачистить поверхности выводов, шины и перчатки дроссельных перемычек; присоединить и закрепить шину и перчатки дроссельных перемычек к выводам обмотки; ввести кабель в кабельную муфту дроссель-трансформатора, подключить его к дополнительной обмотке в соответствии с бирками на жилах; измерить напряжение на выводах основной обмотки и сравнить его со значениями ранее проведенных измерений, учитывая при этом, что разница в результатах измерений не должна превышать 5%; при положительных результатах контрольных измерений затянуть гайки на крепежных болтах дроссель-трансформатора к основанию, а кабель прикрепить фланцем к кабельной муфте и скобой к основанию; установить на перчатках и шине восковые сигналы, представляющие собой конусы из воска высотой примерной 10 мм. После проведения работ по установке и подключению дроссель-трансформатора необходимо проверить сопротивление изоляции его обмоток относительно корпуса и корпуса относительно тела тоннеля. Заключительным этапом замены дроссель-трансформаторов является проверка работы рельсовой цепи, которая заключается в измерении параметров путевых реле в нормальном и шунтовом режимах работы рельсовой цепи, а также угла сдвига фаз на путевых реле. Результаты измерений не должны отличаться от приведенных в карточке электрических параметров РЦ более, чем на 5%. В противном случае рельсовую цепь необходимо отрегулировать заново и новые данные внести в карточку.
|