Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный механизм формирования и реализации государственного управления





Под социальным механизмом формирования и реализации государственного управления подразуме­вается механизм социального «на­сыщения» (наполнения) государственного управления, благодаря использованию возможностей которого оно приобретает желае­мую обусловленность, обоснованность и эффективность. Существование и развитие, содержание и формы, направле­ния и смысл совершенствования государственного управления, все другие его стороны и проявления определяются объективны­ми потребностями общества в целенаправленном, организующе-властном согласовании поступков и действий людей, обеспече­нии взаимосвязи и упорядоченности множества активно функ­ционирующих коллективов. Необходимость и глубокая заинтере­сованность каждого человека (коллектива, общности людей) в ус­тановлении, поддержании и улучшении постоянных и рацио­нальных взаимосвязей с другими людьми (коллективами, общностями), их стремление к организованному ведению общест­венно значимых дел, к научно обоснованному течению произ­водственных, научно-технических, духовных и других процессов порождает синтезированную, всеобщую потреб­ность в управлении вообще и в государственном управлении в частности.

Общественные потребности в управлении проявляют себя, прежде всего, как управленческие интересы людей, их коллекти­вов, общностей, в целом общества. Они возникают в процессах осознания необходимости и актуальности этих потребностей, т.е. представляют их в определенной субъективной форме. Интересы побуждают человека, коллективы людей к осмыслению сущнос­ти и структур государственного управления, к практическому участию в его формировании и реализации или, в крайнем слу­чае - к использованию управления для обеспечения своих по­требностей.

Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие интересы, порождают и обусловливают управлен­ческие цели, в которых намечаются направления деятельности по реализации первых. Это - цели управления, т.е. цели, связан­ные с разработкой и практическим осуществлением управлен­ческих решений и действий по реальному удовлетворению обще­ственных потребностей в управлении.

Цели управления закрепляются в управленческих решениях, где они подкрепляются волей участников управления. В государ­ственном управлении такой волей является воля народа, сосре­доточенная в форме государственной власти. Управленческие ре­шения - это социальные акты, в которых в логической форме (текстуальная модель) выражены воздействия управляющих зве­ньев (государственных органов, должностных лиц) на общест­венную систему (управляемые объекты), необходимые для до­стижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовле­творения соответствующих потребностей в управлении.

Чтобы последние реально осуществлялись, нужны конкрет­ные действия (активные усилия) государственных органов, долж­ностных лиц и граждан по практической реализации соответст­вующих решений. Только путем действий (деятельности) указан­ных в решениях исполнителей возникают намеченные взаимо­связи между государственными органами и управляемыми объ­ектами, происходит изменение направлений, содержания и ак­тивности их функционирования. Во многих случаях управлен­ческие действия связаны не только с обеспечением реализации управленческих решений, но имеют и самостоятельный управ­ленческий смысл. Имеются в виду так называемые организаци­онные мероприятия (сессии, совещания, конференции, «опера­тивки» и т.д.), посредством которых происходит коллективное со­гласование определенных действий, которое по значению может приравниваться к управленческому решению.

Реализация управляющих воздействий, выраженных в управ­ленческих решениях, приводит к определенным результатам уп­равления, которые состоят в удовлетворении общественных по­требностей в государственном управлении или, иными словами, в сохранении, упрочении и прогрессивном развитии управляе­мой общественной системы (управляемых объектов), в упорядо­чении и повышении уровня трудовой и социальной активности людей. Анализ и объективная оценка результатов управления, соотнесение их с потребностями, интересами и целями управле­ния позволяют выявлять меру удовлетворения этих потребностей и интересов, целесообразность, обоснованность и эффектив­ность управления.

Таким образом, социальный механизм формирования и реализации государст­венного управления может быть выражен через следующую цепь взаимосвязанных общественных явлений: «потребности - интересы - цели - решения - действия – результаты». Результаты - есть возврат по принципу обратной связи к по­требностям - удовлетворение последних.

Цепь данных общественных явлений позволяет решать ряд теоретических и практических проблем государственного управления.

Она раскрывает объективную основу управления, переход объективного в субъективное, субъективное выражение управления, его возврат в объективное в процессе реализации управления.

явления "потребности -> интересы ->· цели" характеризуют объективную основу управления и звенья ее перехода в субъективное. Взаимосвязанные здесь явления обобщают и воплощают в себе запросы общества в государственном управлении и оказывают постоянное влияние на его содержание, формы и другие свойства. Они непрерывно сигнализируют о себе и побуждают государственные органы к принятию определенных управленческих решений и осуществлению управленческих действий.

Субъективный момент управления наиболее явственно предстает в следующих звеньях цепи "цели -» решения -> действия", где цели предстают уже как осознанные, "подготовленные" к формулированию в решениях. Здесь сполна начинает действовать субъективный фактор со своими волевыми, теоретическими, организационными, регулятивными, стимулирующими и другими способностями. Его решения и действия направлены на обеспечение достижения общественных целей, интересов и потребностей.

В рассматриваемой цепи "интересы -> цели" в их двуедином качестве объективного и субъективного служат звеньями перехода через известные социально-психологические факторы (мотивы, установки, воля) объективного в субъективное, а звенья "действия -> результаты", материализующие активность субъективного фактора, являются "обратным" переходом субъективного в объективное. Звено (явление) "результаты" характеризует целесообразность и эффективность управления, меру реального удовлетворения управленческих общественных потребностей и интересов и достижения поставленных целей управления.

Цепь указанных общественных явлений указывает, далее, на звенья, посредством которых осуществляется участие управляющей и управляемой систем в формировании и реализации государственного управления. Управляемая система влияет на государственное управление посредством выдвижения своих потребностей, интересов и целей, которые и становятся важнейшим, определяющим условием и фактором содержания управления, а часто и способов его реализации. Она же принимает на себя управляющие воздействия государственных органов и оценивает их результативность. Управляющая система наиболее конкретно выражает себя в "решениях -> действиях", в которых, собственно, и заключается смысл управления.

Цепь "потребности -> интересы -> цели -> решения -> действия -> результаты" привлекает также внимание к комплексу внешних и внутренних факторов, обусловливающих характер, содержание и формы активности управляющей системы. Так, ее внутренняя организация (взаимосвязи внутри системы) подчинена задачам создания предпосылок для выработки наиболее обоснованных решений, осуществления эффективных действий и достижения их высоких результатов. Внешняя же организация управляющей системы (комплекс взаимосвязей с управляемой системой и другими управляющими системами общества) призвана обеспечивать постоянное и оперативное восприятие ею общественных потребностей, интересов и целей, своевременное и объективное реагирование на результаты управления — преобразование управляющих воздействий в новые формы, методы, уровень различных видов производительной человеческой деятельности, короче, в прирост национального богатства.

Социальный механизм формирования и реализации государ­ственного управления действует не только на уровне его как це­лостного социального явления, но и практически во всех, даже единичных проявлениях организационной, правовой и другой деятельности государственных органов и должностных лиц. При принятии любого управленческого решения, совершении любого управленческого действия приходится одновременно исходить и из указаний вышестоящих звеньев, действующего законодатель­ства, и из конкретных управленческих потребностей, интересов и целей людей, коллективов и организаций, охватываемых дан­ным решением или действием.

В итоге, завершая рассмотрение вопроса об общественной системе как объекте государственного управления, можно сделать следующие выводы:

i. содержание и формы, функции и структура управляемых объектов непосредственно (генетически) обусловливаются объективными естественно-природными и социально-историческими условиями и закономерностями;

ii. специфика (параметры) каждого управляемого объекта и его место в общественной жизнедеятельности определяются целью, содержанием, технологией и другими проявлениями осуществляемого им или в нем труда;

iii. кооперированный и коллективистский характер современного (специализированного) труда придает сложное строение управляемым объектам, которые в общественной системе выступают в определенных (и развивающихся!) организационных формах (предприятия, учреждения, организации и т.д.);

iv. управляемые объекты в силу их человеческой природы способны к целеполаганию своей активности, к ее приспособлению и стихийной саморегуляции, к сознательному самоуправлению;

v. в системе государственного управления (единстве субъекта и управляемых объектов) управляемые объекты выполняют главную функцию воспроизводства общественной жизни и по этой причине являются определяющими (объективными детерминантами) по отношению к государственным органам.

 

под социальным механизмом осуществления государственного управления можно подразумевать закономерную взаимосвязь социальных явлений, действий и событий, в результате которых происходит организующе-властное согласование общественных волеизъявлений, учет всеобщих интересов, определение целей, разработка и принятие решений, а также их реализация с помощью имеющихся у государства ресурсов (власти, аппарата, методов, средств). Он действует внутри политической системы общества, институты которой как непосредственно (через субъект государственного управления), так и опосредствованно (через объекты управления) влияют на содержание и структуру государственного управления, формы и методы его осуществления, определяют их целесообразность и эффективность. Выделенные свойства и проявления социального механизма осуществления государственного управления имеют место практически в любом обществе, но, разумеется, с теми или иными нюансами.

1 Атаманчук Г.В. теория государственного управления

2 Козбаненко В.А Государственное управление: основы теории и организации.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 591; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию