Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Меры социально-криминологического и организационно - управленческого характера
Прежде чем говорить о конкретных мерах противодействия организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, необходимо определиться в концептуальном плане в отношении противодействия наркомании. Л.И. Романова классифицирует существующие национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков. Сюда входит и лечение, и реабилитация наркоманов от болезненной зависимости. Первая группа — «группа жесткой политики». Правительства таких стран ведут борьбу с незаконным оборотом наркотиков самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К таким странам относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан. Указанный подход разделяется и некоторыми российскими авторами. Вторая группа — «группа жесткого контроля». Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противодействие наркомафии, но крайние меры не принимаются (США, Великобритания, Франция). В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения. Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощной информационно-пропагандистской кампанией, направленной на наиболее уязвимые категории населения — безработных, учащихся школ и студентов. Это связано главным образом с осознанием того, что наркомания несет гигантские потери для общества — ежегодно ущерб от нее составляет примерно 150 миллиардов долларов. Третья — «либеральная группа». Наиболее известным ее представителем является Голландия, а также Швейцария. Так, начиная с января 1994 года, в Швейцарии проводится научный эксперимент, в рамках которого ограниченное число наркоманов получает героин в виде инъекций в сочетании с приемом метадона. По инициативе движения «Врачи без границ» больным бесплатно раздаются новые шприцы в обмен на использованные. Отмечено некоторое сокращение смертности среди наркоманов. Результаты реализации проекта, продолжительность которого рассчитана на три года, должна оценить Всемирная организация здравоохранения. Но в настоящее время подавляющее большинство населения Швейцарии на проводимом референдуме о дальнейшей легализации наркотиков высказалось категорически против этого решения. В Голландии, например, пошли по пути легализации потребления так называемых «легких» наркотиков, в частности марихуаны и гашиша. Аналогичное положение сложилось и в ряде других европейских стран. Однако уже сейчас эксперимент, проводимый в Швейцарии и Голландии, имеет и ярко выраженную негативную сторону. Сюда, как пчелы на мед, стали слетаться наркоманы, торговцы и прочие распространители наркотической отравы. По поводу подобной политики высказывается мнение, что Голландия, в первую очередь Амстердам, превратилась в «наркотическую яму Европы». Само же голландское правительство считает, что их страна имеет свои особенности, которые позволяют ей своим же путем бороться с наркоманией. В частности, в стране нет собственных «сырьевых запасов» и баз для производства наркотиков. В то же время здесь существует немало возможностей для обеспечения эффективного контроля за наркоманами и создания мощной системы благотворительности, медицинской помощи и реабилитации нуждающихся. «Но не всем государствам подходит опыт Голландии», — пишет Л.И. Романова. С ней консолидируются и другие. «Хорошо известно, что переход к тяжелым наркотикам происходит чаще всего через привыкание к легким. Это лишь одна из стадий, и многие употребляющие легкие наркотики на ней не останавливаются. В российских условиях — это совершенно недопустимая инициатива и надо ей всячески препятствовать», — отмечает В.Черкесов. К числу мер, носящих опосредованный по отношению к рассматриваемому деянию характер, следует отнести: 1. Предупреждение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. 2. Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией. 3. Организационное обеспечение. Содержанием первой группы мер является: - создание межведомственной информационно-аналитической службы, обеспечивающей оперативный сбор информации о масштабах незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и наркомании; - проведение необходимого анализа и представления соответствующим ведомствам предложений и рекомендаций по определению групп потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, медико-юридическое обоснование по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, и проведение комплекса профилактических мероприятий; - организация подготовки специалистов из числа педагогов, работников медицинских, социально-психологических и правоохранительных служб для выполнения профилактической работы с группами повышенного риска, разработка организационных форм их привлечения к этой деятельности и материальной заинтересованности; - изучение накопленного в стране и за рубежом опыта школьного, дошкольного и семейного антинаркотического воспитания и с учетом его осуществления поэтапного формирования и реализации соответствующих научно обоснованных программ; - формирование основных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, формирование методик и тактики сотрудничества с ними по вопросам профилактики наркомании, организация систематического анализа эффективности соответствующих программ; - разработка и последовательное осуществление мероприятий по организационному и финансовому содействию психопрофилактической работы с населением, поддержка общественных объединений, занимающихся пропагандой здорового образа жизни. В настоящее время, в России менее 200 центров, специализирующихся на лечении от наркомании. Если иметь в виду, что у нас только на наркологическом учете состоят около 600 тысяч человек, а неучтенных — от 3,0 до 3,5 миллионов человек, существующая сеть не адекватна. На данный момент в девяти лечебных исправительных учреждениях проходили лечение около 120 тысяч осужденных. Серьезной проблемой является лечение наркоманов, совершивших административные правонарушения и уклоняющихся от добровольного лечения. В научной литературе на сей счет высказываются конкретные предложения, суть которых сводится к созданию центров социальной и медицинской реабилитации (по типу лечебно-трудовых профилакториев). Среди других мер по оптимизации лечения и социальной реабилитации больных наркоманией следует назвать: - совершенствование организации наркологической службы с учетом подхода к наркомании и токсикомании как социально опасным заболеваниям; - создание специальных подразделений наркологической службы по работе с подростками и молодежью; - подготовка предложений по укреплению кадровой, финансовой и материально-технической базы исследований, проводимых в области наркологии, психического здоровья и смежных с ними направлений, обеспечение многосторонности и скоординированности этого процесса; - образование государственного фонда социальной поддержки и реабилитации наркоманов, обеспечение условий для благотворительной деятельности в пользу такого фонда; - создание лечебно-реабилитационной службы; организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала, в том числе психиатров-наркологов, социальных работников и социальных педагогов; - создание организационных структур для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией, широкое привлечение их к участию в реабилитационной работе; - обеспечение разработки и производство или целевая закупка новых лекарственных препаратов для лечения наркомании, в первую очередь препаратов направленного действия, а также производство либо целевые закупки современного оборудования для наркологических учреждений. Организационное обеспечение включает в себя: - выработку и скоординированное проведение политики правительства и соответствующих административных органов в области контроля за наркотическими средствами и психотропными веществами и злоупотребление ими; - подготовку решений правительства в этой области как на национальном, так и на международном уровнях; - распространение информации по профилактике наркомании, а также по эпидемиологическим, статистическим и другим организационно-научным исследованиям; - распределение целевых бюджетных средств, выделяемых на борьбу с наркоманией, между заинтересованными министерствами, а также субсидий, предоставляемых для этих целей неправительственными организациями; - ежегодное представление Президенту РФ доклада, раскрывающего положение в области спроса и предложения наркотиков в стране и содержащего рекомендации, способные содействовать борьбе с наркоманией. Создание Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в 2004 году является хорошей основой для решения задач, названных выше. На ФСНК РФ возложены регулирующие и правоохранительные функции государства в сфере легального оборота наркотиков, функции по профилактике наркомании. Изучение вопроса противодействия наркопритоносодержанию позволило установить наличие практики возбуждения уголовных дел в отношении неустановленных наркосбытчиков по фактам незаконного хранения или приобретения наркотиков. Это приводит к снижению активности органов внутренних дел (в первую очередь, милиции общественной безопасности) в выявлении наркопритоносодержателей. Неустановление вышеуказанной причины обусловливает отсутствие должного внимания к выявлению лиц, незаконно хранящих или приобретающих наркотики в основном для личного потребления, что, в свою очередь, негативно сказывается на пресечении преступной деятельности наркосбытчиков и на раскрытии имущественных преступлений, многие из которых совершаются именно потребителями наркотиков, а следовательно, на борьбе с преступностью в целом. Существенным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и правоохранительных органов страны, остается ее недостаточное ресурсное обеспечение. Штатная численность службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (в 1,2 и 1,3 раза) значительно отстает от показателей, предусмотренных нормативными актами. Несмотря на начатую в рамках федеральных антинаркотических программ работу по укреплению материально-технической базы территориальных подразделений ФСНК РФ, пока что они обеспечены различными техническими средствами (компьютерной техникой, средствами связи, фото-, видео-, аудиозаписывающими устройствами и т.д.) менее, чем на 20% от табельной положенности. Постоянно ощущается нехватка наркотестов, необходимых для производства экспресс-анализа изымаемых веществ. Активизация работы по указанному направлению невозможна без сосредоточения усилий подразделений ФСНК РФ и других правоохранительных органов на выявлении всех звеньев наркогруппировок – от изготовителей до распространителей и потребителей. По каждому факту обнаружения и изъятия наркотических средств и психотропных веществ необходимо проводить комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на выявление источников и каналов поступления наркотиков в незаконный оборот, пресечение преступной деятельности лиц, занимающихся их изготовлением, контрабандой, сбытом, конфискацию наркодоходов и приобретенного на них имущества. Для установления наркопритонов следует активно использовать оперативно-поисковые подразделения, которые осуществляют разведывательно-поисковые мероприятия в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, и местах потребления наркотических средств, проводят скрытое наблюдение за конкретными фигурантами и оперативные установки. При этом следует иметь в виду, что лицами, занимающимися организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств, могут быть как наркоманы, так и люди, никогда не потреблявшие наркотики. Особенность преступной деятельности наркопритоносодержателей заключается в том, что свое жилое помещение они предоставляют другим лицам для потребления наркотиков по разным мотивам: материальной заинтересованности, получению вознаграждения, дружеской услуге, желанию потреблять наркотические средства за счет посетителей притона и пр. Содержатели притонов, как правило, принимают меры по конспирации своих жилищ, чтобы, во-первых, избежать привлечения к уголовной ответственности, во-вторых, не стать жертвой преступления со стороны наркоманов и рэкетиров. Стараются не конфликтовать с соседями, имеют строго определенный круг посетителей, с недоверием относятся к новым лицам (в отношении их проводят мероприятия разведывательного характера для выявления конкурентов и агентов органов внутренних дел). Не вызывает сомнения необходимость более деятельного участия в борьбе с организаторами (содержателями) наркопритонов прежде всего подразделений милиции общественной безопасности, что может оказать положительное воздействие на пресечение содержания наркопритонов. При этом имеющаяся в настоящее время проблема возбуждения уголовных дел в отношении таких лиц не должна являться фактором, снижающим результативность в выявлении указаний категорий противоправного деяния. Большой резерв в активизации деятельности органов внутренних дел по выявлению и пресечению организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ содержится в Системе оценок деятельности органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России №1150 от 23 ноября 2002 г. Указанным нормативным актом установлены показатели, характеризующие критерии результатов профилактической деятельности и результативность работы по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Одним из них является количество выявленных преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. Со стороны новой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ налажена постоянная организационная и учебно-методическая помощь подразделениям правоохранительных органов в выявлении и предупреждении таких наркопреступлений. Кроме того, в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, так же как и в других подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, наблюдался отток квалифицированных кадров в связи с низким уровнем оплаты труда и социальной защищенности сотрудников, из-за чего страдает профессионализм деятельности многих подразделений.
|