Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История бисероплетения и область применения

Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.

Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.

Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV—XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI— XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые экпортировались со времен романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.

В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

С конца 18в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.

Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники.

 

Виды бисера

Прокрашенный внутри (crystal lined inside) — бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной поверхностью отверстия. Следует иметь в виду, что с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска.

- «Хамелеон» (с цветной нитью, colors lined) — бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии, он может менять цвет в зависимости от освещения.

- Мокрый (обливной) — слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием, напоминающим карамель.

- Перламутровый (цейлонский, чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.

- Металлический (metallic) — стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Это покрытие недостаточно прочно и стирается при работе с бисером или в процессе носки изделий.

- Блестящий (люстровый, lustred) — бисер с глянцевым, сильно блестящим покрытием без переливов; как лакированный.

- Непрозрачный натуральный (естественный, обычный), матовый, глухой (natural opaque) — бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.

- Клинский — крупный, прозрачный, неровный бисер, выпускаемый на лыжной фабрике в городе Клин. Несмотря на низкое качество этого материала, считаю необходимым упомянуть его. Во-первых, многие учатся низать на этом материале, и он хранится в шкатулках с тех времен, когда другого бисера не было в продаже. Во-вторых, у клинского бисера есть достоинства: низкая цена, яркие цвета, очень большие отверстия. По размеру он близок к рубленому бисеру № 7/0-8/0.

- Асфальтовый (графитовый) — темно-серый, почти черный бисер с металлическим блеском. Действительно напоминает по виду графит или влажный асфальт.

- Тертый (matte) — полупрозрачный бисер с тусклой, шершавой поверхностью без блеска, при встряхивании пакетика издает характерное шуршание. Такой тип поверхности достигается травлением в кислоте или механической обработкой. Подобная поверхность бывает у притертых крышек химической посуды. Тертый бисер с квадратным отверстием обладает оптическим эффектом — светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей на «кошачий глаз».

- Волокнистый (снежок, соломка) — рубленый бисер или стеклярус, который как бы склеен из продольных трубочек (волокон).Полосатый — бисер из стекла, в которое были вплавлены цветные полосы — они никогда не сотрутся.

- Радужный (rainbow) — бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся (как мыльный пузырь) покрытием.

- Б ензиновый (переливчатый, iris) — бисер с блестящим, сильно
переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы
бензиновой пленки на воде. Бисеринки даже как будто отличаются друг от друга по цвету. «Бензиновое» покрытие обычно наносят на темный непрозрачный бисер.

- С золотой нитью (gold line) — бисер из прозрачного бесцветного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «золотой» (бронзовой, медной) краской. Отверстия в таком бисере могут быть и круглого, и квадратного сечения.

- Прозрачный натуральный (естественный, обычный) (natural transparent) — бисер из прозрачного стекла без покрытия. Блестит, как и должно блестеть стекло.

- Мраморный (меланжевый) -бисер с неоднородным покрытием, как будто из плохо перемешанного цветного стекла. Бисеринки слегка отличаются друг от друга оттенком или тоном. Даже отдельно взятая бисеринка может иметь полосы или разводы разных оттенков. Этот бисер очень хорош для изображения неба, воды, дерева, натурального камня и т. п.

- Бусины, как правило, крупнее бисера. Их часто используют в сочетании с бисером. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля упоминаются такие типы бус, бытовавшие на Руси: жемчужные (дутые стеклянные, налитые белым воском и похожие на жемчуг), пронизь, граненка, сережные, бобогурка, валы, дульки, подзор, девять глаз (с цветными точками), четыре глаза, сорочок и другие. Теперь только специалист может догадаться, что означают некоторые из этих названий.

- Граненые бусины часто называют «кристаллами», а вытянутые — «рисом». Бусы из грубо обработанных камней или янтаря, имеющие неправильную форму и посторонние вкрапления, называют рустикальными.

- Бусинки с перламутровым покрытием часто называют «жемчуг», опуская слово «искусственный». Такое покрытие боится ацетона, жидкостей для снятия лака и т. п. При покупке внимательно просмотрите всю нитку бус: часто попадаются бусинки с настолько непрочным покрытием, что оно шелушится. Продаются дутые стеклянные бусинки, наполненные фольгой.
Красивая, необычная бусина может стать основой изделия, подчинить себе остальные части.
Нельзя сказать, что одни бусины лучше, а другие хуже. Просто при выборе материала надо исходить из того, что вы хотите сделать.

- Стеклянные бусины нарядны и долговечны. Их недостатки: они тяжелые и бьются при небрежном обращении. В зависимости от качества стеклянные бусины могут быть как довольно дешевыми, так и очень дорогими.

- Пластмассовые бусины имеют малый вес и относительно дешевы. Современные технологии изготовления позволяют делать всевозможные бусы из пластмасс, в том числе имитирующие стекло, натуральный камень, жемчуг, дерево, металл, кость. Но они не очень прочны.

- Бусины из дерева теплые и милые, как будто они хранят память о лесе. Деревянные бусины, как правило, имеют простые формы и окрашены в глухие цвета. Окраска надежна, если бусины пропитаны красящим составом, а вот слой краски, нанесенный на поверхность деревянной бусины, может отшелушиться. Деревянные бусины боятся воды и могут со временем растрескаться. Стоят бусины из дерева обычно недорого.
Свойства бусин из металлов определяются материалом. Золотые и серебряные бусины роскошны. А бусины из дешевых металлов и сплавов быстро тускнеют и к тому же могут оставлять следы окислов на одежде.

- Очень красивы и долговечны бусины из натуральных камней, но они относительно дороги, к тому же имеют большой вес, ограниченный выбор форм и расцветок.

- Керамические бусины грубоваты, но в этом и заключается их особый шарм, стильность. Они могут быть и дешевыми, и дорогими.

 

О моей работе

Мне всегда нравилось что-то делать своими руками. Когда я пришла в художественную школу,

мне сразу понравились занятия по специальному предмету. Там мы делали много чего. Например6 плели из бисера, лепили из глины, рисовали батиком на ткани, выплетали из макраме разнообразные узоры и т.п.

Когда я узнала, что на четвертом курсе мы будем делать дипломную работу именно по спец. предмету, я даже растерялась куда мне идти. В итоге я пошла на бисероплетение. И вот передо мной другая задача, что мне плести. Я сразу знала, что хочу плести бабочек, но не знала каких именно. Начала вспоминать мои любимые. И нашла красивые схемы бабочек. У меня многое не получалось и хочу сказать спасибо тем учителям, которые мне помогали, объясняли и тянули руку помощи в трудный момент. В конце концов у меня получились красивые бабочки, которые будут украшать класс моих любимых учителей.

 

Техника и последовательность выполнения работы

1. Начинаем плетение первого ряда. Оденьте одну бисеринку и пройдите сквозь нее в противоположной стороны. Затяните.

2. Наберите еще одну бисеринку на иглу.

3. Пройдите сквозь первую бисеринку, сделав круг и выйдете сквозь вторую набранную бисеринку. Затяните. У вас получились две плотно прижатые друг к другу бисеринки.

4-5. Одеваем следующую бисеринку и снова делаем оборот, проходя сквозь предыдущую и повторно сквозь новую бисеринку. Затяните.

6. Продолжайте плетение этой цепочки до необходимой длины. Выше на фото показана цепочка из бисера, что должна у вас получится.

7-8. Начинаем плетение второго ряда, для этого наберите 2 бисеринки, пройдите под нитью между двумя нижними бисеринами первого ряда.

9. И вернитесь сквозь бисерину второго ряда, затяните. Наберите одну бисеринку, пройдите через нить между двух бисерин нижнего ряда и вернитесь через только что набранную бисерину.

Для наглядности добавляем еще схему, где хорошо видно движение нити:

 

Дальше я плела тельце бабочки в технике обьемная круговая "мозайка" и подплетала усики.

Первый ряд – это 3 бисеринки (что видно на схеме). Мы их замыкаем в кольцо и завязываем узелок. Далее выводим иглу ил любой соседней с узлом бисеринки.

Второй ряд – так же 3 бисеринки. Обязательное условие – в каждом ряду мы возвращаемся иглой в первую набранную бисерину, т.е. поднимаемся на 1 ряд.

Третий ряд – 3 бисеринки, цвет – согласно схеме.

4-15 ряды плетем аналогично, все ряды сфотографированы – смотрите фото.

В 16 ряду по схеме у нас должно быть 4 бисеринки. Вместо 1 мы просто нанизываем 2. Только делать это нужно с обратной стороны тельца (сверяемся со схемой).

17 ряд – 4 бисеринки. По 1 бисеринке между бисером 16 ряда.

18-22 ряды так же – смотрим фото.

В 23 ряду у нас должно быть 6 бисеринок. Делаем прибавку как в 16 ряду, только в 2-х местах – по бокам тельца. Синими стрелочками показаны бусинки «лица», т.е. верхней стороны – там где рисунок, а розовые – это «спинка» бабочки.

24 ряд – 6 бисеринок. Салатовые стрелочки – это боковые бисеринки – от них потом начинается плестись крыло.

Дальше плетем по схеме, не забывая про рисунок до 34 ряда… смотрим фото…

В 34 ряду будет убавка – по бокам мы не нанизываем бисеринки, а просто продеваем иглу с нитью (оранжевые стрелочки). На этом этапе тельце бабочки можно наполнить крупным бисером или бусинками.

В 35-36 ряды – 4 бисеринки (см. фото).

В 37 ряду по бокам вставляем либо мелкие бусины, либо более крупный бисер. Я плету бабочки бисером ТОНО №15, а для глаз беру №11.

38-39 ряды – завершающие!!! Плетем по 4 бисеринки. В 39 ряду пройтись несколько раз иглой по кругу… как бы затянуть…

Из бисеринок, которые находятся над глазами – нанизываем усики.

Далее я сшивала все детали бабочки.

Материалы и инструменты

 

1. Бисер и бусины разных цветов

2.Белая нитка и мононить (тонкая леска)

3.Иголки

4.Тонкогубцы

 

 

Техника безопасности

 

При плетении из бисера необходимо выполнять следующие правила техники безопасности:

1. Работать необходимо за отдельным столом.

2. Бисер разложен по цветам в отдельных емкостях.

3. Рабочее место должно быть хорошо освещено в различное время суток.

4. Ножницы должны храниться в закрытом виде

5. После завершения работы необходимо убрать все материалы и привести стол в порядок.


<== предыдущая | следующая ==>
Работа к защите допущена | Чтение как вид речевой деятельности

Date: 2015-10-18; view: 706; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию