Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Или мы сами?В книге «Дизайн привычных вещей» говорится о том, что, если у людей возникают затруднения с тех- никой, виновата всегда она или изъяны в ее дизайне. «Вините не себя, а технику», – говорю я читателям. Это так, но не всегда. Порой лучше, чтобы люди вини- ли в неудаче себя. Почему? Потому что, если винова- ты дизайн или технология, мы можем лишь злиться и жаловаться. А если виноват человек, он может изме- ниться и научиться работать с техникой. Что конкрет- но я имею в виду? Позвольте рассказать вам историю о портативном компьютере Apple Newton. В 1993 году я оставил спокойную жизнь ученого и устроился на работу в фирму Apple Computer. Мои первые шаги в мире коммерции были быстрыми и нелегкими. Сначала я вошел в группу экспертов, кото- рым было поручено определить, будет ли AT&T заку- пать компьютеры Apple или лучше создать совмест- ное предприятие по их производству, а затем следил за реализацией проекта Apple Newton. Оба проекта потерпели неудачу, но пример с Newton представля- ется мне более поучительным. Итак, Newton… Это была блестящая идея, пред- ставленная с большой помпой. Еще бы, ведь речь шла о первом «персональном цифровом помощни- ке». По меркам того времени, это был небольшой пор- тативный компьютер, и работал он в режиме рукопис- ного ввода информации на сенсорный экран. История Newton имеет много аспектов (о нем написана не од- на книга), но здесь мы остановимся на одном из его главных, роковых изъянов – системе распознавания рукописного ввода. Создатели Newton утверждали, что он способен распознавать рукописный текст и преобразовывать его в печатный. Идея отличная, но тогда, в 1993 году, эффективных систем распознавания рукописных тек- стов не было. Задача эта технически очень сложная, и по сей день окончательно она не решена. Систе- му для Newton разработала группа российских уче- ных и программистов, работавших в небольшой фир- ме Paragraph International. Это был весьма передовой программный продукт, но при его разработке не бы- ло соблюдено сформулированное мною правило че- ловекомашинного взаимодействия: работа таких си- стем должна быть понятна пользователю. Сначала система математическим путем преобра- зовывала каждый штрих написанного от руки слова, перенося его в абстрактное многомерное простран- ство, а затем сравнивала написанное со своей ба- зой данных английских слов, выбирая из них ближай- шее в этом абстрактном пространстве. Если прочтя это предложение, вы не поняли, как Newton распо- знавал слова, не волнуйтесь. Даже самые продвину- тые пользователи этого портативного компьютера не могли объяснить, почему он делал ошибки. Когда си- стема распознавания рукописного ввода действова- ла, все было прекрасно, но стоило ей дать сбой – и результат был просто ужасен. Проблема заключалась в огромной разнице между сложным многомерным математическим пространством, использовавшимся в системе, и человеческим восприятием. Казалось, между тем, что написал пользователь, и текстом, ко- торый выдавала система, не было ничего общего. На самом деле связь была, но лишь на уровне сложных математических выкладок, недоступная для челове- ка, пытавшегося взять в толк, как действует Newton. Появление нового компьютера в продаже сопро- вождалось большим шумом. Люди часами стояли в очереди, чтобы купить его первыми. Способность Newton распознавать рукописные тексты рекламиро- валась как выдающееся новшество. На практике, од- нако, он полностью провалился, дав богатую пищу для зубоскальства карикатуристу Гарри Трюдо, одно- му из первых его обладателей. В серии комиксов о приключениях героя по имени Дунсбери он вдоволь поиздевался над Newton. Рисунок 6.1 демонстриру- ет самый известный образчик его творчества, полу- чивший у противников и поклонников Newton назва- ние «рябое яйцо». Я не знаю, действительно ли ком- пьютер мог преобразовать вопрос «Разбираешься?» в словосочетание «рябое яйцо», но, учитывая гро- тескные «ляпы», которые он часто выдавал, в этом нет ничего невероятного. Я рассказал эту историю не для того, чтобы в оче- редной раз высмеять Newton, а для того, чтобы из- влечь уроки из изъянов этого проекта. Уроки эти каса- ются коммуникации между человеком и машиной: ре- акция системы должна быть понятной и объяснимой. Если машина делает не то, чего от нее ждут, человек должен знать, какие именно действия ему надо пред- принять, чтобы получить желаемое. Рис. 6.1. Комикс Гэрри Трюдо из серии «Дунсбери», которому многие приписывают роковую роль в судьбе компьютера Newton. Насмешку он вполне заслужил, но реакция людей на эту популярную карикатуру была убийственной. В чем же реальная причина провала Newton? В отсутствии внятной обратной связи. Doomsbury © 1993 G.B. Trudeau. Печатается с разрешения Universal Press Syndicate. Все права защищены. 1. Я пишу тестовую фразу / Ян слышит крестовую заразу 2. Я пишу тестовую фразу / Як ищет вкусовую фазу 3. Я пишу тестовую фразу / Я пишу тестовую фразу 4. Разбираешься? / Рябое яйцо? Через несколько лет после истории с «рябым яй- цом» Лари Ягер, сотрудник Группы передовых техно- логий Apple, разработал куда более совершенный ме- тод распознавания рукописного ввода. Впрочем, ку- да важнее было то, что новой системе – ее назвали «Розетта» – удалось преодолеть роковой изъян систе- мы Paragraph: ее ошибки были доступны для понима- ния. Допустим, слово «река» она могла прочесть как «оека», но это устраивало пользователей, посколь- ку неправильно воспроизводилась только одна буква и по очертаниям она была похожа на «р». Получив «рябое яйцо» вместо «разбираешься», вы обрушива- етесь на Newton, ругая на все корки «дурацкую маши- ну». Но получив «оека» вместо «река», вы понимаете, что винить надо самого себя: «Ага, значит, я сделал черточку в „р“ слишком короткой, и машина приняла ее за „о“». Заметим, что иной концептуальный подход полно- стью меняет и адресата обвинений. Среди «антропо- центричных» дизайнеров бытует мнение: если маши- на не дает ожидаемых результатов, виновата она са- ма или ее конструктивные изъяны. Если компьютер не распознает почерк и к тому же причина не ясна, люди обвиняют машину, злятся и раздражаются. Но с «Розеттой» ситуация прямо противоположная: лю- ди охотно берут вину на себя, сочтя, что они что-то сделали неправильно и требования, предъявляемые к ним, вполне разумны. Они не сердятся, просто в сле- дующий раз пишут аккуратнее. Вот что сгубило Newton. Люди винили его в том, что он «не читал» их почерк. К тому времени, когда Apple разработала удобную и эффективную систему распо- знавания, было уже поздно. Переломить сложивше- еся негативное отношение к компьютеру оказалось невозможно. Если бы его система распознавания с самого начала была не столь точной, но более понят- ной пользователям, его, возможно, ждал бы коммер- ческий успех. История Newton – наглядный пример то- го, что устройство, не обеспечивающее осмысленной обратной связи, обречено на коммерческий провал. В 1996 году, когда компания Palm выпустила в продажу своего «персонального цифрового помощни- ка» (Palm Pilot), она создала для него искусственный язык под названием «Граффити». Чтобы пользовать- ся компьютером, людям приходилось осваивать но- вую манеру письма. Создатели «Граффити» придума- ли буквы, напоминающие обычный печатный шрифт, но измененные таким образом, чтобы максимально облегчить задачу машине. Буквы были очень похожи на печатные, так что обучиться новому написанию бы- ло легко. Программа «Граффити» распознавала не слова, а отдельные буквы, поэтому, если она допуска- ла ошибку, то только в одной букве. Кроме того, уста- новить причину ошибки было нетрудно. Благодаря по- нятному, легко объяснимому характеру сбоев в рас- познавании пользователи могли сообразить, где они ошиблись и как избежать ошибки в следующий раз. Ошибки даже придавали людям уверенности, помо- гали смоделировать работу системы распознавания и к тому же улучшить свой почерк. Newton потерпел неудачу – Palm Pilot принес создателям коммерческий успех. Обратная связь необходима, чтобы понять, как ра- ботает любая система, она позволяет нам согласо- ванно взаимодействовать с машинами. Сегодня мы слишком полагаемся на предупредительные и тре- вожные сигналы – внезапные, резкие и не слишком информативные. Гудок, вибрация или мигающая лам- почка просто сообщают о неисправности, не уточняя, что именно случилось. К тому времени, как нам удает- ся выяснить, в чем проблема, исправить что-то быва- ет уже поздно. Нам нужен постоянный и более есте- ственный способ получения информации о том, что происходит вокруг нас. Вспомним бедного профессо- ра М. – без обратной связи он даже не мог понять, ра- ботает его программа или нет. Что можно сказать о методах совершенствования обратной связи? Основные были названы в главе «Естественное взаимодействие»: имплицитная ком- муникация, естественные звуки и действия, спокой- ные внятные сигналы и использование естественных соответствий между сигнальными устройствами и на- шим мировосприятием.
|