Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рой и колоннаПтицы сбиваются в стаи, пчелы – в рой, рыбы – в косяк. Интересно наблюдать, как они движутся четким строем, вдруг устремляются вниз, закладывают вира- жи, рассыпаются, чтобы обогнуть препятствие, а за- тем снова собираются вместе. Все маневры выполня- ются четко: они движутся синхронно, вплотную друг к другу, моментально выполняют команды лидера и при этом не сталкиваются. Вот только лидера у них нет. Роевое поведение, а также его аналоги у птиц, рыб, стадных животных воз- никает, когда все участники следуют одним и тем же необычайно простым поведенческим правилам. Каж- дое животное (рыба, насекомое) избегает столкнове- ний с другими животными и предметами, которые мо- гут оказаться на его пути, старается держаться побли- же к остальным, не соприкасаясь с ними, и движет- ся в том же направлении, что и его соседи. Общение внутри роя, косяка или стаи ограничивается сенсор- ной информацией: зрительной, звуковой, реакцией на движение и вибрацию (боковая линия у рыб), а также запах (у муравьев). В искусственных системах мы можем использовать более информативные способы коммуникации. Пред- ставим, что по шоссе движется группа автомобилей, связанных друг с другом через беспроводную сеть. Получается своего рода автомобильный рой. Поведе- ние особей в обычном рое реактивное – они реагиру- ют на действия друг друга. А искусственный рой, на- пример группа автомобилей, способен на предиктив- ное поведение, поскольку машины могут сообщать друг другу о предполагаемых действиях и заранее на них реагировать. Итак, у нас есть рой связанных друг с другом полно- стью автоматизированных автомобилей. Это дает им возможность быстро и безопасно двигаться по трассе. Кроме того, им не нужно соблюдать большую дистан- цию, нескольких футов или метра будет достаточно. Если машина, идущая впереди, захочет сбавить ско- рость или затормозить, она заранее сообщит об этом остальным, и за тысячную долю секунды весь рой за- медлится или остановится. Когда за рулем находят- ся люди, они должны соблюдать большую дистанцию, чтобы у водителей было время среагировать или ре- шить, как следует поступить, а в автоматическом рое скорость реакции измеряется миллисекундами. Для автомобильного роя не нужно делить шоссе на полосы – ведь они предназначены для того, что- бы помочь водителям избежать столкновения. В рое столкновения невозможны, значит, и полос не требу- ется. Не понадобятся также знаки остановки и свето- форы – на перекрестке рой просто будет следовать своим правилам, чтобы не столкнуться с перпендику- лярным потоком. Машины скорректируют скорость и местоположение, одни начнут двигаться медленнее, другие быстрее, и пересекающиеся потоки как по вол- шебству пройдут сквозь друг друга без единого столк- новения. Правда, здесь правила поведения в рое на- до будет несколько изменить, чтобы машины в пото- ках продолжали следовать за прежними соседями, а не за новыми, но это сделать нетрудно. А как же пешеходы? Теоретически правила, позво- ляющие избегать столкновений, должны распростра- няться и на них. Люди просто будут переходить ули- цу в любом месте, а машины замедлят или увеличат скорость, либо свернут в сторону, чтобы не оказаться на их пути. Переходить улицу будет, конечно, страш- новато, от пешеходов потребуется абсолютное дове- рие к машинам, но такая схема возможна. Но что, если машине необходимо покинуть рой или она едет не туда, куда остальные? Водитель сообщит ей о своих намерениях, а она, в свою очередь, проин- формирует остальных. Водитель также может вклю- чить сигнал поворота, чтобы заявить о своем желании перестроиться, а машина передаст эти сведения со- седям. Чтобы автомобиль мог перестроиться вправо, машина, идущая впереди в правом ряду, немного уве- личит скорость, а задняя чуть замедлится. Слегка на- жав на педаль тормоза, водитель сообщит о намере- нии сбавить скорость или остановиться, и другие ма- шины дадут ему такую возможность. Обмениваться информацией можно не только внут- ри роя, но и с другими роями. Так, рой, движущийся в одном направлении, может делиться информацией с роем, едущим в противоположную сторону, сообщая ему о том, что ждет его впереди. Кроме того, при ин- тенсивном движении ведущая машина сможет пере- давать информацию остальным, информируя их об авариях, пробках и других дорожных проблемах. Возможности объединения автомобилей в рой по- ка изучают лишь в исследовательских лабораториях. Чтобы воплотить эту идею в жизнь, необходимо ре- шить ряд серьезных проблем. В частности, надо по- нять, как быть, если не все машины оснащены сред- ствами беспроводной связи, необходимыми для дви- жения в составе роя. Другая проблема связана с тем, что на дороге одновременно находятся автомобили разных моделей и разной технической оснащенности: у одних управление полностью автоматизировано и они оборудованы беспроводной связью, у других обо- рудование устарело, у третьих его вообще нет, а у чет- вертых оно вышло из строя. Следует ли машинам в составе роя определять, какая из них обладает наи- меньшими возможностями, и подстраиваться под ее действия? Ответить на эти вопросы пока не может ни- кто.Но и это еще не все. Допустим, что к рою, занима- ющему всю дорогу, приблизился водитель-экстремал. Если он захочет обогнать всех, ему надо просто при- бавить скорость и проехать через рой – другие авто- мобили автоматически уступят ему дорогу. В этом нет ничего страшного, если такой водитель один, но если их будет много, может случиться катастрофа. Кроме того, как уже отмечалось, машины различа- ются по своим характеристикам. Если они не автома- тизированы, нужно учитывать возможное поведение их водителей – ведь у них разный уровень навыков, к тому же они могут быть рассеянны, сонливы и невни- мательны. Кроме того, у тяжелых грузовиков реакция медленнее, а тормозной путь длиннее, чем у легко- вых автомобилей. К тому же разные модели отлича- ются по времени набора скорости, тормозному пути и маневренности. Несмотря на перечисленные проблемы, движение роем имеет ряд преимуществ. Когда машины движут- ся почти вплотную друг к другу, увеличивается про- пускная способность дорог, а значит, снижается ве- роятность пробок. Более того, в обычном потоке ско- рость снижается по мере роста интенсивности дви- жения, а рой может ехать с постоянной скоростью и снижать ее только при чрезвычайной загруженно- сти трассы. Наконец, минимальное расстояние меж- ду машинами способствует снижению аэродинами- ческого сопротивления (именно поэтому велогонщи- ки движутся плотной группой: когда едешь за лиде- ром, сопротивление воздуха меньше). Впрочем, как бы то ни было, автомобильные рои появятся на доро- гах еще не скоро. Другое дело – колонны. Колонна представляет со- бой упрощенный, линейный рой. В колонне автомо- били движутся впритык друг к другу, строго выдер- живая скорость впереди идущей машины. При таком движении водитель необходим лишь ведущей маши- не, остальные попросту следуют за ней. Некоторые из преимуществ роя здесь сохраняются, в частности увеличение интенсивности движения и снижение со- противления воздуха. Эксперименты, проводившиеся на реальных автомагистралях, показывают, что при движении в колонне пропускная способность трассы резко увеличивается. Наибольшие трудности здесь, как в рое, возникают, если водителям надо пристро- иться к колонне или покинуть ее или если она состоит из смешанных машин, часть из которых не оборудо- вана автоматическими средствами связи. И конечно, водитель, который стремится воспользоваться ситуа- цией или просто хулиганит, способен нарушить дви- жение как в рое, так и в колонне. Колонна и рой – лишь две из многочисленных форм автоматизации, над которыми сегодня работают уче- ные. Кстати, функция движения в колонне уже за- ложена в некоторые адаптивные системы круиз-кон- троля. В конце концов, если эта система способна снижать скорость при появлении другого автомоби- ля, она легко сможет отслеживать изменение его ско- рости, пока тот находится в радиусе ее действия. В интенсивном потоке такая машина будет следовать вплотную к впереди идущему автомобилю, увеличи- вая дистанцию лишь при увеличении скорости. А ес- ли она будет полностью автоматизирована, значи- тельного увеличения дистанции вообще не потребу- ется. Когда машинами управляют не люди, а автома- ты, движение становится куда более стабильным и упорядоченным – конечно, до тех пор, пока все рабо- тает как часы и не случается ничего непредвиденного. Эффективное движение в колонне невозможно без полной автоматизации управления тормозами, рулем и скоростью. Более того, для этого требуется высо- кий уровень надежности, можно даже сказать – абсо- лютная надежность, настолько высокая, чтобы в ней нельзя было усомниться. Однако, как и в случае с ро- ем, пока не ясно, как внедрить колонны в существую- щую схему дорожного движения, учитывая, что боль- шое количество машин не способно держать такой строй. Как отделить автоматизированные автомобили от автомобилей с ручным управлением? Как покидать колонну и вливаться в нее? И как быть, если что-то пойдет не так? Рой отлично работает в лабораторных условиях, но вообразить его на реальной дороге трудно. Ко- лонна, пожалуй, более реалистичный вариант. Мож- но представить, что для движения колонн будут вы- делены специальные полосы и, прежде чем туда въе- хать, каждая машина будет проходить обязательную проверку оборудования связи и управления. Постро- ение в колонну позволит увеличить среднюю скорость движения, уменьшить заторы и сэкономить топливо. Одним словом, этот вариант выглядит оптимальным. Главная сложность состоит в том, как обеспечить без- опасное вливание машин в колонну и выход из нее и выполнить требования, предъявляемые к оборудова- нию.
|