Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные задания по всему курсу





91. Отметьте феномены, относящиеся к экзистенциальному модусу философии

1) абстракция;

2) автономность;

3) анализ;

4) выбор;

5) критика;

6) ответственность;

7) поступок;

8) рефлексия;

9) самоопределение;

10) символ.

 

92. Установите соответствие между следующими историческими эпохами, понятиями и именами:

1) Августин, Античность, антропоцентризм;

2) Ф. Бэкон, Возрождение, космоцентризм;

3) Монтень, наукоцентризм, Новое время;

4) Парменид, Средние века, теоцентризм.

 

93.Сформируйте пары имен и понятий, характеризующие оппозицию эмпиризма и рационализма в Новоевропейской философии ХУПХУШ вв. из следующего списка: Ф. Бэкон, дедукция, Р. Декарт, индукция, Г. Лейбниц, Дж. Локк, наблюдение, опыт, правила, разум, рассуждение, факты.

 

94. Установите соответствие между философами и ключевыми понятиями их учений: абсолютная идея, А. Бергсон, воля, Г. Гегель, И. Кант, категорический императив, С. Кьеркегор, К. Маркс, наукоучение, общественное бытие, страх, творческая эволюция, И. Фихте, А. Шопенгауэр.

95. Расположите эти феномены движения в порядке от наиболее общих к наиболее конкретным: изменение, информатизация, научно-техническая революция, прогресс, развитие.

 

96. Отметьте феномены, относящиеся к деятельностным факторам сознания

1) знак;

2) кооперация;

3) опредмечивание;

4) письмо;

5) проектирование;

6) речь;

7) символ;

8) труд;

9) целеполагание;

10) язык.

 

97. Отметьте феномены, относящиеся к рациональному познанию

1) аксиома;

2) вера;

3) гипотеза;

4) догмат;

5) доказательство;

6) интуиция;

7) мистический опыт;

8) образ;

9) понятие;

10) теория.

 

98. Выберите из списка и вставьте в последовательность этапов научного исследования необходимое понятие: наблюдение, описание,???,эксперимент, интерпретация, теория.

 

99. Расположите эти общественные связи человека в порядке возрастания их общности: конфессиональные, национальные, семейные, служебно-профессиональные, социально-классовые.

 

100. Отметьте социальные феномены, являющиеся субъектами исторического процесса

1) интеллигенция;

2) классы;

3) массы;

4) мировые системы;

5) нации;

6) партии;

7) расы;

8) религиозные лидеры;

9) толпа;

10) элиты.

Вопросы к экзамену

1. Понятие философии. Специфика философского знания. Философия и: наука, религия, мировоззрение.

2. Предмет и функции философии. Аспекты философского знания.

3. Философия как интегральный вид знания. Философия и наука.

4. Проблема основного вопроса философии. Философская система и метод.

5. Философская мысль Древней Индии

6. Философская мысль Древнего Китая.

7. Общая характеристика философских представлений античности.

8. Ранняя греческая натурфилософия о первооснове мира. Диалектика Сократа.

9. Философский идеализм Платона.

10. Философская система Аристотеля.

11. Философия Средних веков: основные проблемы и персоналии.

12. Реализм и номинализм в Средние века. Философия Фомы Аквинского.

13. Философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия.

14. Философия Нового времени: рационализм, эмпиризм в гносеологии.

15. Социально-политические и просветительские концепции Нового времени.

16. Философия И. Канта: познание и этика. Категорический императив.

17. Противоречивость философии Гегеля: идеализм и диалектика, система и метод.

18. Особенности и направления современной западной философии (неклассическая парадигма).

19. Иррационализм в философии XIX в. «Философия жизни» (Ф.Ницше).

20. Философия прагматизма.

21. Психоаналитическая философия (З. Фрейд).

22. Экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю).

 

23. Русская философия: ее особенности, характеристики, направления и представители. Русская философия XIX века.

24. Бытие как предмет онтологии. Категориальная структура бытия: сущее, субстанция, материя.

25. Структурные уровни бытия: бытие природы, бытие культуры (общества), бытие человека. Движение, пространство и время – способы и формы бытия сущего.

26. Сознание как «человеческое» в человеке, его происхождение и сущность. Творческая активность сознания.

27. Сознание и бессознательное. Общественное сознание и самосознание человека.

28. Познание как предмет философского анализа. Сущность и структура познавательного процесса.

29. Единство чувственного и рационального в познании. Эмпиризм и рационализм.

30. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины. Истина и ценность.

31. Наука как специализированный вид познавательной деятельности, ее идеалы, нормы и критерии.

32. Уровни, формы и методы научного познания. Специфика социального и гуманитарного познания.

33. Наука как социальный институт в сфере культуры. Роль научной рациональности в развитии современной цивилизации. Этика науки.

34. Практика − основа и цель познания, критерий истины. Виды практики.

 

35. Понятие общество. Системный подход к анализу общества. Основные сферы общественной жизни.

36. История как осуществление общественной жизни. Объективное и субъективное, эволюция и революция, личность и массы в историческом процессе.

37. Социальный прогресс. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

38. Человек как объект философского познания: сущность и существование, природное и социальное в человеке.

39. Человек как личность. Социализация, индивидуализация. Социальная роль личности. Свобода и ответственность личности.

40. Ценности как ориентиры и императивы человеческого общения и взаимодействия. Специфика ценностного отношения человека к миру и смысл жизни.

41. Глобализационные процессы и глобальные проблемы современности.

42. Общество и природа. Глобальные экологические проблемы.

43. Религия как историко-культурный и социальный феномен. Определение религии и ее основные функции. Роль религии в современном обществе.

44. Искусство. Функции искусства. Место и роль искусства в современном обществе.

 

 

Приложение А

Краткий философский словарь

Абсолют – безусловная, неограниченная и всеобщая основа Мира, обладающая полнотой бытия и совершенством. Противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Абсолют для религии – это Бог, для Г. Гегеля – Мировой Дух, для А. Шопенгауэра – Воля, для И. Фихте – «Я» и т.п.

Абсолютная и относительная истины – Под абсолютной истиной понимается такое знание, которое тождественно своему предмету, т.е. полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете. И абсолютная, и относительная истины есть объективные истины.

Абстрагирование – метод научного познания – отвлечение исследователя от ряда свойств изучаемых объектов ради постижения отдельных, наиболее существенных в данном контексте признаков.

Агностицизм – учение в гносеологии, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Элементы агностицизма характерны для скептицизма, Д. Юма, И. Канта, различных вариантов позитивизма.

Аксиология –философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности.

Альтруизм (от лат. alter – другой) – нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.

Антиклерикализм – общественное движение за освобождение политической и духовной жизни от власти религии и церкви.

Анализ – метод научного познания – процедура мысленного разделения изучаемого объекта на части.

Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов познания в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.

Антиномия – исключающие друг друга равнодоказуемые суждения.

Антисциентизм – критика абсолютизации роли науки в развитии мировой цивилизации.

Антропологический материализм – материализм, усматривающий в человеке основную мировоззренческую категорию и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Антропология – философское учение о человеке.

Антропосоциогенез – зарождение и последующее совместное развитие человека и общества.

Антропоцентризм – мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания (эпоха Возрождения).

Априорный (от лат. а priori – «предшествующий») – знание, которое предшествует любому опыту и не зависит от него. Априорные формы чувственности по И. Канту – пространство и время. Противоположное понятие «апостериорный» (a posteriori) – знание, получаемое из опыта.

Архетип –культурные первообразы, общие (типичные) для всего человечества или крупных исторических общностей, бессознательно используемые индивидуумом для систематизации и схематизации опыта. В современный научный и философский язык введен К. Юнгом.

Архэ – субстанциальное начало мира, говорящее о том, из чего все произошло и куда все исчезает, и о том, что объединяет многообразие этого мира, в досократовской древнегреческой философии – первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

Атеизм – форма отрицания религиозных представлений и культа, утверждение самоценности бытия мира и человека.

Бессознательное – совокупность психических функций, процессов и комплексов, в содержании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

Бытие – наиболее общая философская категория, означающая всю сущую реальность.

«Вещь в себе» – понятие, введенное И. Кантом для обозначения сущности вещей, которая принципиально непознаваема человеком.

Воля – элемент сознания – способность человека управлять своим поведением, направлять усилия на достижение цели.

Время и пространство– понятия, которые в философии издавна использовались для выражения сущности бытия. Время – выражает изменчивость, текучесть бытия. Пространство – пределы бытия, его конкретные очертания. Существует две концепции об отношении пространства и времени к материи: субстанциальнаяи реляционная. С. к.трактует п. и в. как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. С.к. лежала в основе механики И. Ньютона. В р. к. п. и в. не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Теория относительности А. Эйнштейна подтвердила правильность р.к.

Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – принцип основания моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло – как то, что влечет за собой страдание.

Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения автора) оснований, одно из основных направлений соврем. зап. философии. Основоположники: В. Дильтей и Фр. Шлейермахер. Для философской Г. основной категорией является «понимание» как способ человеческого существования. Понимание как метод противопоставляется познанию как методу естественных наук. Если для естественных наук объектом изучения выступают явления природы, то для Г. объекты культурной деятельности человека, а именно тексты. Соответственно герменевтическими (или просто Г.) называются те философские течения, которые рассматривают понимание как всеобщее основание человеческого бытия («фундаментальная герменевтика» Хайдеггера, «онтологическая герменевтика» Гадамера, «феноменологическая герменевтика» Рикера и др.). Основную идею философской Г. можно выразить следующим образом: «Человек это такое существо, суть бытия которого состоит в понимании». Феномен, который проявляет это бытие, есть язык.

Гилозоизм – философское учение об одушевленности материи.

Гносеология – философское учение о познании. Изучает взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания.

Государство –социальная машина (институт) власти, система легитимного насилия. Наличие Г. является признаком, отличающим общество от общины. Г. не просто власть, но власть «публичная», т.е. отчужденная (отделенная) от людей. Т.к. право составляет оборотную сторону власти, то Г. жизненно только до тех пор, пока осуществляемое им насилие законно (легитимно), т.е. происходит в рамках отчужденных норм права.

Гуманизм – система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство (эпоха Возрождения).

Движение – понятие, которое было выработано философией для характеристики тех процессов, которые влекут за собой изменение, будь это изменение во времени или в пространстве.

Дедукция и индукция –основные методы рационалистического познания. Д. (Аристотель, Р. Декарт) – логический путь от общего к частному, И. (Фр. Бэкон) – вид умозаключения и метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка.

Деизм – учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Диалектика – философское учение о всеобщих связях, движении и развитии.

Диалектический материализм – философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса, соединяющая в себе материалистическую и диалектическую методологии.

Дискурс – (от лат. «рассуждение», «речь», дословно «расходиться в разные стороны». Используется в самых разных контекстах: «дискурс власти», «научный дискурс», «дискурсивные формации», и пр.) – речевая практика, которая рассматривается как способ расчленения объекта познания или объекта практического воздействия на обозримые элементы.

Долг (должное и сущее) –позиция моральной ответственности за то целое, которому человек принадлежит (семье, роду, обществу, человечеству, Миру), выражающая то онтологическое обстоятельство, что человек есть существо, открытое миру и поэтому «отвечающее за все». Человек устроен таким образом, что видит не только то, что есть но то, что должно быть. Должное – это соответствующее идеалу, а долг есть идея, которая движет человека к определенным поступкам. Д. – основной моральный закон, формулировку которого И. Кант назвал «категорическим императивом»: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего закона.

Дуализм – философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Заблуждение –непреднамеренноеискажение истины.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей (или закон диалектической противоречивости); закон отрицания отрицания(или закон диалектического синтеза); закон перехода количества в качество.

Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познание в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета.

Знание – субъективный образ объективной реальности, т. е. адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Идеал –образец или нечто совершенное с точки зрения истины, добра, красоты, задача, принципиально не реализуемая.

Идеализм – философское направление и способ мысли, которые усматривают за видимым миром вещей чувственно не воспринимаемый идеальный мир, постигаемый умозрительно, или мистической интуицией, или верой. Существует объективный идеализм и субъективный. О.И. (Платон, Г.В. Лейбниц, Фр. Шеллинг, Г. Гегель и др.) исходит из того, что в основе мира лежит внеличностное духовное начало, не зависящее от человеческого существования, но при этом оказывающее на него влияние, которое проявляет себя в сфере разума. С.И. (Юм, Шопенгауэр, Ницше и др.) рассматривает феномен духа в тесной связи с индивидуальным сознанием, трактуя мир как проявление человеческого – веры, воли, разума.

Идеальное – реальность, которая не имеет пространственных и вещественных характеристик.

Идеология –теоретическая систем взглядов на социально-политические отношения в обществе, отражающая интересы какой-то общественной группы, класса, партии, государства и пр.

Имманентный и трансцендентный. И. – внутренне и необходимо присущее свойство чего-либо. Т. – выходящее за пределы наличного существования данной вещи свойство, накладываемое на нее извне.

Индустриальное и постиндустриальное общество. Концепции И. и П. О. были созданы амер. социологами Д. Беллом и О. Тоффлером. И.О. – тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка позаимствованных у природы ресурсов, а также промышленность. Это общество «массового потребления». П. О. – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Интенция – направленность сознания к цели; намерение, предшествующее поступку (средневек. схоластика, Гуссерль, Брентано, неотомисты).

Интуиция – метод познания – непосредственный выход на результат познания без специальной подготовки и методики.

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой

миропонимания другие духовные способности человека: мистическую интуицию, откровение, волю, веру, инстинкт и т.п. (А. Шопенгауэр, Фр. Ницше А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Истина – имманентное свойство знания, характеризующее его соответствие действительности. Если знание не соответствует действительности, то это не знание, а мнение, заблуждение. Существует несколько вариантов – теорий истины: корреспондентская (классическая) (Аристотель, Платон) – истина есть знание, соответствующее действительности; прагматистская (У. Джеймс) – свойством истины обладает все знание, которое полезно и практически применимо; конвенциалистская (А. Пуанкаре) – истина – результат условного соглашения; когерентная (И. Кант, Г. Гегель) – истинность – согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость; «двух истин» («двойственной истины») (Ибн-Рушд, Сигер Брабантский, Боэций Дакийский) – истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот.

Категории – наиболее общие определения сущего (вещей), т.е. такие, которыми сущее располагает заведомо, до всякого ее рассмотрения. Так, заведомо известно, что всякая вещь имеет форму и содержание, находится во взаимодействии (отношении), предполагает причину и пр.

Качество и количество – традиционные философские категории, представленные Аристотелем в списке десяти категорий. Качество есть такая соотносительная определенность вещи, которая позволяет отличать ее от другой вещи (делает ее тем, что она есть). Количество есть мера качества.

Космоцентризм – система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место. Это характерное для др. греков восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. Космос в античности понимается как нераздельность природы и человека.

Коэволюция – совместное взаимосогласованное развитие природы и человека.

Креационизм (от лат. − сreation) – сотворение мира Богом из ничего.

Легитимность – признание законности государственных порядков.

Либидо – сексуальный инстинкт, носящий бессознательный характер, руководит поведением человека.

Личность – человек в меру своего свободного и творческого самоопределения, субъект сознательной деятельности и отношений. Философское учение, которое понятие личности делает основанием систематического учения о бытии, называется персонализмом (Н. Бердяев, М. Шелер, Э. Мунье и др.).

Логика формальная –наука о законах и формах мышления.

Ложь – преднамеренное искажение истины.

Маргинальный (от лат. margo – «край») – определяет те социальные явления (люди, коллективы, нормы поведения), которые выходят за рамки («находятся на краю») установленного социального порядка, процесса и прогресса.

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Мера – граница, за которой количественные накопления переходят в качественные изменения.

Метафизика –учение о сверхчувственных, нематериальных началах бытия.

Метод –способ построения и обоснования системы философского знания. Для марксистско-ленинской философии в качестве М. выступает материалистическая диалектика.

Мировоззрение – социально – исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества; в широком смысле означает предельно общий взгляд на мир в целом и место человека в этом мире.

Мифологическое мировоззрение –конкретно-образное, чувственное восприятие мира, без вопросов и сомнений.

Моделирование – метод научного познания – изучение объекта через исследование его копий, искусственно созданных.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало: или духовную (идеалистический монизм), или материальную субстанцию (материалистический монизм). Противоположен дуализму.

Мотивация – совокупность факторов как источник, побуждающий человека к активности.

Мышление – элемент сознания – процесс познавательной деятельности.

Мышление предметное – способность решать задачи в предложенной ситуации, свойственная всем животным, низшая ступень познавательной возможности человека.

Мышление логическое – познавательная способность человека к обобщенному, опосредованному отражению действительности, высшая ступень познавательной возможности человека.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. (Античность – природа как космос; Возрождение – природа как среда, окружающая человека; Новое время – природа как мастерская, в которой работает человек).

Наука – 1. Социальный институт, т.е. коллективная форма добычи, классификации, хранения и трансляции нового знания о природе. 2. Форма общественного сознания: освоение мира человеком при ведущей роли разума, через эксперимент и доказательство.

Нравственность – часто употребляется как синоним морали. Наиболее распространено следующее различение: мораль – система внешних для личности общественных норм; нравственность – система внутренних норм отдельной личности.

Неофрейдизм – направление в современной западной психологии, психиатрии, социологии и философии, последователей (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.) которого объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором человека. Понятие ноосферы ввели П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В. Вернадский. Ноосфера – особая, связанная с развитием человека как мыслящего существа, облекающая земной шар оболочка, все процессы которой испытывают на себе определяющее значение человеческой активности. Человечество становится мощной геологической силой планетарного масштаба, что требует от него ответственности за состояние природы.

Ноумен – означает в противоположность феномену постигаемую только умом сущность. Остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания.

Обобщение – метод познания – установление свойств и признаков нескольких объектов познания, обеспечивающих их единство, схожесть.

Общественное бытие –материальные условия жизни устойчивых групп людей.

Общественное сознание – устойчивая совокупность экономических, политических, этических, эстетических, религиозных взглядов и теорий, отражающих общественное бытие.

Общественно-экономическая формация – это совокупность общественных явлений и процессов, в основе которой лежит исторически определенный способ производства материальных благ. Согласно материалистическому пониманию истории существует пять О.-Э. Ф.: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Общественный договор – теория, объясняющая возникновение государства и права соглашениями между людьми, вынужденными перейти от естественного состояния к гражданскому состоянию: к частной собственности, социальному неравенству, установлению соглашения о государстве (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Объективное и субъективное – обозначение бытия в отношении к человеку. О. бытие означает бытие, не зависящее от человека, лежащее за пределами его жизни и воздействующее на него извне. С. бытие – внутреннее бытие, присутствующее в самом человеке, оно проявляет себя как скрытые возможности человека, существующие независимо от того, явны они вовне или нет.

Обычай –одна из последовательных ступеней культурной регуляции индивидуального поведения в социуме, разновидность традиции. О. есть неспециализированная норма поведения, которая в большей мере действует в повседневной жизни. Этим О. отличается от профессиональных традиций.

Онтология – философское учение о бытии.

Отчуждение – такое отношение человека к продуктам его собственной деятельности, когда они перестают быть «его собственностью», противостоят ему как внешняя и чуждая сила.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств.

Память – элемент сознания – способность удерживать информацию.

Пантеизм – направление натурфилософии Возрождения, отождествляющее Бога и природу (Н.Кузанский, Б.Спиноза).

Парадигма (греч. – «пример», «образец») – принятые научным сообществом в данное время образцы (модели) постановки и решения научных проблем. Смена П. означает революцию в научном познании.

Патристика –совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей (Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Иероним, Аврелий Августин) II-VIII вв., которых принято называть «святыми отцами (и учителями) церкви. В русской традиции термину «патристика» соответствует термин «святоотеческая литература».

Плюрализм – концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия.

Позитивизм – направление соврем. зап. философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные науки и отрицающая познавательную ценность философского исследования (О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер, Р. Авенариус, Э. Мах, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап, М. Шлик).

Понятие –есть мысленное отражение в форме непосредственного единства общих существенных признаков мышления.

Постмодернизм – направление соврем. зап. философии (М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барт, Ж. Лакан. Ф. Гваттари, Ж. Делез и др.). Философию П. понимает как систему высказываний – дискурс, т.е. философия не учение о познании, а дискурс – речевая практика. Дискурс в отличие от знания не имеет строгих правил, он подвержен правилам игры. Философ должен показывать не законы познания, а те игровые вариации, перекрещивания, которые претерпевают высказывания. П. полагает, что не человек создает дискурс, а дискурс творит тот или иной тип культуры.

Прагматизм – направление соврем. зап. философии, которое видит смысл жизни в извлечении пользы из любой ситуации, когда результат важнее процесса, а цель оправдывает средства (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.).

Причина – это явление, вызывающее к существованию другое явление – следствие.

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога (Августин Блаженный).

Прогресс – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Противоречие диалектическое – единство двух противоположных сторон целого.

Психоанализ – 1. Общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенная З. Фрейдом. 2. Различные школы динамической психотерапии.

Разум и рассудок.Разум означает «высшую» способность человека к абстрактному мышлению, к сверхчувственному постижению основных принципов бытия (идей). Рассудок означает «низшую» способность суждения к «мышлению предметному» – способность судить о вещах, обобщать, образовывать понятия.

Рационализм – направление в теории познания, считающее основой познания разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель, Маркс и др.).

Регресс (от лат. regressus − обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.

Редукция – возвращение к истокам: методологический принцип сведения высшей формы развития к низшей, сложного к более простому, нескольких факторов к одному.

Религия –основанное на вере стремление (практическое и/или духовное) к установлению непосредственной связи с Абсолютом.

Рефлексия – направленность человеческого сознания и познания на самого себя.

Свобода – наличие осознанного самостоятельного выбора, подразумевающая готовность к ответственности за него.

Сенсуализм – направление в философии, которое основным источником знания считает данные органов чувств (чувственный опыт). Принцип С. сформулирован стоиками: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах».

Символ –в общекультурном значении это любая вещь, которая, оставаясь сама собой, одновременно представляет что-либо другое: как часть она может представлять целое, как одна веешь – представлять и замещать другую.

Синтез – метод научного познания – процедура мысленного объединения изучаемых объектов как частей в целое.

Система –упорядоченноеопределенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Скептицизм – направление в философии, основанное древнегреч. фил. Пирроном, считающее чувственное знание недостоверным, а рациональное обоснование какой-либо определенной системы знания невозможным, поэтому философ призывал воздерживаться от каких-либо суждений.

Собо́рность – понятие, введённое А.С. Хомяковым, означающее сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

Сознание – высший, свойственный человеку уровень развития психики, способность идеального воспроизведения действительности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной.

Социология –наука об обществе.

Сравнение – метод научного познания сопоставление однородных объектов познания.

Стоицизм – направление в античной философии, согласно которому этич. идеал – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т.е. не зависящий от внешних обстоятельств. Он действует в согласии с природным законом, т.е. добровольно следует судьбе (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др.).

Ступени логического познания или рациональные формы мышления – понятие, умозаключение, суждение.

Ступени чувственного познания – ощущение, восприятие, представление.

Структурализм – совокупность научных и философских идей, связанных с применением структурного метода, первоначально разработанного в лингвистике, а затем распространенного на др. области гуманитарного знания (этнографию, литературоведение и др.). Возникло в 20-х гг. XX в. (Леви-Стросс, Фуко, Деррида, Лакан и др.). Основное понятие С.структура. Это совокупность неизменных отношений внутри системы, несмотря на некоторые возможные преобразования последней. Поэтому внимание фиксируется не на элементах систем или их свойств, а на отношениях между элементами. Основные процедуры С. метода – a) выделение некоторого множества элементов, в котором можно предположить наличие единой структуры; б) разложение объектов на такие простые части, которые связывают разнородные группы элементов; в) раскрытие отношений преобразования между частями, построение абстрактной структуры; г) выведение из структуры всех теоретически возможных следствий. Объект изучения С. – культура как совокупность знаковых систем, как универсальный язык. В состав этого языка входят также наука, искусство, религия, мифология и т.д.

Сублимация – позитивная форма овладения инстинктами, т.е. пре образование их разрушительной силы в сферу социально-полезной деятельности.

Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

Сущность – совокупность неотъемлемых свойств вещи или явления.

Схоластика – средневековая философия XI- XIV вв., решающая вопросы о соотношении значения в жизни человека религии и науки, веры и разума в пользу религии и веры (Фома Аквинский, У. Оккам).

Сциентизм (от лат. scientia − знание, наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Танатология – раздел медицины, изучающий причины смерти, процесс умирания и пр.

Теодицея – «богооправдание». Термин введен нем. фил. Лейбницем. Теодицея является важным положением многих трактатов, ставящих целью оправдать противоречие между всемогуществом и справедливостью Бога, Творца мира и человека, и существующими в мире злом и несправедливостью.

Теология – учение, базирующееся на откровении, заключенном в Библии.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности − объекта данной теории.

Теоцентризм – характеристика философской системы и мировоззрения, в центре внимания которых находится Бог (эпоха Средневековья).

Традиция –практический и духовный опыт, который различными способами, но всегда непосредственно человеком человеку устойчиво передается из поколения в поколение как «коллективная память». Т. -это коллективные ценности, знание, практические навыки, образцы поведения, формы общежития и др.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества, главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам жизни.

Универсалии (от лат. universalis – общий) – термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. В споре об универсалиях выясняющем онтологическийстатус общих понятий (т. е. вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления. Номинализм (Росцелин, И.Д. Скотт, У. Оккам и др.), видевший в универсалиях общее имя, концептуализм (П. Абеляр и др.), истолковывавший универсалии как обобщение, основанное на сходстве предметов, и реализм (А. Великий, Ф. Аквинский и др.), полагавший, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Утилитаризм – этическая теория, признающая полезность поступка полным критерием его нравственности (основатель – И. Бентам).

Утопия – (от греч. – «место, которого нет») – идеальный проект общества, как правило, исполненный в виде художественного повествования.

Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Феноменология – субъективно-идеалистическое направление соврем. зап. философии, центральным понятие которого является «интенциональность» сознания (его направленность на объект) – предназначено для утверждения субъективно–идеалистического принципа: «Нет объекта без субъекта» (основатель – Э. Гуссерль).

Философия жизни – иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже XIX и XX вв. В центре лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного и уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется.

Формационный подход к истории. Согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. История человечества определяется как движение бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм – к новому бесклассовому – коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется в основном путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития (К. Маркс, В. Ленин).

Ценность – специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества.

Цивилизационный подход к истории («теория локальных цивилизаций»). Согласно этому подходу, история человечества – это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, т.е. отсутствие единого исторического процесса (Н.Я. Данилевский, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер).

Чувство – элемент сознания – продолжительное во времени, устойчивое отношение человека к элементам мира в форме переживания.

Эвтаназия – область проблем, связанных с правом неизлечимо больного человека на преждевременную, искусственно вызванную врачами смерть.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье, блаженство) – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье ("блаженство") является высшей целью человеческой жизни.

Эгалитари́зм (от фр. Égalité равенство) – концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам.

Эгоизм – усмотрение смысла жизни в достижении блага для себя.

Эйдос – одновременно обозначает «образ», «образец», «вид», «форма».

Экзистенциализм – философия человеческого существования, в центре внимания которой – проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Одно из основных понятий – экзистенция. (С. Кьеркегор, Л. Шестов, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Ж.П. Сартр).

Экзистенция – существование человека в форме открытости миру при способности к общению и пониманию – к экзистированию.

Эксперимент – метод научного познания – наблюдение за объектом познания в искусственных условиях.

Эмоция – элемент сознания, кратковременная реакция человека на объект в форме переживания.

Эмпиризм –направление в теории познания, считающее опыт основным источником знания. Если опыт понимается как непосредственный чувственный опыт, то «эмпиризм» то же самое, что и «сенсуализм». Но «опыт» может пониматься шире, как всякий субъективный опыт (в том числе умозрительный). В этом случае эмпиризм охватывает субъективный идеализм и прагматизм.

Эсхатология –(от греч.-«последний», «конечный») – учение о конечных судьбах мира и человека.

Эстетика – учение о том, что вызывает чувственную реакцию человека. Этика – учение о морали.

Этнос – человеческая общность, основанная на единстве исторической судьбы.

Явление – философская категория, отражающая внешние свойства явлений, предметов; внешнее обнаружение сущности.

Date: 2015-10-18; view: 546; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию