Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возмещение расходов на погребение





 

В статье 1094 ГК, как и прежде, предусмотрено, что лица, понесшие расходы на погребение, имеют право на их возмещение. В этой же статье определенным образом уточнен объем расходов на погребение, подлежащих компенсации: возмещаются только "необходимые" расходы. Перечня необходимых расходов ГК не содержит. Многолетняя судебная практика выработала определенные подходы к решению этого вопроса. В состав подлежащих возмещению расходов включают расходы на само захоронение, оплату венков от близких родственников, установление ограды и памятника, стандартных для данной местности, а в последнее время и расходы на поминки в разумных пределах. Закон РФ от 8 декабря 1995 года "О погребении и похоронном деле" <107> устанавливает гарантированный перечень услуг по погребению, которые предоставляются безвозмездно. Следовательно, возмещению подлежат расходы, реально затраченные на услуги сверх тех, которые предоставлены в соответствии с указанным Законом без их оплаты.

 

3. Возмещение вреда, причиненного вследствие
недостатков товаров, работ или услуг (ст. 1095 - 1098)

 

В статье 1095 ГК значительно расширен по сравнению с Основами 1991 года и Законом о защите прав потребителей (в редакции Закона от 9 января 1996 года) круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, возникшего вследствие недостатков товаров (работ, услуг). Право на возмещение вреда предоставлено всем гражданам и юридическим лицам при одном лишь ограничительном условии: товары (работы, услуги), в результате недоброкачественности которых причинен вред, должны быть приобретены в потребительских целях. Если товары приобретены для использования в предпринимательской деятельности, нормы3 не применяются, а ответственность наступает либо на общих основаниях, либо по нормам об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.

Потерпевшие вправе требовать возмещения вреда независимо от того, состояли ли они с продавцом (изготовителем, исполнителем) в договорных отношениях или нет. Это означает, что в качестве потерпевшего может выступать и тот, кто приобрел товар (работы, услуги), то есть был стороной в договоре розничной купли-продажи, бытового подряда, услуг и т. п., и тот, кто приобрел товары не в торговой сети, а получил их от других граждан по договору купли-продажи, мены, дарения и т.п., и тот, кто сам не использовал товар, но понес вред вследствие недостатков товара. Например, в результате пожара, возникшего в связи с конструктивными недостатками телевизора, вред был причинен не только тому, кто приобрел телевизор, но и другим лицам (сгорела квартира соседа, повреждено имущество в расположенном рядом офисе и т. п.).

Статьей 1095 Кодекса установлены основания возникновения обязательства по возмещению вреда: возмещается вред, причиненный не только вследствие недостатков товара (работы, услуги), но и возникший из-за недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге). При этом указание на характер недостатков (имеются в виду конструктивные, рецептурные и иные недостатки) свидетельствует, что речь идет о недостатках производственного происхождения и это обстоятельство имеет принципиальное значение для определения режима ответственности. Так, например, ст. 580, предусматривающая последствия причинения вреда одаряемому вследствие недостатков подаренной вещи, устанавливает иной, чем ст. 1095, субъектный состав ответственных лиц (отвечает даритель), а также иные основания ответственности (ответственность наступает на общих основаниях). Вместе с тем если вред причинен вследствие производственных недостатков подаренной вещи, требование потерпевшего (одаряемого), как полагаем, может быть заявлено не к дарителю, а к производителю (продавцу) товара. Если же требование все же удовлетворено за счет дарителя, последний имеет право в регрессном порядке предъявить иск к производителю (продавцу).

Определение состава лиц, имеющих право на возмещение вреда, и условий, при которых вред возмещается по нормам, содержащимся в3 комментируемой главы, необходимо в связи с тем, что соответствующими нормами установлен особый правовой режим ответственности за причиненный вред. Он заключается в том, что, во-первых, круг ответственных лиц специально определен в законе, во-вторых, ответственность наступает независимо от вины, в-третьих, наступление ответственности ограничено установленными в законе сроками.

Статья 1095 ГК не содержит нормы о размере ответственности за причиненный вред. Это означает, что действует общее правило: вред возмещается в полном объеме. Если повреждено имущество, принадлежащее гражданину или юридическому лицу, вред должен быть возмещен в натуре (предоставлена вещь такого же рода и качества либо исправлена поврежденная вещь), а при невозможности возмещения в натуре возмещаются причиненные убытки (реальный ущерб и упущенная выгода). В случае причинения вреда жизни или здоровью гражданина размер возмещения исчисляется по правилам, установленным нормами2 комментируемой главы.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей потерпевшему гражданину может компенсироваться моральный вред и при нарушении имущественных прав (ст. 15).

Статьей 1096 ГК предусмотрено, что за вред, причиненный вследствие недостатков товара, недостоверной или неполной информации о нем, несет ответственность по выбору потерпевшего продавец или изготовитель товара. Правило действует вне зависимости от того, заявлен иск в пределах гарантийного срока, срока годности (службы) или по их истечении. Объясняется это тем, что при наводнении российского рынка импортными товарами предъявление требований о возмещении вреда к изготовителю товара в ряде случаев может быть для потерпевшего затруднительным или невозможным.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги либо вследствие недостаточной или неполной информации о них, возмещается исполнителем.

Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, (работ, услуг), ограничена сроками. Статья 1097 ГК устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец) отвечает за вред, причиненный в течение сроков годности товаров, а если сроки годности не установлены, то в течение 10 лет со дня производства товара (работы, услуги).

При этом под сроком годности следует понимать и срок службы. Закон о защите прав потребителей использует эти идентичные по содержанию понятия для товаров разного назначения. Статьей 5 Закона предусмотрено, что на товары (работы), предназначенные для длительного пользования, устанавливается срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) устанавливается срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным. Перечень товаров (работ), на которые изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать сроки годности (службы), утверждается Правительством РФ.

Статья 1097 ГК содержит случаи, когда предельный срок в 10 лет не принимается во внимание и вред возмещается независимо от времени его причинения. Таких случаев два. Первый - когда изготовитель (исполнитель) в нарушение закона не установил срок годности (службы) товара.

Второй случай связан с неосведомленностью приобретателя товара (работы, услуги). Устанавливая сроки годности (службы), изготовитель (исполнитель) в силу ст. 10 Закона о защите прав потребителей обязан предоставить потребителю информацию о товарах (работах, услугах), которая, среди прочего, должна содержать сведения о необходимых действиях потребителя по истечении срока годности (службы) и возможных последствиях в случаях, когда соответствующие рекомендации не будут соблюдаться.

Установленная ст. 1095 ГК ответственность независимо от вины предполагает, что для ее наступления достаточно самого факта причинения вреда. Вместе с тем ст. 1098 ГК предусматривает случаи освобождения и от безвиновной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров (работ, услуг). Первый связан с возникновением вреда в результате действия непреодолимой силы (о непреодолимой силе см. ст. 1070 Кодекса).

Второй случай предполагает противоправные действия потерпевшего при пользовании или хранении товара (результата работы, услуги). Это условие следует применять в сочетании с общей нормой об учете вины потерпевшего (ст. 1083). Действия потерпевшего, которые могут привести к освобождению от ответственности продавца (изготовителя, исполнителя), должны быть виновными. При этом согласно ст. 1083 значение придается лишь умыслу или грубой неосторожности потерпевшего. Как вытекает из ст. 1098 ГК, обе формы вины (и умысел, и грубая неосторожность потерпевшего) влекут освобождение от ответственности причинителя.

Под нарушением установленных правил имеются в виду специальные правила, которые необходимо соблюдать с целью безопасного использования товара (результата работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть письменно зафиксированы и доведены до сведения потребителя (ст. 7 Закона о защите прав потребителей). Для правильного применения нормы об учете вины потерпевшего, содержащейся в ст. 1095 ГК, важное значение имеет впервые появившееся в Законе о защите прав потребителей правило, устанавливающее, что информация о реализуемых товарах (а следовательно, и о специальных правилах пользования ими) должна доводиться до сведения потребителей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) - на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ (ст. 8).

 

4. Компенсация морального вреда
(ст. 1099-1101)

 

Основания компенсации морального вреда

 

Способы и размер компенсации морального вреда

 

Развернутое определение понятия "моральный вред" содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда":<108> "Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина" (п. 2).

Нормы, содержащиеся в4, воспроизводят принципы, заложенные в ст. 151 ГК, конкретизируют и детализируют их. В отличие от действовавшей ранее ст. 131 Основ 1991 года, ст. 151 ГК установила в виде общего правила, что возмещению подлежит моральный вред, причиненный нарушением только личных неимущественных прав (благ) гражданина. Этой же статьей предусмотрено, что законом могут быть установлены другие случаи причинения морального вреда. В статье 1099 ГК эта норма конкретизирована и прямо закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, возмещается моральный вред, возникший вследствие нарушения имущественных прав гражданина. В настоящее время возможность компенсации морального вреда в таких случаях предусмотрена Законом о защите прав потребителей (ст. 15). Поскольку Закон о защите прав потребителей имеет весьма широкую сферу применения, можно сказать, что моральный вред, возникший в результате нарушения имущественных прав граждан, возмещается достаточно часто. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 сентября 1994 года "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"<109> разъяснил судам, что к отношениям, регулируемым названным Законом, в частности, относятся отношения, возникающие из договоров купли-продажи, имущественного найма, в том числе бытового проката, безвозмездного пользования имуществом, найма (аренды) жилого помещения, в том числе отношения между наймодателем (арендодателем) и нанимателем (арендатором) по поводу ремонта жилищного фонда, ремонта инженерного оборудования, обеспечению коммунальными услугами, которые он обязан предоставить, поскольку это является одним из условий договора жилищного найма (аренды), подряда, в том числе бытового заказа и абонементного обслуживания, перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии, хранения, договоров на оказание финансовых услуг, в том числе предоставление кредитов для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему у граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг, и других договоров. Практически Закон о защите прав потребителей распространяется на все отношения по договорам, стороной в которых выступают граждане как потребители (пользователи) товаров, работ, услуг.

При возложении ответственности за моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, естественно, нужно иметь в виду, что речь идет не о временных, преходящих огорчениях (на полученном из химчистки костюме осталось пятно, в связи с чем костюм отправили в чистку повторно; сданный в ремонт автомобиль в установленный срок не был готов и ремонт продлился еще неделю и т. п.), а о невосполнимых имущественных интересах. В результате нарушения неимущественных прав (благ) гражданина может быть причинен как имущественный, так и моральный вред, либо только моральный вред. Например, в связи со смертью гражданина его трудоспособная жена не имеет права на возмещение вреда по случаю утраты кормильца и вместе с тем вправе требовать компенсацию. Если жена была нетрудоспособной и находилась на иждивении умершего, она вправе требовать возмещения имущественного вреда (утраты доли заработка мужа), а также компенсации морального вреда.

Возмещение имущественного вреда и компенсация морального вреда - это самостоятельные последствия причинения вреда. При нарушении чести, достоинства и деловой репутации гражданина, нарушении тайны усыновления, тайны переписки и других личных неимущественных прав граждан убытки, как правило, не возникают и речь идет только о компенсации морального вреда.

Date: 2015-10-18; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию