Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Э т ю д о в д л я А л и с ы





Эрвин Гааз

Лариса Маслова

 

э т ю д о в д л я А л и с ы

 

Эта работа предназначена для преподавателей театральных студий, школ, лицеев, детских коллективов, имеющих непосредственное отношение к формированию и воспитанию мировоззрения ребенка, приобщению к миру искусства. Ребенок – это мир. В каждом, даже самом маленьком человеке, заложена индивидуальность, и наша задача разглядеть ее, помочь ей раскрыться. В нем заложено все: чувство обиды и радости, боли и смеха, чувство вины и прощения, любви и предательства. А мир искусства способен раскрыть перед ребенком всю глубину мироздания.

Сколько театральных училищ – столько и систем преподавания. Существуют разные методы работы с начинающими актерами. Первый: обучение элементам актерского ремесла с помощью упражнений и различных систем тренинга по примеру театральных вузов, без привлечения конкретного драматургического материала. Второй: импровизация в предлагаемых обстоятельствах той или иной драматической сцены этюдным методом. Элементы школы актерского мастерства: оценка факта, память физических действий, профнавык, перемена отношения (к предмету, партнеру), сценическое внимание, воспитание волевого, действенного начала, удержание и смена тона и темпоритма, речевой и пластический тренинг – усваиваются тогда на примере конкретной постановки.

Мы предлагаем Вам разбор «Алисы в стране чудес», как способ подхода к любому отрывку или сказке, драматическому произведению или инсценировке.

Почему именно "Алиса"? Это произведение с нашей точки зрения является благодатным материалом для обучения молодых актеров, т. к. в этой сказке есть все: элементы реального и фантастического, богатый событийный ряд, набор необычных, и вместе с тем конкретно выписанных персонажей, дающих огромное поле для выявления фантазии в четких предлагаемых обстоятельствах, заданных автором.

Кроме того, ценность этого материала в характере главной героини. Для Алисы свойственны любознательность – стремление познавать мир, умение фантазировать, открытость и уважительное внимание к личности собеседника. А ведь именно этих качеств мы и требуем от актера. И (что особенно важно в педагогической работе) эти же человеческие качества мы хотели бы воспитать в наших детях, независимо от того, станут они в дальнейшем профессионально работать на сцене, или нет. «…Какой же я видел тебя, Алиса, в своем воображении? Какая ты? Любящая – это прежде всего: любящая и нежная; нежная как лань, и любящая, как собака (простите мне прозаическое сравнение, но я не знаю на земле любви чище и совершенней); и еще – учтивая: вежливая и приветливая со всеми, с великими и малыми, могучими и смешными, с королями и червяками, словно ты сама – королевская дочь в шитом золотом наряде. И еще – доверчивая, готовая поверить в самую невозможную небыль и принять ее с безграничным доверием мечтательницы; и, наконец, - любопытная, отчаянно любопытная и жизнерадостная той жизнерадостностью, какая дается лишь в детстве, когда весь мир нов и прекрасен и когда горе и грех – всего лишь слова, пустые звуки, не означающие ничего!» Л. Кэролл.

И еще. Мы не ставили своей задачей создать драматургический материал для постановки спектакля "Алиса в стране чудес"; наша цель – обучение актерскому ремеслу на примере этого материала с помощью набора упражнений и этюдов. Таким образом, вполне возможно, что один и тот же этюд, одну и ту же сцену могут сыграть несколько ваших учеников. А огромная по объему, сложная по выявлениям, может быть даже неподъемная для неопытной артистки роль Алисы может быть (особенно на начальном этапе) сыграна несколькими исполнительницами.

Профессор Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина, великий педагог, воспитавшая множество актеров и режиссеров, Л. В. Ставская говорила, что по оценке факта определяется одаренность актера.

«Заранее известное воспринять как неожиданное – в этом главная трудность актерского искусства… Сосредоточенное внимание актера и его вера в правду вымысла рождают в актере нужные отношения, а отношения служат той почвой, на которой зарождается действие» (Б. Е. Захава «Мастерство актера и режиссера». – М., 1973.) – это аксиома, к этому нечего добавить. Но на конкретных примерах, которые мы наблюдаем на практике вот уже на протяжении многих лет, видно, что это понятие – «оценка факта» искажено и воспринимается как штамп–краска для того или иного выражения чувства на сцене и является бездеятельным.

Отсутствие действия на сцене, построение его на разных штампах-красках ведет к безэнергетично выхолощенной игре актеров на сцене. ИГРА – в высшем понятии этого слова заменяется или органикой, данной от природы артисту, или штампами, которые ведут к мертвому театру.

В октябре 1918 года Вахтангов писал: «Самое важное для режиссера – умение подойти к душе актера, т.е. умение сказать, как найти то, что нужно. Актеру мало показать краску – раскрыть текст, надо еще незаметно для него указать практический путь осуществления задачи». (Е.Б. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. – М., 1939). Наш набор этюдов и упражнений и есть этот путь помощи начинающим актерам. У молодых людей не всегда складываются доверительные отношения с уже выведенными правилами, не требующими доказательств; им нужно самим пройти сложный ступенчатый путь актерской науки, со своими ошибками и победами, самим решать сложнейшие теоремы и делать выводы, - а педагоги подчас "натаскивают на результат", дидактически «обучают», а не подсказывают и направляют.

Этюды «Я – в предлагаемых обстоятельствах» - одна из наитруднейших задач к постижению актерского мастерства, требующая от педага-воспитателя тонкости и понимания, доброты, огромного труда и терпения к молодым, еще несформировавшимся личностям.

«Я» - это целый набор вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Знаю ли я себя?», «Я – это МИР, но можно ли узнать весь мир?» «Удастся ли мне узнать себя и изучить природу моих личных поступков; отчего складываются мои взаимоотношения с теми или иными людьми тем или иным образом?» На все эти вопросы, которые человек задает себе на протяжении всей жизни (особенно молодой человек, не имеющий еще достаточного опыта, своей философии и позиции), – трудно найти ответ.

И нам кажется, что когда Евгений Багратионович Вахтангов писал не об обучении, а о ВОСПИТАНИИ, он имел в виду совокупность личностного «Я» со сценическим «Я», индивидуального с предложенным, подведение одного «Я» к другому. Именно в этом состоит воспитательная деятельность режиссера-педагога.

Внимание – «Сосредоточение на заданном объекте, как активный познавательный процесс, как необходимое условие органического действия, осуществляемого с помощью восприятия (зрение, слух, осязание)». (Г. Кристи. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1968).

Произвольное, целенаправленное сценическое внимание на объект, на время; фантазия на основе воображения; вера в предлагаемые обстоятельства; сценическое отношение – вижу как дано, отношусь как задано; сценическое общение – взаимодействие, процесс отдачи и восприятия чувства и мысли, в котором участвует как физическая, так и духовная природа; условие подключения физических действий и интеллектуального запаса; оценка факта, перемена отношения (термин Вахтангова)…

Все это тренируется постепенно, от простого к более и более сложному, от считалок до этюдов со словами. Но главное – совместить «я» личное со сценическим.

Только когда актер найдет образ, «движение внутри персонажа», отклик актерской личности на то или иное явление – появятся неординарные, свойственные только этому исполнителю оценки, манера и свобода (импровизация).

Из протокола репетиций Е.Б. Вахтангова: «Сначала идет чтение пьесы, разбор ее с литературной и художественной стороны, выяснение общего характера пьесы и ее настроения. Затем мы переходим к отдельным лицам, к отдельным образам, постепенно изучаем их, разбираемся в их чувствах и характерах; постепенное углубление в это изучение и есть работа над созданием образа. Артист отыскивает в себе чувства, нужные ему для жизни создаваемого образа, находит в своей душе как бы какие-то кнопки, нажатием которых он вызывает в себе эти чувства. Кнопки эти у каждого артиста индивидуально различны». (Е.Б. Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. – М., 1939). В данном же случае мы предлагаем начать с чтения первоисточника – сказки Льюиса Кэрролла. К сожалению, знакомство многих детей с "Алисой" исчерпывается в основном мультфильмами. И только после этого можно приступать к разбору этюдов, помогающих Вашим ученикам открыться для творчества.

Для актера на сцене главное – открытость. Открытость – это достижение огромного труда. Если актер открыт, то он видит, слышит, оценивает, общается, отдает и получает.

 

 

Эпизод 1. «Появление Кролика»

А л и с а сидит на берегу и мается: делать ей совершенно нечего. Пробует заглянуть в лежащую рядом книжку.

А л и с а. Кому нужны книжки без картинок... или хоть стишков, не понимаю! Неплохо бы сплести венок из маргариток, но тогда нужно подниматься и идти собирать эти маргаритки…

 

С чего начнем? На сцене как будто бы ничего не происходит: сидит несчастный одинокий ребенок и мается от безделья. Душно. Бытовая зарисовка, абсолютно реалистическая. Для чего она нам нужна? Для чего эта сцена необходима автору?

Дело в том, что всякое чудо, волшебство (а их в сказке будет предостаточно) должно быть неожиданно. Зритель должен быть застигнут врасплох.

Мы подробно остановимся на начальных этюдах потому, что они – своеобразная обманка для публики, которая «затягивается» нами в неспешную будничную атмосферу происходящего. Тем сильнее будут зрители поражены тем, что произойдет вскоре.

А с точки зрения педагога, - начинающим актерам - Вашим ученикам будет полезно начать работу не с фантастических, гротескных этюдов, а с максимально приближенных к реальной жизни. Все должно происходить «взаправду», неторопливо и очень точно.

 

Этюд 1.. "Я в предлагаемых обстоятельствах". Персонаж – Алиса. Но, впрочем, это упражнение с удовольствием выполнят многие участники труппы, так как тема этюда – "Как мне лень что-нибудь делать" – знакома практически каждому.

Алиса сидит на берегу и мается: делать ей совершенно нечего. Пробует заглянуть в лежащую рядом книгу.

Этюд 2. "Психофизическое самочувствие". Тема – "Жара". Чем отличается поведение человека или животного в жару? Что меняется в их самочувствии, движениях по сравнению с существованием, например, зимой? Этюд касается всей труппы, так как жара – атмосфера всей сказки.

 

Этюд 3. "Перемена состояния, наблюдение". Персонаж – Алиса. Тема – "Как я засыпаю". Задача – объяснить, что такое "смена темпоритма существования при перемене психофизического самочувствия". Алиса засыпает, и ее движения – на театральном языке – «п л а с т и к а» – постепенно становятся замедленными, менее уверенными, неуклюжими.

 

А л и с а засыпает. Неожиданно появляется Белый Кролик.

Кролик. Ай-ай-ай! Я опаздываю!

 

Этюд 4. "Наблюдение за животными". Попробуйте разобраться вместе с Вашими учениками, для чего вообще нужны подобные упражнения? Зачем все будущие актеры в театральных училищах выполняют это задание и изображают зверюшек? Не только ведь потому, что кому-то придется потом играть зайчиков и щенков на новогодних елках. Просто дело в том, что многие люди и обликом и поведением напоминают тех или иных животных. Один «неуклюж как медведь»; другая «грациозна как кошка»; третий – «холоден как змея» и т.д. Целый жанр литературы – басня – основан на подмене реальных персонажей действующими и говорящими представителями фауны.

Кроме того, изображая зверей, актер может максимально отдалиться от своего «я», «п е р е в о п л о т и т ь с я» в существо совершенно иной природы.

Итак, персонаж – Белый Кролик. Это – первый из серии подобных этюдов при работе над "Алисой". Важно, чтобы маленькие актеры поняли, что самое характерное для данного, изображаемого ими животного – не только внешний вид, но и поведение, скорость движений, и, главное, - взгляд. Не зря мы говорим: «Преданный собачий взгляд», «Хитрый кошачий глаз» и т.д. А какой взгляд у кролика? И, наконец, элемент фантазии – какая у нашего Кролика речь? Наверное, быстрая, стакаттированная… а, может, и нет…это уж как исполнитель решит…

 

Этюд 5. "Оценка факта". Персонаж – Алиса. Сначала надо дать ребятам сыграть этюд по системе ""я" в предлагаемых", т.е. предложить им самим, вне контекста разыгрываемой истории, отреагировать на появление подобного чудесного Кролика. Пусть кто-то испугается, а кто-то сразу кинется ловить диковинную зверюшку - уже потом педагог может отобрать реакции, наиболее подходящие для данной героини. Ведь, согласитесь, далеко не каждый из нас в такой ситуации «не так уж удивится», а затем «сгорая от любопытства» кинется догонять убегающего Кролика!.. Иначе говоря, надо, что бы ученики поняли, что их личностные реакции могут далеко не всегда совпадать с реакциями персонажа. А они, по замыслу Автора, таковы:

 

Алиса (сама себе). Ничего… Все идет как надо…Тут нет ничего такого необыкновенного. Нет, все-таки немножко удивиться стоит, но вообще-то все идет как надо.

Кролик достает из жилетного кармана часы, и, едва взглянув на них, опрометью кидается бежать.

Алиса (удивленно). Да ведь это же первый Кролик в жилетке и при часах, какого я встретила за всю свою жизнь! (Устремляется вдогонку за Кроликом).

Белый Кролик скрывается в своей норе. Алиса, не раздумывая, устремляется за ним.

 

Эпизод 2. «Полет»

Алиса внезапно проваливается в глубокий колодец.

 

Этюд 6. «Полет». Персонаж – Алиса. Для начала интересно задать ученикам вопрос: «Как можно на сцене изобразить полет?» Некоторые станут придумывать технические средства для подъема Алисы «под колосники» – веревки, блоки и т.д. Некоторые предложат заменить на время полета актрису куклой и спускать ее из-за ширмы. Это уже попытка режисерского решения. Вариантов может быть множество, но пусть педагог не спешит отбирать наиболее, по его мнению, выигрышный, пока не добьется верного ответа: «Надо сыграть про полет так, чтобы актриса стояла на сцене, а зрители поверили, что она летит вниз». К.С.Станиславский назвал это явление термином «к и н о л е н т о- в и д е н и е». Что же видит и пытается передать зрителю Алиса?

 

Алиса (в полете). Так… Времени вволю и для того, чтобы осмотреться кругом, и для того, чтобы подумать, что меня ждет впереди…Первым делом надо понять, куда я лечу. (Смотрит вниз). Как темно! (Начинает рассматривать стены колодца). Шкафы и шкафчики, полочки и полки, картинки и географические карты… (С одной из полок Алиса ухитряется на лету снять банку, на которой написано: "АПЕЛЬСИНОВОЕ ВАРЕНЬЕ". Заглядывает внутрь. Разочарованно). Пусто. (Хочет бросить банку вниз, но спохватывается). Нет. Еще ушибу кого-нибудь. (Ставит банку на какую-то полку.) Да, вот это полетела, так полетела! Уж теперь я не заплачу, если полечу с лестницы! Дома скажут: вот молодчина! Может, даже с крыши слечу и не пикну! Вниз, и вниз, и вниз! Неужели это никогда не кончится? Интересно, сколько я пролетела? Наверное, я уже где-нибудь около центра Земли! Ну да: как раз тысяч шесть километров или что-то в этом роде... Ну да, расстояние я определила правильно. Вот только интересно, на каких же я тогда параллелях и меридианах?.. Какие красивые, длинные слова – параллели и мередианы… (Пауза.) А вдруг я буду так лететь, лететь и пролечу всю Землю насквозь? Вот было бы здорово! Вылезу - и вдруг окажусь среди этих... которые ходят на головах, вверх ногами! Как они называются? Анти... Антипятки, что ли?.. Слово какое-то не совсем такое… Хорошо, что меня никто не слышит… Вниз, и вниз, и вниз… Только мне, пожалуй, там придется спрашивать у прохожих, куда я попала.

 

Этюд 7. «Фантазия. Антиподы». Алиса пытается встать на голову и представить, как же передвигаются неизвестные ей существа с другой половины земли.

«Антиподы» могут и появиться на сцене реально вокруг девочки – ведь действие-то происходит в ее сознании. Тогда этюд становится заданием для всей труппы. Цель этюда – во-первых, показать, насколько важна физическая подготовка в работе актера – не владеющий своей пластикой исполнитель просто неспособен показать подобный эксцентрический персонаж.

Во-вторых, этюды «на фантазию» дают возможность Вашим ученикам отключиться от бытового восприятия мира и стать в полной мере «творцами» воплощаемого на сцене образа.

 

Вокруг Алисы начинают возникать вызванные ее фантазией кувыркающиеся и прыгающие в полете Антиподы.

Алиса (обращаясь к Тете-Антипод). Извините, тетя, это Австралия или Новая Зеландия? (Алиса пытается вежливо присесть).

Тетя-Антипод. Какая дурочка, совсем ничего не знает!

Алиса (обиженно). Ну, и пожалуйста, не буду спрашивать. Сама прочитаю! (Антиподы исчезают.) Здесь ведь, наверно, где-нибудь написано, какая это страна. (Пауза.) Вниз, вниз и вниз! Моя кошка Динка будет сегодня вечером ужасно обо мне скучать! Хоть бы они не забыли дать ей молочка вовремя!..

 

Этюд 8. «Общение с воображаемым партнером. Память физических действий». Персонаж – Алиса. Алисиной кошки сейчас на сцене нет. Поэтому актриса должна не просто фантазировать, как она общается с ней, а очень достоверно представлять ее. Упражнения на «память физических действий» – это игра с воображаемыми предметами как с реально существующими. В данном случае воображаемую кошку можно, как и настоящую, приподнять, погладить, прислушаться к ее мурлыканью и т.д.

Подобные этюды приучают к точности в актерской профессии. Закон сцены: чем более фантастична, невероятна форма, тем безусловнее, правдивее должна быть работа артиста.

Про несуществующую на сцене Динку актриса-Алиса должна знать все: ее вес, рост, цвет шубки, возраст, ощущать ее тепло на коленях…Вот Дина лежит спокойно, а потом вдруг потянулась, переменила позу, выпустила когти…

 

Алиса. Милая моя Диночка, хорошо бы ты была сейчас со мной! Мышек тут, правда, наверное, нет, но ты бы ловила летучих мышей. Не все ли тебе равно, киса? Только вот я не знаю, кушают кошки летучих мышек или нет? (Постепенно вновь засыпает. Сквозь сон повторяет). Скушает кошка летучую мышку? Скушает мышка летучую кошку? Скушает мышка летучую мошку?..

 

Этюд 9. «Скороговорки». Персонаж – Алиса. Надо постараться объяснить начинающим актерам, насколько важна для них грамотная, четкая речь. Произнесение скороговорок – один из наиболее распространенных способов оттачивания дикции.

Текст здесь можно импровизировать до бесконечности, например: «Скушает мошка летучую кошку?», «Слушает мошка летучую мышку?» и т.д.

Еще раз повторюсь – Алиса спит, все происходит в ее фантазии, следовательно, вокруг нее могут появляться и произносить вопросы-скороговорки все персонажи сказки.

 

Алиса (в зал - апарт). Не все ли равно, о чем спрашивать, если ответа все равно не получишь, правда?

 

Этюд 10. «Апарт». Персонаж – Алиса. А п а р т – обращение актера в зал с каким-нибудь вопросом или утверждением. Публика при этом как бы вовлекается в происходящее действие. Надо научить ребят не бояться общаться со зрительным залом точно так же, как с партнерами по сценической площадке. Апарт всегда произносится ниже или выше по тону, чем предыдущий текст. Кроме того, темпоритм существования во время апарта всегда другой по сравнению с иным текстом персонажа. Если актер не будет менять тон и темпоритм, возникнет монотон, т.е. однообразие и бедность звуковой палитры спектакля.

 

Алиса. Ну- (Обращаясь к воображаемой кошке). Ну-ка, Дина, признавайся: ты хоть раз ела летучих мышей? (Неожиданно падает на кучу хвороста и сухих листьев.)

 

Этюд 11. «Приземление». Персонаж – Алиса. Это – завершение сцены «Полет». Точка эпизода должна быть эффектной. Ребятам предлагается сделать этюд «Падение». Отбор идет в сторону гротеска.

 

 

Эпизод 3. «Очень странное место»

Алиса, моментально вскочив на ноги, осматривается. Мимо пробегает Белый Кролик. Алиса бросается в погоню.

Кролик (убегая). Ах, вы ушки-усики мои! Как я опаздываю! Боже мой! (Исчезает.)

 

Этюд 12. «Игра в догонялки с Кроликом». Персонажи – Алиса и Белый Кролик. Скучно, если Кролик убежит просто по прямой из одной кулисы в другую. Театр – это прежде всего и г р а, даже если эта игра – детские «салочки». Но! Никакая игра в театре не может быть спонтанной, бессистемной. Поэтому, разрешив вначале юным артистам порезвиться, надо постепенно заставлять их запоминать и повторять («з а к р е п л я т ь») наиболее, с точки зрения педагога, удачные игровые ситуации, и, наоборот, отказываться от всего случайного, рожденного в этюде, но непригодного в контексте данной сцены. Таким образом, исполнители приучаются «фиксировать» мизансцены.

 

Алиса, оставшись одна, продолжает осмотр помещения. Увидев ряд дверей, пробует их открыть, но все они оказываются запертыми.

 

Этюд 13. «Упражнение с предметом». Персонаж – Алиса. Ученики должны усвоить: любой предмет на сцене должен быть «обыгран». Казалось бы – простая вещь: дверь, но как интересно с ней играть! Даже подойти к двери можно по-разному: осторожно, с опаской, решительно, с любопытством…Можно прислушаться к тому, что происходит за дверью, постучать, посмотреть в замочную скважину, попытаться дверь открыть, взломать. К каждой из стоящих на сцене дверей у нашей Алисы должно быть свое отношение и с каждой – свой этюд. Но маленькой исполнительнице надо помнить одно: все эти манипуляции должны преследовать одну цель – выбраться из подземелья. Действия, не оправданного задачей, на сцене быть не может.

 

Алиса. Как же отсюда выбраться? (Внезапно натыкается на маленький стеклянный столик, на котором лежит крохотный золотой ключик. Быстро берет его, подходит к каждой двери, но, увы, он не подходит. Замечает штору, спускающуюся до самого пола, а за ней - маленькую дверцу сантиметров тридцать высотой. Вставляет золотой ключик в замочную скважину и открывает дверь. Радость. Встает на коленки, заглядывает в отверстие).

 

Этюд 14. «Оценки факта». На самом деле предыдущий текст Кэррола представляет собой цепь нескольких этюдов. Тут и радость Алисы по поводу нахождения ключа, и разочарование после неудачных попыток открывания дверей, и надежда, возникающая после того, как девочка замечает штору, и, наконец, финальное ликование – ключ подошел!

 

Какой чудесный сад! Как бы мне хотелось выбраться из этого мрачного подземелья на волю, погулять среди прохладных фонтанов и клумб с яркими цветами?!.. (Пауза. Разочарованно). Но сюда не прошла бы даже одна моя голова!.. А если бы и прошла,- тоже хорошего мало: ведь голова должна быть на плечах! Почему я такая большая и нескладная! Вот если бы я умела вся складываться, как подзорная труба или, еще лучше, как веер, - тогда бы другое дело! Научил бы меня кто-нибудь, я бы сложилась - и все в порядке! (Возвращается к стеклянному столику.) Может быть, там все-таки найдется другой ключ или, на худой конец, книжка: "УЧИСЬ СКЛАДЫВАТЬСЯ!" (Видит стоящий на столике пузырек, разглядывает его.)

 

Этюд 15. «Упражнение с предметом». Персонаж – Алиса. Предмет – пузырек. Этот этюд отличается от этюда 12 тем, что на действие здесь, как говорят в театре, «н а д о п о л о ж и т ь т е к с т». И не просто текст, а целый большой монолог, отражающий целую гамму чувств персонажа. Слово должно быть совмещено с действием, а не существовать отдельно, как это часто бывает у начинающих артистов. Механическое произнесение текстов на сцене невозможно, поэтому всегда надо ставить перед актером точную действенную задачу: для чего его персонаж производит на сцене те или иные действия, зачем говорит те или иные слова. Только тогда будет понятно, что, например, в данный момент Алиса не просто разглядывает пузырек, сопровождая свои манипуляции словами, а продолжает искать выход из пещеры. Пузырек с жидкостью здесь – не что иное, как средство для достижения ее цели, - а вдруг его содержимое поможет уменьшиться и пройти сквозьмаленькую дверь?..

 

Алиса. Ой, какой хорошенький пузырек! Ручаюсь, что раньше его тут не было. (Читает этикетку). "ВЫПЕЙ МЕНЯ!" Конечно, это очень заманчиво, но я же умная девочка! Нет, я сначала посмотрю, написано тут "Яд!" или нет. Я же недаром читала множество поучительных рассказов про детей, с которыми случались разные неприятности - бедные крошки и погибали в пламени, и доставались на съедение диким зверям, - и все только потому, что они забывали советы старших. А ведь, кажется, так просто запомнить, что, например, раскаленной докрасна кочергой можно обжечься, если будешь держать ее в руках слишком долго; что если ОЧЕНЬ глубоко порезать палец ножом, из этого пальца, как правило, пойдет кровь. И уж отлично помню, что если выпьешь слишком много из бутылки, на которой нарисованы череп и кости и написано "Яд!", то почти наверняка тебе не поздоровится. Однако здесь нет ни черепа, ни костей, ни надписи "Яд!" Рискну! (Пьет). Как вкусно! Точь-в-точь смесь вишневого пирога, омлета, ананаса, жареной индюшки, тянучки и горячих гренков с маслом! Как, уже все?!..

 

Эпизод 4. «Изменение роста»

Этюд 16. «Изменение роста». Персонаж – Алиса. Она уменьшается, а все предметы вокруг по отношению к ней, конечно же, увеличиваются. Если сыграть этот этюд с воображаемым антуражем, то изменение роста девочки зависит целиком от фантазии актрисы. Предмет «растет», и по мере того, как это происходит, изменяется направленный на него угол зрения персонажа.

 

Алиса (начиная уменьшаться). Ой, что же это со мной делается! Я, наверное, и правда складываюсь, как подзорная труба! Теперь я свободно смогу выйти в сад… Но все-таки лучше на всякий случай немного подождать и убедиться, что я уже перестала уменьшаться в росте. А то вдруг я буду делаться все меньше, меньше, как свечка, а потом совсем исчезну! Вот бы поглядеть, на что я буду тогда похожа. (Задумчиво). Кстати, на что похоже пламя свечи, когда свеча погасла?.. Этого мне никогда не приходилось видеть...

 

Этюд 17. «Фантазия – пламя погасшей свечи». Известно, что в театре иногда действуют не только люди и животные, но и одушевленные волей драматурга предметы и явления. Вспомните хотя бы «Синюю птицу» Метерлинка. Итак, персонаж – Погасшая Свеча. Как же выглядит ее пламя?

 

Алиса (после паузы). Так, а теперь в сад! (Подбегает к дверце). Ой, ключик! (Возвращается к столику, но понимает, что он теперь слишком высок по сравнению с ней, и до ключа не достать.)

 

Этюд 18. «Оценка факта». По примеру предыдущих этюдов прорабатывается ситуация с недосягаемым ключом.

 

Алиса несколько раз пробует влезть на стол по ножке, но съезжает на пол, садится и плачет.

 

Этюд 19. «Упражнение вокруг предмета». Сложность этого этюда в том, что в тот момент, когда Алиса совершает физические действия – пытается влезть наверх - с ней происходят большие внутренние перемены (вплоть до плача). Важно дать ученикам понять, что к а ж д о е физическое действие на сцене - п с и х о ф и з и ч е с к о е, т.е. влечет за собой определенные переживания, или, наоборот, вызывается ими.

 

Алиса (пытаясь сдержать слезы, самой себе, строго). Ну вот, еще чего не хватало! Слезами горю не поможешь! Советую тебе перестать сию минуту! (В зал). Я вообще всегда даю себе превосходные советы (хотя слушаюсь их далеко-далеко не всегда); Как будто понарошку есть две маленькие Алисы сразу! Иногда я закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез; а как-то раз, помнится, даже попробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. А сейчас это не поможет, да и не получится! Из меня теперь и одной приличной девочки не выйдет! (Замечает под столом стеклянный ларчик, открывает его – там лежит пирожок, на котором изюминками выложена красивая надпись: "СЪЕШЬ МЕНЯ!") Ну и ладно, съем. Если я от него стану побольше, я смогу достать ключ, а если стану еще меньше, пролезу под дверь. (Откусив кусочек пирожка, кладет себе руку на макушку, чтобы следить за своими превращениями). Будь что будет - в сад я все равно заберусь! (Озабоченно повторяет). Больше или меньше? Больше или меньше? (Разочарованно). Не изменилась! Вообще-то обычно так и бывает с тем, кто ест пирожки, но я так ужепривыкла ждать одних только сюрпризов и чудес, что даже немножко расстроилась - почему это вдруг опять все пошло, как обычно!

 

Этюд 20. «Ожидание». Персонаж – Алиса. Главное в этот момент: не заторопить результат. Алиса ждет изменений, а они все не наступают. Довольно часто в театре интересно не только само событие, но и предвкушение его персонажами и, вслед за ними, - зрителями.

 

Алиса вдруг начинает расти.

Алиса (от изумления коверкая слова). Ни, все чудесится и чудесится!

 

Этюд 21. «Выдуманные слова». В театре очень часто, особенно когда исполняются инсценировки, актерам приходится самим дофантазировать текст. При этом важно не выпасть из стилевого пространства пьесы, сохранить ее языковое своеобразие. Наша Алиса начала придумывать свои слова. Пусть актеры попробуют вслед за Кэроллом «дописать» реакцию изумленной девочки до целого монолога. Причем можно и усложнить задачу, если, например, слова будут удлиняться по мере роста героини.

Есть пути, по которому призывает идти, например, Михаил Чехов в работе «Пути театра». Он пишет: «Каждая отдельная буква (звук) таит в себе неисчерпаемые возможности художественной выразительности. Смысловой, интеллектуальный подход современного актера кслову…закрывает перед его сознанием особую жизнь звука (буквы) в слове. Путем целой системы упражнений актер может может достичь способности так произносить слова своей речи, что они сами и независимо от интеллектуального значения слова уже удут художественным произведением неотразимой красоты, силы и убедительности». Почти о том же говорит Владимир Хлебников, создавая свой «заумный язык» («Свободные сочетания, игра голоса вне слов, названы заумным языком. Заумный язык – значит находящийся за пределами разума») Если узнать, какое значение имеет для целого слова каждый отдельный звук путем поиска фонетических ассоциаций, то «заумный язык перестает быть заумным. Он делается игрой на основанной нами азбуке…».

Использование текстов, написанных подобной «заумью» в педагогической работе способно помочь актерам отрешиться от поверхностного прочтения текста, ибо в данном случае это просто невозможно.

 

Алиса. Теперь из меня получается не то что подзорная труба, а целый телескоп! (Смотрит на свои ноги). Прощайте, пяточки!

 

Этюд 22. «Общение с воображаемым партнером». Персонаж – Алиса. Партнер – стремительно удаляющиеся ноги. Чем дальше они «убегают», тем сильнее должен быть посыл звука у обращающейся к ним сверху вниз Алисы. Надо помнить, что посыл – это не только громкость, но и точная направленность звукового потока. Звук необходимо посылать в конкретную точку, особенно, если партнер, как таковой, на сцене отсутствует. И еще: на протяжении этого этюда Алиса несколько раз меняет отношение к объекту, то жалеет, то сердится, то пытается, наоборот, примириться с «обиженными ею» ногами.

 

Алиса (обращаясь к собственным ногам). Бедные вы мои ножки, кто же теперь будет надевать на вас чулочки и туфли... Я-то уж сама никак не сумею обуваться! Ну, это как раз неплохо! С глаз долой - из сердца вон! Раз вы так далеко ушли, заботьтесь о себе сами!.. (Перебивает сама себя). Нет, не надо с ними ссориться, а то они еще не станут меня слушаться! (Кричит). Я вас все равно буду любить, а на елку буду вам всегда дарить новые ботиночки! Как же это устроить?.. Наверное, придется посылать по почте. Вот там все удивятся!

Появляется оживленный Алисиной фантазией Почтмейстер.

Этюд 23. «Оценка факта». У автора такого действущего лица – Почтальона – нет. Алиса просто воображает, как она приходит на почту и отправляет свою странную посылку. Реакция человека, принимающего подобную корреспонденцию, может быть интересна своей неожиданностью.

Кроме того, этюд позволяет затронуть элемент «п р о ф н а в ы- к а». Упражнения на профнавык широко используются в театральном образовании. Очень часто актерам приходится играть роли, связанные с конкретной профессией. Вот и наш почтмейстер занят своим делом: сосредоточенно сортирует корреспонденцию, наклеивает марки, штемпелюет посылки и т.д… И вдруг – Алиса!..

И еще. Почтальону надо оценивать не только факт странной посылки, но и то, что его собеседница растет у него на глазах.

 

Почтмейстер (возмущенно). Человек отправляет посылку собственным ногам! Да еще по какому адресу:

Алисин дом

ул. Ковровая Дорожка (с доставкой на пол)

Госпоже Правой Ноге в собственные руки. (Исчезает).

Алиса. Господи, какую я чепуху болтаю! (Ударяется головой об потолок. Вспомнив про золотой ключик, хватает его и мчится к выходу в сад. Но теперь дверца слишком мала для нее. Она ложится на пол и плачет, при этом, по обыкновению, выговаривает сама себе). Как тебе не стыдно так реветь! Такая большая девица! Уймись сию минуту, говорят тебе! (Постепенно из слез Алисы возникает солидная лужа.)

Появляется Белый Кролик. Разодетый в пух и прах, в одной лапке он вдобавок держит большущий веер, в другой - пару лайковых бальных перчаток.

 

Этюд 24. «Упражнение с предметом». Персонаж – Белый Кролик. Можно просто грамотно держать перчатки и веер (как – посмотрите с Вашими учениками соответствующие картины) - это уже немало. А можно сделать маленький клоунский номер с этим реквизитом: ведь Кролик торопится, суетится и при этом, конечно же, роняет свои аксессуары, надевает перчатки не на ту руку, зацепляется веером за дверные ручки и т.д. И, главное, все это – не выходя из образа, не теряя своей, кроличьей, сосредоточенности и суетливости.

 

Кролик, видно, очень торопится и на ходу бормочет себе под нос.

 

Этюд 25. «Удержание сквозного действия». Персонаж – Кролик. Кстати, о сосредоточенности. Актер должен уметь удерживать внутреннюю психологическую задачу своего персонажа – с к в о з н о е д е й с т в и е, какие бы сложные физически манипуляции он при этом не производил. Сквозное действие Кролика – не опоздать на бал. Надо предложить актеру для начала выполнить обыкновенные, житейские действия – вплоть до еды и одевания, не теряя образа и сквозного действия, а уже затем приступать к более сложным этюдам, как, например, предыдущий и следующий.

 

Кролик. Все бы ничего, но вот Герцогиня, Герцогиня! Она придет в ярость, если я опоздаю! Она именно туда и придет!

Алиса (робко обращается к нему). Простите, пожалуйста...

Кролик, отпрянув, подскочив как ужаленный, выронив перчатки и веер, скрывается в темноте.

 

Этюд 26. «Трюк». Персонаж – Кролик. Кульминация предыдущих этюдов. Кролик, занятый только тем, чтобы не опоздать, и при этом из последних сил сражающийся с непослушными предметами, застигнут Алисой врасплох. «Подскочил», «отпрянул», - все это реальные бытовые действия. После недавней клоунады они не произведут желаемого эффекта. Поэтому необходим трюк, лучше – акробатический, ведь кролик – животное прыгучее.

Алиса подобирает веер и перчатки, и, так как ей очень жарко, принимается обмахиваться веером.

Алиса. Ой-ой-ой, ну что же это сегодня за день такой? Все кувырком! Ведь только вчера все было, как всегда! Ой, а что... а

что, если... если вдруг это я сама сегодня стала не такая? Вот это да! Вдруг правда я ночью в кого-нибудь превратилась? Погодите, погодите... Утром, когда я встала, я была еще я или не я? Ой, по-моему, мне как будто было не по себе... Но если я стала не я, то тогда самое интересное - кто же я теперь такая? Ой-ой-ой! Вот это называется головоломка! А вдруг я превратилась в кого-нибудь из своих подружек?

 

Этюд 27. «Наблюдение». Персонаж – Алиса. Всегда хорошо, когда актер, рассказывая на сцене о ком-нибудь, имеет в виду конкретного, известного ему человека. Можно предложить исполнительнице пронаблюдать, а затем изобразить кого-либо из своих знакомых.

 

Алиса. Конечно, жалко, но я не Ада. (Вздыхает). У нее такие чудные локоны, а у меня волосы совсем не вьются... Но уж я, конечно, и не Мэгги! Я-то столько много всего знаю, а она, бедняжка, такая глупенькая! Да и вообще она - это она, а я - это наоборот я, значит... Ой, у меня, наверное, скоро правда голова сломается! Лучше проверю-ка я, все я знаю, что знаю, или не все. Ну-ка: четырежды пять - двенадцать, четырежды шесть - тринадцать, четырежды семь... Ой, мамочка, я так никогда до двадцати не дойду! Ну и ладно, значит, таблица умножения не считается! Лучше возьмем географию. Лондон - это столица Парижа, а Париж - это столица Рима, а Рим... Нет, по-моему, опять что-то не совсем то! Наверно, я все-таки превратилась в Мэгги. Что же делать? Ага! Прочту с выражением какие-нибудь стишки. Ну, хоть эти... "Эти! В школу собирайтесь!" (Сложив ручки, как примерная ученица, начинает читать вслух).

- Звери, в школу собирайтесь!

Крокодил пропел давно!

Как вы там ни упирайтесь,

Ни кусайтесь, ни брыкайтесь -

Не поможет все равно!

Громко плачут Зверь и Пташка,

- Караул! - кричит Пчела,

С воем тащится Букашка...

Неужели им так тяжко

Приниматься за дела?

 

Этюд 28. «Стихи и действие». В театре нельзя просто «читать» стихи. В какой бы форме не был написан текст, главное для актера – сквозное действие персонажа. Что делает Алиса, когда произносит свой стишок? Пытается вспомнить, как он звучит на самом деле. Для чего? Для того, чтобы понять, в кого она сейчас превратилась.

 

Алиса. Ну, вот! Стихи - и те неправильные! (Глаза ее вновь наполняются слезами.) Выходит, я все-таки, наверное, Мэгги; и буду я жить в их противном домишке, игрушек у меня не будет, играть почти что не придется, а только все учить, учить и учить уроки. Ну, если так, если я - Мэгги, я тогда лучше останусь тут! Пусть лучше не приходят и не уговаривают! Я им только скажу: "Нет, вы сперва скажите, кто я буду". Если мне захочется им быть, тогда, так и быть, пойду, а если не захочется - останусь тут... пока не стану кем-нибудь еще ... (Ревет). Ой, мамочка, мамочка, пусть лучше скорее приходят и угова-а-а-а-ривают! Я прямо вся замучилась тут одна!

 

Этюд 29. «Оценка факта». Персонаж – Алиса. Не надо «выжимать» из начинающей актрисы слезу. Умение по заказу плакать на сцене придет с опытом. Искренне прожить, прочувствовать подобную ситуацию очень тяжело. Важно, чтобы исполнительница просто понимала, что происходит с ее персонажем.

 

Алиса (в процессе этого монолога она опять уменьшается, и, сама того не замечая, натягивает крошечную перчатку Кролика. Удивленно). Как же это я так сумела! Ой, наверное, я опять буду маленькая! (Вскочив, подбегает к столику, чтобы померить, какая она стала. Сообразив, что во всем виноват веер, поскорее отбрасывает его в сторону). Ай да я! Чуть-чуть не пропала! А теперь - в сад! (Со всех ног мчится к выходу, но дверца по-прежнему на замке, а золотой ключик – на стеклянном столе.) Ну, уж это я прямо не знаю, что такое!.. (Всхлипывает). И еще я стала прямо дюймовочкой какой-то! Дальше ехать некуда!

 

Этюд(ы) 30. «Превращения Алисы». С Алисой продолжают твориться чудеса. Снова и снова исполнительнице придется оценивать происходящие с героиней изменения. Задача педагога – добиться, чтобы все мельчайшие фактики, столь подробно описанные автором, не были пропущены учениками, и обыграны на сцене.

 

Эпизод 5. «В луже из слез»

Алиса, подскользнувшись, оказывается по шейку в воде.

Алиса (плывет). Тогда ничего, я поеду домой в поезде! Я однажды уже побывала на море. Туда ездят по железной дороге. Там есть ряды купальных кабинок, пляж, где малыши с деревянными лопатками копаются в песочке, затем - крыши, а уж за ними - обязательно железнодорожная станция. (Пауза.) А-а-а! Догадалась! На самом деле это не море, а пруд, который получился из тех самых слез, какие я проливала, когда была великаншей трех метров ростом. (Ругает себя). Зачем ты только столько ревела, дурочка! Вот теперь в наказание еще утонешь в собственных слезах! Да нет, этого не может быть. (Пугается). Это уж ни на что не похоже! Хотя сегодня ведь все ни на что не похоже! Это и называется, по-моему, оказаться в плачевном положении...

 

Этюд 33. «Память физических действий. Плавание». Как изобразить на сцене плывущего человека? Чем отличаются движения в воде от движений на суше? К счастью, начинающие актеры еще не успели забыть законы физики и должны помнить про сопротивление жидкости, замедляющее пластику.

 

Появляется Мышь. Молча плывет рядом с Алисой.

Алиса. Заговорить, что ли, с этой Мышью? Может, она мне чем-нибудь поможет? А уж говорить-то она, наверное, умеет - что тут такого, сегодня и не то бывало! Заговорю с ней - попытка не пытка. (В зал). Не знаю, как вам, а мне никогда раньше не приходилось беседовать с мышами. Я даже не знаю, как позвать (или назвать) Мышь, чтобы та не обиделась. (Пауза.) Вспомнила! Брат как-то забыл на столе (случайно) старинную грамматику, и я заглянула туда (конечно, уж совершенно случайно) - и представляете, там как раз было написано, как нужно вежливо звать мышь! Да, да! Прямо так и было написано:

Именительный: кто? - Мышь.

Родительный: кого? - Мыши.

Дательный: кому? - Мыши.

А в конце: Звательный: - О Мышь!

Какие могут быть после этого сомнения? (К Мыши). О Мышь! Может быть, вы знаете, как отсюда выбраться? Я ужасно устала плавать в этом пруду, о Мышь!

Мышь молчит, только взглядывает с любопытством и подмигивает Алисе.

Алиса. Наверное, она не понимает по-нашему. А-а, я догадалась: это, наверное, французская мышь. Приплыла сюда с войсками Вильгельма Завоевателя! А что я знаю по-французски? Только одну фразу! (К мыши). Ou est ma chatte?

Мышь в ужасе дрожит.

Алиса. Ой, простите! Я просто как-то не подумала, что ведь вы не любите кошек.

Мышь (пронзительно передразнивает). Не любите кошек! А ты бы их любила на моем месте?

Алиса (примирительным тоном). Наверное, наверное, нет. Вы только не сердитесь! А все-таки я бы хотела познакомить вас с нашей Диночкой! Вот ручаюсь, если вы ее только увидите, вы сразу полюбите кошечек! Она такая ласковая, милая кисонька. (Продолжает вспоминать, не спеша подплывая к Мыши.) И она так приятно мурлычет у камина, и так хорошо умывается - и лапки, и мордочку моет; и она так уютно сидит на руках, и она вся такая мягонькая, пушистая - одно удовольствие, и она так здорово ловит мышей... Ой, простите меня, пожалуйста! (Смущенно). Не будем больше о ней говорить, раз вам так неприятно.

Мышь (с негодованием, задрожав до самого кончика хвоста). Говорить? Стала бы я говорить о таком неприличном предмете! Я и слышать об этом не желаю! В нашем семействе всегда терпеть не могли этих подлых, мерзких, вульгарных тварей! И прошу вас - больше ни слова!

Алиса (торопливо). Не буду, не буду… (Пауза.) А вы... а вы любите... любите... собачек? (Поскольку Мышь молчит, с воодушевлением продолжает). Вот и хорошо! Как раз около нас живет чудный песик, вот бы вам его показать! Представляете, хорошенький маленький терьер, глазки блестят, а шерстка - просто восторг! Длинная, шоколадная и вся вьется! И он умеет подавать поноску, и служить, и давать лапку, и чего-чего только не умеет, я даже не все помню! Его хозяин говорит, он бы с ним ни за какие тысячи не расстался - такой он умный и столько пользы приносит, он даже всех крыс переловил, не только мы... (Перебивает себя). О господи, какая я бестактная девочка! (Несчастная Мышь тем временем спасается бегством). Мышенька, милая, хорошая, вернитесь! Честное-пречестное, больше ни слова не скажу ни про Кы, ни про Сы! (В зал). Наверное, очень сердится.

Мышь (медленно возвращается. Еле слышным, дрожащим голосом). Выйдем на сушу, дитя, и я расскажу тебе мою историю. Тогда ты поймешь, почему я ненавижу как Тех, так и Этих.

 

Эпизод 6. «Кто свалился в пруд»

Во время предыдущей сцены пруд вокруг Алисы и Мыши постепенно заполняется разными птицами и зверями. Среди них: Утка и Попугай, Стреляный Воробей и Орленок Цып-Цып, и даже вымершая птица Додо, он же Ископаемый Дронт. И кого там еще только не было!

 

Этюд 34. «Наблюдение за животными и фантазия». Персонажи – все, свалившиеся в пруд, каждый – со своими неповторимыми внешностью, повадками и характером.

 

Алиса, а за ней и другие, вылезают на берег.

Этюд 35. «Массовая мизансцена». Очень часто бедой самодеятельных театров является неумение исполнителей «распределиться» на сценической площадке. Задача педагога – добиться от каждого яркой, «вылепленной» мизансцены и, вместе с тем, общего темпоритма существования для всех.

Вид у всех довольно-таки жалкий: все мокрые, со всех течет вода.

Этюд 36. «Психофизическое самочувствие». Можно, конечно, окатить всю труппу холодным душем. Но, во-первых, есть риск простудить начинающих артистов, а во-вторых, гораздо интереснее это состояние сыграть, будучи на самом деле сухими.

Мышь (громко, ко всем). Первым делом, разумеется, надо придумать, как скорее обсушиться.

В ответ раздаются разные предложения. Алиса постепенно вступает со зверюшками в разговор. Что-то говорит Попугаю.

Попугай. Я старше тебя, значит, я все лучше знаю!

Алиса. Тогда скажите, сколько вам лет.

Попугай. Не скажу.

 

Этюд 37. «Принятие решения». У всех зверюшек задача одна – как обсушиться. Автор не написал, какие у них возникают предложения. Задача актеров здесь – дофантазировать это, причем предложения должны быть свойственны именно этому персонажу.

Задача Алисы, ведущей эту сцену, - реагировать на каждую идею, принимая или отвергая ее в силу ее конкретики или абсурда.

 

Мышь (перекрикивая всех). А ну-ка, все садитесь и слушайте меня! Сейчас вы у меня будете сухонькие!

Все послушно усаживаются вокруг нее, готовые слушать. Мышь торжественно прокашливается.

 

Этюд 38. «Выход персонажа на первый план». Персонаж – Мышь. Задача Мыши – овладеть инициативой и перекрыть общий гомон.

Мышь. Экхем! Ну, я надеюсь, все готовы? Так вот, воспользуемся самым сухим предметом, какой мне известен, кхегем! Прошу полной тишины в аудитории!

 

Этюд 41. «Наблюдение». Это – тот нередкий в театре случай, когда надо играть «маску в маске» – с одной стороны зверька из породы грызунов, а с другой – скучного профессора, читающего с кафедры свою лекцию и не терпящего возражений аудитории.

Мышь (тоном профессионального лектора). Вильгельм Завоеватель, чью руку держал римский первосвященник, вскоре привел к полному повиновению англосаксов, каковые не имели достойных вождей и в последние годы слишком привыкли равнодушно встречать узурпацию власти и захваты чужих владений. Эдвин, граф Мерсии и Моркар, эрл Нортумбрии...

Попугай (дрожа от холода). Б-рррр!

Мышь (нахмурясь, но с подчеркнутой вежливостью). Простите, вы, кажется, о чем-то спросили?

Попугай. Я? Что вы, что вы!

Мышь. Значит, мне показалось. Позвольте продолжать?...Эдвин, граф Мерсии и Моркар, эрл Нортумбрии, присягнули на верность чужеземцу, и даже Стиганд, славный любовью к отечеству архиепископ Кентерберийский, нашел это достохвальным...

Утка (заинтересованно). Что, что он нашел?

Мышь (раздраженно). Нашел это… Ты что, не знаешь, что такое "это"?

Утка (невозмутимо). Я прекрасно знаю, что такое "это", когда я его нахожу, Обычно это - лягушка или червяк. Вот я и спрашиваю: что именно нашел архиепископ?

Мышь (не удостоив Утку ответом, торопливо продолжает). …хвальным; он же сопутствовал Эдгару Ателингу, отправившемуся к завоевателю, дабы предложить ему корону Англии. Поначалу действия Вильгельма отличались умеренностью, однако разнузданность его норманнов... (Внезапно перебив себя, к Алисе). Ну, как твои делишки, дорогая, сохнешь?

Алиса (безнадежно). Мокну. Что-то на меня это совсем не действует!

Дронт (торжественно встает). В таком случае, вношу предложение: немедленно распустить митинг и принять энергичные меры с целью скорейшего...

Орленок (перебивает). А может, хватит на сегодня тарабарщины? Я и половины этой абракадабры не понимаю, да и ты сам, по-моему, тоже! (Деликатно отворачивается, чтобы скрыть улыбку. Все хихикают).

Дронт (обиженно). Я только хотел сказать, что в нашем положении лучшее средство просохнуть - это, конечно, устроить Кросс по Инстанциям.

Алиса (чтобы поддержать Дронта). А что такое это - Кросс по Инстанциям?

Дронт (радостно). Ну, лучший способ объяснить - это самому сделать!

Этюд 42. «Движение в массовых сценах». Далее персонажи, чтобы обсохнуть, начнут бегать. У каждого – свой темпоритм, своя траектория, своя пластика. А потом все вдруг начинают двигаться синхронно, в одном темпоритме, но по разным траекториям.

Дронт. Прежде всего, разметим инстанцию… (Рисует на земле круг, расставляет всех присутствующих как попало. Все начинают бегать, хаотично перемещаясь внутри круга и останавливаясь когда кто пожелает. Через какое-то время Дронт командует). Финиш! Стоп! Соревнования закончены!

Попугай. А кто же победил?

Дронт (долго стоит неподвижно, приставив палец ко лбу, наконец говорит). Победили все! И все получат призы.

Все (хором). А кто же будет выдавать призы?

Дронт (указывая на Алису). Что за вопрос! Конечно, ОНА.

Все (хором). Призы! Где призы? Давай призы!

Алиса, не зная, что ей делать; в растерянности она сует руку в кармашек и вытаскивает коробочку цукатов. Начинает раздавать конфеты всем участникам соревнований, хватает на всех, кроме нее.

Мышь (с упреком). Как же так? Ты тоже должна получить приз!

Дронт (внушительным тоном). Сейчас уладим! (К Алисе). У тебя еще что-нибудь осталось в кармане?

Алиса (грустно). Ничего. Только наперсток.

Дронт. Превосходно! Передай его мне. (Берет наперсток и торжественно протягивает его Алисе). Я счастлив, сударыня, что имею честь от имени всех участников просить вас принять заслуженную награду - этот почетный наперсток!

Все хлопают, кричат: «Ура»! Алиса вежливо кланяется. Все принимаются за конфеты. Писк, визг, суета.

Алиса (после паузы). Вы обещали рассказать мне вашу историю, помните? (Шепотом, чтобы не расстроить Мышь). И почему вы так не любите - Кы и Сы.

Мышь (поворачиваясь к Алисе и тяжело вздохнув). Внемли, о дитя! Этой страшной истории с хвостиком тысяча лет!

Алиса (с удивлением посмотрев на ее хвостик). Истории с хвостиком? А что с ним случилось страшного? По-моему, он совершенно цел - вон он какой длинный!

Мышь (начинает рассказывать).

Кот сказал бедной мышке:

- Знаю я понаслышке, что у вас очень

тонкий изысканный вкус, а живете вы в нор-

ке и глотаете корки.

Так ведь вкус ваш испортиться может,

боюсь!

Хоть мы с вами, соседка, встречаемся

редко, ваш визит я бы счел за особую

честь!

Приходите к обеду в ближайшую среду!

В нашем доме умеют со вкусом поесть!..

...

Но в столовой у кошки даже хлеба ни

крошки...

- Пустяки! Не волнуйтесь, мадам!

Наше дело котово - раз, два, три, и го-

тово - не успеете пикнуть, как на стол я

подам!

 

Этюд 43. «Выполнение жесткого мизансценического рисунка». В театре довольно часто актерам приходится выполнять не только действенную задачу, но и те мизансцены, которые связаны с режиссерским видением спектакля. Что бы режиссер ни придумал, - актер обязан выполнить.

В данном же случае речь идет не о самодурстве постановщика, а о попытке максимально точно воплотить в сценическом образе идею автора. Кэролл придумал такую странную графическую форму для рассказа Мыши – в виде хвоста. Мы предлагаем актерам – Коту и Мышке перемещаться по площадке по соответствующей «хвостатой» траектории, желательно, к тому же, в четком музыкальном рисунке.

 

Мышь (сердито прерывает рассказ. Алисе). Ты не слушаешь, отвлекаешься посторонними предметами и не следишь за ходом повествования!

Алиса. Простите, я слежу, слежу за ним, по-моему, вы остановились... на пятом повороте.

Мышь (сердито). Спасибо! Вот я по твоей милости потеряла нить! Алиса. (Участливо). Потеряла нить? Она, наверное, в траву упала! Позвольте, я ее найду!..

Мышь. Ты и так себе слишком много позволяешь! (Решительно удаляется, бормоча). Вот и мечи бисер перед свиньями! После того, что я рассказала, слушать такие глупости! Очень обидно!

Алиса (ей вслед). Да я не нарочно! Вы какая-то очень обидчивая! Не уходите, пожалуйста, и доскажите свой рассказ!

Все (поддерживая Алису). Пожалуйста, доскажите!

Мышь уходит.

Попугай. Ах, как жалко-жалко, что она ушла.

Каракатица (назидательно, своей дочери). Пусть это послужит тебе серьезным уроком, дорогая! Видишь, как важно всегда владеть собой!

Дочь (раздраженно). Помолчали бы лучше, мамаша! Вы и устрицу выведете из себя!

Алиса (неожиданно). Вот уж когда жаль, что Диночки тут нет! Она бы ее живо сюда притащила.

Попугай. Кто эта Диночка, позвольте полюбопытствовать?

Алиса (радостно). Дина - это наша кошечка! Она так здорово ловит мышей, вы себе просто не представляете! Она даже птиц ловит, да еще как! Только увидит пташку - и готово дело!

Все при упоминании о кошке тут же начинают разбегаться. Алиса остается одна.

Алиса (грустно). И зачем я только вспомнила про Диночку. Никому-то она тут не нравится, а ведь она такая хорошая кошечка, лучше ее нет на свете! Диночка ты моя дорогая, неужели я тебя вообще больше никогда не увижу! (Опять начинает плакать).

Появляется Белый Кролик, озабоченно озираясь, словно что-то потерял, и бормоча себе под нос.

Кролик. И еще эта Герцогиня! Пропала моя головушка, и шкурка пропала, и усики тоже! Пиши пропало! Велит она меня казнить, нет на нее пропасти! И где только я их мог обронить? (Замечает Алису, сердито окликает ее). Эй, Мери-Энн! Ты что тут околачиваешься? Сию минуту беги домой и принеси мне веер и бальные перчатки! А ну, пошевеливайся!

Алиса ошеломленно кидается исполнять приказание, даже не попытавшись объяснить Кролику, что он обознался.

Алиса (в зал). Он, наверное, принял меня за свою прислугу. Вот удивится, когда увидит, как он ошибся! Но я уж, так и быть, лучше принесу ему перчатки с веером. Только вот где их найти? (Убегает).

 

 

Эпизод 7. «У Кролика»

 

Алиса вбегает в хорошенький маленький домик, на двери которого висит начищенная до блеска медная табличка: Б. Кролик.

Алиса (продолжает размышлять, занятая поисками перчаток). Хотя вообще-то немного странно, как это я оказалась на побегушках у Кролика! Чего доброго, еще Динка начнет мной командовать!

 

Этюд 44. «Смена тона – смена темпоритма». Алиса здесь разыгрывает сценку, изображая ее в лицах. Надо найти верный тон для каждой игровой ситуации: вот Алиса представляет свою няню, а вот – свою реакцию на ее требование, а вот – прерывает сама себя, беспокоясь за судьбу своей кошки.

Алиса (голосом своей няни). Мисс Алиса! Идите скорее, пора собираться на прогулку! (Своим голосом). Не могу, нянечка! Диночка велели мне посторожить мышиную норку, пока они не вернутся, а то как бы мышь не убежала! (Пауза. Задумчиво). Только как бы Динку из дому не выгнали, если она попробует так командовать! (Находит веер и перчатки, собирается уже идти, как вдруг замечает на подзеркальнике какой-то пузырек. Вытаскивает пробку и подносит пузырек к губам).

 

Этюд 45. Далее последует уже несколько раз встречавшаяся нам игра с пузырьком, последующее изменение роста и оценка этого факта Алисой.

 

Алиса. Я уж знаю: стоит мне что-нибудь съесть или выпить, обязательно случится что-нибудь интересное. Сейчас мы и эту бутылочку проверим! Хорошо бы, она подействовала, и я опять стала большая, а то прямо надоело быть такой козявкой! (Опять начинает расти. Скорее ставит пузырек обратно.) Ой-ой, хватит, хватит! Ой, неужели я не перестану расти, я и так уже в дверь не пройду! И зачем я столько выпила? Надо было только капельку! (Продолжает расти. Ей приходится встать на колени, потом она пробует лечь на пол, упершись локтем одной руки в дверь, а другую руку положив за голову, наконец руку высовывает в окно, а ногу - в камин. Размышляет).

 

Этюд 46. «Теснота». Примитивно забраться в стоящую на сцене маленькую декорацию – домик очень легко. Попробуйте сыграть тесноту на открытом пространстве так, чтобы зритель поверил, что вокруг нет ни одного свободного сантиметра.

Алиса. Все! Больше ничего не поделаешь, будь что будет! Как тесно! Насколько лучше было дома, там, по крайней мере, человек знал, какого он будет роста через пять минут! А тут!.. То ты большая, то ты маленькая, и всякие мыши и кролики помыкают тобой как хотят! Нет, наверное, зря я полезла в эту кроличью нору. Хотя... хотя... нет, все-таки тут довольно-таки интересная жизнь! Самое интересное - как это все вдруг могло случиться со мной? Ведь раньше, когда я читала сказки, я думала, на самом деле таких вещей никогда не бывает, а тут, пожалуйста, сама попала в самую настоящую сказку! Обязательно надо написать про меня книжку, вот что! Когда я буду большая, я сама... (Грустно). Да ведь я и так большая, а уж в этой-то комнате мне больше никак не вырасти! А вдруг и правда больше не буду расти? Значит, я и старше не стану! Пожалуй, это неплохо: никогда не стану старушкой! Да, но ведь тогда мне придется всю жизнь учить уроки. Нет уж, спасибо!.. Хотя какие тебе еще тут уроки! Ты сама еле-еле помещаешься, а куда ты денешь книжки и тетрадки?

Со двора доносится голос Кролика.

 

Этюд 47. «Театр голосов и звуков». С этого момента до конца главы вокруг Алисы возникает действие, которого героиня, а вслед за ней и мы, не видит, только слышит. Персонажи: Тритон Билль и прочие появятся только в конце, когда девочка выберется из кроличьего дома. Но присутствие их и перемещение в невидимом нам закулисном пространстве должно быть ощутимо, эффектно, театрально.

Задача же Алисы – общаться с голосами, как с реальными партнерами. Вся сцена идет в бешеном ритме.

 

Голос Кролика. Мэри-Энн! Сию минуту неси перчатки! (Слышно, как он пытается войти, но Алиса крепко держит дверь). Ну что ж, тогда зайду с той стороны и попробую влезть в окно.

Алиса. Как бы не так! (Высовывает руку как можно дальше и наудачу попытается его схватить. За окном слышен писк, звук падения и звон разбитого стекла.) Кролик, видно, угодил в парник с огурцами.

Голос Кролика (яростно). Пат! Пат! Куда ты там запропастился?

Чей-то голос. Стало быть, тут я, ваше вашество! Яблочки выкапываю!

Голос Кролика (сердито передразнивает). Яблочки выкапываю! Нашел занятие! Иди-ка лучше помоги мне выбраться отсюда! (Снова слышен звон битого стекла.) А теперь скажи мне, Пат, что это там такое торчит в окне?

Голос Пата. Стало быть, ручкя, вашество!

Голос Кролика. "Ручкя", осел! Ничего себе ручка! Еле в окно пролезла!

Голос Пата. Стало быть, так-то оно так, вашество, а только это ручкя, напротив правды не попрешь!

Голос Кролика. Ну ладно, пусть ручкя, только ей там не место! Изволь убрать ее оттуда!

Голос Пата. Стало быть, не лежит у меня душа к этому делу, вашество. Никак не лежит. Ну, никак!

Голос Кролика. Делай, что приказано, трус несчастный!

Алиса, не выдержав, опять наудачу цапает рукой. Опять слышен писк и звук битого стекла.

Алиса. Ну, и много же у них парников. Интересно, что они там ещепридумают! "Изволь убрать ее оттуда"! Я бы рада была отсюда убраться! Хорошо бы, они, правда, смогли меня отсюда вытащить!

Пауза. Потом раздаются разные звуки и голоса.

- А где другая лестница?

- Мне велели одну привезть! Другая у Билля!

- Эй, Билль! Волоки ее сюда!

- Становь с этого угла!

- Постой, давай сперва свяжем, а то нипочем не достанешь!

- Достанешь, не бойся! Куда они денутся!

- Эй, Билль! Держи веревку!

- А крыша-то выдержит?

- Осторожней, вы! Там одна черепица еле живая!

- Ой, падает, падает!

- Головы береги!

(Треск и грохот.)

- Ну, кто это устроил?

- Билль, кто же еще!

- А в трубу-то кто полезет? Ты, что ли?

- Еще чего! Сам лезь!

- Нашел дурака!

- Полезет Билль.

- Билль, тебе придется!

- Эй, Билль, слыхал? Хозяин тебе велит лезть в трубу!

- Давай уж, брат!

Алиса. Бедный Билль. И в трубу тоже ему лезть! Все на него сваливают! Нет, я бы с ним не поменялась! У меня положение безвыходное, но я хоть брыкаться могу! (Просовывает ногу подальше в дымоход. Дожидается появления Билля). Вот и Билль пожаловал. (Толкает невидимого Билля ногой).

Опять слышны крики.

- Эй, Билль летит! Летит!

Голос Кролика. Кто там у забора! Ловите его!

Пауза. Опять крики.

- Поддержи ему голову!

- Выпить дайте!

- Осторожней, как бы он не захлебнулся!

- Ну, как ты, старина?

- Что там стряслось?

- Выкладывай все начистоту, не стесняйся!

Голос Билля. Ох, и сам не пойму... Нет, благодарствуйте, будет с меня! Маленько полегче... Только в голове туман стоит..

Date: 2015-10-18; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию