Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и его основные признаки





Государство как общественное явление существует уже тысячелетия, но новоевропейское, современное понимание государства начинает складываться в эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.). Термин «государство» ввел итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Свое классическое очертание в качестве образования, не тождественного обществу, государство как абстрактно-научная категория получило в ходе либерально-демократических (буржуазных) революций в Западной Европе (ХУП-ХУШ вв.).

С этого момента предпринято огромное количество попыток сформулировать понятие государства, дать его определение, указать его наиболее характерные черты, выделить его из других общественных явлений. Однако до настоящего времени отсутствует общепринятое представление о нем.

Было время, когда на государство смотрели как на организацию населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Представители такого «классического» определения понятия государства выделяли три его признака:

1) совокупность людей – народ;

2) господствующую над ними власть;

3) территорию как предел действия этой власти.

Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении, людей под одной властью в пределах определенной территории. В то же время, как отмечали еще Г.Ф. Шершеневич и Ф.Ф. Кокошкин, каждый из характерных признаков государства сам представляет сложное понятие и поэтому требует самостоятельного исследования. Кроме этого, эта механистическая формула (государство=население+территория+власть) существовала недолго, поскольку она не отражала многих глубинных политико-правовых черт определяемого явления.

Более приемлемой в этом отношении была договорная (контрактуалистская) трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений. Суть этой трактовки в том, что государство находит свое оправдание в договорном праве, то есть в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступаясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь. Со своей стороны, материально содержать государство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не исполняет своих обязательств либо заменить контрагента, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора, это было крупным достижением того времени.

Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не дожили до нашего времени, но они оставили богатое наследие из демократических идей, без которых трудно представить современное учение о государстве и современный конституционализм.

Во второй половине ХIХ и в начале ХХ в. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. В частности, В.И. Лениным утверждалось, что государство есть машина для угнетения одного класса другим: машина, которая удерживает в повиновении одного класса прочие, подчиненные классы. Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подход к объяснению природы и социального назначения государства, рассматривающая государство как средство выражения интересов экономически господствующего класса.

Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, были изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделял следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:

1. Разделение подданных государства по территориальным единицам.

2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.

Некоторые российские ученые-юристы все еще не освободились от марксистско-ленинского учения о государстве, о чем свидетельствуют те определения, которые они дают в учебной литературе[46]. Узкоклассовый подход к определению государства, несомненно, является крайностью. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению его понятия. Начиная с 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем и российской политике и идеологии вместо узко классовых стали выдвигаться «общечеловеческие ценности», классовая тональность в определениях государства и права стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Рассматривая государство как продукт цивилизации[47], государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». В результате, отказываясь от одной – чисто «классовой» крайности, осознанно или неосознанно авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.

Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, «общечеловеческие» признаки.

Современное понятие государства имеет многофакторный характер. Государствоведы пришли к выводу, что определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет, прежде всего, вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков, при помощи которых дается его политико-юридическая характеристика. Это общепринятый прием. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции. Однако перечень этих признаков у разных авторов не всегда одинаков. Один из современных российских политологов, применив к исследованию государства и государственной власти системно-синерго-деятельностную парадигму, выделяет такие признаки государства: целенаправленная организованность, территориальность, легальность и правосубъектность, суверенность, сверхинституциональность, публичность, всеобщность, универсальность, сложность и др.[48]

Другой ученый-государствовед – В.Е. Чиркин, анализируя ипостаси государства (как политического сообщества, как универсальной организации, как регулятивного института, как социально-политического арбитра, как органа легализованного и легального насилия), называет несколько иной перечень признаков государства[49].

Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков государства, выделенных и обоснованных представителями различных научных направлений, в целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу. Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от догосударственной организации власти характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории.

Одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различного рода общественные движения), которые также оказывают значительное влияние на картину общественной жизни. В этой связи важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества, как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества, типизировать особенности государств различных исторических периодов, решить вопрос о преемственности прежних государственных институтов в современных условиях.

Государство в реальной действительности – это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обособливая его тем самым от других общественных образований. Каковы эти признаки?

Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Поэтому государство – это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, которая представляет интересы всех членов общества, а не какой-либо их части. По политической природе своей государство универсально, общенародно. Территориальное разделение населения в отличие от кровно – родственных связей между членами общества порождает новый социальный институт – гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства, что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств.

Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.

Территория - не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Применительно к территории понятия «государство» как организация политической власти и «страна», в принципе совпадают. Государство и есть организация политической власти страны[50].

Объективно представляя собой пространственные пределы осуществления государственной власти, территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства, либо с его слабостью и уязвимостью. Государство, таким образом, предполагает территорию как часть земного пространства и представляет собой необходимое естественное условие существования государства, материальную основу жизни организованного в государство общества. Но территория – это не просто особого рода пространство. Как юридическая категория государственная территория обладает рядом формально-юридических свойств. Основной признак государственной территории - верховенство на конкретной территории соответствующей государственной власти. Его формально-юридические свойства проявляются в том, что без разрешения со стороны властного аппарата государства никакая другая власть не имеет права осуществлять на ней свое господство, а все находящиеся в пределах территории государства граждане (подданные) и другие лица (исключение составляют лица, обладающие дипломатическим суверенитетом) подчинены власти государства и его законам.[51]

Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством)[52].

Ст. 67 Конституции РФ констатирует, что территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.

Во-вторых, государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

Разнообразные по своему строению и задачам части государственного механизма объединяются общим назначением: обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие на общественные процессы, предполагающее исполнительно-распорядительную, контрольно-надзорную, координационную, учебно-статистическую и иную деятельность государственных органов. В рамках этого воздействия государству принадлежит монополия на легальное и легитимированное (узаконенное и оправданное) применение мер государственного принуждения: некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.), узаконенной репрессии с использованием вооруженной силы, сбор периодических платежей (налогов) с населения на государственные и общественные нужды и т.д. Соответственно весь объем регулятивно-управленческих функций и соответствующих им властных полномочий рационально распределяется между тремя властями государства – законодательной, исполнительной и судебной, а также органами, обеспечивающими исполнение властных функций. Поэтому к важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные.

Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции:

· армия,

· полиция,

· жандармерия,

· тюремные и уголовно-исполнительные учреждения.

Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения власти, компетенции, полномочий, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения государственных задач. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).

Признать сущностную связь публичной власти и права – значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ, в конечном счете, - высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора. Преодолеть отчуждение человека от политической власти – значит покончить с его отчуждением, как от государства, так и от права. Опираясь на исторический опыт, современные люди видят в народовластии, основополагающем принципе государственного строительства, комплекс прав, принадлежащих народу, которыми он должен ответственно пользоваться.

В настоящее время народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определенными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей. В новом правопонимании должен быть выражен исконный смысл права, пробивавшийся в его историческом развитии вопреки всем препятствиям и произволу, - обеспечение и защита человеческой свободы, определение ее возможностей, границ и гарантий. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.

В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Суверенитет – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем:

· в универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

· в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

· в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, – государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более рациональным содержанием. Указанные признаки и властные функции современное государство должно оберегать, предотвращать попытки других политических организаций перераспределить власть в своих интересах, использовать колоссальные возможности государства для процветания одной какой-либо части населения и в ущерб обществу в целом. Вместе с тем сегодня на государство ложится задача объединить вокруг себя все звенья политической системы общества, строить правильные, отвечающие закону отношения с политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными объединениями, средствами массовой информации, некоммерческими и коммерческими организациями, действующими в гражданском обществе. Государство должно быть способным интегрировать общество, успешно связывать его части в единое целое. Все это позволяет определить современное государство как универсальную территориальную политическую организацию общества, обусловленную его социальной ассиметрией и необходимостью выполнения «общих дел» и обладающей для этого особой публичной суверенной (государственной) властью, специализированным аппаратом управления, прерогативой на издание велений, которые имеют обязательную силу для всего населения страны.

Однако среди названных в этом определении признаков есть таковой, который в юридической литературе расценивается не просто в качестве одного, отдельно взятого признака государства, а может быть соотнесен фактически со всем его существом. Речь идет о государственной власти как особой разновидности публичной политической власти.

 

Date: 2015-10-18; view: 494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию