Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология исследовательских программ Лакатоса





Лакатос (Лакатош) Имре (1922-1974) – историк науки, представитель методологи-ческого фальсификационизма – направления в англо-американской философии науки, ориентирующегося на изучении закономерностей эволюции научного знания. Задачу эволюционной эпистемологии и методологии науки видел, прежде всего, в разработке логико-нормативных реконструкций процессов роста научного знания на основе тща-тельного изучения реальной эмпирической истории науки.

Лакатос попытался реабилитировать коммулятивизм (накопительную модель в науке). Он пытался объединить учение Поппера и Куна. Его теория называется – кон-цепция научно-исследовательских программ. Иными словами, он разработал универ-сальную логико-нормативную реконструкцию развития теоретической науки – методо-логию научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост «зрелой» науки, как смену теорий, составляющих непрерывную последовательность. Эта непрерывность обусловлена нормативными правилами исследовательских программ, предписывающих, какими путями должно следовать дальнейшее исследование («поло-жительная эвристика»), а каких путей здесь следует избегать («негативная эвристика»). Другие структурные элементы исследовательских программ – «жесткое ядро» (в него включаются условно неопровергаемые, фундаментальные допущения программы) и «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез (он обеспечивает сохранность «жесткого ядра» от опровержений и может быть модифицирован, частично или полно-стью изменен при столкновении с контрмерами). В развитии исследовательских про-грамм можно выделить две основные стадии – прогрессивную и вырожденную. На про-грессивной стадии «положительная эвристика» активно стимулирует выдвижение гипо-тез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы. Однако, в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее «положитель-ная эвристика» теряет эвристическую мощь, в результате возрастает число ad hoc гипотез (этхокгипотезы, составляют защитный пояс; ядро – совокупность неявных онтологиче-ских допущений). Преодолев ряд недостатков, присущих концепциям развития научного знания К. Поппера и Т.Куна, Лакатос тем не менее не смог согласовать свои логико-нормативные правила с реальной сложностью и многообразием процессов изменения и развития науки. Как продуктивное средство исследования его методология применима только к строго определенным периодам развития теоретической науки. Сочинения: «Доказательства и опровержения», «История науки и ее рациональные реконструкции» и «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».

«В соответствии с моей концепцией, фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а «исследовательская програм-ма». («История науки и ее рациональные реконструкции»).

Помимо научно-исследовательских программ. Понятия «метод» и «методология» - один из ключевых в концепции Лакатоса. Он отмечает тесную аналогию между научны-ми и методологическими исследовательскими программами. Следует иметь ввиду сле-дующие обстоятельства:

а) современная методологическая концепция представляет собой ряд правил для оценки Котовых теорий;

б) методология обычно скрыта и не всегда четко ее можно выявить;

в) методология не есть чисто субъективный, случайный и произвольный феномен;

г) правила и предписания методологии не следует абсолютизировать;

д) всякая рациональная методология неизбежно ограничена.

Концепция научных парадигм Т. Куна.

Интерес К. Поппера к проблемам развития знания подготовил почву для обраще-ния аналитической философии науки к истории научных идей и концепций. Однако, по-строения самого Поппера носили все еще умозрительный характер, и их источником ос-тавалась логика и некоторые теории математического естествознания. Т. Кун готовил се-бя для работы с области аспирантуры, но вдруг с удивлением обнаружил, что представ-ления о науке и ее развитии в 40-х годах в Европе и США расходятся с реальным исто-рическим материалом.

Кун Томас Сэмюэл (1922-1996) – амер. историк и философ, один из лидеров исто-рико-эволюционнистского направления в философии науки. Он разработал концепцию исторической динамики научного знания, стержнем которой стал образ науки, как спе-цифической деятельности научных сообществ. Томас Кун отрицал накопительную (кум-мулятивистскую) теорию развития науки. Так же он выдвинул тезис о несоизмеримости научных традиций. Кун ввел понятие парадигмы (древнегреческий – образец), как стан-дарта поведения. Парадигма – это образец интеллектуального поведения, принятый в данном научном сообществе. Или парадигма (по Куну) – это определенный образец, за-дающий стиль мышления и исследования ученого. Она воспринимается в процессе обу-чения и выполняет две функции:

а) запретительная (все, что не согласуется с данной теорией – оставляется);

б) направляющая или проективная – стимулирует исследования в определенном направлении.

В состав парадигмы он включает четыре элемента: 1) основные законы; 2) концеп-туальные модели или общие представления о том, что исследует наука; 3) ценностные установки; 4) образцы решения стандартных проблем.

Кун рисует схему развития науки:

а) нормальная наука – в этот период ученые работают стандартными методами и идет накопление знаний в рамках парадигмы;

б) кризис – связан с накоплением аномалий;

в) научная революция – происходит слом старой парадигмы, выдвижение новой и ее приветствие научным сообществом.

Различают: дисциплинарные, комплексные, глобальные – научные революции.

Таким образом, новый термин и научная революция – это смены парадигм, изме-няющие способ сравнения и соизмерения научных теорий. Новая парадигма выбирается не на рациональной основе. Ее победа зависит от случайностей и особенностей культур-ных и социально-психологических обстоятельств. Кроме того, он выдвигает тезис о не-соизмеримости парадигм, т.е. каждая парадигма имеет свой язык, свои представления о реальности, поэтому несопоставима с другими. При выдвижении новой парадигмы все старые знания отбрасываются и развитие науки начинается как бы с пустого места.

Эти представления Томас Кун выразил в знаменитой книге «Структура научных революций», увидевшей свет в 1962 году. Одна цитата из этой книги. «Едва ли любое эффективное исследование может быть начато прежде, чем научное сообщество решит, что располагает обоснованными ответами на вопросы, подобные следующим: каковы фундаментальные единицы, из которых состоит вселенная? Как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств? Какие вопросы ученый имеет право ставить в отно-шении таких сущностей, и какие методы могут быть использованы для их решения?» Очевидно, что ответы на подобные вопросы дает метафизика, которая по Куну предше-ствует научной работе.

Date: 2015-10-18; view: 718; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию