36 (лекции - 14 часов; семинары (практические) занятия – 22 часов).
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
| Общие сведения о невропатологии
|
|
Содержание лекционного курса
|
1.1.
| Предмет и методы невропатологии. Связь невропатологии и коррекционной педагогики
| Понятие неврологии и невропатологии. Основные вехи в истории становления российской невропатологии. Вклад А.Я. Кожевникова, И.П. Мержеевского, В.М. Бехтерева, М.Е. Введенского, А.А.Ухтомского и др. ученых в становление невропатологии в России и СССР. Предмет изучения невропатологии. Основные методы, которые используются в невропатологии. Связь невропатологии и коррекционной педагогики. Вклад В.П.Кащенко, Л.С.Выготского и А.Р.Лурии в понимание неврологических основ психических нарушений.
|
2.
| Эволюция нервной системы. Функциональная анатомия и физиология нервной системы.
|
|
Содержание лекционного курса
|
2.1.
| Функциональная анатомия и физиология нервной системы
| Эволюционные законы развития нервной системы по М.И. Аствацатурову. Филогенез нервной системы и его повторение в онтогенезе. Анатомия нервной системы, топографическое и функциональное подразделение основных отделов нервной системы. Физиология нервной системы. Динамика процессов ВНД. Динамическая локализация функций в коре больших полушарий. Три блока по А.Р. Лурия.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
2.2
| Филогенез и онтогенез нервной системы
| Понятие филогенеза. Основные этапы развития нервной системы в животном мире. Понятие онтогенеза. Закономерности развития нервной системы ребенка во внутриутробный и постнатальный периоды. Связь становления двигательных функций с миелинизацией основных проводящих путей. Системогенез.
|
2.3.
| Функциональные блоки нервной системы
| Теория трех функциональных блоков (III ФМБ) А.Р. Лурии. 1 блок – блок регуляции тонуса. 2 блок – блок приема, переработки и хранения информации. 3 блок – программирования, регуляции и контроля.
|
3.
| Неврологические симптомы и синдромы
|
|
Содержание лекционного курса
|
3.1.
| Поражения соматической нервной системы
| Понятие симптома, синдрома и болезни в неврологии. Поражения пирамидного пути (параличи, парезы). Поражения экстрапирамидной системы (стриарный и паллидарный синдромы, синдром Паркинсона, синдромы поражений полосатого тела и мозжечка). Синдромы нарушений чувствительности. Боль, виды боли. Синдромы нарушений проводящих путей спинного мозга. Синдромы нарушений черепных нервов.
|
3.2.
| Синдромы поражения вегетативной нервной системы.
| Синдромы нарушений вегетативной нервной системы: симпатоадреналовые, вагоинсулярные и смешанные кризы; перманентные нарушения.
|
3.3.
| Синдромы нарушений высших корковых функций
| Синдромы нарушений высших корковых функций: агнозия, апраксия, нарушения памяти, нарушения мышления и интеллекта.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
3.4.
| Поражения пирамидного и экстрапирамидного пути двигательного отдела соматической нервной систем.
| Параличи и парезы: перифирические, центральные, церебральные. Стриопаллидарная система. Стиарный синдром. Паллидарный синдром. Синдромы нарушений функций мозжечка. Синдромы нарушений проводящих путей головного мозга.
|
3.5.
| Нарушения чувствительности.
| Топическая классификация нарушений чувствительности: периферические, спинальные (сегментные, проводниковые, сегментарно-проводниковые), мозговые. Качественная классификация нарушений чувствительности: нарушения болевой чувствительности, нарушения тактильной чувствительности, нарушения температурной чувствительности, извращение различных видов чувствительности.
|
3.6.
| Синдромы поражения черепных нервов.
| Основные синдромы нарушения черепных нервов: бульбарная и псевдобульбарная дизартрия, косоглазие, параличи и парезы лицевых мышц.
|
4.
| Болезни нервной системы у детей и подростков
|
|
Содержание лекционного курса
|
4.1.
| Этиология и классификация детских нервных болезней.
| Причины возникновения заболеваний нервной системы у детей (наследственные, травматические, ишимические, интоксикационные, инфекционные). Классификация заболеваний нервной системы у детей (наследственные, инфекционные, травматические, функциональные
|
Темы практических/семинарских занятий
|
4.4.
| Наследственные заболевания нервной системы
| Основные группы наследственных болезней нервной системы у детей: полисомии половых хромосом (С.Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера, трисомия по Y или Х хромосомам) и аутосом (трисомии 21, 18, 13 пар хромосом); митохондриальные болезни (с. Пирсона, Кернса-мейра, Лебера, NAPR, MERRF, MELAS); нарушения обмена веществ (с. Тея-Сакса, Сандхоффа, фенилкетонурия, гепатоцеребральная дистрофия, гистедимия, мукополисахоридозы); димеелинизирующий заболевания (лейкодистрофии, адренолейкодистрафии); наследственные мозжечковы атаксии; семейная спастическая параплегия; прогрессирующие мышечные дистрофии; семейная форма умственной отсталости.
|
4.12
| Вегетативная дистония и невротические расстройства
| Вегетативная дистония – этиология, патогенез, классификация. Невротические расстройства у детей.
|
5.
| Неврологические основы патология речи, слуха и зрения
|
|
Содержание лекционного курса
|
5.1.
| Неврологические основы патология речи, слуха и зрения
| Этиология и патогенез неврологических нарушений речи, слуха и зрения.
|
Темы практических/семинарских занятий
|
5.1
| Неврологические основы расстройства речи у детей
| Алалия, афазия, дизартрия, нарушения темпа и ритма речи. Этиология, патогенез, прогноз.
|
5.2
| Неврологические основы расстройства слуховых функций.
| Расстройство слуховых функций: отиты, лабиринтопатии, невриты слухового нерва, сенсорная глухота, слуховая агнозия, врожденная глухота.
|
5.3
| Неврологические основы расстройства зрительных функций
| Расстройства зрительных функций: неврит или атрофия зрительного нерва, зрительная агнозия, амблиопия.
|
6.
| Основные направления абилитационной, реабилитационной и коррекционной работы с детьми с поражениями нервной системы
|
|
Темы практических/семинарских занятий
|
6.1.
| Абилитация, реабилитация и коррекция основных поражений нервной системы у детей
| Понятия абилитации, реабилитайии и коррекции в невропатологии. Комплексный подход к лечению заболеваний нервной системы. Основные принципы организации лечения нервной системы у детей: комплексность, ранее начало лечебных мероприятий, постоянный контроль.
|
№
п/п
| Название раздела, темы
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
|
Количество
часов в
соотв. с тематическим планом
| Виды самостоятельной работы
| Сроки выполнения
|
Эволюция нервной системы. Функциональная анатомия и физиология нервной системы.
|
1.
| Функциональная анатомия нервной системы
|
| Составление схемы функционального подразделения нервной системы
|
| Защита схемы
|
2.
| Физиология высшей нервной деятельности
|
| Подбор примеров из «жизни» к основным законам нервной деятельности: иррадиация, концентрация, взаимная индукция, доминанта
|
| Письменная работа
|
Неврологические симптомы и синдромы
|
3.
| Синдромы нарушений высших корковых функций
|
| Составление атласа поражений коры головного мозга, приводящих к тем или иным нарушения высших корковых функций
|
| Проверка атласа
|
Болезни нервной системы у детей и подростков
|
4.
| Инфекционные болезни нервной системы
|
| Составление описания наиболее распространенных форм энцефалитов и менингитов
|
| Выступление на семинарском занятии
|
5.
| Травматические болезни нервной системы
|
| Причины и виды травм нервной системы.
|
| Выступление на семинарском занятии
|
6.
| Функциональные болезни нервной системы
|
| Составление таблицы «Основные виды неврозов у детей»
|
| Проверка таблицы
|
Неврологические основы патология речи, слуха и зрения
|
7.
| Неврологические основы расстройства речи у детей
|
| Составление таблицы «Физиологические и анатомические основы нарушений речи у детей»
|
| Проверка таблицы
|
Основные направления абилитационной, реабилитационной и коррекционной работы с детьми с поражениями нервной системы
|
8.
| Абилитация, реабилитация и коррекция основных поражений нервной системы у детей
|
| Составление схемы лечебных мероприятий заболевания нервной системы, отражающей комплексный характер помощи
|
| Защита схемы
|