Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита прав и интересов несовершеннолетних детей





 

Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. В связи с тем, что семья является его основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе, государству, необходимо прилагать усилия для сохранения целостности семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья.

На международном и национальном уровне имеется множество специальных актов о правах ребенка[66]. Основным актом о правах ребенка на международном уровне выступает Конвенция о правах ребенка, которая представляет собой документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей. Все права, которые входят в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В соответствии с Конвенцией ребенок - это лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому у них такие же права, как и у взрослых.

Главным источником любой отрасли права, в том числе и семейного, является Конституция Российской Федерации, которая включает в себя базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ней семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72). Семейное право регулируется федеральными законами, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, не противоречащие федеральным законам. В случае наличия такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Основным актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, выступает СК РФ, определяющий основные принципы семейного права и устанавливающий основные начала правового регулирования семейных отношений.

ГК РФ регулирует целый ряд вопросов, которые связаны с семейными отношениями, таким образом, и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы.

Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, можно выделить федеральные законы от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[67] и от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[68].

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации от 08.06.1996 г. № 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»[69]) и постановлениями Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»[70]). Важно значение имеет принятие нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ либо иными федеральными законами.

Также принимаются ведомственные нормативные акты министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в отношении которых существует общее правило, согласно которого нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальной публикации в издании «Российская газета», которая должна выпускаться не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Семейные отношения могут также регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации, которые делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена.

В соответствии с действующим законодательством при рождении ребенка между ним и его родителями возникает целый комплекс прав и обязанностей. В частности, ребенок в соответствии с СК РФ наделяется рядом личных прав, таких как[71]:

- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ). Здесь отдается предпочтение семейного воспитания – усыновлению (удочерению), передаче в семью опекуна (попечителя), в приемную семью – воспитанию в детском учреждении;

- право на общение с обоими родителями, в т.ч. и с родителем, проживающим отдельно, и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Такое право возникает у ребенка независимо от расторжения брака или признания его недействительным;

- право на защиту своих прав и законных интересов (ч. 1 ст. 56 СК РФ);

- право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) (ч. 2 ст. 56 СК РФ). Ребенок имеет право самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону, к прокурору, а по достижении возраста 14 лет в суд;

- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, который затрагивает его интересы (например, при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т.д.), а также в ходе любого касающегося его судебного или административного разбирательства. Обязательно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет. Это предполагает, что лица, решающие вопросы, которые затрагивают интересы ребенка, обязаны обосновать по каким причинам они сочли необходимым не следовать его пожеланиям;

- право на имя, отчество и фамилию, в т.ч. и их изменение (ст. 58, 59 СК РФ). В случае если ребенку уже исполнилось 10 лет, изменить имя и фамилию можно только с его согласия, а с 14 лет ребенок вправе самостоятельно подать заявление об изменении имени и фамилии.

В комплекс личных прав ребенка включаются не только те, которые закреплены в СК РФ, но и предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.

Общим для них является то, что права детей:

- принадлежат лишь конкретным субъектам родительского правоотношения и не передаются кому-либо по воле родителей или детей, т.е. являются личными;

- не имеют и не могут иметь денежной оценки;

- возникают с момента рождения и прекращаются по достижении детьми возраста совершеннолетия, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак либо приобретении ими полной дееспособности благодаря эмансипации (ст. 61 СК РФ, ст. 21, 27 ГК РФ). В данном случае правопрекращающим юридическим фактом является достижение полной дееспособности.

Таким образом, одни из перечисленных выше прав ребенка являются абсолютными, другие - относительными, но обладают абсолютным характером защиты. Вопрос о характере личных прав и обязанностей родителей и детей до сих пор остается дискуссионным.

Из всего объема личных прав и обязанностей родителей и личных прав ребенка особый интерес представляет право ребенка на его воспитание своими родителями и права и обязанности родителей на воспитание ребенка. В соответствии с п. 2 ст. 54 СК РФ ребенок имеет право на воспитание своими родителями, в то же время родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Следовательно, со стороны родителей воспитание своих детей является их и правом и обязанностью.

Субъективное право родителей на воспитание своих детей адресовано не к детям, а к третьим лицам, к другому супругу (родителю). В ст. 47 СК РФ говорится о правах и обязанностях родителей и детей, но в указанной норме отсутствует указание на взаимный характер этих прав и обязанностей. В связи с этим можно утверждать об отсутствии в СК РФ взаимности в отношении личных прав и обязанностей родителей и детей, а также отсутствии нормы, которая предписывает детям обязанность послушания, уважения, подчинения и т.д. (естественно, речь идет о юридической обязанности).

Ребенок обладает не только личными, но и имущественными правами. В СК РФ собственность ребенка достаточно четко отграничена от собственности родителей. Так, согласно п. 4 ст. 60 СК РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. В данной норме ничего не говорится о других членах семьи: братьях, сестрах и т.д. Однако очевидно, что дети в семье являются собственниками своего имущества и не вправе претендовать на имущество других.

Родители не вправе совершать сделки с несовершеннолетним ребенком, за исключением передачи ему имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять ребенка (давать согласие) при заключении сделок между ребенком и близкими родственниками родителей (п. 3 ст. 60 СК РФ, ст. 37 ГК РФ). В то же время в п. 3 ст. 60
СК РФ не упоминается ст. 39 ГК РФ, которая предусматривает ответственность опекуна или попечителя, в т.ч. при нанесении убытков ребенку, в связи с ненадлежащим исполнением родителями правомочий по распоряжению имуществом ребенка. Однако применение данной нормы возможно в случаях, если родители в корыстных целях своими виновными действиями причинили убытки ребенку. Данное обстоятельство обусловлено тем, что и родители, и опекуны, и попечители являются законными представителями ребенка, и на них могут быть распространены соответствующие нормы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети наделены широким кругом прав, в то время как обязанности практически отсутствуют.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в свою очередь, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют дополнительные права, такие как:

- права на образование: обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы; получение стипендии; обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, внутрирайонном транспорте, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы при обучении за счет средств федерального бюджета по основным образовательным программам;

- права на медицинское обеспечение: получение бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения; получение путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно;

- права на имущество и жилое помещение: предоставление жилого помещения; предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в случае невозможности проживания в жилом помещении;

- права на труд: прохождение профориентационной работы и диагностики профессиональной пригодности в возрасте от 14 до 18 лет; получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы в случае поиска работы впервые и регистрации в органах государственной службы занятости в статусе безработного;

- права на бесплатную юридическую помощь.

Отнесение того или иного интереса к числу юридически значимых (охраняемых) влечет определенные правовые последствия: он берется под государственную защиту. Таким образом, понятие «интересы ребенка» имеет емкое и многогранное содержание, в связи с чем представляется оправданным отсутствие в семейном законодательстве нормативного определения интересов ребенка.

Государством охраняются не все права и интересы граждан. Однако, если государство заинтересовано в наилучшем обеспечении удовлетворения признаваемых обществом потребностей лица, а удовлетворение интересов осуществляется средствами, которые не противоречат интересам общества и других граждан, то оно берет интерес этого лица под свою охрану. Такая охрана интересов осуществляется при помощи правового регулирования общественной жизни и проявляется в двух формах: во-первых: путем наделения одних членов общества субъективными правами и возложения на других юридической обязанности, а во-вторых:и путем предоставления лицам права прибегнуть к помощи компетентного органа для удовлетворения своих интересов.

Таким образом, согласно п. 1 ст. 70 СК РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлению органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.).

Хотя понятия «охрана прав» и «защита прав» очень близки, нельзя говорить об их тождественности. Их следует рассматривать в качестве хотя и тесно связанных, но относительно самостоятельных явлений.

Этот вопрос является предметом давних научных дискуссий[72].

Защита прав и интересов несовершеннолетних обеспечивается, прежде всего, с помощью добровольного соблюдения юридических норм, без всяких элементов принуждения со стороны государственных органов. Кроме этого, охрана препятствует использованию права (например, родительского) не по назначению.

Защита прав и интересов несовершеннолетних имеет свои задачи, способы и сферу применения[73], которые заключаются в следующем:

Задача - восстановление нарушенных субъективных прав лица. Нарушение права является признаком, свидетельствующим о необходимости вмешательства юрисдикционных органов с целью устранения нарушения силами принудительного воздействия. Государственные органы обязаны принимать специальные меры, которые направлены на создание управомоченному лицу (ребенку) обстоятельств, при которых возможно надлежащее осуществление им субъективных прав. Это и является основной целью защиты. Возможность применения мер защиты сама по себе способствует воздержанию от нарушения прав. В этом смысле меры защиты по своей цели являются и средствами предупреждения правонарушений.

Зачастую защита вытекает из уже существующего правоотношения и не является результатом поведения лиц, которые не участвуют в нем. В то же время средства защиты могут иметь абсолютный характер, например, возможность принудительного изъятия ребенка у любого лица, которое удерживает, не имея основания закона или судебного решения. Следовательно, защита, прежде всего, распространяется на те субъективные права, которые существуют в рамках конкретных правоотношений. Вместе с тем не следует рассматривать защиту прав и интересов несовершеннолетних как свойство самого субъективного права, находящегося в результате нарушения в особом состоянии. Защита является реакцией государства в лице его специальных органов на обращение управомоченного лица в интересах других лиц по вопросу невозможности осуществления права без вмешательства власти. В тех случаях, когда ставится вопрос о защите, ясно, что речь идет не об абстрактной возможности, а о конкретных спорах о праве. В СК РФ впервые предусмотрены способы защиты нарушенных семейных прав конкретным лицом.

Способы (меры) защиты прав и интересов несовершеннолетних весьма многочисленны. Они охватывают большую совокупность регулируемых семейным правом общественных отношений. Применение соответствующих мер защиты зависит от содержания нарушенного права и характера нарушения. В соответствии со ст. 8 СК РФ способы защиты семейных прав имеют собирательное значение. Они могут быть выведены в результате анализа норм всех институтов семейного права (например, ст. 52, 64, 68 и 121 СК РФ).

Совершенно очевидно, что личные права и интересы ребенка могут быть защищены путем признания этих прав (например, установление правовой связи между отцом и ребенком); пресечения действий, которые нарушают право (требование о передаче ребенка лицу, которое имеет преимущественное право на воспитание или лучшие условия для этого; отобрание ребенка в случае невиновного поведения родителя, если оставление ребенка опасно для него; лишение родителя права на общение с ребенком, если это отрицательно сказывается на ребенке при невиновном поведении родителя); восстановления положения, которое существовало до нарушения права (истребование ребенка у любого лица, которое удерживает его у себя не на основании закона или судебного решения).

Защита имущественного права ребенка может осуществляться такими способами, как присуждение к исполнению обязанности в натуре (взыскание алиментов с родителей и других лиц) и изменение или прекращение правоотношения (отмена усыновления по вине усыновителя). Перечисленные способы защиты конкретизируются нормами семейного права и составляют соответствующие охранительные институты. Они вполне соответствуют природе защищаемых субъективных прав ребенка [74].

Все способы защиты можно назвать формами материальной защиты, т.к. они означают признание органом, осуществляющем разрешение спора, факта существования нарушенного субъективного права и предписание о принудительном восстановлении его. При этом не имеет значения от кого это нарушение исходит. При реализации принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних защита прав не ставится в зависимость от желания или нежелания субъектов правоотношения. Когда же речь идет о ребенке, праву свободного усмотрения не может быть места.

Защита права допустима при наличии одного объективного факта нарушения. Вина правонарушителя здесь значения не имеет, т.е. в данном случае речь идет о необходимости обеспечения защиты прав и интересов ребенка, об устранении препятствий для осуществления управомоченным лицом своего объективного права. Каких-либо дополнительных обязанностей на лицо, которое нарушило или оспорило право, не возлагается. Сложность отношений по защите прав детей определяется особенностями интересов ребенка, спецификой его субъективных прав и обязанностей. Наличие в семейном законодательстве соответствующих мер защиты расширяет сферу борьбы с правонарушениями, особенно в тех случаях, когда право ребенка нуждается в защите при отсутствии оснований для применения мер ответственности (например, при установлении отцовства).

Ядром ответственности в семейном праве также является общественное и государственное осуждение правонарушителя.

В ст. 8 СК РФ закрепляется основная форма защиты семейных прав – судебная, которая производится в порядке искового производства, приказного производства (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в случае, если этот спор не затрагивает вопросов об установлении отцовства) или особого производства (установление усыновления) в суде общей юрисдикции. Административная форма защиты семейных прав возлагается преимущественно на органы опеки и попечительства[75].

Помимо органов опеки и попечительства административная защита семейных прав осуществляется:

- органами исполнительной власти, которые обязаны принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122, 123, 126, 165 СК РФ);

- органами записи актов гражданского состояния, которые вправе восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершим или безвестно отсутствующим; устанавливать отцовство лица, которое не состоит в браке с матерью ребенка, на основании их совместного заявления (ст. 26, 48 СК РФ);

- прокурором, который вправе предъявлять в суд требования: о признании брака недействительным; о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, об отмене усыновления ребенка (ст. 28, 70, 73, 102, 142 СК РФ); а также обязан осуществлять контроль за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства, участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об установлении происхождения ребенка, об отмене усыновления ребенка (ст. 70, 72, 73, 77, 125, 140 СК РФ);

- органами внутренних дел, которые в случае необходимости участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам) (ст. 79 СК РФ);

- должностными лицами государственных органов и других организаций, которые обязаны сообщать о нарушениях прав и законных интересов ребенка в органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 56 СК РФ);

- должностными лицами образовательных, лечебных и других учреждений и иными гражданами, располагающими сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, которые обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ст. 122 СК РФ).

Анализ норм СК РФ позволяет сделать вывод о том, что все меры принудительного воздействия сводятся либо к исполнению добровольно невыполненной обязанности (ст. 115), либо к ограничению права (ст. 73), отказу в его защите (ст. 92), пресечению нарушения права (п. 3 ст. 66), восстановлению нарушенного права (ст. 72), либо к лишению права (ст. 69).

Права и интересы детей подлежат защите и в тех случаях, когда брак признается недействительным. В ст. 28 СК РФ четко определен круг лиц, которые могут обратиться с иском в суд о признании брака недействительным. Они дифференцированы в зависимости от возраста (преимуществом обладают несовершеннолетние), характера нарушений условий заключения брака, наличия препятствий к заключению брака. Важным проявлением приоритета защиты прав и интересов детей является правило о привлечении органа опеки и попечительства к участию при рассмотрении дела о признании недействительным брака, который был заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным судом недееспособным (ч. 2 ст. 28 СК РФ).

Таким образом, из анализа следует, что значительно усилена защита прав и интересов несовершеннолетних, имеются определенные достижения в правовом регулировании судебной и административной подведомственности брачно-семейных споров, а также бесспорной юрисдикции.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 949; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию