Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к освоению дисциплины
1. Студент должен владеть:
· терминологическим минимумом (ключевой терминологией), использовать терминологию в речи и толковать употребленные термины, а также проявлять способности в формулировке ключевых определений (по разделам тем);
· теоретическим материалом по разделам тем;
· информацией об истоках ораторского мастерства (с использованием примеров речей и указанием на их авторов, а также знаниями о биографии ораторов, специфике их риторических взглядов и новаторстве), об этапах развития ораторского искусства и специфике юридической риторики в настоящее время, а также об особенностях судебной речи, ее адресанте и адресате, этических составляющих;
· сведениями о видах спора, полемики, средствах ведения судебных прений, выражения судебной этики;
· знаниями об этапах создания (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акция) публичного выступления; риторических свойствах голоса, темпе, тембре, мелодике, видах упражнений для их развития или совершенствования.
2. Студент должен демонстрировать следующие коммуникативно-речевые умения:
- анализировать высказывания различной жанровой принадлежности с точки зрения сферы употребления, ситуации общения, адресанта и адресата (определять авторство), речевой интенции, языковых особенностей, композиции, структурно-семантических особенностей, языкового выражения;
- определять жанровую специфику судебной речи и ее видах (обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката, напутственное слово председательствующего);
- находить положительные и негативные стороны образцов судебных и других видов речей и редактировать в соответствии с поставленными задачами;
- демонстрировать уважительно отношение к своему оппоненту в искусственно созданных (учебных) и реальных речевых ситуациях;
- создавать высказывания (их фрагменты) на основе знаний о структурно-композиционном и структурно-семантическом наполнении, цели, адресанте и адресате, языковой специфике речи;
- употреблять в создаваемых текстах как типичные (клишированные) элементы (виды введений, зачинов, средствах создания основной части, виды концовок, заключений, тропы и фигуры речи, фразы-скрепы, языковые коннекторы), так и оригинальные (самостоятельно созданные);
- демонстрировать риторические свойства голоса (полетность, чистота, помехоустойчивость, суггестивность и др.); упражнения с использованием дыхательного и речевого аппарата.
2. Тематический план рабочей программы
Учебно-тематический план рабочей программы для студентов очного обучения
(групп Ю-08)
Очная форма обучения (группы Ю-08)
| | |
|
|
|
|
|
| I
| Общие положения риторики в юридической деятельности
|
|
|
|
|
|
|
| Назначение риторики.
|
|
|
|
|
| Читать конспект лекции, познакомиться со слайдами презентации (см. лекцию №1)
|
| История судебного красноречия
|
|
|
|
|
| Подготовить доклад (заказать мультимедиа по необходимости)
|
| Логические основы риторики.
|
|
|
|
|
|
|
| Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи.
|
|
|
|
|
| Создать текст публичной защитительной и обвинительной речи, различные виды вопросов (10) адвоката и прокурора
|
| Риторический канон: общая характеристика.
|
|
|
|
|
| Подготовиться к выполнению лабораторной работы «Лаборатория троп и фигур речи»: знать их отличия, уметь приводить примеры, определять функцию каждого вида тропа или фигуры в речи
|
| Языковое мастерство юриста.
|
|
|
|
|
| Составить исполнительскую партитуру своего публичного выступления
| II
| Юридическая риторика
|
|
|
|
|
|
|
| Специфика судебной речи.
|
|
|
|
|
| Конспект + см. п. 8
|
| Полемика в судебном красноречии.
|
|
|
|
|
| Участие в разработке инсценировки судебного процесса или в роли участников
|
| Виды судебных речей.
|
|
|
|
|
| Подготовить презентацию к докладу, раздаточные материалы, буклеты, демонстративный материал
|
| Публичное выступление юриста в массовой аудитории.
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Вопросы к зачету (в соответствии с дидактическими единицами)
№ и наименование дидактической единицы (на основе структуры и содержания программы)
| № и контрольный вопрос
| 1. Назначение риторики: определение понятия «риторика», предмет, система, задачи курса. Основные формы риторической деятельности. Речь в юридической риторике как средство аргументации доказывания, развертывания мысли.
| 1.Риторика: определение понятия.
| 2.Предмет, система, задачи курса.
| 3.Речевой портрет юриста.
| 3. Классификация красноречия: общественно-политическое, академическое (педагогическое), судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Функции, формы речей.
| 4. Классификация красноречия. Функции, формы, жанры речей.
| 4. История судебного красноречия. Публичное общение в Древней Греции. Ораторское искусство софистов. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики. Коммуникативная концепция Аристотеля. Римское ораторское искусство. Общение в российской традиции. Риторика имперского периода. Публичное общение эпохи XX в.
| 5. История судебного красноречия: этапы, общая характеристика.
| 6. Публичное общение в Древней Греции.
| 7. Ораторское искусство софистов.
| 8. Вклад Сократа в развитие риторики.
| 9. Суть риторических взглядов Платона.
| 10. «Риторика» Аристотеля.
| 11. Римское ораторское искусство. Цицерон и его учение о красноречии.
| 12. Русское судебное красноречие к. XIX нач. XXвв. Общие правила русских судебных ораторов.
| 13. М. В. Ломоносов о красноречии как науке.
| 14. «Советы лекторам» А. Ф. Кони.
| 15. Судебная речь в к. XX в.
| 5. Логические основы риторики. Роль логики, ее законов и категорий в риторике. Композиция судебной речи: логическая структура, виды построения. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения. Логическая операция доказательства. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.
| 16. Теория композиции: виды композиции, характер изложения материала.
| 17. Введение и заключение как сильные позиции текста обвинительной и защитительной речи. Виды введений и заключений в судебной речи.
| 18. Основная часть в судебной речи. Модели (типы изложения). Виды доказательств. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение.
| 19. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения.
| 20. Логические законы в риторике. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок.
| 21. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.
| 6. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия.
| 22. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия.
| 7. Риторический канон: общая характеристика. Определение риторического канона. Основные риторические действия адресанта при создании высказывания. Характеристика риторических этапов создания и исполнения судебной речи. Классификация топов: топы внутренние и внешние.
| 23. Риторический канон: общая характеристика.
| 24. Риторическое построение речи: изобретение, расположение, элокуция, память, действие.
| 25. Классификация топов: топы внутренние и внешние.
| 8. Языковое мастерство юриста. Техника речи: риторические свойства голоса, причины некачественного звучания, способы их нейтрализации, дикция, темп, тембр, логическое ударение, паузация в организации судебной речи.
| 26. Произносительный аппарат человека: общее представление. Респирация, артикуляция, фонация.
| 27. Интонационно-выразительные средства: риторические свойства голоса, дикция, темп речи, мелодический рисунок речи.
| 28. Техника речи: логические ударения, паузация в судебной речи.
| 9. Специфика судебной речи. Диалогизированный монолог, диалогизация монолога. Адресат и адресант судебной речи.
| 29. Специфика судебной речи. Диалогизированный монолог, диалогизация монолога
| 30.Адресат и адресант судебной речи.
| 31.Стилевые черты судебной речи.
| 10. Полемика в судебном красноречии. История становления искусства спора. Виды спора. Правила ведения спора. Приемы ведения полемики.
| 32. История искусства спора.
| 33. Виды спора.
| 34. Правила ведения спора.
| 35. Приемы ведения полемики.
| 11. Виды судебных речей. Обвинительная речь прокурора. Защитительная речь адвоката. Функции этики в юридической риторике.
| 36. Виды судебных речей: общая характеристика.
| 37. Обвинительная речь прокурора: структурно-семантические части (схема). Характеристика приемов обвинения известных русских юристов.
| 38. Защитительная речь адвоката и ее построение. Характеристика приемов защитительной речи известных русских юристов.
| 39.Функции этики в юридической риторике.
| 12. Публичное выступление юриста в массовой аудитории. Методика подготовки публичного выступления.
| 40.Методика подготовки публичного выступления.
|
|