Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к освоению дисциплины





1. Студент должен владеть:

· терминологическим минимумом (ключевой терминологией), использовать терминологию в речи и толковать употребленные термины, а также проявлять способности в формулировке ключевых определений (по разделам тем);

· теоретическим материалом по разделам тем;

· информацией об истоках ораторского мастерства (с использованием примеров речей и указанием на их авторов, а также знаниями о биографии ораторов, специфике их риторических взглядов и новаторстве), об этапах развития ораторского искусства и специфике юридической риторики в настоящее время, а также об особенностях судебной речи, ее адресанте и адресате, этических составляющих;

· сведениями о видах спора, полемики, средствах ведения судебных прений, выражения судебной этики;

· знаниями об этапах создания (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акция) публичного выступления; риторических свойствах голоса, темпе, тембре, мелодике, видах упражнений для их развития или совершенствования.

2. Студент должен демонстрировать следующие коммуникативно-речевые умения:

  • анализировать высказывания различной жанровой принадлежности с точки зрения сферы употребления, ситуации общения, адресанта и адресата (определять авторство), речевой интенции, языковых особенностей, композиции, структурно-семантических особенностей, языкового выражения;
  • определять жанровую специфику судебной речи и ее видах (обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката, напутственное слово председательствующего);
  • находить положительные и негативные стороны образцов судебных и других видов речей и редактировать в соответствии с поставленными задачами;
  • демонстрировать уважительно отношение к своему оппоненту в искусственно созданных (учебных) и реальных речевых ситуациях;
  • создавать высказывания (их фрагменты) на основе знаний о структурно-композиционном и структурно-семантическом наполнении, цели, адресанте и адресате, языковой специфике речи;
  • употреблять в создаваемых текстах как типичные (клишированные) элементы (виды введений, зачинов, средствах создания основной части, виды концовок, заключений, тропы и фигуры речи, фразы-скрепы, языковые коннекторы), так и оригинальные (самостоятельно созданные);
  • демонстрировать риторические свойства голоса (полетность, чистота, помехоустойчивость, суггестивность и др.); упражнения с использованием дыхательного и речевого аппарата.

 

2. Тематический план рабочей программы

Учебно-тематический план рабочей программы для студентов очного обучения

(групп Ю-08)

Очная форма обучения (группы Ю-08)
               
I Общие положения риторики в юридической деятельности            
  Назначение риторики.           Читать конспект лекции, познакомиться со слайдами презентации (см. лекцию №1)
  История судебного красноречия           Подготовить доклад (заказать мультимедиа по необходимости)
  Логические основы риторики.            
  Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи.           Создать текст публичной защитительной и обвинительной речи, различные виды вопросов (10) адвоката и прокурора
  Риторический канон: общая характеристика.           Подготовиться к выполнению лабораторной работы «Лаборатория троп и фигур речи»: знать их отличия, уметь приводить примеры, определять функцию каждого вида тропа или фигуры в речи
  Языковое мастерство юриста.           Составить исполнительскую партитуру своего публичного выступления
II Юридическая риторика            
  Специфика судебной речи.           Конспект + см. п. 8
  Полемика в судебном красноречии.           Участие в разработке инсценировки судебного процесса или в роли участников
  Виды судебных речей.           Подготовить презентацию к докладу, раздаточные материалы, буклеты, демонстративный материал
  Публичное выступление юриста в массовой аудитории.            
                       

Вопросы к зачету (в соответствии с дидактическими единицами)

№ и наименование дидактической единицы (на основе структуры и содержания программы) № и контрольный вопрос
1. Назначение риторики: определение понятия «риторика», предмет, система, задачи курса. Основные формы риторической деятельности. Речь в юридической риторике как средство аргументации доказывания, развертывания мысли. 1.Риторика: определение понятия.
2.Предмет, система, задачи курса.
3.Речевой портрет юриста.
3. Классификация красноречия: общественно-политическое, академическое (педагогическое), судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Функции, формы речей. 4. Классификация красноречия. Функции, формы, жанры речей.
4. История судебного красноречия. Публичное общение в Древней Греции. Ораторское искусство софистов. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики. Коммуникативная концепция Аристотеля. Римское ораторское искусство. Общение в российской традиции. Риторика имперского периода. Публичное общение эпохи XX в. 5. История судебного красноречия: этапы, общая характеристика.
6. Публичное общение в Древней Греции.
7. Ораторское искусство софистов.
8. Вклад Сократа в развитие риторики.
9. Суть риторических взглядов Платона.
10. «Риторика» Аристотеля.
11. Римское ораторское искусство. Цицерон и его учение о красноречии.
12. Русское судебное красноречие к. XIX нач. XXвв. Общие правила русских судебных ораторов.
13. М. В. Ломоносов о красноречии как науке.
14. «Советы лекторам» А. Ф. Кони.
15. Судебная речь в к. XX в.
5. Логические основы риторики. Роль логики, ее законов и категорий в риторике. Композиция судебной речи: логическая структура, виды построения. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения. Логическая операция доказательства. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства. 16. Теория композиции: виды композиции, характер изложения материала.
17. Введение и заключение как сильные позиции текста обвинительной и защитительной речи. Виды введений и заключений в судебной речи.
18. Основная часть в судебной речи. Модели (типы изложения). Виды доказательств. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение.
19. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения.
20. Логические законы в риторике. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок.
21. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.
6. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия. 22. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия.
7. Риторический канон: общая характеристика. Определение риторического канона. Основные риторические действия адресанта при создании высказывания. Характеристика риторических этапов создания и исполнения судебной речи. Классификация топов: топы внутренние и внешние. 23. Риторический канон: общая характеристика.
24. Риторическое построение речи: изобретение, расположение, элокуция, память, действие.
25. Классификация топов: топы внутренние и внешние.
8. Языковое мастерство юриста. Техника речи: риторические свойства голоса, причины некачественного звучания, способы их нейтрализации, дикция, темп, тембр, логическое ударение, паузация в организации судебной речи. 26. Произносительный аппарат человека: общее представление. Респирация, артикуляция, фонация.
27. Интонационно-выразительные средства: риторические свойства голоса, дикция, темп речи, мелодический рисунок речи.
28. Техника речи: логические ударения, паузация в судебной речи.
9. Специфика судебной речи. Диалогизированный монолог, диалогизация монолога. Адресат и адресант судебной речи.   29. Специфика судебной речи. Диалогизированный монолог, диалогизация монолога
30.Адресат и адресант судебной речи.
31.Стилевые черты судебной речи.
10. Полемика в судебном красноречии. История становления искусства спора. Виды спора. Правила ведения спора. Приемы ведения полемики.   32. История искусства спора.
33. Виды спора.
34. Правила ведения спора.
35. Приемы ведения полемики.
11. Виды судебных речей. Обвинительная речь прокурора. Защитительная речь адвоката. Функции этики в юридической риторике.   36. Виды судебных речей: общая характеристика.
37. Обвинительная речь прокурора: структурно-семантические части (схема). Характеристика приемов обвинения известных русских юристов.
38. Защитительная речь адвоката и ее построение. Характеристика приемов защитительной речи известных русских юристов.
39.Функции этики в юридической риторике.
12. Публичное выступление юриста в массовой аудитории. Методика подготовки публичного выступления. 40.Методика подготовки публичного выступления.

Date: 2015-10-18; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию