Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сентября. ♦ «Клубок ниток» (упражнение описано выше; оно так же, как и «Электрический ток», должно, на наш взгляд





«Клубок ниток» (упражнение описано выше; оно так же, как и «Электрический ток», должно, на наш взгляд, делаться ежедневно).

♦ Пробить стену — разбежаться и броситься на стену (реальную или воображаемую), пытаясь ее пробить или сдвинуть, делать это до полного мышечного изнеможения. Последующее мышечное расслабление снимает, как говорилось выше, и психические барьеры. Часто студенты помогают себе звуком. Если крик вырывается, значит ученики уже научились «позволять себе» быть.

♦ Прорасти через глинистую почву («Я — растение»). Об упражнении также подробно поговорим в связи с дневниками студентов. Важно, как они понимают цели и действенность упражнения.

Первые две недели представлены схематично, но подробно, чтобы дать представление об объеме направлений тренировки. Сразу появились упражнения на освобождение мышечных групп, внимание, «дрессировку» мышления, ритмы ума и тела, дыхательные упражнения, память физического самочувствия, управляемую энергетику.

Уже в конце первой недели дневники тренинга легли на педагогический стол для проверки записей. Было отмечено, что чем подробнее записан анализ ощущений после выполнения упражнения, тем более успешно оно выполняется при повторении.

17 сентября

Далее записям упражнений уделим меньшее внимание, важнее проследить анализ связи тренинговых заданий и программных заданий мастерства. Остановимся только на неизвестных упражнениях и тех датах, когда появлялись новые направления.

Сегодня мастером курса В. М. Фильштинским сформулировано важнейшее для нашей программы обучения понятие «триады», принципиальное начало программы — слагаемые жизни на сцене и жизни в жизни: физические ощущения и физические действия, мысли, воображение. Эти «три кита» более осязаемы, управляемы, тренируемы, чем классические «ум, воля, чувство». Давая такую триаду жизни челове-

ческого духа в жизни и на сцене, мы, тем самым, открываем творческую копилку будущих актеров. Ведь запоминать физические ощущения и физические действия в тех или иных личных обстоятельствах возможно, также возможно запоминать цепочку мыслей и цепочку видений.

Вот оно: сегодня озвучено важнейшее слагаемое актерской психотехники — воображение! Как объяснить студенту, что без воображения ни старательно исполненные точные физические действия, ни правильно сделанные упражнения на внимание и мышечную свободу не помогут ему стать артистом. Все останется обманом, пока студент не раскроет его сам в первом же серьезном этюде, а иногда только в роли.

Слово обман не хочется заключать в кавычки, потому что, если педагог по-настоящему не обеспокоен развитием воображения студента, то навыки и умения профессии сделают его, может быть, удачливым «штукарем», но не артистом.

Иногда студенты недооценивают необходимость работы воображения, и это связано, конечно, с нашей педагогической торопливостью и кажущейся неуправляемостью процесса возникновения яркого воображения, особенно на первом этапе. Это происходит по нескольким причинам. Одна из них — в упрощенном принятии пафоса «системы» Станиславского: «сознательным путем возбуждать бессознательное». Зачем искать способы развития, тренировки и возбуждения воображения, если есть упражнения на память физических действий, есть, наконец, «метод физических действий»? Ответа на этот вопрос зачастую не требуется. Он риторический, так как тем, кто его задает, ответ понятен, как дважды два: «Воображение развивается в вышеназванных упражнениях, а также во всех остальных традиционных упражнения актерского тренинга, наконец, в программных заданиях мастера». Ну, а если студент еще и освободится мышечно во всем комплексе пластических занятий и т. д., то специально говорить о воображении и не нужно.

Это категорически неверно! Утверждаю, и готова предоставить уже имеющиеся на сегодняшний день объективные психофизиологические доказательства. Активное воображение требует особого состояния сознания, некоторые ученые называют его измененным; не отягощая текст сложными терминами, назовем его особым, отличным от нормального. Бытовое воображение, пассивное, двигающееся за действием присуще каждому человеку или почти каждому. Творческое воображение активно и продуктивно, оно нуждается в специальной тренировке, и для его

возбуждения маловато таких привычных для нас слов, как «действие» или «если бы». Недаром К. С. Станиславский назвал «если бы» магическим. Он понимал, что кроме проговоренного в привычных терминах есть что-то еще — непознанное. Поэтому для одних «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы» становятся манком для воображения, для других нет.

Требуется специальная работа с сознанием. По подробности овладения она похожа на работу с мышечными группами: для начала нужно осознать их разделенность, чтобы потом бороться с хроническими очагами зажимов отдельно. Так и здесь нужно вначале понять, что сознание может иметь разные состояния. Напомним, как определил Ю. М. Лотман состояние, «именуемое вдохновением». Он связывает это с «целенаправленной полушарной дестабилизацией»[9]. Приведем высказывание полностью: «...при одновременной (т. е. нормальной) работе обоих полушарий головного мозга имеет место определенное торможение активности каждого из них, между тем как выключение одного из полушарий стимулирует активность другого, как бы выходящего временно из-под контроля... Состояние, именуемое вдохновением, равно как и другие психологические эффекты, свойственные творческому мышлению и творческой деятельности, возможно, связаны с целенаправленной дестабилизацией полушарной активности». В переводе на «педагогический» язык это означает сознательное управление своим восприятием — реактивностью, своим сознанием, управление «контролером», притормаживанием логического.

О существовании иных, отличных от «средненормального» состояний сознания, напоминать, пожалуй, уже глупо, также глупо доказывать, что творческое сознание — творческое самочувствие — отлично от «средненормального». Вспомним, что еще Н. А. Бердяев писал: «Путь реализации человеческой личности лежит от бессознательного через сознание к сверхсознательному... нет абсолютно непроходимой границы, отделяющей сознание от подсознательного и сверхсознательного. То, что представляется средне-нормальным сознанием, с которым связывается общеобязательность и закономерность, есть лишь известная ступень затверделости сознания, соответствующая известным формам социальной жизни и общности людей. Но выход из этого средне-нормального сознания возможен, и с ним связаны все высшие

достижения человека, с ним связаны святость и гениальность, созерцательность и творчество» (курсив мой. — Л. Г.)[10].

Это же очень подробно проанализировал современник К. С. Станиславского, театральный критик Ф. А. Степун в эссе «Природа актерской души»: «Настоящий актер... всегда совершенно особое существо... Его душевный мир всегда полифоничен, его душа — всегда мучительное многодушие. Субъективный смысл его творчества для него потому всегда один и тот же: расширение жизнью на сцене тесной сцены своей жизни, реализация на театрально упроченной территории мечты своего многодушия и исцеление своей души от разрывающих ее противоречий... Процесс изживаемой жизни непрерывно перерождает душу актера... Это значит, что актер высшего типа... является носителем сознания не только эстетического, но в каком-то смысле уже мистического... Мистика как специфический элемент современного театрального искусства правомерна, таким образом, лишь постольку, поскольку она больше, чем иллюзия, и меньше, чем религия»[11].

Уже «старинные» на сегодняшний день открытия имеют современные психофизиологические подтверждения особых состояний сознания, сопутствующих творческому самочувствию. Одно из них — лотманов-ское утверждение. Следовательно, не учитывать в актерском тренинге необходимости обучения студентов управлению состояниями сознания, на наш взгляд, уже нельзя.

0 подобном упражнении пробую рассказать далее.

18 октября

Делаем упражнения на «раздвоение» тела и мышления, на глубокую концентрацию внимания. Продолжаем исследовать жизнь в разных физических средах, изучать физическое самочувствие.

Опишем упражнение, которое очень осторожно, постепенно, не насилуя организм студентов на результат, начинаем применять, не давая ему особых объяснений. Пусть студенты сами попробуют объяснить, зачем это нужно. А упражнение как раз нацелено на «целенаправленную полушарную дестабилизацию».

Упражнение имеет три этапа.

1. Тест на разделение тела на левую и правую половины. В мои учебные годы это упражнение применял в предмете «Сценическое движение» профессор К. Н. Черноземов: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз; правая рука начинает совершать движения — вперед, вверх, в сторону, вниз — на четыре счета (четверти), левая рука совершает те же движения на восемь счетов (восьмушки). Обычно тест получается через 5-10 мин и не представляет особой сложности для студентов-актеров. Но это упражнение потому и названо тестом, что получается не у всех, у не-актеров почти никогда не получается без муштры, без длительной тренировки. Если все-таки получилось, можно перейти к самому упражнению.

2. Лечь на пол после выполнения любого упражнения на активное расслабление («Электрический ток», «Нитка», «Пробить стену» и т. д.). Представить себе, что левая половина тела лежит на льду (только левая), затем представить себе, что правая половина тела лежит на горячем-горячем песке. Здесь выдумывать обстоятельства глупо, нужно только по-настоящему вспомнить физические ощущения «холодное-горячее». Если не получается с первого раза, можно начать с кистей рук: одну руку опустили в кипяток, другую положили на лед. Далее половинка тела — на раскаленном песке, другая — на льду.

Если упражнение получилось, то педагог может проконтролировать результат визуально. Обычно дрожать (зримо вибрировать) начинает все тело, но при этом одна половина ощутимо нагревается, другая — ощутимо остывает. В данном упражнении «метод физических действий» не работает: человек лежит неподвижно. Если студент начнет хоть чуть-чуть двигаться или показывать, что ему холодно, все уйдет, нельзя замерзнуть только половиной тела. Механизм упражнения основан на самовнушении через воспоминание физических ощущений.

«А если не вспомнится?» — спросите вы. Тренируйте память физических ощущений. Опускайте руку в очень горячую воду столько раз, сколько потребуется для запоминания этого ощущения и т. д. Если организм уже знает, что такое концентрация внимания на внутренних ощущениях (например, упражнение «Зоны внимания»), то, в конце концов, это упражнение получится. Более того, за одаренными людьми при выполнении этого упражнения нужно следить особо, потому что, когда оно получится, физиологическая реакция (дрожь) может быть столь сильна, что может напугать и студента, и педагога. Бояться нечего, нужно предложить студенту представить себе что-то другое, например, «теп-

лое солнышко и легкий теплый ветерок успокаивают твою дрожь, тело расслабляется».

3. Третий этап упражнения заключается в разделении тела на две половинки —двух разных людей. Например, одна половинка — мужчина, другая — женщина, одна половина любит, другая — ненавидит, одна хватает, другая отбрасывает и т. д.

Из подобных упражнений нельзя делать этюды или показы. Это принципиально. Показ превратит упражнение в пластическую муштру без всякого разделения сознания. Пусть тело ошибается, не оно здесь главное. Главное, чтобы «разделилось» на две половины сознание, вначале это вызовет дисгармонию и хаос в сознании, а потом будет пережито новое состояние сознания, «отличное от средненормального».

Date: 2015-10-18; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию