Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отделение второе





Глава первая Общие свойства, условия и разные роды повествований

Свойства повествований. Повествование вообще есть изложение какого-либо ряда действий и событий из жизни чело­веческой в их начале, последовательном продолжении и окон­чании (...) Всякое повествование должно иметь те же три свойст­ва, как и описание, т. е. единство в выборе действия или собы­тия, простоту в составе частей и в изложении и, наконец, вер­ную изобразительность. (...) Единство действия требует, чтобы одно главное действие не было смешиваемо с другими побочными, в кругу коих оно совершается. Простота изло­жения состоит в отсутствии всего излишнего, испещряюще­го и обременяющего речь, в ясности, естественности и непрерыв­ной последовательности рассказа. Изобразительность состоит в живом и увлекательном представлении выводимых лиц,

I

их действий, поступков и положений. Все это сообщает повество­ванию высшую занимательность.

Способ изложения повествований. Повествования, подобно описаниям, начинаются иногда обстоятельствами време­ни, места или разными случайностями. Иногда повествователь схватывает один момент той жизни, которую намерен изложить, и с него начинает повествование, предоставляя себе впоследствии рассказать повод и начало событий и происшествий (...) Эпизоды в повествовании должны находиться в тесной связи с главным событием и быть приведены как можно более у места. Зани­мательность повествования, т. е. сплетение событий и действий, увлекающих внимание читателя, должна быть поддержана с на­чала, приведена к концу и здесь сосредоточена в одном поступ­ке. Нравственные мысли, практические истины и излияния чувств, если непременно хотят их внести, более уместны в конце повество­ваний, из коих они истекают, нежели в начале, где ничто еще не предполагает их собою.

Слог или характер изложения повествований должен быть в такой же мере, как и в описаниях, далек от принужденности, неестественности и вычурности. Близость к жизни и действитель­ности во всех подробностях, очертаниях и эпитетах — вот глав­ное условие повествовательного слога. (...)

Глава вторая

История

История, в общем смысле, есть изложение жизни рода че­ловеческого. Жизнь эта состоит в развитии основных идей рели­гии, блага, истины, справедливости, изящества и полезности, заключенных в духовной природе человека (...)

Точкою отправления исторического изложения может служить или развитие одного из основных начал природы человека, упо­мянутых выше, или непосредственно судьба самих народов.

История по способу изложения разделяется на этнографи­ческую, хронологическую и синхронистическую. Этнографическая, утвердив общее разделение истории че л овечества на периоды, излагает затем события отдельно по на­родам (...) Хронологическая, или аналитическая, из­лагает события, придерживаясь последовательного хода их по сто­летиям и годам, принимает за основание то или другое летоис­числение. Синхронистическая история излагает события по современности их в разных государствах.

Важнейшая задача историка в отношении к сущности са­мой истории — в том, чтобы он не обрисовывал чертами слиш­ком общими и потому бесцветными характеры великих действо­вателей в политическом и гражданском мире, а события и происшествия не излагал бы слишком сжато и сухо. Напротив,

215история должна быть верною картиною эпохи, ее понятий, веро­ваний и преданий, общественной образованности и народно­го быта. Она должна как бы дышать страстями и побужде­ниями великих действователей и отражать господствующий дух времени.

Слог истории должен соединять в себе, с одной стороны, простоту и точность с достоинством и благородной умеренностью, а с другой, силу и живость с естественностию. Важность исто­рии в ряду прочих прозаических сочинений служит причиною, что слог, коим она пишется, получил (...) особое название исторического. (...)

Глава третья

Летописи

Летописи (хроники) получили начало в средних веках в кругу монашества. Это суть первые, можно сказать, младенче­ские попытки истории. В них события политического, гражданско­го и церковного мира излагаются в простом хронологическом порядке, по годам, и притом таким образом, что нередко пря­мая связь их прерывается, а в повествование вставляются на­родные слухи, знамения, нравоучительные замечания, диалоги и разного рода статьи.

Глава четвертая ',■'■-■■ Исторические записки

Историческими записками (les memoires) называ­ются сочинения, которые содержат сведения о разных современ­ных происшествиях, сообщаемые очевидцами, по большей части людьми, принимавшими деятельное участие в мире политическом, или теми, которые почему-либо близки к ним. Сведения эти со­стоят в рассказах, описаниях, анекдотах, заметках и т. д. В иных случаях они драгоценны, но всегда занимательны, потому что носят печать современности и близости к месту действия исто­рических происшествий. (...)

От исторического изложения, в строгом смысле, исторические записки отличаются тем, что сочинители сих последних изла­гают только то, что сами испытали, видели или слышали; тогда как историк черпает свои материалы весьма редко из памяти, а всегда из чужих источников и излагает их по другому плану, нежели ведущий свои записки.

Исторические записки (...) доставляют историку много лю­бопытных, характеристических особенностей, открывают часто сокровенные, побудительные причины случившегося и развивают обстоятельства, пропущенные историею, как незначительные и мелочные, или такие, о коих она только намекает. (...)

Глава пятая Жизнеописания. Биографии. Некрологи. Анекдоты

Жизнеописанием называется повествование о действиях и судьбе какого-либо знаменитого исторического лица. Оно под­чиняется общим условиям хорошего повествования и изобра­жения характеров. Жизнеописание близко подходит к истории, но отличается от нее тем, что во всем своем изложении имеет в виду одно главное действующее лицо, тогда как история дает это преимущество одному лицу перед другими только в те момен­ты его жизни, когда он является главным действователем в политическом мире. (...)

Жизнеописание краткое, содержащее в себе означение од­них только главнейших действий какого-либо лица, более или менее замечательного, называется биографией.

Если какое-либо известное лицо само пишет свою биографию, то сия последняя получает название автобиографии. Авто­биография предполагает редкий дар самонаблюдения и еще бо­лее редкую любовь к прямой, строгой и открытой истине, ка­чества которых можно ожидать от того только, кто в правди­вом сознании своего нравственного достоинства открыто при­знает свои недостатки и ошибки.

Некролог, в собственном смысле, есть известие о кончи­не какого-либо известного лица. Он сопровождается всегда крат­ким биографическим известием об умершем, о его важнейших действиях, трудах, предприятиях и заслугах на том или другом поприще общественной деятельности. Некрологи печатаются обык­новенно в журналах и ведомостях.

К повествованиям относятся еще анекдоты (от греческ. anekdoton — неизданное). Анекдот заключает в себе или ка­кую-либо резкую, характеристическую черту, взятую из жизни какого-либо исторического лица, или какое-нибудь достопамятное изречение, или, наконец, какой-нибудь замечательный случай.

Date: 2015-10-18; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию