Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VII. Педагогическая стратегия социализации





МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.............................................................. 152

Факторы, определяющие педагогические основы социализации младших

школьников...................................................................................................... 152

Педагогические условия социализации младших школьников.......................... 159

Заключение............................................................................................................. 165

Литература.............................................................................................................. 169


От автора

Предлагаемая читателю книга делает попытку «ввести» в пространство педагогической науки такое сложное и труд­ноуловимое явление, как социализация.

Социализация нас интересует и сана по себе как синте­тический междисциплинарный феномен и как значимая составляющая личностно ориентированного образователь­ного процесса в ее органических взаимосвязях с воспитани­ем и самовоспитанием личности школьника. Это, вероятно, может шокировать читателя, привыкшего делить литера­туру на философскую, психологическую, педагогическую, представляющую всякий раз некий редуцированный образ ребенка, в том числе так незаслуженно мало исследуемого младшего школьного возраста.

Но мы смеем надеяться, что и читатель увлечется тем стремлением, которое вело нас в работе над этой книгой: на фоне тревожных настроений общества без идеологии, плохо управляемого и теряющего традиционные ценности, осознать симптомы новой педагогической реальности.

Создание этой работы было бы невозможно без творче­ского участия замечательных педагогов-практиков: А. С. Ли-берова, А. А. Карабань, Т. А. Великановой, М. Л. Айзен-варг, С. Б. Кучиной, Т. И. Рюминой, В. С. Коноплевой и др. Они помогли в экспериментальной проверке педагоги­ческих основ нашей концепции. Автор выражает искрен­нюю благодарность и своим коллегам-ученым профессорам А. И. Раеву, Г. И. Вергелес, С. Г. Вершловскому, В. Ю. Кри-чевскому, Т. К. Ахаян, А. И. Кочетову и В. В. Серикову, оказавшим поддержку замыслам, поискам и разработкам автора и помогавшим нам утвердиться в своих позициях.

Очень надеемся, что книга вызовет интерес и послужит на пользу трудного, но так необходимого и важного дела воспитания детей.


ВВЕДЕНИЕ

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Сказывается дейст­вие трех глобальных тенденций.

Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма соци­альных процессов, которая способствует, по словам М. Мид и И. С. Кона, становлению нового типа общества с «префигуратив­ной культурой», ориентирующегося, главным образом, на будущее. Это требует организации новых моделей воспитания, построенных на сотрудничестве взрослых и детей.

Во-вторых, идет мучительное преодоление тоталитаризма на социально-политическом, мировоззренческом и педагогическом уровнях, переосмысление теоретических идей и практики комму­нистического воспитания как «социальной мифологии» и «социаль­ной алхимии», по терминологии М. К. Мамардашвили, осознание значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культу­ры как предметно-содержательного и предметно-деятельностного контекста формирования личности.

В-третьих, дает о себе знать акцентирование значимости инди­видуально-личностного начала в формировании личности. В каче­стве цели определяется воспитание способности личности к жиз­ненному самоопределению, выработка у нее навыков «социального самовыстраивания», самовоспитания.

Действие этих тенденций требует по существу смены парадигмы педагогики. В теоретической и практической педагогике до сих пор продолжает господствовать односторонняя концепция, абсолюти­зирующая воспитание, рассматривающая его как особый вид дея­тельности педагога, с которым связываются основные результаты формирования личности воспитанников.

Согласно этой концепции все индивидуальные потребности де­тей формируются только путем сознательного усвоения ими форм и способов деятельности, сложившейся в обществе, и предлагаемых в специально организованном учебно-воспитательном процессе. Отсюда и отрасль практической педагогики — «воспитательная ра­бота» как попытка создать какие-то особые формы деятельности детей, которые учили бы их жить и действовать в будущей жизни. При этом постулируется прямая зависимость направленности каж­дой личности от форм общественных отношений и различных социальных групп, а воспитательный процесс представляется од­носторонне ориентированным: от общества — к личности, являю­щейся лишь объектом воспитания. Иными словами, в современной отечественной педагогике не только на методическом, но и на теоретическом уровне заметно проявляется недооценка социальных аспектов воспитания, нет достаточного обоснования явления соци­ализации с педагогических позиций, ее взаимосвязи с воспитанием и самовоспитанием школьников.


Проблема социализации личности в настоящее время активно исследуется в соответствии со своей спецификой в философии и социальной психологии. Одни исследователи рассматривают соци­ализацию как общий механизм социального наследования (М. В. Де­мин, Н. П. Дубинин), другие — как целостный и универсальный процесс в единстве фило- и онтогенеза (Б. Г. Ананьев, С. С. Бате­нин, И. С. Кон, В. Момов, Б. П. Парыгин, Е. М. Пеньков). Но так или иначе, философия, социология и психология понимают под социализацией "совокупность всех социальных процессов, благода­ря которым индивид и воспроизводит определенную систему зна­ний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.

В педагогике обращение к отдельным характеристикам социали­зации можно встретить еще в работах 20—30-х годов (П. П. Блон-ский, М. В. Крупенина, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Ма­каренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин). В 60—70-е годы значи­тельно активизировались исследования по проблемам становления личности школьника в учебно-воспитательном процессе, и возник­ли попытки уточнить понятие «воспитание», подчеркнуть воспита­тельное влияние общества на личность (В. Е. Гмурман, М. А. Да­нилов, И. Ф. Козлов, Т. Е. Конникова, Ф. Ф. Королев, И. Т. Ого­родников, В. А. Сухомлинский, М. Н. Скаткин).

Значимость педагогического осмысления социализации начина­ет приниматься в педагогических исследованиях в конце 70-х — начале 80-х годов в связи с систем но-структурным подходом к целостному формированию личности (Ю. К. Бабанский, Б. П. Би-тинас, А. К. Громцева, В. С. Ильин, А. И. Кочетов, А. Т. Куракин, X. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, Г. Н. Филонов). Определенным вкладом в разработку педагогических основ социализации являются исследования по формированию идейно-нравственных убеждений, гражданских идеалов, нравственных суждений и поведения детей, в которых изучался механизм трансформации обобщенного со­циального опыта в содержание позиции личности школьника (Ш. А. Амонашвили, Т. К. Ахаян, Е. В. Бондаревская, 3. И. Василь­ева, К. В. Гавриловец, Л. Ю. Гордин, М. Г. Казакина, Т. Н. Маль-ковская, Э. И. Моносзон, А. В. Мудрик, В. И. Петрова, К. Д. Ради-на, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова).

Важное значение для исследуемой нами проблемы имеют также работы по психологии воспитания (А. Г. Асмолов, В. В. Богослов­ский, Д. И. Фельдштейн, В. М. Шепель, А. И. Щербаков), педаго­гической социологии (С. Г. Вершловский, Р. Г. Гурова, С. Н. Икон­никова, Л. Н. Лисохина, А. Г. Харчев, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов), социологии образования (Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Фи­липпов).

Обозначая социализацию как педагогическую проблему, мы имеем в виду, что педагогика как наука о педагогических процессах призвана выявить: структуру социализации, ее взаимосвязи с вое-


питанием и самовоспитанием личности; пути, способы, организа­ционные формы включения воспитанников б социальные отноше­ния; педагогические условия, которые помогают ребенку познавать социальную действительность и проявлять первые признаки соци­альной активности.

При определении самого понятия «социализации» мы сталкива­емся не просто с обилием формулировок или разнообразием под­ходов к данному явлению у психологов и педагогов, а с разными уровнями дефиниции.

О социализации говорят, имея в виду глобальное социально-педагогическое явление приобщения личности ребенка к обществу (Р. Г. Гурова, В. А. Сухомлинский). Социализацией называют дву­единый процесс интериоризации объективных воздействий и эксте-риоризации личностных сил человека (Б. П. Битинас, В. Момов). Наконец, ее соотносят с непосредственным, самостоятельным, по­рой спонтанным усвоением человеком жизненного опыта, обрете­нием социальных качеств (И. С. Кон, В. М. Шепель).

В нашем исследовании важна ориентация на понятие социали­зации разных уровней, но для вычленения взаимосвязи социализа­ции с воспитанием и самовоспитанием следует специально подчер­кнуть ряд характеристик:

— социализация — самое широкое понятие среди процессов,
характеризующих формирование личности. Она предполагает не
столько сознательное усвоение готовых форм и способов социаль­
ной жизни, сколько выработку (совместно со взрослыми) собствен­
ных ценностных ориентации;

— воспитание, представляющее собой систему целенаправлен­
ных и преднамеренных воздействий на личность ребенка, является
одним из главных путей осуществления социализации;

— самовоспитание, как в высшей степени осознанная и само­
стоятельная деятельность человека по совершенствованию своей
личности, предопределяется ведущими личностными предпосылка­
ми, созревающими в процессе социализации и воспитания, и обес­
печивает личности позицию субъекта социализации.

Рассмотрение процесса социализации в контексте педагогики обязывает выделить, как минимум, три основных параметра.

Первый — параметр целеполагания. В настоящее время проис­ходит критическое переосмысление традиционной цели воспита­ния — формирования всесторонне развитой личности. Становление нового понимания цели воспитания предполагает широкий взгляд на жизненное самоопределение человека, на выделение в качестве цели воспитания самореализацию человеком своих сил и способ­ностей в соответствии с нуждами общества, на осмысление того, что воспитывает формально 'не только школа и родители, а та социокультурная, духовная среда, сложившиеся отношения, в кото­рые реально включается ребенок. Кроме того, к этой цели каждый воспитанник пойдет своим путем. Такая трактовка цели воспитания


прямо ориентирует на установление взаимосвязи социализации и специально организованного педагогического процесса.

Второй параметр осмысления социализации как педагогическо­го явления связан с современными поисками в области нового содержания воспитания. Признание приоритета национальных и общечеловеческих ценностей над классовыми в процессе образова­ния требует обоснования аксиологических ориентиров этого про­цесса, определения способов включения ребенка в национальный и общечеловеческий социальный опыт, а значит — изучения педа­гогических основ социализации. Общечеловеческие и националь­ные ценности представлены в общении с природой, в националь­ных народных традициях, в семейной среде, в отношениях детей со взрослыми и в их совместной деятельности. Бесспорно, ориентация на систему обобщенных социальных ценностей предполагает не только понимание, но и личностное самоопределение ребенка в таких духовных проблемах, как: что есть человеческая жизнь, каков ее смысл; что есть другой человек, люди для твоего существования; что есть Родина, государство, семья; что есть труд, собственность, счастье? Иными словами, современное содержание воспитания не­избежно включает пласт социализации.

Третий параметр педагогического значения социализации связан с поиском результативных способов присвоения социального опыта младшим школьникам. На протяжении десятилетий система наше­го воспитания признавала только один путь — социальное научение в специальных условных формах, вырванных из живого социально­го контекста и воплощенных в дидактизированных мероприятиях. А между тем личностное становление ребенка требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоения социальных отношений.

Представляется очевидным — новую цель и содержание воспи­тания нельзя реализовать старыми способами. И дело здесь не только в том, что изжил себя урок, классный час, беседа учителя с детьми, а в том, что эти формы совершенно не соотносились с общественной ситуацией, с реальной жизнью детей. Образно гово­ря, сама методика воспитания нуждается в социализации.

Обозначенные нами параметры социализации как педагогиче­ского процесса свидетельствуют о ее органичной взаимосвязи с воспитанием и самовоспитанием — подсистемами целостного фор­мирования личности. Но и социальное становление личности имеет свою специфику в онтогенезе. Поэтому, акцентируя внимание на социализации младших школьников, мы придаем особую значи­мость именно этому периоду социального становления ребенка, определяющему начало систематического обучения и ведущую роль учебной деятельности, формирование внутренней позиции школь­ника и появление обобщенного отношения к себе как личности и к миру.


Date: 2015-10-18; view: 1043; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию