Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика преступности в России





Зарегистрировано преступлений              
Всего 1839,5 2756,7 2625,1 2397,3 2581,9 3001,7 2952,4
Несовершеннолетними или при их соучастии 162,7 209,8 202,9 182,8 189,3 208,3 195,4
% преступлений несовершеннолетних от общего числа 8,8 7,6 7,7 7,6 7,3 6,9 7,4

 

Скинхеды (скины, «бритоголовые», «лысые») — молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. На Западе движение скинхедов существует давно, оно зародилось в 60-х годах в Англии в среде рабочей молодежи. Название произошло от привычки брить головы наголо, дабы в драке нельзя было ухватить за волосы. В 1998-2002 годах повальная мода на скинхедов возникла среди подростков крупных городов России. Движение имеет два крупных крыла: скины-антифашисты (красные скины) и бонхеды или боунхеды («костяные башки», «тупоголовые», наци-скины), между которыми часто возникают споры и конфликты по поводу того, кто из них на самом деле может именоваться скинхедами.

Идеология скинов-антифашистов отличаются своеобразным русофильством, которое проявляется в избиениях «черных», лиц южных национальностей (выходцев с Кавказа, цыган). Выбор физических методов расправы они связывают со стремлением остановить распространение наркотиков, утверждая при том, что в их собственных рядах не может быть наркоманов. Основными внешними признаками является бритая голова, ношение высоких черных ботинок (иногда с белыми шнурками).

Движение бонхедов (наци-скинов) появилось в России в конце 80-х годов и начало распространяться преимущественно в больших городах: Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге. Примерно в 1993 г. в этом крыле движения также проявилась «русофильская» тенденция, направленная не только против граждан южных национальностей России, но и любых иностранцев. Основой их идеологии можно считать «германизацию», выражающуюся в попытке насаждения на отечественную почву теорий национал-социализма. Группировки бонхедов, как правило, очень сплочены, сформированы на базе расистской идеологии и организации совместных разбойных нападений. Внешняя атрибутика - высокие армейские ботинки с высоко закатанными джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, часто встречается фашистская свастика. Скинов часто можно встретить в рядах болельщиков футбола. Костяк любой радикальной группировки фанатов состоит из бонхедов.

Движение ролевых игр возникло в 1993 г. и состоит из движения исторической реконструкции и романтического крыла движения. Группы исторической реконструкции агрессивны, представляют собой формирования военизированного характера, отличающегося жесткой дисциплиной и умением владеть различными видами холодного оружия. Романтическое крыло движения неагрессивно.

Весьма агрессивную идеологию имеют панки, в их группах культивируется жестокость, а криминал является нормой (кражи, разбойные нападения и др.). К панкам по внутренним взаимоотношениям и поведению близки алисоманы и киноманы.

Футбольные фанаты отличаются как фанатическим, так и антисоциальным поведением, что проявляется в выраженной агрессии.

Социальная профилактика преступности на общегосударственном и региональном уровне осуществляется путем совершенствования законодательства, а также посредством повышения эффективности юридической, криминалистической, процессуальной мер борьбы с преступностью. Достижение эффекта возможно посредством прямого и косвенного воздействия. К прямым мерам профилактики относятся правовое воспитание и правовая информация населения и особенно молодежи, охрана и патрулирование объектов, вмешательство компетентных органов в кризисные ситуации во время стихийных бедствий и локальных войн. Косвенные меры реализуются через решение комплекса социальных и экономических проблем: занятости всех категорий населения, включая молодежь; обеспеченности жильем; создания условий для рационального использования свободного времени различными социальными и возрастными группами и др.

В особую статью социальной профилактики выделяется работа с уже сложившимися криминогенными группами. Она направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений. Эта работа проводится по общепризнанной методике разобщения и переориентации членов указанной группы и состоит из трех блоков: развенчивание авторитета лидера, переориентация интересов членов группы и изоляция лидера и активных членов группы. При этом следует учитывать, что изоляция подростков является крайней мерой, применяемой, когда исчерпан весь комплекс профилактических мероприятий и другие меры воздействия, либо при совершении особо тяжкого преступления.

Проституция – внебрачное половое сношение за плату, не имеющее в своей основе чувственного влечения; характеризуется наиболее циничным нарушением моральных норм общества. Проституция относится к группе социальных отклонений “социальный паразитизм”. Со времен древней Греции и Рима, в период средневековья и в большинстве стран по настоящее время проституция легализована, поскольку приносит большой доход.

Причинами проституции являются, главным образом, неправильное формирование личности вследствие несоблюдения этических норм родителями: расхождение между словом и делом в родительской семье, умаление ценности труда и т.п. В неполной семье с родителем противоположного пола возможна неправильная половая идентификация, в дальнейшем ведущая к гомосексуальным отношениям. Подростковый возраст и ранняя юность – время, когда личность более всего нуждается в сильных эмоциональных привязанностях. Если психологическая близость с лицом противоположного пола затруднена собственной незрелостью подростка и многочисленными социальными ограничениями, усиливается неуверенность в своей психосоциальной идентичности. Многие гомосексуалисты в подростковом возрасте чувствовали себя отвергнутыми отцами, в семейных спорах матери обычно солидаризировались с сыновьями против отцов. Ситуационно обусловленная бисексуальность в условиях вынужденной сегрегации (например, в закрытых учебных заведениях), сексуальное насилие в семье также может быть фактором риска проституции.

В МВД в России зарегистрировано, по меньшей мере, 70 тысяч проституток женского пола. В действительности эта цифра, видимо, может быть увеличена в несколько раз. Проститутка подчинена сутенеру, являющемуся представителем теневого бизнеса. Она может участвовать в незаконном обороте наркотиков, заниматься воровством. Таким образом, проституция непосредственным образом связана с преступностью. С другой стороны, она может стать жертвой потребителя сексуальных услуг или сутенера, вплоть до получения тяжких телесных повреждений и убийства.

Наиболее серьезным социальным последствием проституции является разрушение института семьи, а медицинскими последствиями – заболевания самой проститутки и распространение болезней, предаваемые половым путем (сифилис, гонорея, СПИД и др.) и ранее старение.

Проституция имеет наиболее широкое распространение среди молодых людей, в основном до 25-летнего возраста. В последние годы наблюдается вовлечение в проституцию детей и подростков обоего пола, распространение гомосексуальной проституции.

Наиболее низкую оплату сексуальных услуг имеют “вокзальные” проститутки. В основном это женщины разного возраста, злоупотребляющие алкоголем, среди которых достаточно много бездомных (реже безнадзорных) девочек-подростков. Их относительно немного (2-3% от общего числа проституток). Более высокий доход имеют уличные проститутки (“ночные бабочки”). Это наиболее многочисленная группа (60-65%). Их “бизнес” имеет строго организованный характер. Уличные проститутки – это преимущественно девушки и молодые женщины, приехавшие их провинциальных городов России и стран СНГ. Среди уличных проституток немало детей обоего пола. Мальчики-проститутки, чаще иногородние и беспризорные, выполняют «заказы» богатых клиентов, а к 18-20 годам становятся «профессиональными» геями и в дальнейшем не интересуются лицами противоположного пола и не создают семьи. Такие мальчики вовлечены часто в криминальный бизнес (продажу наркотиков). Гостиничные проститутки и «девочки по вызову» (10-15%) – это женщины 20-22 лет, имеющие высшее или неполное высшее образование, владеющие иностранными языками, имеющие привлекательную внешность. Наиболее легализованным видом проституции в нашей стране является «массажный салон». Такие салоны располагаются в специально арендованных помещениях ближе к центру города. Иногда организации такого же типа могут скрываться за вывеской модельных агентств. Туда девушек приглашают якобы для работы в шоу-бизнесе, на телевидении или в кино. Для продвижения по карьерной лестнице предлагают вступить в интимные отношения с нужным человеком, затем с другим, третьим, материально компенсируя подобные контакты. В результате девушка легко может окончательно переместиться в сферу оказания сексуальных услуг. Вовлечение в проституцию безнадзорных детей может происходить после того, как они задействуются в порнографические фото- и киносъемки. Из получаемых проститутками денег примерно треть идет сутенеру, треть – «стражам порядка».

Профилактика проституции заключается как в нормативном семейном воспитании, так и половом воспитании в школе и повышении эффективности работы милиции.

Наркомания, токсикомания и алкоголизм как социальные явления имеют много общего. В основе этих явлений лежит аддиктивное поведение, основанное на приеме психоактивных веществ.

Наркотиками признаются вещества, отвечающие следующим критериям: медицинскому (вещество оказывает специфическое действие на психику), социальному (немедицинское потребление вещества имеет широкие масштабы с социально значимыми последствиями) и юридическому (наркотиками признаются вещества, включенные в соответствующий список). Психоактивные вещества, не отнесенные к списку наркотиков, называют токсикоманическими.

Психоактивными называют химические вещества, которые способны при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущения, восприятие окружающего, поведение, а при систематическом приеме вызывать психическую или физическую зависимость. При этом зависимость определяется Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как состояние периодической или хронической интоксикации, возникающее при повторном употреблении естественных или синтетических веществ. При этом употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида.

Как правило, зависимость от психоактивных веществ проходит в своем развитии следующие стадии.

· Начало употребления имеет место чаще в подростковом, реже - в детском или юношеском возрасте.

· Экспериментирование с различными видами наркотиков характерно для подросткового возраста, когда еще не сформированы формы употребления и его периодичность.

· Привыкание. У индивида складывается определенная форма употребления вещества в референтной группе или в одиночку. Привыкание – состояние, возникающее при повторных приемах психоактивного вещества: желание продолжить, повторить прием, возможно возрастание дозы при повторных приемах. Употребляющий осознает все негативные последствия употребления и его позитивные стороны (улучшение настроения, коммуникативность и др.). При этом возникает психическая зависимость вследствие улучшения психического состояния. Вредные последствия приема вещества имеются только для индивида в виде функциональных, обратимых изменений в состоянии здоровья.

· Привычное употребление. Употребление психоактивного вещества становится привычным. Индивид стремится поддерживать отношения с лицами с похожими формами употребления вещества. На этой стадии могут появиться признаки зависимости и рост толерантности (способности переносить определенную дозу наркотика).

· Чрезмерное употребление. Появляются проблемы во взаимоотношениях в семье, финансовые и правовые проблемы. Употребляющий не осознает всю сложность своего положения. Быстро растет толерантность. Возникают медицинские осложнения употребления.

· Болезненное пристрастие. Пристрастие – состояние непреодолимого и хронического приема веществ, вызывающих необходимость его повторного употребления; неудержимое, компульсивное желание приема и добывания вещества любыми путями; тенденция к быстрому росту дозы раз от разу; изменение личности, психические и общесоматические нарушения; вредные последствия не только для человека, но и для общества в целом. Полная утрата контроля над употреблением, несмотря на ухудшение социального положения.

В развитии наркоманической или алкогольной зависимости имеет определенное значение тип акцентуации характера подростка.

Транквилизаторы и снотворные, вызывающие состояние расслабленности и сонливости, как правило, отвергаются гипертимными подростками. Они предпочитают курение гашиша, иногда употребление небольших доз эфедрина. Запущенные случаи наркомании и токсикоманий у гипертимных подростков чрезвычайно редки. Среди подростков-наркоманов лабильные подростки практически не встречаются. Злоупотребление наркотиками не носит у них компенсаторного характера, оно обусловлено типичными микросоциальными факторами.

Подростки с шизоидным чертами характера являются группами риска в отношении приобщения к употреблению таких наркотических веществ, как гашиш, производные эфедрина и пр. Подростки с данной акцентуацией характера используют наркотики и спиртные напитки в целях облегчения контактов со сверстниками, улучшения эмоционального состояния. Другим мотивом употребления наркотиков может стать потенцирование творческих возможностей, философские изыскания по «поиску внутренней сущности» и т. п. Под влиянием гашиша шизоидные черты характера подростка усиливаются.

Эпилептоидные подростки, часто жалующиеся на приступы необъяснимо мрачного, угрюмого настроения, исключительно неблагополучны с позиций подверженности наркотизации и алкоголизации. Обычно употребляют крепкие спиртные напитки в относительно больших дозах, пьют «до отключения», не обладают защитным рефлексом на передозировку. Практически уже с первых моментов приобщения к спиртному демонстрируют симптомы, характерные для алкоголизма. К наркотикам прибегают достаточно часто, дифференцируют их, обычно отвергая гашиш, психостимуляторы, и сразу обращаясь к приему опиатов, барбитуратов, транквилизаторов. Патологическое влечение к наркотику, как и остальные влечения, отличается значительной силой. Дезадаптация эпилептоидных подростков, связанная с их возбудимостью и агрессивностью, также способствует приобщению к употреблению наркотических веществ.

Подросток с акцентуацией характера по истероидному типу может аггравировать наркотизм (субъективно преувеличить ощущения) с целью показать себя «своим человеком» в группе наркоманов.

Подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера присуща объективно сознаваемая ими неудержимая тяга к удовольствиям и наслаждениям. Они рано знакомятся с соблазнами улицы, включая алкогольные напитки и наркотические вещества, и не испытывают при этом каких-либо сомнений или нерешительности. Среди подростков-наркоманов часто встречается акцентуация характера по неустойчивому типу.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет 4 уровня наркомании.

1. Биофизический, определяемый наследственной предрасположенностью. В детском и подростковом возрасте, характеризующемся высокой интенсивностью обмена веществ, происходит ускоренное развитие привыкания и пристрастия к психоактивному веществу.

2. Индивидуально-психологический, обусловленный особенностями психики и личностного опыта, образом жизни. Подростки, страдающие такими нарушениями поведения как: уклонение от учебы и труда, склонность к уходу из дома, ведение асоциального образа жизни, активной половой жизни, сексуальным девиациям, агрессии и аутоагрессии, подвергаются высокой опасности стать наркозависимыми.

3. Микросоциальный уровень, отражающий систему норм и ценностей в семье, школе, а также того или иного течения молодежной субкультуры. Так, например, угроза наркотизации подростков усиливается в семьях, где матери обладают властным характером, но эмоционально не развиты, отцы же вовсе не занимаются воспитанием детей.

4. Макросоциальный уровень, подразумевающий некий социальный нигилизм и предлагающий патологическую реакцию на социальные явления.

Основными группами мотивов употребления психоактивных веществ вообще являются: социально-психологические (традиции, особенности культуры, подчинение другим людям или референтной группе); гедонистические (потребность в изменении своего состояния – испытать эйфорию); атарактические (устранение негативных эмоциональных переживаний); гиперактивные (стимуляция физической и творческой активности) и патологические (стремление избежать синдрома отмены). У подростков же ведущей мотивацией употребления наркотиков является «любопытство», «стремление к изменению психического состояния», «поиск новых, необычных ощущений». Большое значение имеет стремление «активизировать поведение», «снять эмоциональное напряжение», «облегчить межличностные контакты», равно как и решить проблемы сексуального характера. Употребление наркотиков реализуется в подростковой группе, структура и направленность деятельности которой во многом определяют формирование наркомании у подростка.

Результаты различных опросов показывают, что основным источником информации о наркотиках во всех возрастных группах учащихся являются средства массовой информации (СМИ). Прослеживается явная тенденция: чем старше становятся подростки, тем больше они ориентируются на мнение своих сверстников, в том числе и о наркотиках.

Практически все школьники хорошо осведомлены об «основном» списке наркотиков и включили в него героин, кокаин, анашу, марихуану, т.е. те вещества, которые чаще всего упоминаются в СМИ. По мере взросления у подростков соответствующие познания расширяются.

Большинство подростков во всех группах хорошо осознают опасность быстрого возникновения наркотической зависимости. С возрастом уменьшается число убежденных в опасности формировании зависимости после единичной пробы, но увеличивается число понимающих, что при регулярном употреблении зависимость развивается стремительно. В старших классах большинство подростков близко общаются с людьми, употребляющими наркотики, многие имеют собственный подобный опыт.

Вообще же потребление наркотиков может рассматриваться как угрожающее генофонду нации, если его уровень превышает 5% численности населения. Критическим порогом потребления алкоголя считается 8 л чистого этанола на каждого жителя страны в год. В России в настоящее время, по разным данным, от 0,5 до 2 млн. наркоманов, а употребляющих наркотики – 10 млн. человек (свыше 7% населения). Потребление алкоголя составляет 14-15 л на человека в год. При этом скорость распространения наркомании в России «обгоняет» темпы всех европейских стран.

По данным Минздрава Российской Федерации, на 1 января 2001 г., в наркологических диспансерах состояли на учете 163 тыс. больных наркоманией (112,8 случая на 100 тыс. населения), свыше 93 тыс. человек, злоупотребляющих наркотическими средствами, более 13 тыс. больных токсикоманиями и свыше 29 тыс. злоупотребляющих токсическими (сильнодействующими) веществами. Количество состоящих на учете больных наркоманией выросло за последние 10 лет более чем в пять раз.

В среде несовершеннолетних распространение наркотиков принимает характер эпидемии: они становятся привычным компонентом молодежной субкультуры. Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления токсико-наркотических веществ снизился до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек. Среди тех, кто использует одурманивающие вещества до 13 лет, почти исключительно мальчики. Однако в группе несовершеннолетних, познакомившихся с наркотиками и токсическими веществами в 14-15 лет, приблизительно 35% составляют девочки. Таким образом, проблема постепенно приобретает универсальный характер, переставая быть исключительно юношеской, мужской.

В 1998 г. уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами - в 11,4 раза чаще, чем взрослые. «Омоложение» наркомании должно кардинально изменить традиционное представление педагогов о сроках начала профилактической работы. Начинать ее надо не в подростковом возрасте, а с начальной школы, включая дошкольный возраст.

Еще недавно исследователи считали, что токсические и наркотические средства распространяются преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бродяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а в старших классах она достигает 27% (в обычной школе – 2-15%, в сельской школе – 2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизненная ценность, принимает «знаковый» характер приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни. К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек. Более 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.

Нельзя упускать из вида и такую причину стремительного роста наркотической эпидемии как увеличение доступности наркотиков. С каждым годом наркобизнес в прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. Так, если в России в 1996 г. изъятия героина были зафиксированы в 14 регионах, в 1997 г. - в 43 субъектах Федерации; в 1998 г. - в 68 республиках, краях и областях, а в 1999 г. - пожалуй, только жители Крайнего Севера не употребляли данный наркотик. На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобизнеса. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.

Статистические данные, полученные из различных источников, рисуют тревожную картину распространенности наркомании.

· По некоторым оценкам, в нашей стране сейчас примерно 2 млн. человек, регулярно употребляющих наркотики, около 4 млн. человек уже пробовали их, причем 3/4 этого количества составляет молодежь в возрасте 14-30 лет.

· Численность подростков больных наркоманией, по сведениям на начало 1999 г., составляла 29,8 тыс. человек. В 1984 г. таких на всю страну было только 420 чел. Практика показывает, что только 10% подростков-наркоманов доживает до 30 лет.

· За последние десять лет число смертей от наркотиков среди всего населения увеличилось в 12 раз, среди детей - в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти стала передозировка. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно составляют в России 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей.

· По информации правоохранительных органов, в разных регионах России насчитывается от 20 до 30% школьников, в той или иной степени знакомых с употреблением наркотиков.

· За минувшие четыре года в крупных городах число подростков и студентов, больных наркоманией, выросло в 6-8 раз, а число женщин-наркоманок за последние десять лет увеличилось в 6,5 раза.

· Получила распространение «семейная» наркомания и даже в виде приобщения родителями к наркотикам малолетних детей. В реанимационные токсикологические отделения больниц попадают даже дети 5-7 лет.

· Рост наркомании резко обострил проблему СПИДа. Из 4725 ВИЧ инфицированных человек, зарегистрированных в 1997 г., 91% составляют наркоманы. Установлена прямая связь роста наркомании и скорости распространения по стране гепатита Б.

Однако последствия наркотизации и алкоголизации носят не только медицинский, но также социальный и правовой характер. Так, в состоянии опьянения подростками совершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.); из десяти имущественных преступлений совершение шести приходится на наркоманов.

Профилактика наркозависимости имеет достаточно сложную и разветвленную структуру. Наиболее эффективными ее способами являются обеспечение возможности консультирования, а также доступа к специализированным службам помощи.

Выделяются три вида профилактики: первичная (включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков), вторичная (объединяет совокупность мер по предупреждению формирования болезни и осложнений, связанных с употреблением наркотиков у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни) и третичная, или реабилитация (понимаемая как комплекс мер и мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания; она способствует восстановлению личностного и социального статуса больного и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности).

Организация профилактической работы также различает типы профилактического вмешательства (интервенций). В частности, универсальная или предупредительная интервенция призвана охватить максимально возможное число детей и подростков вне зависимости от того, есть ли риск начала употребления наркотиков в обозримом будущем или нет. Цель такой интервенции заключается в предупреждении употребления наркотиков среди молодежных групп. Используется универсальная интервенция в первичной профилактике. Индикативная или селективная интервенция направлена на группы высокого риска. Цель её более узка: снизить вероятность наркотизации среди тех, кто потенциально может быть ей подвержен. И модификационная интервенция, которая направлена на группы лиц, уже употребляющих наркотики.

Профилактика наркотизации может быть общесоциальной и специфической. Общесоциальная (неспецифическая) профилактика реализуется в сфере, непосредственно не затрагивающей проблему употребления наркотиков, но влияющей на нее косвенно через административные механизмы, педагогические средства, при помощи информационных технологий, разработку и воплощение различных программ и мероприятий по организации досуга подростков (работа подростковых клубов, всевозможные спортивные соревнования и праздники). Основная задача этого вида профилактики состоит в создании альтернативы приему наркотиков, организации занятости подростков в свободное время.

Мероприятия и программы в рамках специфической профилактики призваны влиять на те или иные проявления проблемы наркомании и их медицинские и социальные последствия. Задачи специфического типа профилактики решаются, например, путем проведения специализированных информационных кампаний в средствах массовой информации, тематических уроков или занятий, психологических тренингов для подростков, выпуска специальной литературы, терапевтических программ для потребителей наркотиков, программ снижения вреда от наркотизации.

Профилактика наркозависимости рассредоточена по иерархическим уровням. На личностном уровне в фокусе внимания оказывается формирование тех качеств личности, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека. Применяемые способы профилактики: консультирование, лечение, тренинги личностного роста.

Семейный уровень предполагает влияние на "микросоциум" - семью, поскольку семья подростка и его ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения молодого человека к наркотикам. Используемые упреждающие приемы: тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе.

Социальный уровень профилактики направлен на коррекцию общественных норм, как в части самого феномена употребления наркотиков, так и в части отношения к их потребителям. Профилактическая деятельность общесоциального уровня помогает создать благоприятный фон для работы на личностном и семейном уровнях.

 

8.6. Формирование российской национальной концепции воспитания

 

Как отмечалось ранее, современная российская молодежь все больше времени проводит в зоне непедагогического воздействия. Государство, многие социальные институты и группы перестали выполнять воспитательные функции. Тем не менее, сегодня нельзя формировать новое поколение, не используя созидательный потенциал воспитания. Поэтому авторы далее обращаются к вопросу формирования концепции воспитания в современных условиях.

Целенаправленные работы по формированию концептуальных подходов к воспитанию и созданию собственно концепции воспитания ведутся в нашей стране более десяти лет. Министерством образования РФ системные научные исследования проблем воспитания поддерживаются с 1993 г. Подобного рода разработки характеризуются значительным количеством и разнообразием. В настоящее время существует свыше 30 концепций воспитания и психологической поддержки детей, подростков и молодежи, выдвинутых известными специалистами из различных областей науки и практики (философами, педагогами, социологами, психологами и т.д.). Большая часть опубликованных концепций относится в школьному образованию (В. Караковский, З. Малькова, П. Новикова, Н. Селиванова, Н. Таланчук и др.), меньшая – к профессиональному образованию различных ступеней (высшее профессиональное образование – В. Лисовский, авторские коллективы Пермского государственного технического университета, Уральского государственного технического университета и др.; среднее и начальное профессиональное образование – А. Мачульский), и совсем незначительная часть - к дошкольному (авторский коллектив НИИ “Дошкольное детство” им А.В. Запорожца). При этом единой целостной концепции воспитания, официально принятой и функционирующей в масштабах страны не существует. Это определяет актуальность задачи создания такой концепции и реализации ее на практике.

Известно, что концепции не имеют строго определенной общепринятой структуры, однако логика их раскрытия предполагает наличие таких составляющих как: описание проблемной ситуации; характеристика новых потребностей в воспитании; моделирование какого-либо эталонного результата воспитания; постановка цели и задач воспитания; описание объектов и субъектов, а также принципов воспитания; определение механизма и условий его реализации. Обратимся к совокупности предлагаемых концепций с точки зрения их наложения на заданную систему координат.

При всей широте диапазона концептуальных взглядов обращает на себя внимание факт, обобщающий практически все предлагаемые варианты концепций: значительное число авторов и авторских коллективов подходят к созданию концепции воспитания, рассматривая последнее через призму системы образования, жестко увязывая его с образовательными уровнями, и преимущественно - со школой. Об этом, в частности, свидетельствует всесторонний анализ более двадцати существующих концепций воспитания, проведенный в монографии И. Зимней, Б. Боденко и Н. Морозовой.

Сама постановка вопроса разработки концепции исходит из аксиоматично понимаемого и принимаемого положения, согласно которому общество безоговорочно возлагает функции воспитания детей и молодежи на конкретный институт - институт образования. Это находит отражение как на уровне формулировок подавляющего большинства собственно названий предлагаемых концепций и программ, так и на уровне их содержательно-функциональной ориентации. На это прямо указывает “Программа развития воспитания в системе образования России на –1999- 2001годы”: “В соответствии с Законом РФ “Об образовании” воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования…”.

Другим подтверждением данного тезиса может служить определение, извлеченное из “Программы развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001 –2005 годы”, содержащей в числе прочих и раздел «Концептуальные основы развития воспитания в системе среднего профессионального образования», на которой основываются и соответствующие “Основы концепции и программы воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования (УНПО)”, где сказано: “Воспитание – сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развития согласованного взаимодействия самого воспитуемого, педагога-воспитателя, коллектива ССУЗа в целом, органов управления образованием, других организаций и ведомств”. Приведенные цитаты преднамеренно взяты из разноплановых материалов как типичные и наглядно иллюстрирующие распространенную позицию “образованиецентризма” в процессе воспитания.

Вместе с тем ясно, что реальное воспитание не может быть замкнуто, ограничено только системой образования, несмотря на очевидность ведущей его роли в условиях уменьшения воспитательного воздействия семьи как основного института социализации молодого поколения. Названный подход в значительной мере игнорирует или полностью исключает воспитательную функцию иных социальных институтов, с которыми, так или иначе, взаимодействует молодое поколение. Это средства массовой информации, общественные и общественно-политические организации, общества по интересам, интернет и его аналоги, спортивные секции и т.п., а также неформальные группы общения.

Не умаляя краеугольного места семьи как основного института социализации молодого поколения (особенно на ранних стадиях становления личности), нельзя не сознавать, что современная российская реальность “разделяет, отчуждает” родителей и детей вне зависимости от социального и экономического положения семьи, снижая в числе прочих и ее воспитательное влияние. Это усугубляется и тем, что далеко не всегда родители, не сумевшие успешно адаптироваться к социально-экономическим переменам в обществе, являются авторитетом в глазах своих детей, сознательно или подсознательно сравнивающих их не только с родителями друзей и знакомых, но и с заполнившими экраны кино-, видео- и рекламными героями, зачастую не являющиеся эталонами поведения. Накладываясь на несформированность у молодого поколения твердых нравственных убеждений, с одной стороны, и на отсутствие четких государственных позиций в части воспитания и общественной морали, с другой, процесс социализации дает сбой, направляясь по ложному пути.

В условиях неконтролируемого бурного потока разнообразной информации и при отсутствии нравственной цензуры со стороны государства должен существовать некий “фильтр”, выполняющий воспитательно-нравственные функции и отделяющий позитивные установки, инициируемые СМИ и т.п., от негативных; корректирующий и, более того, определенным образом нейтрализующий восприятие детьми и подростками отрицательной, вредоносной “антиинформации”. Вероятно, выполнять роль подобного корректора должны, судя по объективно-реальной обстановке, именно учебные заведения различных уровней.

“Кризис семьи, - указывает А. Субетто, – особенно в развитых странах мира, включая и Россию, увеличивает требования к общественному воспитанию. Разрыв между воспитанием и образованием, особенно в высшей школе, недооценка воспитательной функции в образовании, в СМИ, в государстве порождает “торможение” в социализации личности…”.

Из изложенного можно сделать вполне естественный вывод о том, что не только школа (или в более широком смысле все образование как социальный институт), но общество в целом, и каждый его социальный институт, в частности, фактически в любой момент времени и в любой ситуации должен быть готов к оказанию воспитательного воздействия на молодое поколение, отчасти замещающего, отчасти дополняющего недостаток семейного и подмену распространенного сегодня обучающего (то есть возлагающего воспитательную нагрузку на преподаваемые учащимся знания) школьного воспитания.

В этом плане весьма перспективным представляется выработка нового, отличающегося от ныне используемого, полисубъектного подхода к воспитанию подрастающего поколения, как одной из проблем воспроизводства человеческого потенциала. В основу его может быть положен ювенальный подход к проблеме воспитания как подход не только полисубъектный, но и междисциплинарный, а именно, позволяющий объединить и определенным образом систематизировать разрозненные действия, предпринимаемые (или не предпринимаемые) многочисленными министерствами, ведомствами, социальными институтами, социальными службами и т.п. в отношении детей, подростков и молодежи. Именно ювенальный подход может стать базой теоретических исследований и практических разработок в области воспитания подрастающего поколения. В процессе разработки концепции воспитания необходимо сформулировать и само понятие воспитания. Так, в общесоциальном плане воспитание может рассматриваться как скоординированная совместная деятельность многообразных социальных институтов и институционально не оформленных проявлений жизнедеятельности общества по управлению формированием позитивно (просоциально в широком смысле) ориентированной личности при условии активной позиции самого воспитуемого. При определении объектов и субъектов воспитания в качестве базового можно использовать разработки Е. Слуцкого, изложенные в монографии “Основы ювенологии”, дополнив в части описания субъектов позицией “государство и его социальные институты, а также неформализованные проявления жизни общества”. На текущий момент времени это, вероятно, наименее разработанный блок.

Какие же социальные институты и неформализованные проявления жизни общества функционируют на воспитательном “ювенальном поле”?

Обращаясь к перечню структур, на которые возложена работа с детьми, подростками и молодежью, можно обнаружить достаточно внушительный список, включающий, помимо различных государственных и альтернативных учреждений системы дошкольного, школьного, профессионального образования, дополнительного образования, культуры и искусства, здравоохранения, социального обеспечения; организационно-управленческие структуры исполнительной власти различных уровней; спортивные секции и общества, общественные и общественно-политические организации различного толка (включая молодежные), политические партии, вооруженные силы, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел (через систему работы с несовершеннолетними правонарушителями), органы пенитенциарной системы, культовые организации различных конфессий. Каждое из них в той или иной мере реализуют воспитательную функцию в отношении подрастающего поколения. Действия их зачастую парадоксально рассогласованы, нескоординированы между собой.

Именно в силу совокупности положений, приведенных нами выше, представляется, что воспитательная политика государства, сформулированная в соответствующей концепции, должна исходить из неких единых, общих для всех субъектов воспитания основных принципов. В основу имеющихся разработок закладываются в основном сходные, но, тем не менее, имеющие определенные различия в зависимости от профессиональной принадлежности и специфики рода деятельности авторов, принципы:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, любви к Родине, сочетание обучения и воспитания;

· гуманизм, духовность, демократизм, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность, индивидуализация, вариативность;

· связь воспитания с жизнью; единство воспитания и деятельности человека; гуманность; единство воспитания и самовоспитания; комплексный подход к направленности, содержанию и организации воспитательной работы; одновременность в воспитании целостного духовного облика человека (как альтернатива дробления воспитания на дискретные задачи по воспитанию отдельных качеств личности); последовательность; творческий характер и динамизм развития воспитания с точки зрения появления новых направлений форм и средств; динамичность (как ускорение темпов формирования личности); конкретность (как воспитание личности в конкретно-исторических условиях, при учете задач развития общества в целом, равно как и социально-демографических, возрастных, национальных и других характеристик объекта воспитания);

· ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка; природосообразность; культуросообразность; креативность, творческое начало в воспитании; целостность педагогических процессов; индивидуально-личностная ориентация содержания воспитания; демократизация воспитательных систем;

· вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий; равноправие участия детей и молодежи в процессе воспитания; целостность, последовательность, преемственность содержания и организационных форм воспитания; формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся; обеспечение психолого-педагогической помощи учащейся молодежи, формирование ее социальной ответственности; выделение приоритетной роли воспитанию детей и учащихся сельской молодежи; сохранение и укрепление здоровья учащихся; гуманистическая направленность; природосообразность; культурсообразность; эффективность социального взаимодействия; концентрация воспитания на социальной и культурной компетентности личности.

Наиболее близким из перечисленных нам кажется подход коллектива авторов под руководством В. Лисовского. Тем не менее, представляется, что и все другие приведенные совокупности принципов непротиворечивы, имеют полное право на существование. Однако они должны быть определенным образом систематизированы и дополнены следующими положениями:

· позитивная направленность процесса и результата воспитания, понимаемая в широком смысле как просоциальная. Данный принцип может быть положен в основу определения направлений воспитания, а также конструирования некой эталонной модели, идеала гражданина России;

· логическая “встроенность” воспитания в экономику страны в целом и данной конкретной территории (региона) с точки зрения формирования социального заказа государства (общества) и конкретной территории к направлениям и критериям воспитания. При этом воспитание трактуется как один из элементов воспроизводства человеческого потенциала страны вообще и ее трудовых ресурсов в частности;

· системность воспитания по вертикали (преемственность и последовательность) и горизонтали (целостность) с опорой на институт образования как своеобразную основу всей системы;

· непрерывность (как альтернатива дискретности) процесса воспитания во времени и социальном пространстве;

· фактическое соблюдение принципа сочетания воспитания и обучения;

· деятельностный (в противовес преимущественно вербальному) подход к воспитанию;

· равенство всех детей, подростков и молодых людей как объектов воспитания относительно субъектов, его осуществляющих;

· реальное восстановление статуса и значимости института семейного воспитания.

Выдвинутые положения следует считать скорее дискуссионными, нежели окончательными, что отражает современный этап формирования единой целостной концепции воспитания.

Отдельного подробного рассмотрения требуют такие разделы потенциальной концепции как цель и задачи воспитания; характеристика новых потребностей в воспитании; моделирование некоего эталонного результата воспитания; определение механизма и условий его реализации, что предполагается осуществить в следующих публикациях авторского коллектива.

Резюме

 

(1) Социализация - это процесс взаимодействия индивида и социальной среды, основное содержание которого есть передача – освоение социального опыта, становление общественного человека, а, в конечном счете, воспроизводство самого общества.

(2) В целостном процессе социализации выделяются две составляющие: явная и латентная. Явная социализация – это те целенаправленные воздействия на формирующуюся личность (объект социализации), которые производятся различными социальными институтами, организациями, коллективами и отдельными лицами, т.е. агентами социализации. Латентная социализация – это влияния, которые испытывает формирующаяся личность, вступая во взаимодействие с объективно существующей системой отношений между людьми, с отношением людей к окружающему социальному и предметному миру, т.е. ко всему тому, что в некоторый момент неподвластно людям, не осознается ими, ни молодым человеком, ни взрослым, но объективно является фактором развития личности.

(3) В изучении социализации получили распространение два относительно независимых направления: нормативное и дескриптивное. Первое разрабатывает вопросы, связанные с определением того, как должно проходить развитие личности на разных этапах ее жизненного цикла, второе старается как можно более точно описать действительную картину этого развития. Научный подход к изучению социализации должен совместить оба направления. Каждое из них, отдельно взятое, имеет свою сферу применения, каждое дает определенные, не совпадающие друг с другом результаты, но только методологически осознанное использование их открывает перед исследователем возможность изучить процесс социализации во всей его полноте и сложности.

(4) Рассмотренные выше представления о явной и скрытой социализации, о ее нормативах, о дескриптивной и оптимальной моделях могут быть положены в основу изучения особенностей социализации молодого поколения современной России. За минувшие десятилетия существенно изменились условия, факторы, нормативы социализации, отношения между агентами социализации, содержание деятельности агентов, их отношения с различными молодежными группами, изменилось соотношение между явной и скрытой социализацией, значительно сократилось время пребывания многих представителей молодого поколения в зоне педагогического воздействия. Отмеченные изменения требуют специального изучения и оценки. Современное российское общество не может отказываться от воспитания молодого поколения, оно должно создавать условия для оптимальной социализации молодого поколения.

(5) Процесс социализации расчленяется на два больших этапа: первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация включает две стадии: детскую и юношескую социализацию. В период детской и юношеской социализации индивиды осваивают основные принципы, идеалы, ценности, нормы общества. Но существенной особенностью первичной социализации является известная абстрактность и умозрительность всей совокупности освоенного опыта. Окончание первичной социализации авторы связывают с завершением периода обучения, с переходом молодежи в сферу общественного производства.

(6) Процесс вторичной социализации из методологических и эвристических соображений может быть разбит на две стадии – социализацию молодежи и взрослых. Если в процессе первичной социализации в основном активность принадлежит обществу, социальности, институтам и организациям, в которых индивид проходит обучение и воспитание, то в процессе вторичной социализации к активности общества подключается активность индивида, он выступает активной силой уже не только в отношении к самому себе, но и в отношении социализации других.

(7) Анализ современного российского общества свидетельствует о том, что оно стало обществом риска. Его главными атрибутами являются неопреде­ленность и потеря индивидами своей субъектности, выраженные в тотальной зависимости от неконтролируемой социальной реальности. Следствием этого становится их отчуждение от управления собственной биографией и непредска­зуемость жизненного пути. Охватывая в той или иной степени все слои населения, непредсказуемость особенно болезненно сказывается на молодежи, как становящемся субъекте со­циальных отношений. Проявляющаяся во всех сферах общественной жизнедея­тельности, она неизбежно становится характерной особенностью социальной интеграции молодых россиян.

(8) Падение уровня жизни большинства российских семей привело к сниже­нию аскриптивного статуса молодежи. В то же время ограниченный доступ к ресурсам развития обостряет противоречие между стремлением молодых людей к самореализации, как одной из базовых потребностей, и сужающимися воз­можностями ее удовлетворения. Оно является непреодолимым препятствием для воспроизводства и повышения их статусного положения и отчетливо просмат­ривается во всех сферах, особенно в образовании и системе трудовых отно­шений молодежи.

(9) В условиях, когда общество переживает ценностно-нормативную неопре­деленность, а ослабленные перманентным реформированием социальные меха­низмы сами находятся в состоянии аномии, социализационные траектории мо­лодежи выходят из-под контроля. Отдельные институты социализации демонстрируют не­способность противостоять риску воспроизводства безнормности в молодежной среде, распространению деструктивного поведения, криминализации отноше­ний и интеграции в них все большего числа молодых россиян. Ценностно-нормативная неопределенность и последовавшая за ней трансформация социально значимых оснований идентификации молодежи сыг­рали ключевую роль в усилении риска кризиса идентичности. Даже в условиях относительной стабильности молодые люди часто обитают в маргинальном пространстве. Пе­риод социальных перемен значительно интенсифицирует этот риск.

(10) Риск нисходящей социально-профессиональной мобиль­ности и социального исключения, риск аномии и кризиса идентичности прояв­ляются как неизбежное следствие деградационных изменений в российском обществе. Становясь частью социализации молодого поколения, они являются предпосылкой его превращения в потенциал асоциальности и кардинально из­меняют направленность интеграции. Отрицательная интеграция молодежи в российском обществе становится реальностью.

(11) В процессе социализации человека формируется и видоизменяется отношение человека к общественным нормам. Социальная норма является обобщением массовой социальной практики, неотъемлемым элементом общественного управления, одним из средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях, средством контроля со стороны общества за поведением личности или группы. В сознании личности, особенно формирующейся, могут быть определены дефекты, которые ведут к ненормативному поведению. Девиантный (отклоняющийся) тип поведения человека – это тип, выходящий за пределы индивидуальных вариаций, считающихся нормальными в данном обществе.

(12) Выделяют несколько типов девиантного поведения, среди которых самым распространенным является аддиктивный. При формировании аддиктивного поведения происходит замена межличностных отношений проекцией своих эмоций на предметный суррогат. В формировании девиантного поведения большую роль играют особенности поведенческих реакций и акцентуаций характера. В подростковом возрасте поведение определяется характерными для этого периода поведенческими реакциями эмансипации, увлечения, группирования со сверстниками, а также реакциями, обусловленными формирующимся сексуальным влечением.

(13) Социальные отклонения – это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при определенных социальных условиях. Социальные отклонения в системе общественных отношений происходят вследствие искажения в системе ценностей. В любом случае социальных отклонений взаимодействуют три группы явлений – социальная норма, свойства личности и особенности конкретной ситуации. Выход за пределы объективной социальной нормы возможен в двух направлениях: негативные отклонения (преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийства) и позитивные социальные отклонения – изменения в сторону социальных идеалов (новаторство, социальное творчество, инициатива и др.).

(14) Современная российская молодежь все больше времени проводит в зоне непедагогического воздействия. Государство, многие социальные институты и группы перестали выполнять воспитательные функции. Однако единой целостной концепции воспитания, официально принятой и функционирующей в масштабах страны не существует.

(15) Постановка вопроса разработки концепции исходит из аксиоматично понимаемого и принимаемого положения, согласно которому общество безоговорочно возлагает функции воспитания детей и молодежи на конкретный институт - институт образования. Вместе с тем ясно, что реальное воспитание не может быть замкнуто, ограничено только системой образования, несмотря на очевидность ведущей его роли в условиях современной действительности.

(16) В условиях неконтролируемого бурного потока разнообразной информации и при отсутствии нравственной цензуры со стороны государства должен существовать некий “фильтр, сепаратор”, выполняющий воспитательно-нравственные функции и отделяющий позитивные установки, инициируемые СМИ и т.п., от негативных; корректирующий и, более того, определенным образом нейтрализующий восприятие детьми и подростками отрицательной, вредоносной “антиинформации”. Вероятно, выполнять роль подобного корректора должны, судя по объективно-реальной обстановке, именно учебные заведения различных уровней.

 

Date: 2015-10-18; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию