Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация процесса социализации





 

Социализация как целостное, структурированное общественное явление, позволяет изучать отдельные его элементы, стороны, аспекты с позиции общества в целом, и с позиции формирующейся личности.

Так, например, при рассмотрении этапов, стадий социализации (“горизонтальный срез”) необходимо учитывать следующие положения:

1. Этапы развития личности, в зависимости от качественных изменений ее структуры, несмотря на всю важность биологического и психического созревания, фиксируют внимание на созревании социальном, на степени освоения индивидом различных элементов социального опыта, например, язык в устной и письменной форме, социальные роли, нормы поведения, ценности, идеалы.

Общественное определение этапов развития личности, включающее нормы, принятые в данном обществе для выделения существенных границ процесса социализации, принципы и способы распределения усилий общественных институтов и организаций на разных этапах, стадиях социализации индивидов.

Успех социализации находится в прямой зависимости от того, насколько усилия общества учитывают этапы развития личности, насколько это развитие поставлено под контроль общества.

В процессе социализации одни свойства, качества личности, приобретенные ранее, служат основой (базой), на которой формируются другие свойства.

Овладевая различными предметными формами деятельности, индивид переходит от одних социальных ролей к другим, от одних социальных позиций к другим. Процесс социализации разделяется на определенные временные отрезки, фазы, в течение которых индивид овладевает социальной ролью (ролями). В процессе социализации происходит перемещение индивидов в различных подсистемах общества: в семье – позиция и роль ребенка, в школе – ученика, в производственном коллективе – профессиональная позиция, в своей семье – позиция и роль супруга и родителя.

Размещение индивидов в определенных подсистемах общества производится на основе двух признаков – требования подсистемы и готовности индивидов занять некоторые позиции.

Время пребывания на определенной позиции, освоение и исполнение ролей, которые ассоциируются с ней, особенно в период детской и юношеской социализации, не зависит от самих индивидов, а задается конкретной подсистемой, в которую индивид входит.

С началом трудовой деятельности индивид приобретает известную автономию, получает большую свободу выбора. Этот выбор – результат его собственной активности, его прошлого опыта, условий, которые накладывают известные ограничения на дальнейший путь индивида в обществе.

Непрерывность процесса социализации означает сохранение некоторой совокупности уже приобретенных свойств. Экспериментально подтверждено, что длительное исполнение определенной роли индивидом накладывает на его внешний вид и внутренний облик, на структуру его личности известную определенность.

Когда эта определенность сохраняется в других ситуациях, при исполнении индивидом других ролей, можно утверждать, что структура личности индивида в некотором отношении стабилизировалась, его состояние закрепилось.

Изменение структуры личности, появление новых свойств – есть результат прерывности процесса социализации.

Процесс детской и юношеской социализации, закладывая некоторые основные, базисные характеристики личности, дает весьма общую подготовку индивида к жизни в обществе. Можно даже сказать, абстрагировавшись в данном случае от многих объективных и субъективных причин, обусловливающих различия опыта социализации каждого конкретного индивида, что процесс детской и юношеской социализации обладает известной степенью универсальности.

В период детской и юношеской социализации индивиды осваивают основные принципы, идеалы, ценности, нормы общества. Но существенной особенностью этой первичной социализации является известная абстрактность и умозрительность всей совокупности освоенного опыта.

Окончание первичной социализации авторы связывают с завершением периода обучения, с переходом молодежи в сферу общественного производства. В данном случае выбранный подход отличается от мнения ряда авторов, предлагающих первичную социализацию отождествлять с социализацией ребенка, выделяя вслед за этим еще несколько этапов. Когда речь идет о социализации ребенка, более правильно, по нашему мнению, говорить о ранней социализации. Думается, что разделение социализации следует производить исходя из интересующего исследователя аспекта социализации: психологического, социально-психологического или социологического. Ведь развитию, формированию человека свойственны гетерохронность и неравномерность.

Процесс вторичной социализации полезно из методологических и эвристических соображений разбить на две стадии – социализацию молодежи и взрослых.

Для каждого индивида выход из стен школы означает необходимость выбора жизненного пути, прежде всего выбор профессии.

Для общества каждый новый выпуск школы – это проблема размещения бывших школьников в различных профессиональных или общеобразовательных структурах, а, следовательно, это не только проблема размещения, но отбора индивидов в разные по значимости социальные структуры.

Когда выбор и отбор произведен, и индивиды размещены в конкретных социальных структурах, начинается вторичная социализация, основной костяк которой составляет профессиональная подготовка.

Достаточно общие принципы, ценности, нормы, идеалы, усвоенные в процессе первичной социализации, реализуются, объективируются в процессе чувственно-предметной деятельности, они утоняются, специфицируются, конкретизируются применительно к данной обретенной индивидом деятельности, в данном конкретном коллективе.

Именно в процессе самостоятельной, в полной мере ответственной деятельности и только в ней происходит интернализация социальных норм, ценностей, идеалов.

Будучи социализированной в том или ином отношении, обладая определенными социальными свойствами, реализуя их в процессе своей жизнедеятельности, личность так или иначе продолжает изменяться и развиваться. Процесс социализации на уровне индивида не завершается на какой-то стадии его жизненного цикла, а продолжается всю его жизнь. Если в процессе первичной социализации активность в основном принадлежит обществу, институтам и организациям, в которых индивид проходит обучение и воспитание, то в процессе вторичной социализации к активности общества подключается активность индивида, он выступает активной силой уже не только в отношении к самому себе, но и в отношении социализации других.

Закономерностью социализации на уровне индивида является возрастание его собственного вклада в этот процесс. Если в процессе первичной социализации индивид выступает в основном объектом социализации, то во вторичной социализации он все в большей мере становится ее субъектом.

То, что социализация продолжается в течение всего жизненного цикла индивида, еще не означает, будто человек не социализован в том или ином отношении. Напротив, раз сложившись, определенные навыки, способы поведения устойчиво сохраняются, и их воспроизведение происходит автоматически. Так, прямохождение, элементарные навыки принятия пищи, ухода за собой не претерпевают существенных изменений в ходе последующей социализации. Но речь идет даже не об этих элементарных, осваиваемых в стадии ранней социализации, навыках. Можно говорить о целых системах и комплексах общения, поведения, деятельности, сохраняющихся в жизнедеятельности индивида на всем его жизненном пути и свидетельствующих о его социализованности.

В самом общем виде можно сказать, что личность социализована, когда она закончила свое продолжительное становление, когда она закрепилась в социальной структуре на определенных позициях, когда она уже не столько развивается, сколько функционирует. Однако потребность в продолжении социализации может возникнуть в любой момент и инициатором продолжения могут выступать как ее агенты, так и сам субъект. Необходимость продолжения социализации становится актуальной обычно в следующих случаях:

1. В случае социальных перемещений, как по вертикали, так и по горизонтали. Перемещения индивида вызывают модификацию объективных условий его деятельности, меняют его социальное положение, содержание и структуру социальных ролей, которые он исполняет в обществе. Происходит отказ от старых ролей и освоение новых. Все это влечет за собой определенные трансформации человека, накладывает отпечаток на его личность, индивидуальность. С изменением позиций, статусов, структуры исполняемых ролей, преобразуется и структура отношений, связей и зависимости данного индивида с другими людьми, осваиваются новые формы деятельности, общения.

2. В случае крупных общественных изменений – экономических, политических и культурных. Здесь социализация вступает в форме ресоциализации, которая в подобных ситуациях охватывает достаточно широкие массы людей, представителей различных социальных групп. Примеров подобного рода ресоцилиазции можно найти немало: реформы в сфере образования, культуры, экономики и т.п.

3. Третий случай, когда потребность в социализации становится актуальной, касается контингента лиц, нарушающих правовые, моральные нормы данного общества. Типичным примером является социализация (в форме ресоциализации) преступников. Необходимость в ресоциализации диктуется интересами и целями общества в целом или его правящих классов.

Однако указанные выше случаи социализации не исчерпывают всех возможных ситуаций, когда социализация (или ресоцилиазция) необходима. Неудачный брак, развод и подобные ситуации ставят индивидов перед необходимостью ресоциализации к новому браку, к статусу одинокого человека и т.п.

На уровне общества в целом процесс социализации происходит постоянно и является имманентной характеристикой всей общественной жизни. Прекращение социализации было бы равносильно гибели общества. Вместе с развитием общества развивается и содержание, формы, методы социализации. Изменения в объективных условиях, прежде всего, в сфере материального производства влекут за собой изменения в социальной структуре общества, что, в свою очередь, вызывает трансформации в способах и направлениях социализации. Последняя является непосредственной причиной порождения людей определенного типа, характера, мировоззрения и т.п. Новые условия жизнедеятельности формируют и новые социальные типы людей.

 

Date: 2015-10-18; view: 745; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию