Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 24. Преступления против общественной безопасности





 

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в статью 205 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Комментарий 3

Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка в УК выделен впервые. В УК РСФСР 1960 г. закреплялась гл. 10 "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения". Было бы предпочтительнее сохранить указание на здоровье населения и в названии разд. IX УК, поскольку в своей сущности здоровье населения является самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны, а не только одной из составляющих общественной безопасности.

Общественная безопасность является наиболее существенным элементом объекта разд. IX УК. Понятие "безопасность" широко употребляется в общей и специальной литературе (национальная безопасность, международная безопасность, государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность движения, экологическая безопасность, безопасность личности, пожарная безопасность и др.).

Понятие безопасности впервые раскрыто в Федеральном законе от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (ВВС РФ. 1992. N 15). Она определяется в ст. 1 данного Закона как состояние защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Общественную безопасность как объект уголовно-правовой охраны можно определить как совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни личности, общества и государства. Она заключается в создании таких условий, при которых человек и все население чувствуют себя социально защищенными.

Исходя из анализа норм, расположенных в разд. IX УК, можно сделать вывод, что законодатель рассматривает общественную безопасность в ее узком и широком смысле. В первом смысле она выступает объектом преступлений против собственно общественной безопасности, предусмотренных в гл. 24 УК (ст. 205-212, 215-227). Во втором - помимо данного значения - включает:

1) экологическую безопасность (гл. 26 - ст. 246-262);

2) безопасность компьютерной информации (гл. 28 - ст. 263-271);

3) безопасность движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 - ст. 263-271).

При определении структуры разд. IX и, соответственно, содержания понятия общественной безопасности авторы УК достаточно противоречиво решили вопросы о включении ст. 213 и 214 в главу преступлений против общественной безопасности, не отразив общественный порядок в наименовании этой главы и одновременно указав ее в названии разд. IX. В то же время преступления против здоровья населения можно лишь с большой натяжкой отнести к преступлениям против общественной безопасности. А поскольку они составляют существенную часть разд. IX, следовало бы отразить их в его наименовании, а наиболее приемлемым решением проблемы было бы выделение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности в самостоятельный раздел УК.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 24 УК, является общественная безопасность, понимаемая в узком, или собственном, смысле слова. Он может быть определен как совокупность общественных отношений по обеспечению общественного спокойствия, предотвращению угроз жизни, здоровью, правам и свободам человека и гражданина, интересам общества и государства.

Подавляющее большинство этих преступлений могут совершаться только путем действий, т.е. активных форм поведения. Путем бездействия могут совершаться преступления, предусмотренные ст. 216-219, 224, 225 УК.

В гл. 24 УК включены как материальные (ст. 205, 215-219, 224, 225), формальные (ст. 206, 207, 211, 212, 220-223, 226), так и усеченные составы преступлений (ст. 208-210, 221, 226 и 227).

Преступления против общественной безопасности в основном характеризуются умышленной формой вины, хотя в ряде составов этих преступлений предусмотрена и неосторожность (ст. 215-219, 224).

Некоторые преступления против общественной безопасности могут совершаться специальными субъектами (ч. 1 ст. 215, ст. 219, 225, 227, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210). С 14-летнего возраста ответственность наступает за преступления, предусмотренные ст. 205-207, ч. 2 ст. 213, ст. 214 и 226. За совершение иных преступлений она наступает с 16 лет.

Ряд рассматриваемых преступлений отнесены законодателем к особо тяжким (ст. 209, 210 и др.), в то же время в гл. 24 включены и преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления.

 

Статья 205. Террористический акт

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях -

наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу

См. текст пункта "б"

в) с применением огнестрельного оружия, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

 

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

 

См. комментарии к статье 205 Уголовного кодекса РФ

См. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

Об уголовной ответственности за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. см. статью 213.3 Уголовного кодекса РСФСР

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ статья 205.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

 

Комментарий 2

 

Статья 205. Терроризм

 

1. Терроризм - многообъектное преступление. Основным объектом терроризма является общественная безопасность. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье, имущественные или иные интересы людей.

2. Объективная сторона составов преступления состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также в угрозе совершения указанных действий.

2.1. Иные (кроме взрыва и поджога) действия могут состоять в устройстве аварий, катастроф и крушений на транспорте, разрушении зданий, культурных и религиозных сооружений, в радиоактивном, химическом, бактериологическом или ином заражении местности и т.д.

3. Составы преступления считаются оконченными при условии, если совершены указанные действия либо возникла угроза их совершения и они создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий.

3.1. Реальность опасности наступления указанных последствий оценивается на основе имеющихся материалов о времени, месте, обстановке, способе совершения общеопасных деяний, экспертных оценках и влиянии на механизм преступного посягательства и других, нередко случайных, обстоятельств (скопление людей, транспортных средств, животных и т.п.).

3.2. Опасность гибели людей означает, что она угрожала хотя бы одному человеку.

3.3. Значительность имущественного ущерба определяется на основе стоимости уничтоженного или поврежденного имущества, его количества и значимости для потерпевшего, материального положения последнего.

3.4. Иные общественно опасные последствия могут выражаться в причинении гражданам вреда здоровью различной степени тяжести, дестабилизации обстановки в определенном населенном пункте, остановке работы транспорта, экологической катастрофе и т.п.

4. Отягчающими обстоятельствами терроризма (ч. 2) являются совершение его: группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35) или с применением оружия (см. коммент. к ст. 162).

5. Особо квалифицированный состав терроризма (ч. 3) включает в себя следующие отягчающие обстоятельства: а) совершение его организованной группой (см. коммент. к ст. 35); б) наступление по неосторожности смерти человека (см. коммент. к ст. 111); в) сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения (см. коммент. к ст. 220 и 221); г) наступление иных тяжких последствий.

5.1. Иные тяжкие последствия могут выражаться в дезорганизации органов власти и управления, срыве мероприятий, имеющих важное политическое (выборы в представительные органы власти) либо социально-культурное (участие в международном спортивном мероприятии) значение, парализация работы транспорта, связи, объектов жизнеобеспечения населенных пунктов и т.п.

6. Умышленное причинение смерти человеку при террористических действиях не охватывается составом терроризма и влечет квалификацию по совокупности преступлений с соответствующими пунктами (в зависимости от обстоятельств дела) ч. 2 ст. 105.

7. Субъект преступного посягательства - вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется умыслом. Для преступления, предусмотренного ч. 3, характерны две формы вины: умысел - по отношению к действиям и неосторожность - по отношению к наступлению последствий.

8.1. Обязательными признаками субъективной стороны терроризма является наличие одной из специальных целей: нарушение общественной безопасности, выражающейся в обеспечении защищенности жизненно важных интересов общества; устрашение всего населения или его части; оказание воздействия на принятие решений органами государственной власти.

9. Примеч. к ст. 205 предусматривает освобождение от УО лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, в случае его позитивного послепреступного поведения, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

9.1. Предупреждение органов власти следует считать своевременным, если оно сделано до начала совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность наступления последствий, указанных в ч. 1 коммент. статьи, чтобы органы власти имели реальную возможность предотвратить акт терроризма.

9.2. Иной способ предотвращения акта терроризма может заключаться в самостоятельных действиях лица по предотвращению взрыва, поджога, привлечению других граждан к локализации вредных последствий.

10. Терроризм - особо тяжкое преступление.

 

Комментарий 3

 

Статья 205. Т ерроризм

 

1. Проблема борьбы с терроризмом приобрела глобальный характер, поскольку он угрожает не только стабильности отдельных государств, но и всего миропорядка. Истоки терроризма в России, как и в других странах, заключаются в социальной, политической нестабильности, религиозной, этнической нетерпимости, а также в проявлении агрессивных и организованных форм совершения преступлений.

В ст. 205 УК терроризм предусматривается как самостоятельное преступление. В то же время отдельные признаки терроризма включены в иные составы преступлений (ст. 207, 277, 291, 295, 317).

2. Основным объектом терроризма является общественная безопасность. Дополнительными объектами выступают жизнь и здоровье людей, собственность, здоровье населения, интересы нормальной деятельности органов государственной власти и др.

3. Объективная сторона терроризма реализуется путем совершения действий. Конструктивным признаком его является общеопасный способ.

Терроризм может выражаться либо в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, либо в угрозе совершения указанных действий.

4. Под иными действиями следует понимать: осуществление аварий, затоплений, разрушение транспортных коммуникаций, блокирование вокзалов, аэропортов, захват транспортных средств, заводов, атомных электростанций, учреждений культуры, образования с удержанием заложников, заражение запасов продовольствия, водных источников, действий, направленных на распространение эпидемий или эпизоотий и т.д. По смыслу ч. 1 ст. 205 все перечисленные действия создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий.

5. Иными общественно опасными последствиями могут быть: причинение вреда здоровью людей, создание обстановки общественного психоза, страха, паники, дезорганизация объектов жизнедеятельности, работы транспорта, нормальной деятельности органов власти, учреждений здравоохранения, образования и т.д.

6. Значительность имущественного ущерба должна определяться с учетом ценности и значимости имущества, а также материального положения потерпевших. Иные общественно опасные последствия могут заключаться в устройстве катастроф, аварий на объектах жизнедеятельности, транспорте, разрушении зданий и сооружений, в радиоактивном, бактериологическом, химическом и ином заражении местности и т.д.

7. Преступление признается оконченным, если взрыв, поджог или иные действия создали реальную опасность наступления каких-либо из указанных последствий. Если же они наступили при наличии умысла, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений, а при неосторожном отношении к их наступлению - по ч. 1 или ч. 3 в зависимости от характера наступивших последствий.

8. Другая форма терроризма заключается в угрозе совершения указанных действий, реальность которой определяется способностью вызвать у населения или властей опасение ее реализации. Угроза может быть устной или письменной, в том числе и с использованием технических средств (телевидения, радио, телефонной связи и др.). Она всегда носит публичный характер и рассчитана на ее распространение. Терроризм в форме угрозы считается оконченным преступлением в момент ее выражения.

9. Субъект - лицо, достигшее 14 лет.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Для преступления, предусмотренного ч. 3, характерна двойная форма вины.

Обязательным признаком состава является специальная цель - нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решения органами власти.

Особенностью содержания умысла при угрозе совершения акта терроризма является осознание того, что она используется виновным как средство терроризирующего воздействия на население (часть населения) и органы власти. Этим признаком терроризм в виде угрозы отличается от обнаружения умысла. При этом для квалификации не имеет значения, действительно лицо было намерено привести ее в исполнение или эта угроза использовалась как средство устрашения.

11. По своим целям терроризм отличается от иных сходных по объективной стороне преступлений - от террористического акта (ст. 277), диверсии (ст. 281), нападения на лиц, пользующихся международной защитой (ст. 360 УК), и ряда других преступлений.

12. Часть 2 предусматривает ответственность за совершение тех же деяний при наличии квалифицирующих признаков:

- совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (см. ст. 35 УК);

- с применением огнестрельного оружия (п. "в"), т.е. производство стрельбы, создающей опасность гибели людей, причинения им вреда здоровью, значительного имущественного ущерба и иных общественно опасных последствий, либо в целях создания возможности совершения акта терроризма другим способом.

Демонстрация наличия оружия, выстрелы в воздух и иные подобные действия не подпадают под п. "в" ч. 2. Такие действия должны рассматриваться как угроза акта терроризма (ч. 1).

13. Часть 3 предусматривает ответственность за совершение действий, указанных в ч. 1 или 2 этой статьи, при особо квалифицирующих признаках:

а) совершение преступления организованной группой (ст. 35 УК);

б) наступление смерти человека или иных тяжких последствий;

в) сопряженность с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.

Если смерть или иные тяжкие последствия причиняются умышленно, то такие действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений, т.е. по ст. 205 и, например, ст. 105.

Иными тяжкими последствиями могут быть: причинение тяжкого вреда здоровью, экологическая катастрофа, массовое отравление, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, крупный имущественный ущерб и т.д.

14. Примечание к ст. 205 предусматривает основания освобождения от уголовной ответственности участника подготовки акта терроризма (если в его действиях не содержится иного состава преступления):

- если он способствовал предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти;

- если он способствовал предотвращению акта терроризма иным способом. Иной способ в данном случае может заключаться в совершении самостоятельных действий по предотвращению взрыва, поджога и др., привлечению в этих целях других людей и т.д.

 

Статья 205.1. Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению

 

1. К преступлениям террористического характера относятся преступные деяния, предусмотренные ст. 205, 206, 208, 211, 277, 360. Поэтому законодатель относит деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 205.1, к тяжким, а ч. 2 - к особо тяжким преступлениям.

2. Основным объектом выступает общественная безопасность. Под угрозу причинения вреда могут быть поставлены и дополнительные объекты - личность, основы конституционного строя, мир и безопасность человечества.

3. Объективная сторона преступления выражается в совершении какого-либо одного из альтернативных действий или их совокупности:

а) вовлечении лица в совершение преступления террористического характера;

б) склонении его к участию в деятельности террористической организации;

в) вооружении или обучении лица в целях совершения указанных преступлений;

г) финансировании акта терроризма либо террористической организации.

4. О вовлечении лица в совершение преступления см. комментарий к ст. 150.

5. Под террористической организацией понимается объединение двух или более лиц, созданное для подготовки и осуществления взрыва, поджога, захвата заложника, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, нападения на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой, либо иных действий, направленных на подрыв общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решения органами власти. Участие в деятельности террористической организации - это выполнение лицом каких-либо функций по достижению ее целей.

6. Склонение лица - это психическое или физическое воздействие на другое лицо. Его способами могут быть убеждение, обещание, обман, подкуп, угроза, насилие и др. Цель склонения - получение согласия лица на участие в деятельности террористической организации. В этот момент преступление признается оконченным.

7. Вооружение или обучение лица предполагает передачу ему любых видов оружия (огнестрельного, холодного, газового и др.), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (см. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"//СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681). Сюда же можно отнести модификацию или приспособление, ремонт имеющегося оружия, передачу запасных частей к нему, оказание вовлекаемому лицу помощи в создании самодельных оружия, взрывных устройств и др. Обучение означает передачу знаний, в том числе соответствующей технической документации, руководств по эксплуатации, умений, навыков соответствующему лицу. Моментом окончания считается время передачи лицу, вовлеченному в террористическую деятельность, оружия, боеприпасов и т.д. или начала его обучения.

8. Финансирование означает передачу (лично или через кредитно-финансовое учреждение, других посредников) отдельному лицу или террористической организации в целом денежных средств (в любой валюте) в целях осуществления акта терроризма или функционирования указанной организации. В этом случае преступление считается оконченным в момент получения материальных средств.

9. Состав преступления является формальным, и поэтому преступление, предусмотренное ст. 205.1, признается оконченным в момент совершения хотя бы одного какого-либо действия, составляющего содержание объективной стороны этого преступления.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

11. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла.

Обязательна специальная цель, заключающаяся в:

а) вовлечении лица в совершение преступлений именно террористического характера;

б) склонении лица к участию в деятельности именно террористической организации;

в) вооружении либо обучении лица в целях совершения указанных преступлений.

Целевой характер имеет также финансирование, осуществляемое для совершения акта терроризма либо поддержания функционирования террористической организации.

12. Часть 2 предусматривает совершение лицом тех же деяний с использованием служебного положения. Субъектами преступления в этом случае могут быть представители власти, лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных и иных органах (см. примечание к ст. 285 УК). Повышенная опасность преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205.1, заключается в том, что использование лицом своих служебных функций значительно расширяет возможности в подготовке, осуществлении актов терроризма и преступной деятельности террористической организации.

13. В примечании к ст. 205.1 предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего преступление, при наличии следующих форм деятельного раскаяния:

а) добровольного и своевременного сообщения органам власти о подготовке акта терроризма или деятельности террористической организации;

б) иного способствования предотвращению акта терроризма либо пресечения указанного в этой статье преступления террористического характера.

 

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

 

Об уголовной ответственности за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. см. статью 213.4 Уголовного кодекса РСФСР

См. комментарии к статье 207 Уголовного кодекса РФ

 

Комментарий 2

 

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

 

1. Объектом преступного посягательства являются отношения по поддержанию мер общественной безопасности. Выделение данного состава обосновано специфичностью наступающих в большинстве случаев общественно опасных последствий, заключающихся в нарушении нормального функционирования государственных и муниципальных органов и учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, прав и охраняемых законом интересов отдельных граждан, включая отвлечение сил органов охраны правопорядка, а также специальных служб, призванных оказывать в чрезвычайных ситуациях помощь гражданам (бригады МЧС, скорой помощи, пожарной охраны и т.д.).

2. Объективная сторона состава преступления заключается в ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (подобных по интенсивности разрушительно-поражающих свойств взрыву либо поджогу - массовых отравлениях, распространении эпидемий и т.д.).

3. Несмотря на использование законодателем термина "готовящийся", соответствующее сообщение должно содержать информацию не о признаках приготовления к терроризму (предварительный сговор на совершение террористического акта, приобретение оружия или иных средств совершения террористического акта и т.д.), а о признаках покушения на совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность наступления указанных общественно опасных последствий (закладывание и запуск взрывного устройства в местах скопления людей и т.д.).

4. Состав преступления окончен в момент сообщения субъектом преступного посягательства заведомо ложной информации о готовящемся акте терроризма. Форма сообщения (устно, письменно, с использованием иных средств коммуникаций) не введена законодателем в уголовно-правовую норму в качестве обязательного признака данного состава, в связи с чем не имеет значения для квалификации.

5. Адресатом сообщения об акте терроризма является лицо, обязанное реагировать на получение соответствующей информации (сотрудники органов охраны правопорядка, иные должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях и т.п.) посредством принятия чрезвычайных мер, нарушающих нормальную работу соответствующих предприятий, учреждений, организаций (эвакуация людей, перекрытие транспортных путей и т.д.).

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, о чем свидетельствует использование законодателем терминологического сочетания "заведомо ложное сообщение", предполагающего как осознание субъектом несоответствия действительности передаваемых им сведений о готовящемся акте терроризма, так и их целевое назначение - нагнетание страха на граждан и введение адресатов сообщения в заблуждение о наличии угрозы общественной безопасности для инициирования принятия ими соответствующих чрезвычайных мер. Мотивы (личные, политические, хулиганские и т.д.) для квалификации значения не имеют. Наличие ошибки в отношении достоверности информации исключает УО.

7. Субъектом преступного посягательства является достигшее к моменту совершения преступления 14 лет вменяемое лицо.

8. Преступление относится к категории средней тяжести.

 

Комментарий 3

 

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

 

1. Общественная опасность данного преступления выражается в том, что заведомо ложное сообщение об акте терроризма дезорганизует нормальный ритм общества и государства, нарушает деятельность предприятий, учреждений, работу транспортных коммуникаций, порождает страх, панику и ложные слухи среди людей. Оно создает экстремальную ситуацию с привлечением соответствующих сил и средств по предотвращению ложной угрозы акта терроризма.

2. Объектом преступления является общественная безопасность. В качестве дополнительного объекта могут выступать: права и законные интересы граждан, интересы нормальной деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 207, заключается в ложном, т.е. не соответствующем действительности, сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или ином действии, создающем опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо иных общественно опасных последствий, например массовых отравлений, распространения эпидемий и др. (см. ст. 205).

Ложное сообщение касается не совершенного, а только готовящегося акта терроризма. В нем не выражается и непременное намерение его осуществить. Для того чтобы квалифицировать подобное деяние по ст. 207, вполне достаточно указания в ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или ином действии, которые по месту, времени, обстановке и другим обстоятельствам воспринимаются людьми и властями как реально готовящийся акт терроризма.

4. В качестве адресатов ложных сообщений могут быть органы власти, а также организации, учреждения, в том числе редакции СМИ, дирекции школ и т.д., должностные лица и граждане, чьи интересы могли бы пострадать в результате осуществления акта терроризма. В последнем случае ложное сообщение должно носить публичный характер, т.е. делаться в расчете не на утаивание, а, напротив, на их распространение.

Ложные сообщения об акте терроризма могут быть устными или письменными, выраженными непосредственно или с использованием телефонной либо иной связи и т.д. Однако формы и способы сообщений не влияют на квалификацию этого преступления. Состав заведомо ложного сообщения об акте терроризма признается законченным в момент сообщения виновным заведомо ложной информации о готовящемся акте терроризма.

5. В рассматриваемом сообщении обычно не указываются причастные к этому лица или организации, но если в нем содержатся сведения о заведомо ложной причастности к подготовке к акту терроризма и иных конкретных лиц, то содеянное должно квалифицироваться по совокупности с клеветой (ст. 129) либо с заведомо ложным доносом (ст. 306) в зависимости от адресата.

6. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

7. Субъективная сторона преступления выражается в виде прямого умысла. Лицо осознает, что сообщает именно ложные сведения о готовящемся акте терроризма и это сообщение непременно вызовет соответствующие действия властей, нарушит общественное спокойствие, породит у людей страх, а то и панику, и желает довести эту ложную информацию до выбранного им адресата.

Из наименования и содержания ст. 207 следует, что признаком рассматриваемого состава является заведомая ложность сообщения. Если лицо заблуждается в отношении достоверности информации относительно подготовки акта терроризма, оно, естественно, не может привлекаться к ответственности по данной норме.

Мотивами данного преступления могут быть различные по своему содержанию побуждения: личные, хулиганские, политические и др.

 

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности

1. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Об уголовной ответственности за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. см. статью 215.1 Уголовного кодекса РСФСР

См. комментарии к статье 219 Уголовного кодекса РФ

 

Комментарий 1

 

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности

1. Объектом деяния, предусмотренного в ст. 219 УК, являются установленные государством правила пожарной безопасности, а также общественная безопасность и общественный порядок. Упомянутым правилам посвящен ряд нормативных правовых актов и, в частности:

- Закон о пожарной безопасности;

- постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе";

- Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.09.1993 N 886;

- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.

2. Объективная сторона анализируемого преступления состоит:

а) в нарушении правил пожарной безопасности. При этом следует учесть, что:

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

правила и требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные нормативными документами или уполномоченными государственными органами (например, МЧС России);

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров (ст. 1 Закона о пожарной безопасности).

Такие нарушения могут иметь самые разнообразные формы:

неисполнение требований нормативных правовых актов. Иначе говоря, виновный в данном случае совершает деяние в форме бездействия. Аналогично решается вопрос и в случаях частичного неисполнения правил (ст. 20 Закона о пожарной безопасности);

непринятие мер пожарной безопасности уже после возникновения пожара;

несоздание подразделений пожарной охраны в случаях, предусмотренных законодательством;

игнорирование законных требований должностных лиц государственной пожарной охраны;

содержание в неисправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров;

противодействие органам государственной пожарной охраны в доступе на территорию организации (в помещение, в котором индивидуальный предприниматель осуществляет эту деятельность, и т.п.) при осуществлении ими своих функций;

задержка передачи информации о возникших пожарах органам пожарной охраны и т.п. (ст. 37 Закона о пожарной безопасности);

б) в том, что нарушения правил пожарной безопасности повлекли (реально!) причинение тяжкого вреда здоровью человека (хотя бы одного). О признаках "тяжкого вреда" здоровью человека см. коммент. к ст. 216 УК;

в) в том, что данное деяние повлекло за собой по неосторожности смерть одного (ч. 2 ст. 219 УК) либо смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 219 УК). Конечно, в последних двух случаях установлена более суровая ответственность виновного.

Анализируемое преступление чаще всего совершается путем бездействия, хотя нередки случаи и активных действий виновных, нарушающих правила пожарной безопасности. Оконченным оно считается с момента наступления любого из последствий, указанных в ст. 219 УК.

3. Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется неосторожной формой вины. Иначе говоря, виновный совершает преступление:

а) либо по легкомыслию (виновный хотя и предвидит возможность наступления вреда жизни или здоровью гражданина, иных тяжких последствий своего деяния (чаще всего бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить, ч. 2 ст. 26 УК);

б) либо по небрежности (виновный не предвидит возможности наступления упомянутых выше последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть, ч. 3 ст. 26 УК).

Субъект преступления, предусмотренного в ст. 219 УК, - специальный:

- частные предприниматели, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций;

- работники ЮЛ и индивидуальных предпринимателей, на которых обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности возложена в соответствии с трудовым договором (контрактом), распоряжением, приказом руководителя, Правилами внутреннего распорядка, действующими в организации, Положением о пожарной безопасности, иными локальными нормативными актами;

- рядовые работники индивидуальных предпринимателей и организаций, которые в силу выполняемых трудовых функций обязаны соблюдать упомянутые правила (сварщики, кочегары и т.п.).

Деяние, предусмотренное в ч. 1, 2 ст. 219 УК, относится к преступлениям средней тяжести, а указанное в ч. 3 ст. 219 УК, - к тяжким преступлениям (ч. 3, 4 ст. 15 УК).

 

Комментарий 2

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности

 

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественной безопасности России, причинении вреда здоровью человека, наступлении его смерти.

Основной и квалифицированный составы преступления описаны соответственно в ч. 1 и 2 коммент. статьи и раскрывают общественно опасные деяния, входящие в категорию неосторожных преступлений средней тяжести. Особо квалифицированный состав преступления описан в ч. 3 коммент. статьи и также предусматривает общественно опасные деяния, входящие в категорию неосторожных преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная безопасность, урегулированная правилами пожарной безопасности. Дополнительным объектом посягательства, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, является здоровье человека, чужая собственность. Жизнь человека - дополнительный объект в квалифицированном и особо квалифицированном составах преступления.

2.1. Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожар представляет собой неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, другими нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 22.08.2004) (СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; 2004. N 35. Ст. 3607)).

3. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия или бездействия - невыполнении или ненадлежащем выполнении правил пожарной безопасности. Активное преступное поведение может проявиться, например, в эксплуатации электроустановки вопреки требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, правил технической эксплуатации или техники безопасности, запрещающих эксплуатацию электроустановки в сложившихся условиях, в проведении огнеопасных работ вблизи от горюче-смазочных материалов. Пассивное преступное поведение может выразиться, например, в непроведении замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового (осветительного) оборудования при эксплуатации электрических сетей зданий (сооружений) в течение трех лет, в необеспечении средствами пожаротушения предприятия (учреждения, организации).

4. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативно-правовым актам, в числе которых можно выделить: ФЗ "О пожарной безопасности"; Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утв. постановления Правительства РФ от 09.09.1993 N 886 (в ред. от 27.12.1994) (САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3612; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190); Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 11.11.1992 N ЦУО-112 (в ред. от 06.12.2001) (М.: Транспорт, 1994; БНА. 2002. N 9).

5. По законодательной конструкции составы преступления являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент наступления в результате нарушения правил пожарной безопасности материальных общественно опасных последствий: а) тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1); б) смерти одного человека (ч. 2); в) смерти двух или более лиц (ч. 3).

5.1. При квалификации общественно опасного деяния как преступления правоприменителю надлежит установить прямую причинно-следственную связь между нарушением правил пожарной безопасности и наступившим материальным общественно опасным последствием. При этом причина пожара может быть связана с поведением как виновного, так и других лиц, со стихией, несчастным случаем и т.д.

5.2. О тяжком вреде здоровью человека см. в п. 9.1 коммент. к ст. 216 и коммент. к ст. 111.

5.3. О смерти человека см. в п. 11.2 коммент. к ст. 247.

5.4. Привлечение к УО по коммент. статье может быть не связано с возникновением пожара. Достаточно нарушения требований пожарной безопасности, повлекшего указанные последствия (БВС РФ. 2002. N 11. С. 21).

6. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности. Более того, следует вести речь о слиянии административно-правовой и уголовно-правовой вины (смешанной вине), поскольку нарушить правила пожарной безопасности виновный может умышленно. Однако этот умысел будет являться элементом административного правонарушения (ст. 11.16 КоАП) до тех пор, пока не будет причинен (по неосторожности) тяжкий вред здоровью человека, не наступит смерть одного человека или нескольких лиц, переводящие административное правонарушение в преступление. Отношение к наступившим последствиям может быть в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности.

6.1. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 167. Если же виновный посредством уничтожения (повреждения) чужого имущества путем поджога желает наступления смерти другого человека либо сознательно допускает это общественно опасное последствие или относится к нему безразлично, то содеянное должно квалифицироваться по совокупности ч. 2 ст. 167 и соответствующему пункту (в том числе п. "е") ч. 2 ст. 105. Аналогичным образом решается вопрос в связи с причинением потерпевшему вреда его здоровью (ст. 111 (ч. 2 п. "в"), 112, 115). Подробнее см. п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14.

7. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста, обязанное соблюдать правила пожарной безопасности, а в некоторых случаях и обеспечивать их соблюдение. Это руководители предприятий или организаций всех форм собственности, уполномоченные ими лица, а также собственники имущества, в том числе жилища, наниматели, арендаторы и т.д. (см. п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14).

8. Если в результате пожара, возникшего в связи с нарушением правил пожарной безопасности, наступили общественно опасные последствия, предусмотренные ч. 1 и 2 (или 3) коммент. статьи, то окончательная квалификация должна осуществляться по наступлению наиболее тяжких последствий, т.е. по ч. 2 (или 3) ст. 219.

8.1. В случае возникновения пожара из-за нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ либо вследствие нарушения правил учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и т.д., содеянное квалифицируется по специальным нормам (ст. 215, 216, 217, 218 и пр.) и дополнительной квалификации по ст. 219 не требуется (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14).

9. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 219) отличается от уничтожения или повреждения лесов (насаждений) в результате неосторожного обращения с огнем или источником повышенной опасности (ч. 1 ст. 261): во-первых, видовым объектом преступного посягательства, который в первом случае выражается в общественной безопасности от пожаров и во втором - в экологической безопасности общества; во-вторых, предметом посягательства. Предметы нарушения правил пожарной безопасности (ст. 219) не определены, а при уничтожении или повреждении лесов (ст. 261) таковыми являются: а) леса, входящие в лесной фонд, согласно ст. 7 ЛК; б) леса, не входящие в лесной фонд, - расположенные на землях обороны, землях городских и сельских поселений (ст. 10 ЛК); в) иная древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; на землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог), на землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); на землях водного фонда (на полосах отвода каналов), на землях иных категорий (ст. 11 ЛК). Подробнее см. п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14. В третьих, - субъектом преступного посягательства. В преступлении, предусмотренном ст. 219, субъектами являются лица, осуществляющие руководство на определенных участках работ или объектах, лица, непосредственно обязанные выполнять правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на этих участках или объектах, собственники имущества, в том числе жилища, наниматели, арендаторы. Субъекты же посягательства, описанного в ст. 261, - это лица, осуществляющие руководство работами на участках лесного фонда или объектах, лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу, лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом, но проявляющие при этом легкомысленное или небрежное отношение к возможным последствиям возгорания, например, при использовании в лесу трактора без искрогасителя, оставлении без присмотра непогашенной печи или костра.

Нарушение правил пожарной безопасности является преступлением и квалифицируется по ст. 219, если в результате умышленного или неумышленного нарушения правил по неосторожности причиняется тяжкий вред здоровью человека, наступают смерть одного человека или нескольких лиц. Уничтожение же (повреждение) лесов становится преступлением в результате неосторожного обращения с огнем или источником повышенной опасности.

И наконец, для квалификации общественно опасного деяния по ст. 261 достаточно уничтожить или повредить лес, насаждения, не входящие в лесной фонд. Для квалификации же преступного деяния по ст. 219 на первый план выходят жизнь и здоровье человека.

 

Комментарий 3

 

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности

 

1. Общественная опасность нарушений пожарной безопасности проявляется в том, что ежедневно в России происходят сотни и тысячи пожаров, которые причиняют огромный материальный ущерб, а нередко сопряжены и с человеческими жертвами.

2. Непосредственный объект преступления - пожарная безопасность. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности людей, имущества, общества и государства от пожаров.

3. Объективная сторона выражается в нарушении установленных нормативными актами правил пожарной безопасности в целях ее обеспечения, повлекшем причинение последствий, предусмотренных ст. 219 УК. Правила пожарной безопасности - это комплекс положений, предусматривающих порядок выполнения требований, норм и стандартов, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей в случае возникновения пожаров, объектов народного хозяйства и населенных пунктов средствами противопожарной защиты и пожарной техники, других правил и норм пожарной безопасности. Эти правила предусмотрены в вышеупомянутом Федеральном законе и ряде нормативных актов МВД России и других министерств и ведомств.

4. Деяние, предусмотренное данной статьей, может заключаться в неисполнении и ненадлежащем исполнении обязательных правил пожарной безопасности, обеспечивающих охрану людей и материальных ценностей от пожаров, например, производство сварочных работ, разведение огня, курение в непосредственной близости от легковоспламеняющихся веществ, топка печей с открытой дверцей, необеспечение объектов средствами пожаротушения и др.

5. Состав нарушения правил пожарной безопасности является материальным: ч. 1 ст. 219 предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью, ч. 2 - смерть человека, а ч. 3 - смерть двух или более лиц.

6. Обязательным признаком объективной стороны преступления является причинная связь между нарушением, повлекшим пожар, и наступившими последствиями. Она может быть как непосредственной, так и опосредованной, например, действиями потерпевших (человек выпрыгивает из окна горящего здания и погибает). И в том, и в другом случае налицо причинная связь.

7. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, обязанное выполнять правила пожарной безопасности или контролировать, обеспечивать их соблюдение на вверенном ему участке работы. Им могут быть как должностные лица, так и другие работники предприятия, учреждения, организации, на которых соответствующими нормативными актами или специальным распоряжением возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности, контролировать или обеспечивать их соблюдение. Субъектом данного преступления не может быть должностное лицо, на которое не были возложены указанные функции.

8. Субъективная сторона выражается в неосторожной форме вины. Поэтому умышленное причинение вреда жизни, здоровью человека подлежит квалификации по нормам о преступлениях против жизни и здоровья.

9. Если пожар вызван нарушением правил безопасности на объектах атомной энергетики, взрывоопасных объектах и др., содеянное должно квалифицироваться только по ст. 215, 217 или 218 УК. В ст. 219 предусмотрен специальный субъект, тогда как субъектом уничтожения или повреждения имущества по неосторожности, повлекшего тяжкие последствия (ст. 168), может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В указанных нормах, кроме того, предусмотрены неодинаковые по характеру и тяжести последствия.

 

Date: 2015-10-18; view: 616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию