Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке





Суждение "Всё в мире детерминировано" означает веру в наличие причинно-следственных связей между всеми событиями в мире. Учение, не признающее всеобщий характер причинной связи, называется индетерминизмом. Как многое в философии, спор этих двух позиций верящих и не верящих в чудеса и беспричинные события людей многовековой. У каждой веры все больше ее поддерживающих фактов. Но именно

объективная причинная обусловленность явлений и процессов действительности, называемая детерминизмом позволила успешно развиваться всем наукам. Ядром детерминизма, его важнейшим составным компонентом признается положение о существовании причинности всех событий. И так, детерминизм можно определить как учение о причинно-следственной взаимосвязи в универсуме, а противоположное учение об отсутствии причинно-следственных связей в универсуме называется индетерминизмом. Принцип детерминизма утверждает, что все причинно обусловлено, и ролью случайностей можно чаще всего пренебречь. Индетерминисты не отрицают роль причин, но утверждают решающую роль случайностей в событиях. Те и другие правы, но кто в чем и насколько? Причины есть у всего, многое совершается с необходимостью, а не в результате чистой случайности, многое реализуется именно потому, что существовало и раньше потенциально, как возможность, которая в благоприятных условиях реализовалась. Но роль случайности даже в научных открытиях тоже невозможно не видеть. Важнейшие научные открытия часто совершались случайно, даже такие важные для человечества, как, например, радиоактивность.

Кроме специалистов никто не вспомнит, что изучал Беккерель, но стало хрестоматийным примером, что он случайно положил камень рядом с оказавшейся засвеченной им фотопластинкой и случайно обратил на этот факт внимание, а как следствие ядерное оружие и атомные электростанции. Еще Гегель отметил, что случайности бывают не только чистые, но и необходимые, а необходимости часто случайны и редко неизбежны. Под влиянием критики индетерминистов детерминисты не отказались от принципа, а лишь развивали его до выявления всего множества причин, от первопричины до последней, включая главную. Причина постепенно угасает в следствии.



Причина отличается от условий тем, что при устранении причины следствия не будет, а при устранении условия следствие все равно будет, но иным, поэтому условия, обстоятельства тоже надо обязательно учитывать при изучении следствия. Следствие тоже может влиять на причины и условия по каналам обратных связей. Следствия взаимодействуют между собой, с чем тоже надо считаться, как с условиями и причинами. Следствие в свою очередь становится причиной или условием для следствий последующих, и надо просчитывать всю цепочку последствий вплоть до того, которое может перечеркнуть смысл причинения первопричины. Так, желание получить еще в 20-х годах 20 века дешевле электрическую энергию привело к строительству гидроэлектростанций таких, что теперь стоит огромных денег рекультивация земель, а затопленные культурные слои земли и нарушенный искусственными морями климат планеты уже вряд ли восстановить. Таким образом, современный детерминизм стал как бы особым видом многофункциональной связи.

Крайний детерминизм ведет к фатализму, а крайний индетерминизм – к субъективизму. Индетерминизм не столь плодотворен, он лишь упорно ищет подтверждающие его веру примеры, сам дав науке и философии лишь внимательное отношение к счастливым и несчастным случаям. В древности, включая Античность, люди верили в рок, фатум, судьбу, что даже над богами. Судьбу невозможно изменить, каждый не может быть иным, считали и Лао-цзы в Китае, и Сенека в Риме. Индетерминист верит, что судьбу и смерть можно долго обманывать, если есть хитрость и воля к жизни, жизнь – это игра, я делаю ее, какой хочу, и сам за все отвечу. Фаталист и сейчас воспринимает все неизбежным, считает, что «от судьбы не уйдешь», «чему быть – того не миновать», «на все воля Божья». Фаталист пренебрегает случайностями, упуская счастливые случаи и «клича» на себя несчастные. Субъективист глупо бездеятельно все ждет счастливые случаи, тоже нередко попадая в несчастные Фаталист основателен, надежен, мрачноват и недоверчив. Индетерминист уповает на везение, весело и бесшабашно ждет чуда, доверчиво по-детски легкомысленен, малейший повод принимает за причину, судит обо всем субъективно и в поведении волюнтарист, но тоже достоин уважения и гораздо большего восхищения и жалости не меньшей, чем фаталист.

Но лучше бы оба были достойны не жалости, а восхищения, но для этого надо отказаться от этих крайностей и научиться правильно видеть сочетание случайностей с необходимостями, не лениться искать все причинно-следственные связи между событиями и предметами, как бы запутанны они не были. Случайности скрывают и раскрывают необходимости. Но что мы чаще всего считаем случайностью? Под случайностью мы понимаем либо то, что происходит в силу внешних, посторонних причин, либо то, чем обусловлено то или иное событие, но причина чего еще не познана, либо то, что нарушает цепь упорядоченных событий, либо цепь событий, где не видим пока закономерности, стихийная, нерегулируемая цепь событий. Случайностью можно назвать дополнение к необходимости, точку пересечения необходимостей, что раскрашивает не обходимости, не дает им быть всегда неизбежностью. Если событие (открытие) закономерно назрело, то оно произойдет, но через какие, благоприятные или неприятные для нас) случайности и как скоро (в удобное или неудобное нам время) – надо учесть и способствовать тому, чтобы все было как нам лучше или хотя бы не стало хуже.










Date: 2015-10-18; view: 89; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию