Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восточные славяне: расселение, быт и культураСтр 1 из 2Следующая ⇒
Введение.
Расселение славян. В эпоху расселения родовой строй оставался господствующей формой быта у восточных славян. По крайней мере, «Повесть временных лет» отчетливо изображала эту форму общности: «живяху каждо с своим родом и на своих местех, владеющее кождо родом своим». Отсюда ясно, что родственники жили особыми поселками вместе с чужеродцами. Но в ходе расселения и колонизации родовой союз ослабевает, совместная жизнь родичей разрушается. Расселение ускоряет разложение родоплеменного строя. В VI-VIII в н.э. в результате дробления и смешивания племен складываются новые славянские общности, которые теряли кровнородственные черты и приобретали территориально-политический характер. Восточные славяне занимали обширное пространство к востоку от Днепра, по Днепру и Дону, в т.ч. покрытое лесами и непроходимыми болотами. Названия племен чаще всего образовались от местности обитания: особенностей ландшафта (поляне) или названия реки (мораване – от р.Моравы. С признанием или непризнанием расселения славян на Русской равнине в VI-VIIIвв. связано появление двух различных взглядов на начало нашей истории. Сторонники первого взгляда (норманисты) – это немецкий ученый Шлецер, член русской Академии наук XVIII в., исследовавший древнерусскую историю, а также наши историки, придерживавшиеся его взглядов: Карамзин, Погодин, Соловьев. Они считали, что до половины IX в. т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: жили здесь люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню заселенную бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии – варягами, около середины IX в. Василия Осипович Ключевский считал, что описанная картина нравов восточных славян соответствует тому, как рассказано о начале Русской земли в «Повести временных лет». Ее составитель писал, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, если все нечистое, жили уединенными, разбросанными и врожденными один другому родами. Ключевский из всего этого делает обоснованный вывод, что «нашу историю следует начинать не раньше половины IX в. изображением тех первичных исторических процессов, которыми везде начиналось человеческое общежитие, картиной выхода из дикого состояния». Другой взгляд на начало нашей истории, прямо противоположно первому, представлен в трудах историков Беляева и Забелина. Они На восточной окраине Европы в то время жили финские, балтские и ираноязычные племена – земледельцы, охотники и рыболовы. В таежных степях и лесостепях места хватало всем, и судя по всему, ославянивание этих краев произошло не в результате завоевания, а в ходе постепенной диффузии. За несколько веков земледельческие племена Восточной Европы слились в народ, который мы ныне называем древнерусским. Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями – Белым, Балтийским, Черным и Каспийским – и тремя горными хребтами – Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками. Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками – они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны. Ко времени прихода славян территорию страны занимали финно-угорские, балтийские, тюркские и иранские племена. Но огромные просторы и малая плотность населения позволила избежать серьезных военных конфликтов. Постепенно балтийские племена (голядь, ятвяги, летты, литовцы) были поглощены или оттеснены, финно-угорское население (чудь, весь, меря, мурома, мордва) наряду со славянами приняло участие в создании Древнерусского государства.
|