Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иррационально ли утверждение «Бог есть»?





Но как насчет часто звучащего обвинения в иррациональности веры в Бога? Эта мысль подчеркивается всеми современными антитеистическими книгами. Но можно ли сказать, что, избирая Бога, мы поступаем иррационально, если учесть результаты такого выбора?

Римские граждане видели, что христианство предлагает реальные, осязаемые преимущества, отсутствующие в языческих религиях. Посреди широкомасштабных эпидемий, городской запущенности и всеобщей безысходности Римской империи жизнь христиан радикально отличалась, она была исполнена надежды. Видя благополучные семьи и здоровый образ жизни на фоне языческого упадка, люди естественным образом приходили к выводу, что христианство — лучший выбор в отношении того, как следует жить.21

Этот же феномен действует и в условиях современности.22 В начале 1990-х годов жители Южной Америки избирали евангельское (преимущественно пятидесятническое) вероисповедание по одной простой причине: оно изменяло поведение, что благотворно влияло на семью. Например, женщины, привыкшие, что их мужья по вечерам ходят в бар, оставляя их одних, вдруг обнаруживали, что эти же мужья после своего обращения начали оставаться дома с семьями. Молва об этом быстро распространялась, и женщины присоединялись к церквям, проповедующим личное обращение к Богу и необходимость преображения жизни. Выбор был обусловлен явными результатами, к которым он приводил. Это в точности соответствует критерию светских социологов в отношении сущности рационального выбора.23Но даже если мы считаем, что принимаем разумные решения, не приукрашиваем ли мы свои суждения желанием иметь Бога, к Которому можно обратиться во время нужды? Не оказываемся ли мы просто вовлеченными в иррациональное исполнение желаний, подобно Сэму Харрису, созерцавшему трагические последствия урагана «Катрина»? Не происходило ли то же самое со мной, когда я стоял на той террасе в полном отчаянии из-за своих детей, окунувшись в эмоциональное и субъективное осуществление желаемого?

Однако познание Бога является неотъемлемой частью человеческого существа, нашей врожденной чертой (Бытие 1:26-27; Римлянам 1:18 и далее). Сегодня даже неверующие биологи и ученые, изучающие человеческий разум, нашли весомые доказательства этого интуитивного знания — то, что некоторые из них даже называют «геном Бога». Потребность в общении с Богом и друг с другом была изложена в недавнем научном исследовании, озаглавленном «Ген Бога».24 Мы сотворены для поиска смысла за пределами нас самих, и это невозможно объяснить действием какого-то бесцельного, случайного процесса.

Такая внутренняя потребность не означает, что все мы подвержены одной и той же иллюзии или увлечены осуществлением желаемого. С большей вероятностью можно утверждать другое: мы устроены так потому, что объект наших стремлений реален. Как заметил великий ученый и апологет Клайв Льюис, все люди от природы испытывают голод по той причине, что для его утоления существует пища. Мы не выдумываем голод и еду, чтобы потакать своим причудам, — мы просто так устроены.

Но у Докинза ничего этого вы не найдете. Мы введены в заблуждение иллюзией Бога, — говорит он, называя библейского Яхве «психически больным», а доказательства существования Бога, выдвинутые Фомой Аквинским, — «дурацкими», считая их «религиозным абсурдом».

Вот как Докинз объясняет, почему вера в Бога иррациональна: «Любой Бог, способный спроектировать вселенную, досконально приспособленную к возникновению нашей эволюции, должен быть в высшей мере сложной, невероятной сущностью, которая требует даже больших разъяснений, чем те, которые Он предположительно предоставляет». «Таким образом, — говорит Докинз, — Он исключается законами вероятности». Докинз заявляет, что Бог не может быть Богом по той причине, что Он не поддается нашему осмыслению. Но в этом, по определению, и заключается Божья природа. Классический онтологический аргумент, выдвинутый Ансельмом Кентерберийским, гласит, что Богом можно назвать только Того, Кто находится вне пределов человеческого понимания. Исаия учит нас: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (55:8).

Докинз говорит, что предпочитает жить так, будто Бога не существует. В то же самое время, он признает, что на шкале от 1 до 7, где единице соответствует уверенность в существовании Бога, а семерке — уверенность в том, что Его нет, сам он находится на отметке 6, соглашаясь хотя бы с тем, что не может доказать свою точку зрения.25

Впрочем, даже один шанс из семи поверить в то, что жизнь имеет смысл, — это лучше, чем нулевая вероятность. Один из великих философов современной истории, Блез Паскаль, приводит следующий довод. Если Бога нет, а вы даете голову на отсечение, что Он существует, то вы ничего не теряете. Если же Бог существует, а вы даете голову на отсечение, что Его нет, то вы совершаете величайшую из всех мыслимых ошибок. Я уверен, что если бы доктор Докинз оказался на «Титанике», и ему предложили две спасательные шлюпки, одна из которых наверняка утонет, а вторая удержится на плаву с вероятностью 1/7, он сразу же выбрал бы последнюю. Сесть в лодку, для которой нет надежды, было бы, несомненно, иррациональным решением.

Но если постулат «Бог есть» рационален, почему же люди отвергают его? Мортимер Адлер, редактор серии «Великие книги» и, безусловно, один из гигантов мысли своего времени, пришел к рациональному заключению, что христианство истинно. Однако когда его спросили, почему он не обращается к вере, он сказал, что «не готов отказаться от всех пороков и слабостей плоти».26 Вскоре после этого высказывания Адлер увидел иррациональность своей позиции, признав, что вся проблема заключалась в его собственной воле, и подчинил свою жизнь Христу. Он принял крещение и уже в преклонном возрасте примкнул к католической церкви.

***

Наш выбор действительно имеет значение. Если мы живем исключительно в материальном мире, человеческая жизнь, включая мою и вашу, абсолютно бессмысленна. Неважно, насколько сильны наши страсти, насколько велики наши достижения, и какую сторону истории мы избираем, — все это превратится в пыль во вселенной, обреченной на угасание. Все, что вне Бога, в расчет не идет, как красноречиво выразился три тысячи лет назад Соломон в Книге Екклесиаста. Его слова актуальны и сегодня.

Но если существует личностный Творец, если Бог есть, то Его творение может отражать Его характер, оно может являть нам Божьи намерения. Наша жизнь сразу же обретает смысл. Этот мир становится не только местом нашего обитания, но и средством познания Бога. Мы действительно можем быть теми здравомыслящими, творческими личностями с богатым воображением, какими себя и считаем.

Наше восприятие самих себя и окружающего мира определяет характер нашей жизни. Первые христиане продемонстрировали это, ухаживая за жертвами эпидемий. Так же поступили и амиши. Вера в то, что Бог есть, влияет не только на наши семьи и нашу культуру, но и на мировую историю. Но откуда нам знать, как мы должны жить в этом дарованном нам Богом мире?

 

Date: 2015-10-18; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию