Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувственное и рациональное познание и их формы. В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание





В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.

В истории философии сложилось несколько основных направлений в ответе на вопрос об источниках знания, в оценке роли органов чувств и мышления в процессе познания.

Сенсуализм (от лат sensus – чувство) – гносеологическое направление, представители которого считали чувственное восприятие единственным источником познания. Сенсуалистическая концепция начала складываться еще в древнегреческой философии (Демокрит, Эпикур, стоики) и приобрел свою классическую форму в учениях философов Нового времени Дж.Локка, французских материалистов, Л.Фейербаха. Основное положение сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах». Этот тезис верно определяет первоначальный источник человеческих знаний, непосредственно связывающий человека с окружающим миром, однако сенсуалисты абсолютизировали роль чувственного восприятия в познавательном процессе.

Сенсуалисты (Дж.Локк «Опыт о человеческом разуме») выдвинули идею о разделении качеств вещей, постигаемых ощущениями, на первичные (форма, протяженность, плотность, объем) и вторичные (цвет, вкус, запах, звук). Первичные качества объективны, наши ощущения отражают их такими, какими они существуют в действительности. Вторичные качества субъективны – они отражают не сам предмет, а отношение к нему субъекта (*вода может вызывать ощущение холода или тепла в зависимости от состояния руки). Такое деление метафизично и может привести к агностицизму.

Эмпиризм (Ф.Бэкон) – направление в гносеологии, представители которого утверждают, что и по происхождению, и по содержанию знание носит опытный характер. Абсолютизируя роль опыта, эксперимента, эмпиризм недооценивал роль теоретического мышления в познавательном процессе.

Рационализм (лат. racio – разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) – направление в гносеологии, представители которого, наоборот, абсолютизировали роль разума в процессе познания и рассматривает мышление изолированно от опыта. Рационалисты определяли познание как интеллектуальную интуицию, благодаря которой мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. Критерий истинности они видели в отчетливости и ясности знаний. Принижая роль чувственного восприятия, рационалисты не могли объяснить первоначальную основу познания и сформулировали положение о существовании в сознании человека врожденных идей, которые они объявили абсолютными истинами.

Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.

Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств - это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна. [ Известно, что органы чувств многих животных превосходят по своим возможностям человеческие. Однако, как писал Л.Фейербах, «...у нас нет никакого основания воображать, что, если бы человек имел больше чувств или органов, он познавал бы также больше свойств или вещей природы... У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности» [1]. ] Органы чувств человека сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления к условиям окружающей среды и диапазон их отражательных возможностей оптимален для свободной ориентации в окружающем мире. Кроме того, человек совершенствует познавательные возможности своих органов чувств: 1) в процессе практики (* сталевар может различать десятки оттенков красного цвета, *дегустатор и т.д.); 2) с помощью приборов; 3) с помощью абстрактного мышления.

Чувственное познание происходит в трех основных формах.

1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).

2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую ролб выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации.

На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.

1) Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (* понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ).

2) Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними. Суждения обычно выражаются в высказываниях типа «А суть Б», «А не есть Б», «А принадлежит Б» и т.п. (* клен – растение).

3) Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.

Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания:

1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),

2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),

3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),

4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,

5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),

6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).

 

Особенности чувственного и рационального познания.

Рациональное познание Чувственное познание
1. способность к отражению общего в предметах; 1. общие и единичные признаки не различаются;
2. способность к отражению существенного в предметах; 2. существенное не отграничивается от несущественного.
3. способность к конструированию идей.  

6. Иррациональное познание

Процесс познания, помимо рациональных форм мышления, включает и иррациональные – интуиция, озарение, творческое прозрение, вдохновение и т.п. Особое место среди них занимает интуиция – способность непосредственного постижения истины без опоры на логические доказательства.

Интуиция как специфическая способность человеческого мышления так же, как чувственность и рациональное мышление, присуща всем людям, но в разной степени. Ее всеобщность подтверждается деятельностью ученых и деятелей искусства, наблюдениями над людьми как в повседневных ситуациях, так и в нестандартных, когда требуется быстрое принятие решения в условиях ограниченной информации.

Примеры:

И.Ньютон,

Д.Менделеев,

математик Пуанкаре нашел математическое доказательство во время прогулки;

Пушкин придумал нужную поэтическую строчку во сне;

композитор Джузеппе Тартини увидел во сне дьявола, который играл на скрипке мелодию – она стала основой для его самого знаменитого произведения «Дьявольские трели»;

инженер С.Броун: висящая между ветвями паутина натолкнула на идею висячего моста и т.д.;

в философии с интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Декарта, идею антиномий Канта и др.

В истории философии интуиция понималась по-разному.

Платон рассматривал интуицию как «внутреннее зрение», высшую способность ума, позволяющую постигать неизменные и вечные идеи, существующие независимо от человека.

В сенсуализме (д.Локк) под интуицией понималась способность непосредственного постижения истины с помощью органов чувств (чувственная интуиция). Подобная точка зрения развивалась в антропологическом материализме Л.Фейербаха, который рассматривал человека как природно-биологическое существо и связывал природу интуиции с человеческой чувственностью («Безоговорочно несомненное … только чувственное»).

В рационализме (Декарт, Спиноза) обосновывается понятие «интеллектуальная интуиция». Декарт понимал под интеллектуальной интуицией ясный и внимательный ум, свет разума, который позволяет постигать истину.

На рубеже XIX – ХХ вв. в рамках идеалистической философии сложилось целое течение – интуитивизм, имеющее иррационалистическую направленность (А.Бергсон, Н.Лосский и др.). Здесь интуиция противопоставляется логике и рациональному познанию, трактуется как сверхразумная мистическая деятельность или как инстинкт

В современной науке интуиция понимается как форма непосредственного познания, связанная с рациональным (опосредованным, т.е. опирающимся на логические доказательства) знанием.

Основные черты интуиции, отличающие ее от рационального мышления:

- непосредственность постижения истины;

- внезапность решения задачи;

- неосознанность путей и средств ее решения.

Вопрос об источниках и механизме интуиции.

Интуиция тесно связана с формами чувственного и рационального познания, основана на них и содержит в себе их элементы, но полностью несводима к ним. К общим условиям формирования и проявления интуиции относят следующие:

- основательная профессиональная подготовка человека,

- постановка проблемы и создание поисковой ситуации,

- глубокое знание проблемы,

- наличие хорошей долговременной памяти, в которой содержится большой объем информации на уровне сознания и бессознательного (отдельные звенья логической цепи остаются на уровне бессознательного),

- создание поисковой доминанты (напряженные непрерывные усилия решить проблему),

- часто наличие «подсказки» (способность замечать закономерности, нечто существенное в малозаметных формах их проявления – * Ньютон, Броун).

в зависимости от специфики деятельности субъекта можно выделить виды интуиции: обыденная, научная, техническая, врачебная, художественная и т.д.

По характеру новизны интуиция бывает

- стандартизированной (опирающейся на определенную матрицу – схему): * врачебная интуиция С.П. Боткина (пока пациент проходил от двери до стула – длина кабинета была 7 м – ставился предварительный диагноз);

- эвристической, связанной с получением принципиально нового знания: * выдвижение С.П. Боткиным гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи (болезни Боткина).

 

 

Date: 2015-10-18; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию