Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вместо послесловия





 

«Бог ищет человека». Там, где эта истина постигается как истина спасения, богословие исполняет свое посредническое служение, от Бога исходящее и одновременно на Бога указующее. Бог – Тот, Кто ищет человека и при этом одновременно побуждает человека «в духе» самому искать Того Бога, который его ищет, – искать и находить. Богословие есть, тем самым, в широком смысле «служение исповеданию», поскольку оно – служение этой в Церкви и благодаря Церкви возвещаемой истине. Поэтому в конце этого учебника мы не можем собрать в собственном смысле «абстрактный» богословский урожай, но скорее, можем достичь того понимания, которое замечательно выразил Карл Ранер, оглядываясь на свою богословскую борьбу и труды своей жизни.

«В конце концов, дело […] не в консерватизме и не в прогрессизме, а в том, чтобы человек действительно пережил близость Бога и справился со своей жизнью, сделав ее жизнью в Боге. Ведь богословие – вовсе не наука ради науки, но служение человеку, который силится отыскать Бога, обратиться к Нему в молитве, силится любить Его. Только тот, кто любит Бога ради Него самого, а не ради своих собственных выгод, может стать христианином, может стать блаженным. А поэтому обо всех важных или неважных вещах в истории богословия нужно судить, в конечном итоге, только с той точки зрения, исполняют ли они это служение человеку ради Бога или не исполняют. Все остальное проходит и не так уж страшно важно. Но это единственное служение можно исполнить по существу во все времена – независимо от того, хороша ли, плоха ли политическая церковная атмосфера, радует она или не радует, – все это не играет здесь никакой роли»[908].

 


[1]Цифра в фигурной скобке обозначает номер и начало страницы немецкого издания – Прим. ред.

 

[2]M. Seckler, Der Begriff der Offenbarung. In: HFTh 2 (1985), 60–83, здесь 71.

 

[3]Ebd.

 

[4]Ebd., 72.

 

[5]J. Schmitz, Christentum als Offenbarungsreligion. In: HFTh 2 (1985), 12 f.

 

[6]Подробный обзор см. G. Heinz, Divinam christianae religionis originem probare. Untersuchung zur Entstehung des fundamental‑theologischen Offenbarungstraktates des katholischen Schultheologie. Mainz 1984.

 

[7]G. Heinz, Divinam christianae religionis originem probare. Untersuchung zur Entstehung des fundamental‑theologischen Offenbarungstraktates des katholischen Schultheologie. Mainz 1984, 267.

 

[8]A. Seigfried, Vernunft und Offenbarung bei dem Spätaufklärer Jakob Salat. Innsbruck/Wien 1983, 255.

 

[9]Ср. Heinz, Divinam christianae religionis originem probare 278 ff., с со ссылками на G. Perrone.

 

[10]Schmitz, Christentum als Offenbarungsreligion 13 f.

 

[11]Об этом см. H. Pfeiffer, Offenbarung und Offenbarungswahrheit. Trier 1982, особенно 177 ff.: «Zweiter Teil: Offenbarung, Offenbarungswahrheit und Geschichte».

 

[12]W. Kern, Anthropologische Strukturen im Blick auf Offenbarung. In: HFTh 1, 215.

 

[13]Ebd., 215.

 

[14]Об этом понятии: см. W. Pannenberg, Offenbarung und «Offenbarungen» im Zeugnis der Geschichte. In: HFTh 2 (1985), 87–107 (Lit.), особенно гл. 5: Selbstoffenbarung Gottes und Geschichte, там же 102–106. – Начиная с эпохи позднего идеализма отношение между божественной и человеческой свободой определяется таким образом, что самооткровение свободно любящего и триединого Бога возможно только «в» и «для» тварной личности. Об этом см. T. Trappe, Spätidealistische Perspektiven zu einem Schlüsselbegriff heutiger Theologie. In: PhJ 104 (1997), 50–170.

 

[15]«Богооткровенная воля осуществляется в “делах и словах, внутренне связанных друг с другом” и друг друга освещающих (DV 2). В ней заключена своеобразная божественная “воспитующая мудрость”: Бог сообщает Себя человеку постепенно, шаг за шагом приуготовляя его к восприятию Своего сверхъестественного самооткровения, венцом которого стала личность и миссия воплощенного Слова – Иисуса Христа» (Катехизис Католической церкви, № 53, с. 53 f.). Далее – J. Schmitz, Offenbarung in Wort und Tat. Aschaffenburg 1973 (краткое изложение «изменения» и «развития» католического понимания откровения).

 

[16]Никео‑Константинопольский символ веры. DH 150.

 

[17]DH 806.

 

[18]«Всемогущий Боже, Ты чудесным образом сотворил человека в его достоинстве и еще чудеснее восстановил его» (mirabiliter condidisti et mirabilius reformasti). Рождественская молитва, дневная Месса.

 

[19]Schmitz, Offenbarung in Wort und Tat 43.

 

[20]Schmitz, Christentum als Offenbarungsreligion 19.

 

[21]См., например, DH 3015, 3028.

 

[22]Schmitz, Offenbarung in Wort und Tat 43.

 

[23]Ср. L. Scheffczyk, Theologie im Aufbruch und Widerstreit. Bremen 1965.

 

[24]Об этом см. L. Scheffczyk, Der neuscholastische Traktat «De revelatione divina», die Dogmatische Konstitution «Dei Vetbum» und die Lehre des hl. Thomas. In: L. Elders (Hg.), La doctrine de la révélation divine de saint Thomas d’Aquin (Studi Tomistici 37). Vatikanstadt 1990, 12–26, здесь 15: «Нельзя сказать, что Собор перенял неосхоластическую теологию как таковую; однако он перенял присущие ей основоположения, о которых теологи всегда говорили, что в них речь идет о «непреходящем учении Церкви».

 

[25]Schmitz, Christentum als Offenbarungsreligion 20.

 

[26]Ср. K. Schatz, Vaticanum I (3 Bde.). Paderborn 1992–1994.

 

[27]См. Schmitz, Christentum als Offenbarungsreligion 19.

 

[28]Ebd.,19. Fundamentaltheologie. Graz

 

[29]Ebd.

 

[30]«О католической вере» – Прим. перев.

 

[31]Перевод латинских заголовков: 1. «О Боге Творце всего сущего», 2. «Об откровении», 3. «О вере», 4. «О вере и разуме».

 

[32]Ebd., 20 со ссылками на DH 3001–3005, 3021–3025, а также DH 3015, 3028.

 

[33]См. H. Pfeiffer, Gott offenbart sich. Das Reifen und Entstehen des Offenbarungsverständnisses im ersten und zweiten Vatikanischen Konzil (EHS XXIII/185). Frankfurt a. M./Bern 1982, 26.

 

[34]H. Fries, 1985, 310; см. также Pfeiffer, Gott offenbart sich 21.

 

[35]Ср. Pfeiffer, ebd. 26.

 

[36]Schmitz, Christentum als Offenbarungsreligion 19.

 

[37]Ebd., 20.

 

[38]DH 3004.

 

[39]Fries, Fundamentaltheologie 306.

 

[40]Ср. Seckler, Der Begriff der Offenbarung 65 mit Verweis auf «große mittelalterliche Theologen».

 

[41]Fries, Fundamentaltheologie 307 со ссылкой на Быт 1, 26f; 2, 19.

 

[42]Schmitz, Christentum als Offenbarungsreligion 22, ср. o. Anm. 32.

 

[43]Fries, Fundamentaltheologie 307.

 

[44]Ebd.

 

[45]Ebd., 309.

 

[46]Vat. I, Konst. «Dei Filius». DH 3008.

 

[47]См. там же, (DH 3008).

 

[48]Fries, Fundamentaltheologie 310.

 

[49]Ebd.

 

[50]Ebd., 311.

 

[51]Ebd.

 

[52]H. Pfeiffer, Gott offenbart sich 28.

 

[53]Ср. K.‑H. Weger, Wege zum theologischen Denken (Herder‑TV 970). Freiburg i. Br. 1984, 70.

 

[54]См. R. Scherer, Modernismus. In: LThK 7 (1963), 513–516.

 

[55]J. Schumacher, Der Offenbahrungsbegriff im Modernismus. In: L. Elders (Hg.), La doctrine de la révélation divine de saint Thomas d’Aquin. Vatican 1990, 230–249, hier 231.

 

[56]Ebd., 237.

 

[57]W. Kasper, Der Gott Jesu Christi. Mainz 1982, 96.

 

[58]По поводу реакции Церкви ср. Пий X., Декрет священного официума*** «Lamentabili» от 3 июля 1907 (DH 3401–3466); Энциклика «Pascendi» от 8 сентября 1907 г. (DH 3475–3500).

 

[59]По поводу кризиса модернизма и церковного интегрализма ср. Бенедикта XV., Энциклика «Ad beatissimi apostolorum principis» от 1 ноября 1914 (DH 3625–3626), см. также «антимодернистскую клятву» согласно motuproprio Пия X «Sacrorum antistitum» от 1 сентября 1910 (DH 3537–3550); обязанность приносить такую клятву была упразднена в 1967 г.

 

[60][…] истинного Бога и истинного человека. – Прим. перев.

 

[61]Kasper, Der Gott Jesu Christi 96.

 

[62]Цитируется по: Schumacher, Offenbahrungsbegriff 236 (включая прим. 39).

 

[63]Относительно такого «пирамидального» строения Церкви ср. P. Stockmeier, Kirche unter der Herausforderung der Geschichte. In: HFTh 3 (1986), 122–152 (Lit.), здесь: 148 ff. (гл.: Das I Vatikanische Konzil).

 

[64]Scheffczyk, Der Neuscholastische Traktat «de revelatione divina» 14.

 

[65]См. выше, примеч. 32; далее Scheffczyk, Der Neuscholastische Traktat «de revelatione divina» 17.

 

[66]Особые заслуги принадлежат в этом отношении Дж. Х. Ньюману (J.H. Newman, 1801–1890), которого папа Иоанн XXIII недаром цитирует, согласно К.Ст. Дессену (Ch. St. Dessain, J.H. Newman. Anwalt redlichen Glaubens. Перевод на немецкий с подробной библиографией H.L. Meyer, Freiburg i. Br. 1981), «почти как учителя Церкви» в документах II Ватиканского Собора (Энциклика «Ad Petri Cathedram», AAS 48 [1959], 513); ср. также G. Biemer, John Henry Newman, 1801–1890. Leben und Werk. Mainz 1989.

 

[67]См. выше A.I. a) bb).

 

[68]DH 3004, со ссылкой на Евр. 1, 1 сл. [Латинский текст: «Угодно было Ему … Самого Себя и вечные установления Своей воли явить роду человеческому». – Прим. перев. ]

 

[69]См. J. Pohle, Lehrbuch der Dogmatik, Bd. I, Paderborn 1908, 10–67: Общее учение о Боге, I Отдел «О познаваемости Бога посредством разума»; L. Ott, Grundriß der Dogmatik. 6. Aufl. Freiburg 1963, 5 и 10. Здесь Откровение представлено как «непосредственное» (формальное) и «опосредованное» (виртуальное); никакого дальнейшего развития автору предложить не удается.

 

[70]См. M.J. Scheeben, Handbuch der Katholischen Dogmatik. Bd. 1. Freiburg 1872; I книга: Богословская теория познания; I часть: Объективные принципы богословского познания; I отдел: Исходный принцип богословского познания, Божественное откровение (9–38); далее, R. Garrigou‑Lagrange, De revelatione per ecclesiam catholicam proposita. Parisi 1926.

 

[71]См. ниже A.I.2.

 

[72]G. Kraus, Gotteserkenntnis ohne Offenbarung und Glaube? Natürliche Theologie als ökumenisches Problem. Paderborn 1987, 338.

 

[73]По поводу понимания откровения в Nouvelle theologie см.: H. Wandelfels, Offenbarung. München 1969, 56–104; ср. Kraus, Gotteserkenntnis ohne Offenbarung und Glaube? 388 f.

 

[74]Это в равной степени справедливо и для понимания Писания и традиции: см. ниже, особенно B.I.3.a); C.III.4.b).

 

[75]Vaticanum II, Dogmatische Konstitution über die göttliche Offenbarung «Dei verbum». Введение и комментарии J. Ratzinger, A. Grillmeier, B. Rigaux. В: LTnK2 Erg.‑Bd. II, 497–583.

 

[76]DV 1

 

[77]J. Ratzinger, Einleitung. In: Vaticanum II, Dogmatische Konstituzion über die göttliche Offenbarung «Dei Verbum», 498–503, здесь: 500 b.

 

[78]Ebd., 501 b.

 

[79]Ebd., 503 а.

 

[80]Ср. в частности, Pfeiffer, Gott offenbart sich 150f.

 

[81]DV 2.

 

[82]DV 2: Deus… homines tamquam amicos alloquitur… ut eos ad societatem secum invitet et in eamque suscipiat.

 

[83]DV 2.

 

[84]DV 2 (со ссылкой в числе прочего на Мф 11, 27).

 

[85]DH 3004 (с цитатой из Евр 1, 1).

 

[86]DV 2.

 

[87]Ratzinger, Kommentar zu DV Prooemium und Art. 2–10. In: Vaticanum II, Dogmatische Konstitution über die göttliche Offenbarung «Dei verbum», 504–528, здесь: 506 b.

 

[88]Ratzinger, Kommentar 506 b–507 a.

 

[89]H. Waldenlfels, Kontextuelle Fundamentaltheologie. Paderborn 1985, 178f.

 

[90]Ratzinger, Kommentar 508 a.

 

[91]Vat. I, догматическое постановление «Dei Filius». DH 3004.

 

[92]Ratzinger, Kommentar 508 b.

 

[93]Ebd., 509 b.

 

[94]Ср. H. Junker, Schöpfungsbericht. В: LThK2 9 (1964), 446–470 (Lit).

 

[95]Ratzinger, Kommentar 510 a.

 

[96]Ebd.

 

[97]DV 4.

 

[98]K. Rahner, Zur Frage der Dogmenentwicklung: Schriften I, 49–90, здесь 60.

 

[99]W. Löser, «Universale concretum» als Grundgesetz der oeconomia revelationis. In: HFTh 2 (1985), 108–121.

 

[100]Weger, Wege zum Theologischen Denken 71.

 

[101]Ebd., 71f.

 

[102]Ebd., 73.

 

[103]Ср. там же, 74.

 

[104]Ср. там же, 75.

 

[105]Thomas Aquinas, S. th. I q. 2 a. 2 ad 1.

 

[106]Kasper, Der Gott Jesu Christi 96.

 

[107]В качестве религиоведческого подхода ср. P. Antes, Offenbarung. VI. Islam. In: LRel 476f., и особенно A. Schall и др., Islam. В: TRE 16 (1987), 315–358 (Лит.).

 

[108]Коран. Пер. R. Paret, в двух томах. Т. 1: Перевод. Stuttgart (1962), 2 улучшенное издание 1982; Т. 2: Комментарий и симфония. Stuttgart (1971), 2 улучшенное издание 1977. Новейший перевод: Коран, пер. A.Th. Khoury, в сотрудничестве с M.S. Abdullah (GTB 783), Gütersloh 1978. Он же: Коран, араб. – нем. перевод и научн. комментарий, Т. 1 ff. Gütersloh, 1990 ff.

 

[109]P. Antes, Die entscheidenden Differenzen zwischen Christentum und Islam. In: BiKi 39 (1984), 4–7, здесь 4.

 

[110]Ср. A. Th. Khoury, Der Islam: sein Glaube – seine Lebensordnung – sein Anspruch (Herder – TB 1602), Freiburg 1988, 36.

 

[111]Vat. II, Nostra Aetate 3. In: LThK2. Erg.‑Bd. II, 491. – По поводу продолжения начатого здесь диалога см. в числе прочего: Секретариат Немецкой Конференции епископов (изд.), Мусульмане в Германии (Рабочие записки 26). Bonn, 1982.

 

[112]Ср. Waldenfels, Kontextuelle Fundamentaltheologie 217–220.

 

[113]A.Th. Khoury, Der Islam 49.

 

[114]Ср. A.Th. Khoury, Wer war Muhammad? Lebensgeschichte und prophetischer Anschpruch (Herder TB 1719), Freiburg 1990.

 

[115]Сура 4, 171 (169)

 

[116]Nostra Aetate 4.

 

[117]J.J. Petuchowski, Liberales Judentum / Reformjudentum. In: LJCB 215–222, здесь 215.

 

[118]См. там же, 219.

 

[119]См. в этой связи D. Fetter, Offenbarung. Jüdisch. In: LRG 803–808, здесь: 807.

 

[120]Petuchowski, Liberales Judentum 219.

 

[121]Ср. Vetter, Offenbarung 805.

 

[122]См. K.‑H. Minz, Offenbarung 4. Judentum. In: LRel 472–474, здесь 472 f.

 

[123]Petuchowski, Offenbarung. In: LJCB 267–272, здесь 467.

 

[124]Ср. там же, 269.

 

[125]См. 1 Пар 6, 70 – Прим. перев.

 

[126]Ср. H. F. Fuhs, Sehen und Schauen. Die Wurzel hzh im Alten Orient und in AT. Ein Beitrag zur prophetischen Offenbarungsempfang. Würzburg 1978; J.J. Petuchowski/ W. Stolz (Hg), Offenbarung im jüdischen und christlichen Glaubensverständnis (QD 92), Freiburg i. Br. 1981 (с учетом мнений еврейских мыслителей Нового времени и современности).

 

[127]Petuchowski, Offenbarung 267f.

 

[128]Ср. Vetter, Offenbarung 804.

 

[129]Ср. A. Deissler, Die Grundbotschaft des AT. Freiburg i. Br. 1973, 42: «Трансцендентность Яхве миру… покоится как неколебимый и неразрушимый эрратический валун в мире Древнего Востока и Античности и как таковой представляет собой опорную пилястру достоверности библейского откровения»; ср. там же, 151f.

 

[130]Fries, Fundamentaltheologie 233.

 

[131]Augustinus, Retractationes, цит. по Fries, там же, 234.

 

[132]Fries, Fundamentaltheologie 235.

 

[133]Ebd., 236.

 

[134]Ср. H. Wandelfels, Offenbarung als Selbstmitteilung Gottes im Sinne des spezifisch Christlichen. In: W. Schtolz/Sh. Ueda (Hg.), Offenbarung als Heilserfahrung im Christentum, Hinduismus und Buddhismus. Freiburg i. Br. 1982, 13–32.

 

[135]Kasper, Der Gott Jesu Christi 95.

 

[136]Fries, Fundamentaltheologie 231.

 

[137]Ebd., 231.

 

[138]Ср. Schmitz, Christentum als Offenbahrungsreligion 26.

 

[139]W. Simonis, Gott in Welt. Umrisse christlicher Gotteslehre. St. Ottilien 1988, 212.

 

[140]Schmitz, Christentum als Offenbahrungsreligion 32.

 

[141]Fries, Fundamentaltheologie 239.

 

[142]Ср. S. Wiedenhofer, Offenbarung. In: NHThG 3 (1985), 270–287 (Lit.), здесь: 277.

 

[143]Wiedenhofer, Offenbarung 278.

 

[144]Schmitz, Christentum als Offenbahrungsreligion 33.

 

[145]Löser, «Universale concretum» 113.

 

[146]Ср. Fries, Fundamentaltheologie 267.

 

[147]Ebd., 268.

 

[148]W. KASPER, Jesus der Christus. Mainz 1974, 163.

 

[149]Ebd., 164.

 

[150]Ср. W. Breuning, Cimmunio Christi. Zur Einheit von Christologie und Ekklesiologie. Hg. v. J. Herberg, Düsseldorf 1980. Автор цитирует под заголовком: Общение с Богом через Христа и во Христе (там же, 22–25) формулу Ансельма Кентерберийского: «Человек постигает умом сердца своего, что Бог непостижим» (Monol. 64; Op. omn., ed. F.S. Schmitt, Bd. I [1946], 75).

 

[151]Проникающие вглубь предмета соображения относительно «Basileia tou theu» (царства Божия) можно найти в: H. Schürmann, Jesus. Gestalt und Geheimnis. Hg. v. K. Scholtissek. Paderborn 1994, особ. 31 ff., 157 ff.

 

[152]Ср. Kasper, Der Gott Jesu Christi, 303–307: в целом ср. F. Courth, Trinität in der Schrift und Patristik (HGB II/ 1a). Freiburg i. Br. 1988.

 

[153]Ср. Courth, ebd., 118f.

 

[154]Ср. DH 150.

 

[155]Y. Cogngar, Der Heilige Geist. Freiburg i. Br. 1982, 51: «По своему содержанию деяние Св. Духа в сравнении с тем, что делает Христос, не автономно, и о нем нельзя даже сказать, что оно иного рода».

 

[156]Мы находим для этого точную формулировку у Гуго Сент‑Викторского, de sacr. II, 1, 3 PL 176, 373 A‑B: quod cum dicitur Filius facere omne quod Pater facit, de illa nimirum operatione intelligendum est, qua creaturarum suam condidit et regit et disponit conditor et pontifex Deus. In qua operatione Pater et Filius et Spiritus Sanctus omnino separari non possunt, quia in divinitate una, in qua et per quam operantur, unum sunt. (Когда говорится, что Сын делает всё, что делает Отец, то здесь, несомненно, следует мыслить то действие, посредством которого Бог – основатель и понтифик [мира] – воздвиг сотворенное Им, правит тварью и распоряжается ею. В каковом действии никоим образом не могут быть отделены друг от друга Отец, Сын и Святой Дух, поскольку они суть одно в единой Божественности, в которой и посредством которой и действуют.)

 

[157]Ср. Langemeyer, Relationale Einheit oder personale Gemeinschaft. Beobachtungen und Überlegungen zur gegenwärtigen Trininatätstheologie. In: J. Schreiner/ K. Wittstadt, Communio Sanctorum (FS P.‑W. Scheele), Würzburg 1988, 310–322.

 

[158]Ср. H. Mühlen, Das Christentum als Tat des Heiligen Geistes /. In: MySal III/2 (1969), 513–545.

 

[159]Ср. там же, 528.

 

[160]A. Nossol, Der Geist als Gegenwart Jesu Christi. In: W. Kasper (QD 85), Freiburg i. Br., 1979, 132–154, здесь: 135.

 

[161]Там же.

 

[162]F. Courth, Der Gott der dreifaltigen Liebe (AMATECA). Paderborn 1994, 284.

 

[163]Kasper, Jesus der Christus 306.

 

[164]Никео‑Константинопольский символ веры (DH 150)

 

[165]Ср. K. Merklein, Jesus, Künder des Reiches Gottes. In: HFTh 2 (1985), 145–175 (Lit.).

 

[166]E. Dirscherl, Der Heilige Geist und das menschliche Bewusstsein. Eine theologiegeschichtlich‑systematische Untersuchung. Würzburg 1989 – указывает, со ссылкой на F.J. Schierse, Die neutestamentische Trinitätsoffenbahrung. In: MySal II, 85–131 в числе прочего на то обстоятельство, что «ниспослание Духа представляет собой следствие вознесения Иисуса» (там же, 167).

 

[167]См. выше, примеч. 54.

 

[168]K.‑H. Weger, Wege zum theologischen Denken 70.

 

[169]Ср. в этой связи O. Schroeder, Loisy, Alfred. In: LThK2 6 (1961),1134; Schumacher, Offenbarungsbegriff, особенно 230 f., определяет как основную слабость этого направления отсутствие его признания в Церкви, хотя и не замалчивает при этом слабость (после I Ватиканского Собора) самой Церкви: закоснелость философского мышления внутри церкви, формализм схоластической программы и недостаток исторического образования.

 

[170]Weger, Wege zum theologischen Denken 71.

 

[171]Ср. там же, 71 ff.

 

[172]B. Casper, Die Verantwortung des Glaubens angesichts der Wissenschaften. In: Wissenschaftsbegriff und Glaube der Kirche, hg. v. Dialog‑Sekretariat. Audsburg 1979 (на правах рукописи), 101–119.

 

[173]H. Volk, Glaube und Gläubigkeit. In: Ders., Gesammelte Schriften III. Mainz 1978, 36–97, здесь 41.

 

[174]Ebd., 45.

 

[175]Ebd.

 

[176]В этой связи особенно осмысленно и оправдано различение «веры в то, что…» и «веры Тебе (в Тебя)». См. M. Seckler/Chr. Berchthold, Glaube. In: NThG 2 (1984), 91–109 (Lit.), здесь 104; B. Welte, Religionsphilosophie. Freiburg, особ. 167 f.

 

[177]Volk, Glaube und Gläubigkeit 51.

 

[178]Ebd., 57.

 

[179]Ebd.

 

[180]Ebd.

 

[181]Подробнее см. W. Knoch, Das Verhältnis von «fides qua» und «fides quae» im ökumenischen Gespräch. In: Catholica 43 (1989), 176–194.

 

[182]Ср. W. Knoch, Das Credo der Kirche – Ausdruck und Maßstab christlichen Glaubens. In: Catholica 44 (1990), 131–144.

 

[183]См. выше A. I. 2 б).

 

[184]Seckler, Der Begriff der Offenbarung 63.

 

[185]G. Greshake, Epiphanie in Geschichte. In: G. Oberhammer (Hg.), Epiphanie des Heils. Wien 1982, 161–177; здесь 163.

 

[186]Seckler, Der Begriff der Offenbarung 65.

 

[187][(Бого)откровенные истины] Там же.

 

[188]См. выше A.I.2.

 

[189]Ср. H.U. v. Balthasar, Der Zugang zur Wirklichkeit Gottes. In: MySal 2, 15–43 (Lit. 44 f.), здесь: «Von menschlichen Du zum gottlichen Du» (15–20).

 

[190]Что касается следствий в отношении человека, см.: KERN, Anthropologische Strukturen im Blick auf Offenbarung 213 ff.: «Transzendenz der menschlichen Daseins» (Lit.).

 

[191]S. Wiedenhofer, Offenbarung. II Geschichte, NHFth 3, 247–283, здесь 276.

 

[192]Ebd.

 

[193]См. выше A. I. 2. б).

 

[194]Fries, Fundamentaltheologie 246 f.

 

[195]Ebd., 262.

 

[196]Ebd., 270 – ссылка на H.U. von Balthasar, Mysterium Paschale / In: MySal III/2, 133–319 (Lit. 320–326).

 

[197]Ebd., 274.

 

[198]E. Haag, Antropologie. B. Als Thema der Theologie. I. In der Exegese. В: LThK3 1 (1993), 725 f., здесь 725.

 

[199]G. Greshake, Antropologie. Systematisch‑theologisch. В: LThK3 1 (1993), 726–731, здесь: 726.

 

[200]G. Krause, Blickpunkt Mensch, Menschenbilder der Gegenwart aus christlicher Sicht. München 1983, 22.

 

[201]«В этом свершившемся по воле Божией сущностном единстве мужчины и женщины заключено также, как это подчеркивают отсылки, содержащиеся в Новом Завете (например, Мф 19, 4–6, Еф 5, 31), обоснование института брака как пребывающего жизненного союза» (Kraus, Blickpunkt Mensch 25).

 

[202]Ebd., 30.

 

[203]Ebd., 30 f.

 

[204]Ebd., 33.

 

[205]Ср. J. Ratzinger, Der Ausgangspunkt des Bekenntnisses: Das Kreuz. In: Ders., Einführung in das Christentum. München 1968, 164–166. «Развитие того понимания, которое мы которое мы называем верой, происходит при этом так, что христиане сталкиваются с задачей определения личности, слова и дела, отправляясь первоначально от креста» (165).

 

[206]Ср. W. Kern, Das Kreuz Jesu als Offenbarung Gottes. В: HFTh 2 (1985), 197–222 (Лит.).

 

[207]Ср. H.U. v. Balthasar, Musterium Paschale 133–319.

 

[208]J. Kremer, Die Aufentstehung Jesu Christi. В: HFTh 2 (1985), 175–196, здесь 188.

 

[209]Ebd., 188.

 

[210]Ebd., 190.

 

[211]H.U. v. Balthasar, Pneuma und Insitution. In: Ders., Pneuma und Institution. Skizzen zur Theologie IV. Einsiedeln 1974, 201–235, здесь 201.

 

[212]Ср. K. Hemmerle, Thesen zu einer trinitarischen Ontologie. Einsiedeln 1976, особ. 41 ff.(21: единство в многообразии).

 

[213]«Первоначальное Божество», от латинского fons – «источник, начало, первопричина, виновник и т. д. – Прим. перев.

 

[214]L.G. Müller. Katholische Dogmatik. Freiburg i. Br. 1994, 45.

 

[215]L. Boff, Der dreieinige Gott (BThB). Düsseldorf 1987, 246f.

 

[216]Ebd., 247.

 

[217]Мы уже указывали ранее в этой связи на имеющую место согласованность в понимании откровении от иудаизма до ислама: см. выше A. I. Эксурс.

 

[218]Ср. Schmitz, Offenbarung in Wort und Tat 40–42.

 

[219]Ebd., 40.

 

[220]H.U. von Balthasar, In Gottes Einsatz leben. Einsiedeln2 1972, 49.

 

[221]Ebd., 53.

 

[222]«Откровение есть событие, совершающееся между личностью и личностью» (Kath. Erwachsenen‑Kathechismus. Das Glaubensbekenntnis der Kirche; hg. v. d. Dt. Bischofskonferenz, 1985, 38).

 

[223]В связи с дальнейшим ср. Wiedenhofer, Offenbarung 280–82.

 

[224]Ebd., 281.

 

[225]Ср. Y. Congar, Die Tradition und die Traditionen I. Mainz 1965; Конгар настоятельно подчеркивает в этой связи именно действие Св. Духа. Соответствующие тексты отцов Церкви см. там же.

 

[226]Wiedenhofer, Offenbarung 280.

 

[227]Ср. DH 150. Такое название credo становится употребительным начиная с конца XVII в.

 

[228]Церковь, как справедливо замечает H. Schütte, «не может и не хочет… декларировать нечто новое – ведь она послушна слову Божию; она хочет лишь заново предъявить миру уже совершившееся откровение» (Ders., Ziel: Kirchengemeinschaft. Paderborn 31985, 76).

 

[229]Ср. Seckler, Der Begriff der Offenbarung 71f.

 

[230]Wiedenhofer, Offenbarung 281.

 

[231]Vgl. ebd., 281.

 

[232]См.: Часть С., в частности, С.II.1 (Основание…).

 

[233]В этой связи см.: Часть С., в частности, С.II.4с) (Vaticanum II).

 

[234]Ср. Wiedenhofer, Offenbarung 282.

 

[235]Ebd., 283.

 

[236]См. выше A.I.1. a) dd).

 

[237]Относительно учения об оправдвнии в экуменическом диалоге см.: H. Shütte, Glaube im ökumenischen Verständnis Grundlage christlicher Einheit. Ökumenischer Katechismus. Paderborn 91996. 90–100.

 

[238]Ср. в этой связи; S. Wiedenhofer, Offenbarung. III. Systematisch NHFth, 3, 284–287 (библ.), здесь 286.

 

[239]См. выше A.I.1. a) dd).

 

[240]См. Декрет «Lamentabili» (DH 3421).

 

[241]«Нельзя разделять Христа и Логос; ведь Христос и есть Логос: Христос и Логос – одно» (H. Zimmermann, Jesus Christus – Geschichte und Verkündigung. Stuttgart 1973, 289).

 

[242]Разъяснение Немецкой конференции епископов по поводу книги Ганса Кюнга (Hans Küng) «Unfehlbar? – Eine Anfrage». Изд. в: K. Rahner (ред.), Zum Problem Unfehlbarkeit (QD 54). Freiburg i. Br. 1972, прилож. 373f., здесь 373. Ср. Fries, Fundamentaltheologie 495.

 

[243]Ebd.

 

[244]K. Rahner, Lehramt I. In: LThK2 6, 884f., здесь 884.

 

[245]О носителях наставнической миссии Церкви и богословской квалификации их высказываний ср. W. Beinert, Kirchliches Lehramt. In: LKDog 317.

 

[246]«хранимое (сохраняемое) в вере, учение о вере и обычаях (образе жизни)». – Прим. перев.

 

[247]Rahner, Lehramt II. In: LThK2 6, 885–887б здесь: 886. Имеется в виду «Основной состав веры откровения и основная направленность христианской жизни» (Beinert, Kirchliches Lehramt 317); ср. DH 1792. 1800. 1836. 1839.

 

[248]Rahner, Kirchliches Lehramt. Ebd.

 

[249]Ср. W. Beinert, Dogmengeschichte. In: LKDog 97f. (библиография).

 

[250][ «Жертвоприношение разума»] Ср. B. Welte, Was ist Glauben? Freiburg i. Br. 1982.

 

[251]Ср. M. Seckler, Kirchliches Lehramt und theologische Wissenschaft. Geschichtliche, Aspekte, Probleme und Lösungselemente. In: W. Kern (ред.), Die Theologie und das Lehramt (QD 91). Freiburg i. Br. 1982, 17ßß62, здесь 17.

 

[252]Vgl. ebd. 21ff.

 

[253]Waldenlfels, Kontextuelle Fundamentaltheologie 487.

 

[254]Иоанн Павел II, Приветственная речь на встрече с преподавателями богословия в монастыре капуцинов св. Конрада в Альтеттинге 18 ноября 1980 г. В: Papst Johannes Paul II in Deutschland– Verlautbarung des Apostolischen Stuhls 25. Bonn 1980, 112–117, здесь: 116.

 

[255]Seckler, Kirchliches Lehramt und theologische Wissenschaft 32.

 

[256]Ebd., 59.

 

[257]W. Beinert, Der Glaubenssinn der Gläubigen in der Theologie– und Dogmengeschichte. Ein Überblick. In: D. Wiederkehr (ред.), Der Glaubenssinn des Gottesvolkes – Konkurrent oder Partner des Lehramts? (QD 151). Freiburg i. Br. 1994, 66–131, здесь 67.

 

[258]Поскольку отсутствуют монографии, посвященные специально sensus fidelium, мы не затрагиваем в дальнейшем те аспекты этой темы, которые связаны с историей понятия. Смешение понятий, используемых в отношении одного и того «предмета», показывает как многообразие его аспектов, так и «открытость» соответствующего «содержания». См. в этой связи: Beinert, Glaubenssinn der Gläubigen, здесь в частн.: 3. «Terminologische Klärung», 70–72.

 

[259]Ср. Knoch, Sensus fidelium. Eine bindende und verbindende Glaubensnorm. In: H.J. Reinhardt (ред.), Theologia et Ius Canonicum. FS H. Heinemann. Essen, 1995, 73–83.

 

[260]См. K. Rahner, Grundkurs des Glaubens. Freiburg 1976, 132–139: «Das Angebot der Selbstmitteilung (sc. Gottes) als “Übernaturliches Existenzial”».

 

[261]Beinert, Glaubensinn der Gläubigen 68.

 

[262]Ebd., 69.

 

[263]Ebd.

 

[264]Katechismus der Katholischen Kirche, München 1993, Nr. 67.

 

[265]LG 12.

 

[266]Beinert, Glaubensinn der Gläubigen 76f.

 

[267]Vgl. ebd., 77–79.

 

[268]Ebd., 81. Поэтому не имеют никаких оснований замечания П. Айхера (P. Eicher) (О трудностях в отношениях светского богословия и католической Церкви (в W. Kern [ред.], Die Theologie und das Lehramt (QD 91). Freiburg i. Br. 1982, 116–151, здесь 155) о том, что учение об участии христиан в наставническом, священническом и пастырском служении Христа подрывает «старую иерархию» и восходит к реформатору Кальвину. Эти замечания стремятся нанести удар по якобы господствующим отношениям в церковном служении, но не выдерживают никакой критики с точки зрения истории догматики; ср. L. Schick, Das Dreifache Amt Christi und der Kirche. Zur Entstehung und Entwicklung der Trilogien (EHS XXIII/171). Frankfurt a.M./ Bern 1982.

 

[269]Ср. Beinert, ebd., 82.

 

[270]Ср. Riedlinger, Die Makellosigkeit der Kirche in der lateinischen Hoheliedkommentaren des Mittelalters (BGPhThMA 38/3). Münster i.W. 1958.

 

[271]«множество верных», «совокупность верных», «единение в единой и священной вере», «община верных, исповедующих Христа и спасительность таинств». – Прим. перев.

 

[272]W. Beinert, Die Kirche – Gottes Heil in der Welt. Die Lehre von der Kirche nach den Schriften des Rupert von Deutz, Honorius Augustodunensis und Gerhoch von Reichersberg. Ein Beitrag yur Ekklesiologie des 12. Jahrhunderts (BGPhThMA NF 13). Münster i.W. 1973, 133; см. также W. Knoch, Die Frühscholastik und ihre Ekklesiologie. Eine Einführung. Paderborn 1992.

 

[273]«Подражание жизни неимущего Христа». – Прим. перев.

 

[274]См. K. Elm, Franz von Assisi. In: LexMA 4, 830–832; здесь: 832: «Новейшие исследования (Esser, Bonets, Manselli и др.) во многом разделяют точку зрения В. Гётца (W. Götz), состоящую в том, что Франциск всегда оставался верным Церкви и «направление его детища всегда соответствовало ее установлениям»».

 

[275]См. B. de Armelada, Bonaventura. В: LThK3 2 (1994), 570–572, здесь: 571.

 

[276]Ср. L. Lang, Franz von Assisi. В: LThK3 4 (1995), 44–47, здесь: 46.

 

[277]Здесь в числе прочих следует указать на Фому Аквинского, Wilhelm von Auxerre, Alexander von Hales и – наряду с Бонавентурой – Альберта Великого. Об этом см. Beinert, Glaubenssinn der Gläubigen 86.

 

[278]Ср. M. Seckler, Kirchliches Lehramt und theologische Wissenschaft 26–43; Mittelalterliche Theologien. В: NHThG 3 (1985), 127–144.

 

[279]Ср. J. Fontaines, Hilarius, hl. Bischof von Poitier. В: LexMA 5 (1991), 9f., здесь 9.

 

[280]J.H. Newman, Über das Zeugnis des Laien in Fragen der Glaubenslehre (1859). In: Он же, Polemische Schriften (Ausgew. Werke 4). Mainz 1959, 253–292, здесь 290.

 

[281]W. Böckenförde, Statement aus der Sicht eines Kirchenrechtlers. В: D. Wiederkehr (ред.), Der Glaubenssinn ds Gottesvolkes – Konkurrent oder Partner des Lehramts? (QD 151). Freiburg. i. Br. 1994, 207–213, здесь 211.

 

[282]См. в частности Декрет о пастырских задачах в Церкви «Christus Dominus». In: LTHK2 Erg.‑Bd. II, S. 127–247.

 

[283]Ср. M. Wagner, Sind neue Katechismen notwendig? Dogmatische Überlegungen zu einer katechetischen Grundsatzfrage. In: StZ 212 (1994), 465–476, особенно 473.

 

[284]Ср. Beinert, Glaubenssinn der Gläubigen. В: LKDog 200f., здесь: 200.

 

[285]Vgl. ebd., 201.

 

[286]По поводу богословского обоснования см. K. Rahner, Der dreifaltige Gott als transzendenter Urgrund der Heilsgeschichte. 3. Das Grundaxiom über die Einheit von «ökonomischer» und «immanenter» Trinität. В: MySal II, 327.

 

[287]Beinert, Glaubenssinn der Gläubigen 201.

 

[288]См. выше, А. II.2. a).

 

[289]«Христос – Свет народам». – Прим. перев.

 

[290]См. HFTh, Bde. 1–3.

 

[291]Такую явную расстановку акцентов предлагает в числе других Th. Schneider (ред.), Handbuch der Dogmatik (в 2‑х томах). Düsseldorf 1992. А J. Werbick в пролегоменах (там же, 1–48; библ.) пишет так: «Намерение Бога – дарование Его спасительной и священной истины, т. е. дарование «Самого Себя», в догматике должно быть осмыслено и открыто пониманию, подкрепленному верой, в той мере, в какой человеческое разумение оказывается к этому способным».

 

[292]H. Fries, Offenbarung, III. Systematisch; 2. Theol. Ausdutung. В: LThK2, 1111–1114, здесь 1114.

 

[293]Ср. Fries, Fundamentaltheologie, § 35 «Offenbarung als Vollendung», 272–275.

 

[294]Ср. M. Seckler/M. Kessler, Die Kritik der Offenbarung. В: HFTh 2 (1985), 29–59

 

[295]J. Schmitz, Das Christentum als Offenbarungsreligion 27f.

 

[296]Ср. выше, AI.1. Экскурс.

 

[297]Katholischer Erwachsenkatechismus s. Das Glaubenbekenntnis der Kirche, Bd. 1, под ред. d– Dt. BK, Kevelaer (и др.) 21985, 37.

 

[298]Ebd.

 

[299]Ср. NAe 2: «Уже с древности и вплоть до нынешнего времени у различных народов существует некая восприимчивость к сокровенной силе, наличествующей в ходе вещей и в событиях человеческой жизни, а иногда и признание Верховного Божества или даже Отца. Эта восприимчивость и это признание пронизывают их жизнь глубоким религиозным содержанием».

 

[300]DEK 38.

 

[301]Ср. Быт 9, 18.

 

[302]DEK 38; KKK, Nr. 60.

 

[303]KKK, Nr. 64; здесь сказано также: «Прежде других носителями этой надежды становятся бедные и смиренные дети Божии». Здесь уместно указать на «святых жен», чей чистейший образец мы видим в образе Марии.

 

[304]DEK 38f.

 

[305]DV 2.

 

[306]DEK, S. 38.

 

[307]KKK 56.

 

[308]DV 4.

 

[309]KKK 57.

 

[310]Schmitz, Christentum als Offenbarungsreligion 17.

 

[311]K. Jungk, Wegweiser für eine humanere Zukunft. В: H.J. Schultz (ред.), Sie werden lachen – die Bibel. Stuttgart 21976, 73–79, здесь 79, цит. по M. Limbeck, Die Heilige Schrift. В: HFTh 4 (1988), 68–99, здесь 69f.

 

[312]Limbeck, Schrift 70 (со ссылкой на M. Machovec).

 

[313]«Едва только я дочитал предложение до конца, в сердце моем, наподобие некоего света, распространилась уверенность, и все тени сомнения были развеяны» (Августин, Исповедь VIII, 21. Перевод [на нем.] с полного издания, введение и примечания Г.У. фон Бальтазара [Christliche Meister 23]. Einsiedeln 1985, 207f.).

 

[314]DV 21.

 

[315]DV 24.

 

[316]Ср. H. Küng, Christentum und Weltreligionen. München 1984.

 

[317]См. там же 333 в связи с индуизмом, 444ff. по поводу буддизма, 43–45 по поводу ислама.

 

[318]Schmitz, Offenbarung im Wort und Tat 26; см. также выше, раздел А.I.2.

 

[319]J. Werbick, A. Prolegomena. In: Th. Schneider (ред.), Handbuch der Dogmatik (в 2‑х томах), Düsseldorf 1992, Bd.1, 1–48 (лит.), здесь: 17.

 

[320]Küng, Christentum 62.

 

[321]Seckler, Der Begriff der Offenbarung 62.

 

[322]Limbeck, Schrift 80.

 

[323]Ebd., 96.

 

[324]См. выше A.I. «Экскурс».

 

[325]M. Limbeck, Inspiration. In: NHThG 2 (1984), 216–226, здесь 216.

 

[326]S. Balic, Inspiration. 3. Islamisch. In: LRG 504f., здесь 504.

 

[327]Khoury, Begegnung 22: «Коран – от Бога, он абсолютен и абсолютно обязателен».

 

[328]Ebd.

 

[329]Balic, Heilige Schrift. 3. Islamisch, In: LRG 480f., здесь 480.

 

[330]Ebd.

 

[331]D. Vetter, Inspiration. Judisch. In: LRG 473–477, здесь 475.

 

[332]Ebd.

 

[333]Ebd., 476.

 

[334]A. Bea, Inspiration. In: LThK2 5 (1960), 703–711, здесь 703. Текстуальные подтверждения в примеч. 236.

 

[335]Vetter, Inspiration 501.

 

[336]Филон Александрийский, De specialibus legibus IV, 49 (Цит. там же).

 

[337]Limbeck, Inspiration 217 (со ссылкой на Иосифа Флавия, Contra Apionem §§ 37, 40).

 

[338]Ср. W. Kluxen, Maimonides. In: LThK2 6 (1961), 1298–1300 (Lit.)

 

[339]W. Beinert, Inspiration. In: LKDog 289–291, здесь 289.

 

[340]W. Beinert, Heilige Schrift. In: LKDog 241–245, здесь 241.

 

[341]Ср. выше A.I.2 a).

 

[342]Ср. Limbeck, Inspiration 218.

 

[343]См. в этой связи F. Mussner, Traktat über die Juden. München 1979. В особенности: Der «Jude» Jesus, 176–211.

 

[344]M. Limbeck, Schrift 79.

 

[345]См. O. Kaiser, Einleitung in das alte Testament. Gütersloh 41978, 363, 366f.

 

[346]Limbeck, Schrift 87; там же на стр. 87–90 находятся решающие доводы и указания, используемые в дальнейшем изложении.

 

[347]Ebd.

 

[348]Ср. там же, 88.

 

[349]Ebd., Иосиф, Апион I, 38–41.

 

[350]И греческое, и латинское словосочетание означает «правило истины». И греческое kanon, и латинское regula исходно имели значение «измерительный брусок (прут)», «линейка». – Прим. перев.

 

[351]M. Limbeck, Schrift 89

 

[352]Ebd.

 

[353]Ср. DH 1334f.

 

[354]DH 1502f.

 

[355]Ср. Pannenberg, Offenbarung und «Offenbarungen» 98.

 

[356]Limbeck, Schrift 76–87 (Kap. 3: Die Inspiration der Hl. Schrift), здесь 80.

 

[357]Ириней, Adversus haereses III, 21, 4.

 

[358]Ориген, De principiis I, praef. 4; ср. там же, II, 7.

 

[359]H. Riedlinger, Bibel. B. I. Lateinischer Westen. [2]: Geschichte der Auslegung. In: LexMA 2 (1983), 47–65, здесь 47.

 

[360]Ebd.

 

[361]Ср. R. Gögler, Zur Theologie des biblischen Wortes bei Origenes. Düsseldorf 1963.

 

[362]Ebd., II. Haupttitel 211ff.

 

[363]Там же 105, со ссылкой на: Ориген, De principiis I, praef. 8 (14, 8).

 

[364] Gögler, ebd., 109.

 

[365]Ebd.

 

[366]R. Gögler, Hippolitus v. Rom. In: LThK2 5 (1960), 378–380, здесь: 378.

 

[367]Gögler, Theologie 100.

 

[368]Ориген, Hom. in Hexateuch. transl. Rufin. IV, 2, цит. по: Gögler, Theologie 1–3.

 

[369]J. Schildenberger, Schriftsinne. In: LThK2 9 (1964), 491–493, здесь 491 со ссылкой на Julian v. Eklanum, PL 21, 971.

 

[370]«Духовные правила разума». – Прим. перев.

 

[371]«Книги наставлений». – Прим. перев.

 

[372]См. J.A. Fischer, Eucherius. In: LThK2 3 (1959), 1166.

 

[373]См. K.S. Frank, Cassian. In: LexMA 2 (1983), 1550f.

 

[374]«Сопоставление (св.) отцов». – Прим. перев.

 

[375]Riedlinger, Bibel. Geschichte der Auslegung 48.

 

[376]Schildenberger, Schriftsinne 491.

 

[377]«Буква учит (совершенным) делам, аллегория – тому, во что следует верить, моральное (истолкование) – тому, что надлежит делать, анагогия – тому, на что можно надеяться». – Прим. перев.

 

[378]«Пророчество есть Божественное вдохновение или откровение». – Прим. перев.

 

[379]Кассиодор, Expositio Psalmorum. CChr. SL 97, 7.

 

[380]R. Peppermüller, Inspiration. In: LexMA 5 (1989), 450.

 

[381]Абеляр, Expositio in Hexaemeron. MPL 178, 770, PCI; цит. по R. Peppermüller, Schriftsinne. In: LexMa 7 (1995), 1568ßß1570 (Лит.), здесь: 1569

 

[382]Ср. Ириней Лионский († ок. 204): «Есть один Бог, Отец, и один Христос, Иисус, наш Господь, которым проникнут весь порядок спасения и в котором всё собрано воедино» (Adv. haer. III, 16, 6; ср. IV, 14, 2).

 

[383]Бернард Клервоский, In Cant. 74, 2. Samtliche Werke, lat.‑dt. Bd. 6. Hg. v. G.B. Winker. Innsbruck 1995, 495.

 

[384]Riedlinger, Bibel. Geschichte der Auslegung 50.

 

[385]См. ниже III, 1.

 

[386]W. Beinert, Die Kirche – Gottes Heil in der Welt 106.

 

[387]О Гуго Сент‑Викторском и его школе см. W. Knoch, Die Einsetzung der Sakramente durch Christus. Eine Untersuchung zur Sakramententheologie der Frühscholastik von Anselm von Laon bis zu Wilhelm Auxerre (BGPhThMA, N. F. 24). Münster 1983, 73–81.

 

[388][ «От слова приходят к пониманию, от понимания – к вещи, от вещи – к разуму, от разума – к истине».] Гуго Сент‑Викторский, Didascalion 5, 3– PL 176, 190.

 

[389]«Смысл вещей», «буквальный смысл». – Прим. перев.

 

[390]G. Binding, Bonaventura. In: LexMa 2 (1983), 402–407, здесь: 405.

 

[391]Schildenberger, Schriftsinne 491 со ссылкой на S. Th. I 91 a. 10 ad 1.

 

[392]Beinert, Inspiration 289.

 

[393]Bea, Inspiration 704 с опорой на S– th. II–II, 99171–174.

 

[394]Riedlinger, Bibel. Geschichte und Auslegung 52.

 

[395]Ebd.

 

[396]См. W. Knoch, Der Streit zwischen Bernhard von Clairvaux und Petrus Abaelard – ein exemplarisches Ringen um verantworteten Glauben. In: FrZPhTh 38 (1991), 299–315.

 

[397]Riedlinger, Bibel. Geschichte der Auslegung 54.

 

[398]Ebd., 55.

 

[399]Ebd., 57.

 

[400]J.C. Gerson (1363–1429); De sensu litterali, Propositio 3; цит. у Riedlinger, ebd.

 

[401]Ср. Гуго Сент‑Викторский, De arca Noe morali 2, 8.

 

[402]Riedlinger, ebd., 63.

 

[403]Для Католической Церкви – 18‑й Вселенский Собор. – Прим. ред.

 

[404]DH 1334.

 

[405]По поводу определения этого понятия см.: H. Günther, Altertum, Mittelalter, Neuzeit. In: HWPh VI, 782–798 (Lit.).

 

[406]Об истории Реформации см.: E. Iserloh, Geschichte und Theologie der Reformation im Grundriß. Paderborn 1980.

 

[407]Это относится к известной – наряду с принятой в Православных церквах – латинской его формулировке (согласно Ordo Romanus – Чину крещения – DH 30).

 

[408]«Только верой» (имеется в виду оправдание только верой), «только благодатью» (или «только благодать» – здесь именительный и отделительный падежи графически неразличимы), «только Писанием» (или «только Писание»). – Прим. перев.

 

[409]K. Haendler, Sola‑fide‑Prinzip. LThK2 9 (1964), 860f., здесь: 860.

 

[410]Ebd.

 

[411]O. Weber, Inspiration. II. Dogmengeschichtlich. В: RGG3 3 (1986), 755–799, здесь: 776.

 

[412]Ebd., 777.

 

[413]K. Haendler, Schriftverständnis. I. Evangelisches Schriftverständnis. In: LThK2 9 (1964), 493–495, здесь: 493сл.

 

[414]Ebd., 494.

 

[415][ «Творение Божественного Слова»] M. Luther, WA IV 189, 22f., 34f.; WA VI 560, 33ff.; цит. Haendler, там же.

 

[416]Luther, WA VII 721, 12f.; цит. Haendler, ebd.

 

[417]Haendler, Schriftverständnis 494, со ссылкой на Luther, WA XLII 334, 12.

 

[418]DH 1501.

 

[419]Ср. Limbeck, Schrift 81.

 

[420]F. Dominguez, Domingo Báсez O.P. LThK3 1, 1384–1386, здесь: 1384сл.

 

[421]R. Bäumler, Leonhard Lessius S.J. In: LThK2 6(1961), 981f., здесь 981.

 

[422]Bea, Inspiration 705.

 

[423]Limbeck, Schrift 82; ср. 2 Петр. 1б 21.

 

[424]DH 3006.

 

[425]Bea, Inspiration 706.

 

[426]Ср. в этой связи Limbeck, Schrift 83; он же, Inspiration 220f.

 

[427]См. об этом следующий раздел B.I.3.

 

[428]Ср. Weber, Inspiration 777–779.

 

[429]W. Philipp, Inspiration III. In: Inspiration der Hl. Schrift, dogmatisch. RGG3 3 (1986), 779–782; здесь: 782.

 

[430]Указание на литературу: см. H. Gabel, Inspirationsverständnis im Wandel. Theologische Neuorientierung im Umfeld des Zweiten Vatikanischen Konzils. Mainz 1991,77.

 

[431]См в этой связи J. Poetron, Geistliche Schriftauslegung. Düsseldorf 1979.

 

[432]Ср. H. de Lubac, Geist aus der Geschichte. Einsiedeln 1968.

 

[433]Ebd., 350f.

 

[434]H. U. v Balthasar, Katholisch 66.

 

[435]Ср. K. Muth, Zum Verhältnis von Exegese und Philosophie in Zeitalter der Frühscholastik. In: RthAM 38 (1971), 121–136, здесь: 130f.

 

[436]v. Balthasar, Katholisch 66.

 

[437]См. K. Staab, Katenen. In: LThK2 6 (1961), 56f., здесь: 56.

 

[438]Ср. H. Riedlinger, Die Makellosigkeit der Kirche 11.

 

[439]Ср. Riedlinger, Bibel. Geschichte der Auslegung 49.

 

[440]PL 175, 10f.; перевод по Gabel, Inspirationsverständnis 77, латинский текст, там же, 77f.

 

[441]Gabel, Inspirationsverständnis 79 со ссылкой на J. Beumler, Die Inspiration der Heiligen Schrift (HDG 1/3b). Freiberg i. Br. 1968, 37–43.

 

[442]Werbick, Prolegomena 16.

 

[443]Ebd., 17.

 

[444]K. Barth, Die kirchliche Dogmatik 1/1. Zürich 91975, 114.

 

[445]Werbick, Prolegomena.

 

[446]H.U. v. Balthasar, Gott redet als Mensch. In: Verbum Caro. Skizzen zur Theologie I. Einsiedeln 1960, 73–99, здесь: 98.

 

[447]Werbick, Prolegomena 18.

 

[448]Ср. DH 2901–2980; ср. Werbick, Prolegomena 18.

 

[449]DH 3000–3045.

 

[450]DH 3050–3075.

 

[451]DH 3004.

 

[452]Ср. DH 3005.

 

[453]DH 3006.

 

[454]Собор в Триденте: IV заседание 1546; DH 1501.

 

[455]Ср. Собор в Триденте DH 1502сл.; см. также Декрет Собора об издании Вульгаты и способе толкования Св. Писания, DH 1506–1508, здесь особ. 1506.

 

[456]DH 3006.

 

[457]DH 3280–3294.

 

[458]Limbeck, Schrift 83; или: он же, Inspiration 220.

 

[459]DH 3293 (цитируется письмо 821 Августина к Иерониму, гл. 1, № 3 [CSEL 34, 3548‑11/PL 33, 277]).

 

[460]Ebd.

 

[461]DH 3825–3831.

 

[462]DH 3826.

 

[463]DH 3830 (цитируется Фома Аквинский, In Hebr., c. 1 lect. 4).

 

[464]Gabel, Inspirationsverständnis 18.

 

[465]Ebd., 19.

 

[466]И опирается на наиболее значительных представителей этого учения в XVI–XVII вв., в числе других – на D. Báсez (см. выше B.I.2.c.), а также R. Bellarmin; ср. в этой связи R. Kirste, Das Zeugnis des Geistes und das Zeugnis der Schrift. Göttingen 1976.

 

[467]Gabel, Inspirationsverständnis 19.

 

[468]Ebd., 20.

 

[469]Нельзя замалчивать тот факт, что эта вполне правильная интенция отчасти обусловлена борьбой за влияние, но это обстоятельство заслуживает взвешенной оценки с точки зрения существовавших в то время сил, действительно угрожавших духу и порядку Церкви или рассматривавшихся в качестве таковых. Ср. в этой связи Gabel, там же, 57сл.

 

[470]Ср. там же, 60сл.

 

[471]W. Kasper, Dogma unter dem Wort Gottes. Mainz 1965, 84.

 

[472]Здесь, «профанные» – не входящие в границы «священного» (сакрального). – Прим. ред.

 

[473]Gabel, Inspirationsverständnis 73.

 

[474]N. Lohfink, Über die Irrtumslosigkeit und der Einheit der Schrift. In: StZ 174 (1964), 161–181, здесь: 169.

 

[475]A. Darlapp, Nouvelle Théologie. В: LThK2 7 (1962), 1060f., здесь: 1060.

 

[476]Пий XII, Энциклика «Humani generis» от 12.8.1950 (DH 3875–3899).

 

[477]Ср. H. Rondet, Nouvelle Théologie. В: HTTL 5 (1973), 225–227, здесь: 225.

 

[478]Ср. в особенности Congar, Der Heilige Schrift.

 

[479]Ср. в этой связи Gabel, Inspirationsverständnis 221–223.

 

[480]H.U. von Balthasar, Wort, Schrift, Tradition. In: он же, Verbum Caro. Skizzen zur Theologie I. Einsiedeln 1960, 11–27, здесь особ. 11–17.

 

[481]Ebd., 11f.

 

[482]Ср. Gabel, Inspirationsverständnis 232.

 

[483]H.U. von Balthasar, Wort, Schrift, Tradition 15.

 

[484]Цитируется там же, 17.

 

[485]Ebd.

 

[486]Смысл латинской фразы: «Норма, задающая норму, сама при этом ничем иным не заданная». Подражание знаменитому выражению Иоанна Скота Эриугены natura creans non creata – «природа творящая, несотворенная» (о Боге). – Прим. перев.

 

[487]K. Rahner, Über die Schriftinspiration (QD 1). Freiburg i. Br. 1958.

 

[488]K. Rahner, Inspiration. In: HThG 1 (1962), 720–725, здесь: 721.

 

[489]Ebd.

 

[490]Rahner, Schriftinspiration 58.

 

[491]Rahner, Inspiration 721.

 

[492]Beinert, Inspiration 290, со ссылкой на К. Ранера.

 

[493]Ср. Формирование канона; см выше B.I.2.a).aa).

 

[494]Rahner, Schriftinspiration 56.

 

[495]Beinert, Inspiration 290f.

 

[496]Rahner, Inspiration 724.

 

[497]См. K. Rahner, (III.) Zur Theologie der Heiligen Schrift, 2. Schriftinspiration. In: HTTL 6 (1973), 378–387, здесь 378; К. Ранер говорит поэтому подробно также и о «слове человеческом» (см. он же, Inspiration 723).

 

[498]Ср. в этой связи Limbeck, Schrift 85ff. и примеч. 69.

 

[499]Ср. Gabel, Inspirationsverständnis 101ff.

 

[500]См. Rahner, Inspiration 723.

 

[501]Неосхоластическое трехчастное деление таково: natura inspirationis, extensio inspirationis, inerrantia absoluta Sacrae Scripturae («природа вдохновения, объём вдохновения, абсолютная безошибочность Священного Писания»). Gabel, Inspirationsverständnis 104.

 

[502]Об этом подробно Gabel, Inspirationsverständnis 150ff.

 

[503]Текст издан в: Acta Synodalia Sancrosancti Concilii Oecumenici Vaticani Secundi, 1–4, Vatikan 1970–1980, здесь I/III, 14–26.

 

[504]См. выше A.I.1.a)dd).

 

[505]О традиции см. ниже Часть С.

 

[506]Gabel, Inspirationsverständnis 25, цитируется DF 20.

 

[507]DH 3293; ср. J.B. Franyelin, Traktatus de divina traditione et scriptura. Rom 41896, 316.

 

[508]Ср. Benedikt XV, Энциклика «Spiritus Paraclitus». В: AAS 12 (1920), 390; DH 3650–3654.

 

[509]См. выше B.I.2.

 

[510]De Lubac, Geist aus der Geschichte 350.

 

[511]Этой форме С предшествовали еще два предварительных проекта.

 

[512]Limbeck, Schrift 84 вместе с примеч. 64.

 

[513]A. Grillmeier, Commentar zu DV 11–13. In: Vaticanum II, Dogmatische Konstitution über die gottliche Offenbarung «Dei verbum». Введение и комментарий J. Ratzinger, A. Grillmeier, B. Rigaux. In: LThK2 Erg.‑Bd. II (1967), 528–557; здесь 529.

 

[514]Gabel, Inspirationsverständnis 34.

 

[

Date: 2015-10-18; view: 351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию