Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шекспировский кружок проф. Сретенского





Во время обучения в университете Жак, в числе немногих других "подававших надежды" студентов, посещал домашний литературный кружок профессора Николая Николаевича Сретенского, преподавателя зарубежной литературы, специалиста по английской и французской драматургии (...). Официально студенческий кружок специализировался на изучении творчества Шекспира, но на деле занятия в нем выходили далеко за пределы этой темы и больше напоминали встречи литературного клуба - многие из членов кружка писали стихи и пьесы, показывали их профессору, эти тексты обсуждались во время заседаний кружка. К тому же "Шекспировский кружок" поддерживал связи с театром им. Горького, студенты Сретенского были увлечены театром (...).

Дружба со Сретенским продолжалась и после того, как Жак окончил университет - именно Николай Николаевич в дальнейшем настоит на том, чтобы Жак выпустил свою первую книгу стихов "за собственный счет", и поможет в этом деле материально (...); он же, по просьбе Жака, будет научным руководителем младшей сестры Жака - Доры (...).

"Книжный переполох"

С 1922 Жак совмещал учебу с работой в библиотеке «Памяти декабрьского восстания» (...).
В это время в советской литературе набирало силу "функционалистское" направление, объявившее главной ценностью в искусстве его общественную полезность, т.е. направленность на борьбу с неграмотностью, просвещение, пропаганду, развлекательность и украшение жизни простого человека. Жак с увлечением работал в этом направлении. Для очередного ростовского праздника "Неделя книги" (...) написал пьесу "Книжный переполох" - театрализованный путеводитель по "хорошим" и "плохим" книгам. В качестве "хороших" в пьесе представлялись книги Чарской, Шерлока Холмса, Майн Рида, Купера. "Переполох" был поставлен в библиотеке Клуба коммунальников (...), которой заведовала Вера Николаевна Кессених (...). Пьеса опубликована в 1923 в московском политпросветском сборнике "Неделя книги" (...) и, возможно, позже ставилась в других городах во время подобных праздников. Во всяком случае, словосочетание "Книжный переполох" прижилось в лексиконе библиотек и до сих пор употребляется в сфере книжного бизнеса в промоутерских целях (см. данные "Яндекса").

Кружок Жака "синтетисты"

Занятия у Сретенского имели продолжение в студенческом кружке, который организовал сам Жак. Члены этого кружка называли себя "синтетистами" (...).
О программных эстетических установках "синтетистов" точной информации нет. Но весьма вероятно, что эти установки имели отношение к западным "метафизическим синтетистам" (Верлен, Метерлинк), ставившим задачу создания "новой духовности". Точно известно, что Метерлинком и Верленом (как и их российскими продолжателями - символистами), в ростовской театральной и университетской среде той поры очень интересовались. Проводником этого западного направления в российской литературе начала 20 века был урожденный ростовчанин Иван Тхоржевский (...): в 1906 он выпустил в Петербурге книгу своих переводов с французского Верхарна, Метерлинка и Верлена (...).
Уже упоминавшаяся ростовская поэтическая "Театральная мастерская" Вейсбрема в 1919 поставила две пьесы Метерлинка ("Смерть Тентажиля" и "Семь принцесс") (...).
Знал о французских "синтетистах", и, в особенности, о Метерлинке, и Николай Сретенский, в силу своей французской драматургической специализации.
В пользу эстетической связи ростовских "синтетистов" с западными говорит и то, что "женскую" часть кружка составляла группа девушек из окружения "духовного поэта" Людмилы Кормилиной (...) - дочери убитого "красными" священника из Ессентуков. Мария Жак вспоминает о философском складе ума, глубокой религиозности и харизматичности Людмилы и перечисляет девушек, посещавших кружок "синтетистов" и одновременно находившихся под влиянием Людмилы: Мария Светашева, Муся Котляревская-Савкина, Фаина Дубровская, Ада Явич. Вениамин Жак и Людмила Кормилина в момент образования кружка были влюблены друг в друга; Жак некоторое время посещал встречи у Людмилы, где читалась и обсуждалась духовная литература. (...)

Однако, "мужская часть" кружка - университетские друзья Жака (Евсей Рыскин (...), Михаил Обухов (...), Григорий Кац (...), Евгений Безбородов, Григорий Рафаилович, Давид Гринберг, Петр Кальницкий (...) - судя по дальнейшим их жизни и творчеству, если и были когда-то увлечены "синтетизмом", скоро в нем разочаровались. К тому же известно, что девушки своих "духовных" стихов в кружке не читали, а только участвовали в обсуждении творений "мужской части" компании (...). Ко всему прочему, Вениамин довольно скоро оставил "небесную" богоискательницу Людмилу Кормилину и предпочел "земную" атеистку Марию Браиловскую. 28 декабря 1924 он сделал Марии предложение и получил ее согласие (регистрацию брака решили отложить до того времени, пока Жак отслужит в армии). (...)

Заседания кружка проводились еженедельно, в определенные дни, сначала на квартире у Рафаловичей, а потом - у Браиловских или Жаков.(...)

http://rostov-80-90.livejournal.com/325362.html

Date: 2015-10-18; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию