Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента





1.1. Сущность инновационного менеджмента ••

Мерилом современного экономического развития выступает коренное изменение в технологическом способе производства и в его воздействии на весь экономический потенциал общества. Иннова­ционные преобразования не только трансформируют производи­тельные силы общества, но и представляют собой центральное зве­но в системе социально-экономических процессов. Согласно кон­цепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влия­ния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления.

Современные теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социально-организационных изменений, в то вре­мя как более ранние технократические тенденции и течение техно­логического детерминизма были основаны на представлениях о бе­зусловной "технологической рациональности", способности к саморазвитию и благотворности технологий для человечества.

Если с позиций технологического детерминизма раннее индус­триальное развитие происходило под лозунгом "свобода предпри­нимательства", то центральная идея постиндустриального обще­ства трактуется как всеобъемлющая "свобода нововведений".

Происходящие радикальные перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов, определяющих его. "Свобода нововведений" неизбежно влечет за собой широкий спектр изменений в магистральных направлениях науки и научных знани­ях, в технике и технологии производства, а также в возникновении множества социальных и организационно-управленческих иннова­ций. Радикальные сдвиги назревают именно в подходах к источни­кам и ресурсам экономического роста.

Фундаментальным критерием экономического развития стано­вится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов с по­зиций их непреходящей ценности. С точки зрения важности ресур­сов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями авангардного науч­но-технического развития и с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка.

Инновационная направленность экономических процессов, при­сущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмен­та, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления — инновационный менеджмент.

Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, многие авторы [48] ха­рактеризуют его как "самостоятельную область экономической на­уки и профессиональной деятельности, направленную на форми­рование и обеспечение достижения любой организационной струк­турой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов".

С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менед­жмента, непосредственным объектом которого выступают иннова­ционные процессы во всех сферах народного хозяйства.

Содержание понятия "инновационный менеджмент" П.Н. Зав-лин [15] рассматривает по крайней мере в трех аспектах: "как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и про­цесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппа­рат управления инновациями". Такое глубокое понимание сущнос­ти и принципов инновационного менеджмента противоречит уз­ким рамкам функциональной концепции.

Новая методологическая и научная ориентация инновационно­го менеджмента основана на качественном своеобразии теорети­ческого уровня знания и его определяющей роли в богатстве обще­ства. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного зна­ния и процедуры возникновения новых интеллектуальных продук­тов прочно занимают главенствующее место.

С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и си­стемы управления инновациями, состоящей из специализирован ных органов управления, и наличие специального института ме­неджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентации, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриально­го общества это означает:

1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;

2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизне­са, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

В инновационном менеджменте следует выделять два уровня.

Первый представлен теориями социального управления иннова­ционными системами и концентрирует усилия на разработке страте­гий инновационного развития, социально-организационных изме­нений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономи­ческой системы.

Второй уровень инновационного менеджмента являет собой при­кладные теории организации и управления инновационной дея­тельностью, а потому носит функциональный прикладной харак­тер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки прак­тических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические систе­мы, на продуктовые и финансовые потоки.

Ведущую роль социально-экономических институтов, таких, как наука, образование, менеджмент, подчеркивает крупнейший эко­номист и социолог Питер Дракер. Крупнейший теоретик школы "индустриальной социологии", П. Дракер видит совершенствование института классического менеджмента в обогащении его доктриной "человеческих отношений". Стремясь соединить абстрактное обоб­щение и институциональные принципы с управленческими реко­мендациями, максимально приближенными к практике, он значи­тельно расширил понимание института менеджмента, распростра­нил его функции на управленческие структуры корпораций [58].

На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять полномочия тем Или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономичес­ких отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. В силу этого процесс управления — это способность или потенциальная воз­можность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и поведение персонала. В современном обществе менедж­мент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы.

В конечном счете институт менеджмента — это структуриро­ванные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации. Это система долговременных групповых и инди­видуальных установок, ориентации, целей, решений, задач и прак­тических действий. Институциональные основы менеджмента пред­полагают, что организация характеризуется [30]:

эффективностью, которая достигается за счет строгого разделе­ния обязанностей и полномочий между членами организации;

строгой иерархией, позволяющей вышестоящему должностно­му лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоя­щими сотрудниками;

формально установленной и четко зафиксированной системой пра­вил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности;

эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый выступает не как индивид, а как носитель и представитель определенной должности;

процессом "деперсонализации" индивидов в организации.

Базисной системой социального института служат совокупность социально закрепленных и легитимизированных санкций, установ­ленный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов и поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозна­чает различный спектр социально регулируемого и организованного поведения персонала. Именно этим определяются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилегированной социальной группы.

Развитие демократических традиций и систем неформального взаимодействия приводит к переосмыслению структуры и функций институтов. Оптимальная рациональность действия и достижение связи отдельных частей, формальных функций, зачастую связан­ных с принуждением работника, обеспечиваются процессами со­циальной интеграции. Это подразумевает наличие упорядоченных, бесконфликтных отношений между частями социальной системы, между поведением индивидов и нормативными стандартами. Ин-ституциализация менеджмента должна происходить на основе прин-, ципов социальной интеграции и на базе общих для всех членов ценностей и норм.

Современные социально-экономические институты, такие, как наука, искусство, изобретательство, решают интеграционные про­блемы с помощью таких механизмов, как универсалистская право­вая система, добровольные ассоциации, расширение прав и суже­ние привилегий членов сообщества и повышение уровня общности.

В развитых странах все большее значение приобретают институ­ты, воплощающие комплекс, ориентированный на достижение ценностей. В число доминирующих попадают научные и образова­тельные институты, которые обеспечивают доминирование ценно­стей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности.

Отличительной чертой института инновационного менеджмен­та является относительно большая независимость выбора альтерна­тивного решения, хотя при этом выбор способов поведения тесно связан с присутствием в мотивационной структуре личности про­фессиональной компетентности и личной ответственности.

Становление инновационного менеджмента тесно связано с "рас­крепощением" личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества ста­новится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора личности.

Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, про­изводства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональ­ных подсистем, совершенствование системы управления персона­лом и осуществление контроля. Виды и функции инновационного менеджмента показаны в табл. 1.1.

Инновационный тип экономического развития предприятия оз­начает прежде всего снижение детерминированности и усложне­ние системы управления в целом. Высокая изменчивость макроэко­номической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предприятий в прямую зависимость от их спо­собности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегиче­ский уровень. В таких обстоятельствах положение фирмы определя­ют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.

Важнейшей функцией управления является разработка страте­гии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ фак торов внешней и внутренней среды. Так, стратегический менедж­мент сосредотачивает свои усилия на анализе макроэкономичес­кой, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения по­ложения фирмы особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преимуществ фирмы.

В арсенале методов анализа все большее место занимают теория вероятностей, теория очередей, эконометрические модели, кон­цепция движущих сил и главных достоинств. Главные достоинства тесно связаны с функциями оперативного инновационного менед­жмента, опирающегося на внутренние возможности: повышение эффективности факторов производства, разработку новых техно­логий, товаров и услуг, внедрение мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности товаров.

 

Функции инновационного менеджмента   Виды инновационного менеджмента  
Стратегический   Функциональный, оперативный  
Прогнозирование   Стратегии приоритетов развития и роста   Новых товаров, техноло­гий  
Планирование   Экспансия в новые от­расли, ""рынки   Повышение качества и конкурентоспособности товаров  
Анализ внешней среды   Анализ макроэкономи­ческой, политической и рыночной конъюнктуры   Анализ поведения кон­курентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д.  
Анализ внутрен­ней среды   Анализ конкурентных преимуществ фирмы   Анализ факторов эффек­тивности производства продукции  
Виды решений   Стратегические решения по целям миссии и раз­витию фирмы   Оперативные решения по разработке, внедре­нию и производству новшеств  
Мотивация   Обеспечение фирме ди­намического роста и конкурентоспособности   Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства  
Контроль   Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития   Контроль за исполни­тельской дисциплиной и качеством исполнения  

 

Однако главные достоинства фирмы хотя и создают устойчивую основу для обеспечения конкурентных преимуществ, но без стра­тегического видения, формирования соответствующих страте­гий развития и реакций руководства фирмы они не получают ре­ального развития. В инновационном менеджменте все более распро­страняется так называемый матричный анализ, имеющий много разновидностей, среди которых особое место занимает SWOT-awa- лиз. Он позволяет исследовать сильные и слабые стороны фирмы, оценивать ее возможности и внешние угрозы.

Хотя анализ конкурентных преимуществ является важным эта­пом стратегического менеджмента, подобные инструменты все боль­шее начинают использоваться для оперативного управления. Это связано с тем, что развитие сильных сторон фирмы и использова­ние ее потенциальных возможностей основываются на мероприя­тиях оперативного менеджмента — обеспечении высокой произво­дительности труда, обновлении и повышении качества продукции.

Основные этапы и функции стратегического инновационного менеджмента представлены на рис.

 

Рис. 1.1. Основные этапы и функции стратегического инновационного менеджмента

Оперативный тактический инновационный менеджмент сосре­доточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управ­лению разработкой, внедрением, производством и коммерциали­зацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направле­но на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, ха растеризуются низкой степенью неопределенности и ориентирова­ны на средний и нижний уровни менеджмента.

Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менедж­мент концентрируется на важнейших проблемных и структурных областях, то оперативный менеджмент охватывает все направле­ния деятельности предприятия, его функциональные подсистемы, структурные элементы и конкретно всех участников инновацион­ной деятельности.

Оперативное управление инновационной деятельностью анали­зирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития предприятия. Оно сосредоточено на формировании производственных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем предприятия, осуществляет управление подразделениями матери­ально-технического снабжения, сбыта, информационного и фи­нансового обеспечения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвестиционного, продуктово-те-матического и проектного портфеля предприятия, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персона­лом.

Целью деятельности в области оперативного управления инно­вациями является реализация потенциала организации для дости­жения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упроче­ния ее позиций на рынке.

Управление инновационной деятельностью фирмы состоит из:

постановки стратегических и тактических целей,

разработки системы стратегий,

анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,

анализа инфраструктуры,

анализа возможностей фирмы,

диагноза реально сложившейся ситуации,

прогноза будущего состояния фирмы,

поиска источников капитала,

поиска патентов, лицензий, ноу-хау,

формирования инновационного и инвестиционного портфелей,

стратегического и оперативного планирования,

оперативного управления и контроля за научными разработка­ми, их внедрением и последующим производством,

совершенствования организационных структур,

управления технико-технологическим развитием производства,

управления персоналом,

управления и контроля за финансами,

анализа и оценки проектов нововведений,

выбора инновационного проекта,

оценки эффективности инноваций,

процедуры принятия управленческих решений,

изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и поведения конкурентов, поиска ниши на рынке,

разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга,

исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта,

позиционирования нововведения на рынке,

формирования инновационной стратегии фирмы на рынке,

устранения, диверсификации и управления рисками.

В последнее десятилетие в связи с возрастанием стохастических и случайных факторов во внешней среде, а также вследствие не­полноты и асимметричности информации в сложных социотехни-ческих системах стали нарастать процессы десинхронизации ритма и роста параметров возмущения системы. С точки зрения термоди­намики это объясняется не только возрастанием энтропии как меры устойчивости системы, но и повышением склонности системы к переходу в нестабильное, хаотичное состояние [38, 40]. Данное до­пущение в полной мере относится к инновационным преобразо­ваниям. В такой ситуации стратегия фирмы как обобщающей моде­ли действий, необходимых для достижения поставленных целей, оказалась напрямую связанной с реакцией фирмы на происходя­щие изменения. Исследование реактивности организации на изме­нения среды привело к выявлению различных типов реакций пред­приятия и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.

Главными типами реакций предприятий на изменение среды считаются:

производственная, основанная на поддержании прежнего уров­ня;

конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление пози­ций на рынке;

предпринимательская, направленная на максимальное приспо­собление к изменениям с целью увеличения дохода;

инновационная, ориентированная на системное обновление.

Типы реакций предприятий демонстрируют тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с мероприятиями стра­тегического и оперативного менеджмента.

Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой ме­неджмента показывает важность учета фактора реактивности.

При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней

среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы [22].

Date: 2015-10-18; view: 800; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию