Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрприемы против некорректного ведения спора





1. Пресекать неуважительное отношение в самом начале, не обостряя отношения, но давая понять, что вы как участник спо-ра имеете на то все основания. В случае если это не помогает, то следует повтор-но, но уже в более речкой форме напом- нить об этом.


103


2. Уклонение от предмета обсуждения, спора. 2. Остановка спора. Возвращение к его началу, акцентирование внимания на ис-тинном предмете обсуждаемой пробле-мы. Указание на ошибки оппонента.
3. Опора на достоверные аргументы и факты подменяется ссылкой на мнения, которые в данном вопросе не являются авторитетными. 3. Аргументированный доказательный по-каз того, что мнение, авторитет, на кото-рые ссылается ваш оппонент, таковыми применительно к обсуждаемому вопросу не являются.
4. Акцентирование внимания на мелочах, малых просчетах и ошибках, их преуве-личение. 4. Показ главного, основного, сопоставле-ние его с второстепенным. Показ роли и значимости приоритетного, основного в вашей аргументации и споре.
5. Подмена понятии, их нечеткое, произ-вольное толкование. 5. Четкое определение понятий, перечис-ление их основных признаков.
6. Аргументы «за» упоминаются вскользь, а аргументы «против» муссируются и обыгрываются как главные. 6. Расстановка акцентов на главном, на том, что является приоритетным и основ-ным в данном споре.
7. Ложное обобщение, когда малозначи-тельный факт, малозначимое явление возвеличиваются, а основное характери-зуется как второстепенное. 7. Разоблачение ложности и неправомер-ности обобщений и выводов. Аргументи-рованный показ малозначимости фактов, на базе которых делаются обобщения и
8. Муссирование красивых слов, которые прикрывают истинные намерения и уст-ремления. Например, политические про-тивники, используя слово «демократия», «свобода», «социальная защита», зачас-тую примыкают к реакционным по-литическим течениям. 8. Разоблачение истинных устремлений и поступков оппонента.
9. Эгоцентрический, сугубо личностный подход к решению проблем. 9. Показ пагубности субъективно-личностного подхода к решению пробле-мы. Четкая характеристика других, более значимых аспектов, подходов к решению проблемы.
10. Подмена конструктивного подхода деструктивным. 10. Последовательное разоблачение лож-ности и деструктивности ведения спора и аргументированный показ принципиально другого в своей основе, конструктивного подхода и того, что он дает.
11. Ссылка на свидетельства очевидцев, которые якобы были участниками собы-тий. 11. Предложить оппоненту доказать ис-тинность его утверждений о действитель-ных участниках событий. Если таких дока-зательств нет, то считать утверждения оппонента несостоятельными.
12. Одностороннее освещение событий. 12. Показ возможностей системного, мно-гомерного подхода к анализу событий.
13. Смешение полуправды с явной ло-жью. 13. Последовательное разоблачение лож-ных и неправдоподобных утверждений и

104


14. Муссирование враждебных слухов. 14. Спросить: «Откуда исходит информа-ция? Вы ее проверили? Кто был очевид-цем событий?» После чего показать несо-стоятельность враждебных слухов.
15. Представление серьезных событий в 15. Покачать злонамеренность использо-комедийно-неприглядном, анекдотиче- ванного приема, злой умысел его испол-ском виде. нителя.

Нетрудно видеть, что многие, если не все приемы некорректного ведения спора ведут к конфликту и провоцируют его. Поэтому гибкое, творческое приме­нение контрприемов может существенно разрядить обстановку и даже предотвра­тить конфликт. Чтобы овладеть контрприемами против некорректного ведения спора, следует использовать серию тренинговых упражнений, которые приведены в конце книги.

В связи с этим мы предлагаем для каждого приема и контрприема против некорректного ведения спора придумать ситуацию, которая бы иллюстрировала применение соответствующих приемов.

5.11. КАК ОПРОВЕРГАТЬ ОБВИНЕНИЕ?

Существует множество приемов и способов опровержения обвинения. Нам представляется, что в этом вопросе нелишне обратиться к советам классиков ан­тичной риторики, например Аристотеля. В их трудах мы находим много ценных советов, которые не утратили своего значения и по сей день.

Итак, попытаемся дать описание наиболее характерных способов опровер­жения обвинения, которые сформулированы с учетом рекомендаций Аристотеля*.

Первый способ заключается в том, что опровергающий пользуется тем же, чем и обвиняющий, чтобы развеять негативное обвинение.

Пример: вас обвиняют, что вы опоздали на собрание. В ответ на обвинение вы говорите, что сам обвиняющий иногда задерживает начало собрания.

Второй способ состоит в том, чтобы идти как бы на поводу у обвиняемого, утверждая, что это не так вредно, не так страшно, как утверждает обвиняющая сторона.

Пример: вас обвиняют в опоздании на собрание. Вы утверждаете, что от того, что вы на несколько минут опоздали, ничего существенного не произошло. Началось же собрание и в ваше отсутствие.

Третий способ заключается в утверждении, будто опоздание совершено по ошибке (например, вы забыли про собрание).

Пример: вас обвиняют, что вы опоздали на собрание. Вы оправдываетесь тем, что это от вас не зависело, т.к. долго не было транспорта, опоздал автобус и т.д.

Четвертый способ заключается в том, что обвиняемый находит вескую причину, ради которой совершен поступок.

Пример: вас обвиняют в опоздании на собрание. Вы отвечаете, что были у зубного врача. Там задержались и потому опоздали.

Пятый способ заключается в возведении обвинения на самого обви­няющего.

Пример: вас обвиняют в опоздании на собрание. Вы говорите обвинителю, что виноват сам организатор собрания, т.к. в объявлении не было точно указано место (аудитория), где будет проходить собрание. И поэтому вы опоздали.


*


T См.: Античные риторики. - М.: МГУ, 1978. - С. 155.

105


Шестой способ заключается в том, что вы не виноваты, как и в прошлый раз, когда вас также обвиняли.

Пример: вас обвиняют в опоздании, вы утверждаете, что вы снова опозда-ли, но, как и в прошлый раз, вы не виноваты, так как опять очень неудачно выбра-но время начала собрания.

Седьмой способ заключается в том, что вы соглашаетесь с тем, что вас обвиняют, но вы не хотели этого делать.

Пример: когда Еврипида обвинили в клятвопреступлении, то он сказал: «Мой язык принес клятву, но мое сердце не произнесло ее».

Восьмой способ заключается в том, что обвинитель пространно хвалит за хорошее, но в конце, чтобы свести это хорошее на нет, осуждает вас в мелочах.

Пример: вы многое сделали в подготовке собрания, активно участвовали в процессе дискуссий при его проведении, но несколько опоздали к его началу. Ваш руководитель может вначале похвалить вас, а в конце заметить, что вы показы-ваете плохой пример для других, опаздывая на собрания,

Девятый способ заключается в том, чтобы обвиняющий подчеркнул все плохое, выставив его в худшем свете, а задача обвиняемого, оправдываясь, ут-верждать, что совершенный поступок не заслуживает уж такого порицания, как на том настаивает обвинитель.

Пример: когда вас обвиняют в опоздании на собрание, то, оправдываясь, заявляете, что вы не самый большой нарушитель дисциплины в коллективе.

Десятый способ заключается в том, что вы внешне, по существу критики, обвинения в свой адрес согласны и заканчиваете свое оправдание фразой: «Да, я был не прав, но в сложившейся ситуации по-другому поступить было нельзя!»

5.12. Тест «ПРОВЕРЬТЕ СВОИ КОММУНИКАТИВНО-ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБ-НОСТИ»

Роль и значение коммуникативно-лидерских способностей трудно переоце-нить. Быть лидером в различных ситуациях делового общения — дискуссиях, спо-рах, переговорах нелегко. Проблемы коммуникативно-лидерских способностей в разных аспектах исследовались философами Г. Я. Бушем, В. С. Библером, пси-хологами А. А. Леонтьевым, Г. М. Кучинским, педагогами А. С. Макаренко, В. Г. Сухомлинским и многими другими.

Поскольку в реальной практике общения, в процессе творческих дискуссий и споров, разрешения конфликтных ситуаций мы встречаемся с людьми, часто обладающими противоположными свойствами и качествами, характеризующими коммуникативно-лидерские способности личности, то, очевидно, можно использо-вать полярные шкалы и методики их оценки.

Например, есть люди, которые весьма категоричны в своих суждениях. Дру-гие, рассуждая о какой-либо проблеме, склонны сомневаться и искать истину в процессе дискуссии вместе с собеседником, т.е. для последних характерен не ка-тегоричный, а эвристический стиль общения.

Мы предлагаем тест на самооценку коммуникативно-лидерских способно-стей.

При ответах на вопросы стремитесь быть предельно откровенными. Если вы хотите получить о себе объективную информацию, то необходимо отвечать быстро, фиксируя в ответах те мысли, которые у вас возникают при первом про-чтении вопроса.

1. Ниже перечислены 18 вопросов, характеризующих качества личности, ко-торые вам присущи — одни в большей, а другие в меньшей степени. Оценка про-изводится по трехбалльной шкале: 3 балла — присуще в большой степени, 2 балла — в несколько меньшей степени. 1 балл — еще меньше.

106


1.1. Способность настоять на своем.

1.2. Независимость и оригинальность суждений.

1.3. Способность выступить с докладом, сообщением.

1.4. Способность вести дискуссию.

1.5. Напористость и даже непримиримость.

1.6. Доброжелательность, отзывчивость.

1.7. Исполнительность.

1.8. Способность подчинить своей воле других.

1.9. Эмоциональность, непосредственность.

 

1.10. Рациональный подход к делу.

1.11. Способность проводить свои идеи и жизнь.

1.12. Доступность в общении.

1.13. Серьезность, обязательность.

1.14. Чувство юмора.

1.15. Способность обстоятельно инструктировать.

1.16. Способность убедить собеседника.

1.17. Безразличное отношение к конфликтам в коллективе.

1.18. Способность понять каждого, войти в его положение.

2. Представьте себе, что вы в компании друзей, но в ней появились новые для вас люди. Оцените по трехбалльной шкале роль. состояние и действия, ко-торые для вас наиболее характерны. — 3 балла, присущи, но в несколько мень-шей степени — 2 балла, 1 балл — еще меньше.

2.1. Новые люди в компании, как правило, вас не очень устраивают.

2.2. Вы, как правило, придумываете оригинальное развлечение.

2.3. Вы произносите обстоятельную речь в честь виновника торжества.

2.4. Вы беседуете по душам.

2.5. Иногда у вас появляется чувство агрессивности.

2.6. Вы добродушны, доброжелательны.

2.7. Вы с удовольствием включаетесь во все розыгрыши, которые
предлагают другие.

2.8. Вас, как правило, выбирают тамадой.

2.9. Иногда ваша излишняя эмоциональность не всем нравится.

 

2.10. Вы стремитесь пораньше уйти домой.

2.11. Вам приходится кое-кого довольно строго «поставить на место».

2.12. Вы свободно общаетесь с людьми любого уровня культуры и об-разования.

2.13. На развлечения вам часто бывает жаль времени.

2.14. Вы рассказываете смешные истории, анекдоты.

2.15. Вы предпочитаете вести деловые разговоры.

2.16. Вы стараетесь что-то внушить, кого-то убедить.

2.17. К конфликтам в компании, если они не касаются лично вас, вы от-носитесь равнодушно.

2.18. Почему-то именно вам пытаются излить душу

3. При разрешении конфликтных ситуаций вам удается применить лучше и эффективнее одни приемы, действия и несколько хуже—другие. Оцените по трех-балльной шкале отдельно применительно к каждому вопросу те приемы, дейст-вия, которые вам удается применить лучше всего, — 3 балла, несколько хуже — 2 балла, еще менее эффективно — в 1 балл.

3.1. При разрешении конфликтной ситуации я придерживаюсь тради-ций и мнения коллектива.

3.2. Я пытаюсь найти оригинальный и неожиданный для многих спо-соб разрешения конфликтной ситуации.

107


3.3. Предпочитаю отчитать каждого виновника конфликта в от-
дельности.

3.4. Аргументированно доказывать свою точку зрения.

3.5. Считаю, если конфликт принципиальный, то лучше ни в чем не уступать.

3.6. Всегда пытаюсь понять своего противника, его аргументы и
доводы.

3.7. Лучше, если конфликт разрешает сам коллектив.

3.8. Думаю, что конфликтную ситуацию должен разрешать руко-водитель.

3.9. Я предпочитаю бурно, эмоционально отреагировать, например, сделать вид, что обижен.

 

3.10. В случае конфликта я не поддаюсь эмоциям, а стараюсь найти рациональный выход.

3.11. В случае конфликта я провожу свою точку зрения.

3.12. В случае конфликта я привлекаю на свою сторону как можно больше членов коллектива, чтобы воздействовать на своего противника через коллектив.

3.13. Конфликт—дело серьезное, а поэтому я не превращаю кон-
фликт в шутку.

3.14. Мне часто удается выйти из конфликтной ситуации, используя шутку и юмор.

3.15. В условиях возникновения конфликта я предпочитаю собрать исчерпывающую информацию о конфликтующих сторонах, чтобы уладить спор мирным путем.

3.16. В условиях разрешения конфликта я делаю ставку на то, чтобы разобраться, кто прав, а кто виноват.

3.17. Я стараюсь не вникать в конфликт, если он меня не касается.

3.18. Мне чаще всего удается предвидеть заранее, что с данным
товарищем возможна конфликтная ситуация.

Date: 2015-10-18; view: 889; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию