Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод многомерных матриц





Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как ме-тод «Морфологического ящика» или метод «морфологического анализа». Наибо-лее полное обоснование и практическое применение это метод получил при раз-работке системы реактивных двигателей швейцарским ученым Ф. Цвики. С опорой на этот метод Ф. Цвики получил значительное число изобретений. Анализируя проблемы, которые чаще всего стоят перед исследователями или изобретателя-ми, Ф. Цвики разделил их на три больших класса:

1) проблемы, для решения которых можно использовать сравнительно не-большое число уже известных элементов;

2) проблемы, для решения которых требуется использовать еще не извест-ные новые элементы;

3) проблемы больших чисел.

Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.д.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет составить такую комбинацию не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Нельзя не заметить, что наименование метода «морфологический ящик» для целей обучения является не совсем удачным, так как это название не столько отражает суть метода, сколько создает ореол таинственности и значительности. К тому же часто никакого «ящика» не получается, а в поисках новых идей удается решить проблему, используя анализ двухмерной матрицы.

90


Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, ориги-нальных идей.

Наряду с достоинством имеются и недостатки, ограничивающие примене-ние метода многомерных матриц. Даже при решении задачи средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптималь-ного оказывается затруднительным.

Он не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы. Применение метода требует определенного навыка и мастерства и со стороны преподавателя, и со стороны учащегося.

Эвристические правила при м енения метода многомерных матриц
Для
педагогаДля учащихся, студентов

1. Помните, что метод многомерных матриц дает положительные результаты как на этапе выявления проблемы (противоречий), так и в процессе разработки новых идеи и их всевозможных комбинаций.

2. При составлении матриц добивайтесь полного перечня признаков (характе- ристик, идей, процессов) с целью их си с темного анализа.

3. Не спешите отбросить вновь най-денную идею, а стремитесь всесторон-не ее осмыслить и проанализировать.

3. Старайтесь преодолеть у учащихся стремление к поверхностному анализу вновь полученных комбинаций элемен- тов.

4. Побуждайте учащихся к поиску не любых, а оригинальных оптимальных идей и решений.

4. При построении матриц целесооб-разно использовать более 7 элемен-тов, т.е. двухмерная матрица должна быть не более 7х7 (7 — оптимальное число признаков, более которого их трудно удержать в оперативной памя- ти).

5. Помните основные этапы применения многомерных матриц:

а) Уточнение формулировки проблемы.

б) Выделение всех возможных параметров объекта исследования пли изобре- тения.

в) Систематизация, а при возможности классификация выделенных парамет-ров (признаков, процессов, идей и т.д.) объекта исследования или изобрете- ния.

г) Построение многомерной (вначале двухмерной) матрицы для целей систем-ного анализа возможных комбинаций, сочетании (параметров, признаков. про- цессов, идей и т.д.) объекта исследования и изобретения.

д) Системный анализ и критическая оценка всевозможных комбинаций, иссле-дуемых или конструируемых элементов с точки зрения оптимальности их прак- тического применения для достижения поставленной цели.

е) Отбор из всех возможных комбинаций наиболее приемлемой и рациональ- ной.

Date: 2015-10-18; view: 2174; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию