Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для педагога Для учащихся, студентов





1. Эвристический вопрос должен 1. Запоминайте наиболее характер-
стимулировать мысль, а не подсказы- ные эвристические вопросы и по воз-
вать идею решения задачи. можности систематизируйте их.

2. В вопросах должна быть мини- 2. Ставьте перед собой такие вопро-
мальная информация. сы, которые бы: а) упростили задачу;

б) позволили осмыслить задачу с но-вой. неожиданной точки зрения: в) стимулировали использование полу-ченных знаний, опыта решения других задач; г) позволили разбить задачу на подзадачи: д) побуждали нас к само-контролю.

3. При постановке серии вопросов
постепенно снижайте уровень про-
блемности задач, разбивайте задачу
на подзадачи, этапы. Необходимо,
чтобы задачи были логически взаимо-
связаны; интересно поставлены; сти-
мулировали как логические, так и ин-
туитивные процедуры мышления; каж-
дый новый вопрос давал бы новый, не-
ожиданный взгляд на задачу.

И педагогу, мучащимся могут быть рекомендованы наиболее типичные эв-ристические вопросы.

Эвристические вопросы, стимулирующие решение творческих задач

(составлены на основе рекомендаций Д. Пойи) P8P

\. Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого поставить перед собой вопросы: что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Сделайте чертеж. Вве-дите подходящее обозначение.

Разделите условие на части. Постарайтесь записать их.

2. Поиск идеи решения и составление плана решения. Как найти связь меж-ду данными и неизвестными? Не известная ли вам какая-нибудь родственная за-дача? Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли использовать метод ее реше-ния? Не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы восполь-зоваться прежней задачей? Нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? Нельзя ли придумать более доступную задачу? Более общую? Более частную?

89


Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить часть усло-вий? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Все ли данные и условия вами использованы? Приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в зада-че?

3. Осуществление плана. Осуществляя план решения, контролируйте каж-дый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли вы доказать, что он правилен?

4. Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли проверить ре-зультат? Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли проверить правдоподобность полученного результата? Нельзя ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Нельзя ли решить задачу, обратную этой?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно раз-вивают интуицию мышления, общую логическую схему решения творческих задач.

Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач. Не следует также превращать метод эвристических вопросов в «эвристическую мышеловку» для учащихся, на это обращали внимание советские педагоги еще в 20-30-е годы. Так, А. П. Пинкевич, критикуя злоупотребления педагогов и дробление вопросов, по-становку бесконечного числа мелких вопросов в процессе использования эври-стического метода, писал: «Больше всего в этом грешат методисты, применяю-щие так называемый эвристический метод, метод вопросов и ответов, где на каж-дом шагу перед мыслью ребенка расставляется «мышеловочная индукция»P1P.

Date: 2015-10-18; view: 407; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию