Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба православия с унией





Православие оказалось, однако, сильнее, чем думали враги его: нашлись у него сильные защитники и среди книжных людей, и в темном народе, готовые оборонять отцовскую веру и пером, и мечом!..

Скоро загорелась сильная литературная борьба (полемика). Даже с дальнего Афона раздался сильный, обличительный голос.

«Покайтесь все,— писал оттуда русский инок Иоанн Вишенский,— покайтесь, да не погибнете двоякою погибелью! Турки некрещеные честнее пред Богом в суде и правде, нежели крещеные ляхи. А вы, православные христиане, не скорбите: Гос­подь с вами... Имейте веру и надежду на Бога жива; на панов же ваших, на сынов человеческих, не надейтесь,— в них нет спасения: они от живого Бога и от веры в Него отступили. Да будут прокляты владыки, архимандриты, игумены, которые мо­настыри запустошили... гроши собирают с доходов, данных богомольцам Христо­вым, дочерям своим приданое готовят, сыновей одевают, слуг умножают, кареты себе делают... а в монастыре, вместо песнопения и молитвы, псы воют!..»

Тот же инок послал резкое обличение главным отступникам от православия: Терлецкому, Поцею и Рагозе. Стефан Зизаний, который и раньше волновал Виль­ну своими горячими проповедями против католицизма и унии, в 1596 году издал «Казанье (слово) св. Кирилла, иерусалимского патриарха, об антихристе». Из это­го сочинения казалось, что время унии и есть антихристово время. На эту книжку явился ответ от католиков.

Особенно сильная литературная борьба загорелась по поводу Брестского собо­ра. О нем появилось два сочинения, одно православное, другое католическое. По­следнее было написано Скаргою. Он утверждал, что все постановления православ­ных в Бресте не имеют никакого значения, потому что законно только то, что поста­новлено митрополитом и епископами, т.е. уния, а миряне не имеют никакого права мешаться в церковное дело и должны как овцы повиноваться своим пастырям.

В ответ на сочинение Скарги появилась «Отповедь», подписанная вымыш­ленным именем «Христофор Филалет». Здесь, вопреки Скарге, доказывается многими примерами, что миряне не должны следовать за своими духовными пас­тырями, если те заблуждаются и отступают от истинной веры.

«Если мирские люди,— говорится между прочим в «Отповеди»,— обязаны во всем повиноваться пастырям своим, то не погрешили и немцы кельнские, которые по примеру своего архиепископа сделались лютеранами; и мы не грешим, слуша­ясь владык львовского и перемышльского, которые говорят, что папа вовсе не наивысший правитель церкви, и если бы луцкий владыка (т.е. Кирилл Терлецкий) потуречился, что для него дело возможное, то «овцы» его были бы оправданы перед Богом, если бы обратились за ним в магометанство».

Эта «Отповедь» сильно раздражила католиков, так как, поймав Скаргу на про­тиворечии самому себе, остроумно била его собственным же его оружием. Ответ ка­толиков на «Отповедь» дышит сильным гневом и переполнен бранными выраже­ниями. «Сам дьявол,— говорится в этом ответе,— из ада вылезши, не мог бы боль­шей неправды сочинить, как этот «Христофор Филалет». (Эти имена в переводе с греческого значат: «носитель Христа» и «любитель истины».) «Поистине каждый,— говорит сочинитель ответа,— может назвать его не Христофором Филалетом, а Дьяволофором и Филопсевдисом» (т.е. носителем дьявола и любителем лжи).

В это же время явилось обстоятельное и правдивое сочинение о происхож­дении унии — «Перестрога» (т.е. предостережение), написанное православным львовским священником.

Таким образом, борьба православия с унией и католичеством заставляла православных глубоко вдумываться в церковные вопросы, пробуждала их силы и направляла их к литературной деятельности и проповеди.

Король в своей грамоте к русскому народу требовал, чтобы все православ­ные последовали примеру митрополита, приняли унию, и запрещал признавать владыками и иметь общение с епископами, восстававшими против унии, и даже приказывал карать ее противников. Итак, сам король считал православных пре­ступниками и своею властью узаконял гонение на них.

Наказать всех противников унии, т.е. целый народ, и принудить его признать унию было не под силу польскому правительству; но всячески теснить и гнать православных оно могло. Положение униатов было тоже далеко не привлекательным: они от своих отстали и к чужим не пристали. Православные презирали их как отступников; не счита­ли их своими и католики: в унии они видели только переходную ступень к католичеству. Сенаторских мест униатским духовным сановникам польское правительство не дало; зато щедро наделяло их имениями, отнятыми у православных церквей и монастырей. Епископы-униаты своим корыстолюбием и небрежным отношением к церкви еще бо­лее роняли унию в глазах всех благомыслящих людей. Паны и шляхтичи, изменяя православию, считали за лучшее переходить не в унию, а прямо в католичество. Уния только и находила себе поддержку в правительстве.

После Михаила Рагозы, горько каявшегося в принятии унии, митрополитом стал Ипатий Поцей (в 1599 г.). При нем усилились преследования православных: он отнимал у православных церквей и монастырей имения в пользу униатов, из­гонял православных духовных лиц и давал их места униатам, теснил братства. Притеснения дошли наконец до того, что раздраженному населению стало не­вмочь более терпеть. Один православный мещанин в Вильне даже покусился на жизнь Поцея, но отрубил ему только два дальца. Преступник был казнен; а паль­цы Поцея, как мученика за веру, долго лежали на престоле в церкви. Это покуше­ние только сильнее разожгло страсти: преследование православных после этого еще более усилилось. На церковные места в униатской церкви стали допускать прямых католиков, и явно обнаружилось стремление обратить униатов совсем в латинство; преемник Поцея Иосиф Рутский особенно хлопотал об этом.

Начало XVII века, когда Московская Русь страдала от смут, было особенно тя­желым и для православных в западном Руси. Чего только не делалось здесь против них! Шайки голодных оборванных жолнеров (солдат), воротившихся из похода на Москву, буйствовали, грабили и всячески тешились над православным населением. Иезуиты натравливали даже своих школьников на православное население, а те за­водили с православными уличные драки, издевались над их обрядами, врывались в церкви и бесчинствовали; бывали даже случаи, что «питомцы иезуитов» разносили церкви и дома... Все это буянам сходило безнаказанно с рук. Управы на них найти православным было негде: суды охраняли права лишь католиков и униатов, а не православных. Сильных покровителей их уже не стало. Князь Острожский умер в 1608 году. Многое прежде русские и православные роды уже ополячились.

В 1610 году явилось сочинение Мелетия Смотрицкого «Фринос» («Плач»). Здесь представлена православная церковь, которая оплакивает утрату западно­русских родов, перешедших в латинство, в следующих словах:

«Где теперь тот неоцененный камень, который я носила вместе с другими брильянтами на моей голове в венце, как солнце среди звезд,— где теперь дом князей Острожских, который превосходил всех ярким блеском своей древней (православной) веры? Где и другое также не оцененные камни моего венца, слав­ные роды русских князей,— мои сапфиры и алмазы — князья Слуцкие, Заслав­ские, Збаражские, Вишневецкие, Чарторижские? (Далее следует длинный пере­чень знатных русских родов, ополячившихся и окатоличившихся...) Вы, злые лю­ди (своею изменою), обнажили меня от этой дорогой моей ризы и теперь насмехаетесь над немощным моим телом... Прокляты будете все вы, насмехаю­щиеся над моей наготой, радующиеся ей! Настанет время, что все вы будете стыдиться своих действий».

Не стало сильных защитников православия между русскими панами; один за другим сошли в могилу и последние православные епископы: Гедеон — епископ львовский и Михаил — перемышльский. Все сильнее и сильнее сказывался не­достаток в православных священниках: в иных местах православному населению поневоле приходилось обращаться к униатским священникам, а гонения на пра­вославных все росли да росли.

Вот какими красками на сейме 1620 года волынский депутат Лаврентий Древинский обрисовал пред королем и всеми членами сейма положение православ­ных польской короны:

— Каждый видит ясно, какие великие притеснения терпит этот древний рус­ский народ относительно своей веры. Уже в больших городах церкви запечатаны, имения церковные расхищены, в монастырях нет монахов — там скот запирают; дети без крещения умирают, тела умерших без церковного обряда из городов, как падаль, вывозят; народ умирает без исповеди, без приобщения. Неужели это не самому Богу обида, и неужели Бог не будет за это мстителем?! Скажу, что в Льво­ве делается: кто не униат, тот в городе жить, торговать и в ремесленные цехи принят быть не может; мертвое тело погребать, к больному с тайнами Христовы­ми открыто идти нельзя. В Вильне, когда хотят хоронить тело благочестивого рус­ского, то должны вывозить его в те ворота, в которые одну нечистоту городскую вывозят. Монахов православных ловят на вольной дороге, бьют и в тюрьму сажа­ют. В чины гражданские людей достойных и ученых не производят потому только, что не униаты; простаками и невеждами, из которых иной не знает, что такое пра­восудие, места наполняют в поношение стране русской. Деньги у невинных пра­вославных без всякой причины исторгают... Уже двадцать лет на каждом сеймике, на каждом сейме горькими слезами молим, но вымолить не можем, чтоб оставили нас при правах и вольностях наших. Если и теперь желание не исполнится, то бу­дем принуждены с пророком возопить: «Суди ми Боже и рассуди прю мою!»

В 1620 г. в Малороссию приехал иерусалимский патриарх Феофан и поставил для православных митрополита Иова Борецкого и шесть епископов. Это сильно встревожило иезуитов; они пустили молву, будто Феофан — самозванец, а не пат­риарх, и поэтому все посвященные им епископы незаконны. Из-за этого вопроса снова загорелась полемика. Законность действий Феофана была доказана. В это же время казаки решительно заявили, что не пойдут на турок, если польское прави­тельство не признает вновь поставленных православных епископов, а на сейме 1622 года снова Древинский возвышал свой горячий голос на защиту свободы веры. По новому определению сейма признаны были права православных и решено было прекратить судебные дела, порожденные религиозной враждой. Казалось, наступа­ла пора примирения и спокойствия; но случилось несчастье, которое разбило все упования православных и вызвало новые нападки и гонения на них.

Полоцкий униатский епископ Иосафат Кунцевич, один из самых рьяных по­борников унии, не останавливался ни пред чем, добиваясь торжества ее над пра­вославием. Он не мог вынести, что многие из его паствы стали переходить к пра­вославному полоцкому епископу Мелетию Смотрицкому, и стал творить такие не­правды и насилия, что даже иные католики старались умерить его слепую вражду к православным.

Литовский канцлер Лев Сапега, как дальновидный государственный человек, понимал, как вредны могут быть последствия насилий, какие совершал Кунцевич и подобные ему. Письмо Сапеги к нему, полное резких, но правдивых укоров, очень любопытно: здесь истый католик свидетельствует о тех безобразиях, какие творили горячие ревнители унии.

«Бесспорно,— пишет Сапега Кунцевичу 12 марта 1622 г.,— что я сам хлопо­тал об унии и покинуть ее было бы неразумно; но мне никогда и на ум не прихо­дило, чтобы вы решились приводить к ней такими насильственными средствами. Уличают вас жалобы, поданные на вас в Польше и Литве. Разве не известны вам ропот темного народа, его речи, что он хочет лучше быть в турецком подданстве, нежели терпеть такое притеснение своей вере? По словам вашим, только некото­рые монахи епархии Борецкого (нового православного митрополита) и Смотриц-кого да несколько киевской шляхты противятся унии; но просьба королю подана от войска Запорожского, чтобы Борецкого и Смотрицкого в их епархиях утвердить, а вас и товарищей ваших свергнуть. И на сеймах мало ли у нас жалоб от всей Ук­раины и от всей Руси, а не от нескольких только чернецов! Поступки ваши, проис­текающие более из тщеславия и ненависти, нежели из любви к ближнему... про­извели те опасные искры, которые угрожают всем нам или очень опасным, или даже всеистребительным пожаром!»

Далее Сапега указывает на весь вред насилий, указывает, что поступать так, как поступает Кунцевич и ему подобные, и невыгодно для успеха унии, и противно христианскому духу.

«Говорите,— продолжал он,— что вольно вам не униатов топить, рубить. Нет! За­поведь Господня всем мстителям дает строгое запрещение, которое и вас касается. Когда насилуете совести людские; когда запираете церкви, чтоб люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали, как неверные; когда свое­вольно злоупотребляете милостями и преимуществами, от короля полученными, то дело обходится и без нас; когда же, по поводу этих беспутств, в народе волнение, ко­торое надо усмирить, то вы хотите нами (т. е. правительством) дыры затыкать!» «... Вы требуете, чтоб не принимающих унию изгнать из государства. Да спасет Бог наше оте­чество от такого величайшего беззакония!.. Печатать и запирать церкви и ругаться над кем-либо ведет только к пагубному разрушению братского единомыслия и взаимного согласия. Покажите, кого вы приобрели, кого уловили вашею суровостью, строгими ме­рами, печатанием и запиранием церквей? Вместо того откроется, что вы потеряли и тех, которые в Полоцке у вас в послушании были. Из овец сделали вы их козлищами, на­влекли опасность государству, а может быть, и гибель всем нам, католикам. Вот плоды вашей хваленой унии! Если отечество потрясется, то не знаю, что в то время с вашей унией будет!.. Король приказывает вам православную церковь в Могилеве распечатать и отпереть, о чем я, по приказу его, пишу к вам, и если вы этого не исполните, то я сам велю ее распечатать... Жидам и татарам не запрещается в областях королевских иметь свои синагоги и мечети, а вы печатаете христианские церкви!»

Но эти укоры не действовали на Кунцевича, ослепленного враждой к право­славию. Он, выражавший опасение за свою жизнь, казалось, шел навстречу беде: запирал православные церкви в Витебске, не дозволял православным служить даже за городом в шалашах. Озлобление против него дошло наконец до крайней степени: раздраженная уличная чернь кинулась на него, избила его палками до смерти, а изуродованный труп его кинула в Двину (в ноябре 1623 г.).

Это убийство было знаком к новым гонениям православных. До сих пор они имели право говорить о себе: «О насилии наша сторона не мыслит». Теперь же в глазах католиков и униатов они этого права лишились. Кунцевич был провозглашен по всему католическому миру мучеником за свою христианскую ревность. Сам папа Урбан VIII взывал о мщении — он смотрел на православных глазами Кунцевича. В своем послании к королю 10 февраля 1624 года он между прочим говорит:

«Восстань, о царь, знаменитый поражением турок и ненавистью нечести­вых! Прими оружие и щит и, если общее благо требует, мечом и огнем истреб­ляй эту язву!»

«Кто даст очам нашим источник слез,—пишет папа в другом месте,—чтобы мы могли оплакать жестокость схизматиков и смерть полоцкого архиепископа? Где столь жестокое преступление вопиет о мщении, проклят человек, который удержи­вает меч свой от крови! Итак, могущественнейший король! ты не должен удержи­ваться от меча и огня. Да почувствует ересь, что за преступлениями следуют нака­зания. При таких отвратительных преступлениях милосердие есть жестокость!»

Такие воззвания делал папа, считавший себя наместником Христа на земле! Он писал не только к королю, но и ко многом епископам и светским лицам, требуя гонения на православных.

В Витебск явились королевские комиссары (чиновники), окруженные значи­тельными отрядами пешего и конного войска,— боялись казаков, которых звали на помощь жители Витебска. Судебное разбирательство было окончено в три дня. Два бурмистра и 18 горожан были казнены; около ста бежавших горожан было приговорено заочно к смерти; имения их отобраны в казну. Город потерял все свои права и преимущества («Магдебургское право»); ратуша и две православ­ные церкви были разрушены; даже колокола, в которые били в набат, возбуждая народ против Кунцевича, были сняты.

По всему пространству польских владений с новой силой поднялось гонение на православных. Витебский погром и другие насилия нагнали такого страху на православных, что они целыми тысячами стали переходить в унию.

По поводу витебской расправы один из современников-униатов пишет: «Ве­ликий страх после этого напал на схизматиков; начали понимать, что когда сена­торы хотят приводить в исполнение приказы королевские, то не боятся ка­зацкого могущества».

Казацкие движения против Польши тогда уже начались, и польское прави­тельство стало с тревогою смотреть на свою казацкую юго-восточную Украину.

Печатается по: Сиповский В.Д. Родная

старина. — М.: Современник, 1993. — С.

166 и след. (Репр. изд.)

Толстой Михаил Владимирович

В предлагаемом отрывке из книги М.В. Толстого «История Русской церкви» рассказывается о самом начале распростране­ния христианства на Руси, о князе Владимире, который из не­скольких религий выбрал для России православие. В результате нравственная жизнь самого князя «совершенно изменилась по­сле благодатного крещения».

Последние абзацы отрывка рассказывают о сыновьях князя Владимира, о гибели Бориса и Глеба, о Святополке, получив­шем в истории России прозвище «Святополк-Окоянный». Затем речь идет о погребении тел Бориса и Глеба и других событиях того времени.

Date: 2015-10-18; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию