Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новая заповедь Спасителя





Итак, в четверг вечером на страстной неделе Господь вместе со своими уче­никами совершил пасхальную трапезу, которая в традиции Христианской церкви стала именоваться Тайной Вечерею. Название это не случайно, потому что имен­но во время этой пасхальной трапезы господь таинственно своих учеников сделал соучастниками той жертвы, которую Он приносит Богу за грехи всего рода чело­веческого. Когда во время трапезы он преподал им хлеб и вино, указав на них, как на Тело и Кровь свою, и когда ученики вкусили хлеба и вина, через это вкушение таинственно стали соучастниками жертвы Спасителя, ибо причастились истинного Тела и истинной Крови Христовой.

В конце трапезы произошел эпизод, который описали все четыре Еванге­листа. Правда, Матфей и Марк относят этот эпизод не к самой трапезе, а ко времени после трапезы. А Лука и Иоанн связывают его непосредственно с Тай­ной Вечерью. Для нас не важно, в какой момент произошло это событие, важно само событие.

В ответ на пламенную речь апостола Петра, в которой этот апостол сказал о готовности следовать за Христом даже до смерти, Господь предсказывает его от­речение.

«Душу свою ты готов положить за меня? — спрашивает Учитель. — Уже сего­дня, не пропоет петух трижды, как ты отречешься от меня».

Петру и другим апостолам это было, видимо, очень трудно понять, но Хри­стос взором своим прозревал трагедию грядущей ночи и прозревал трагедию предательства Петра.

Закончив трапезу, спаситель с учениками своими направился на гору Елеонскую, по-русски — Масличную гору. Эта гора находится в предместье Иерусалима за потоком, который называется Кедронский потоком. Название горы происходит от того, что на ее склонах до сих пор растут масличные деревья, маслины. Неко­торые из них насчитывают более двух тысяч лет и относятся к тому времени, ко­гда жил Господь Иисус Христос. Эти огромные старые деревья сохранились до нашего времени.

А вот во времена Спасителя там, на склонах этой горы, был большой мас­личный сад, именуемый Гефсиманским садом. На склонах этой горы в тиши са­да Господь любил отдыхать вместе со своими учениками, и каждый вечер почти во время страстной недели он отправлялся туда вместе со своими учениками. Пошел он и в четверг вечером на гору Елеонскую после совершения пасхаль­ной трапезы.

Евангелист Иоанн в отличие от других Евангелистов помещает в повествова­ние о вечере четверга страстной недели замечательную прощальную беседу Спасителя со своими учениками. Эта беседа началась в горнице, где проходила Тайная Вечеря, а закончилась перед тем, как перейти нужно было Спасителю и ученикам Кедронский поток, чтобы взойти на Масличную гору.

Эта замечательная беседа начинается с утверждения Спасителя о том, что пришел час Его славы: «Ныне прославился сын человеческий, и Бог прославился в нем».

О какой же славе Бога, о какой собственной славе говорит Спаситель? Что такое слава Спасителя, Что такое слава Божия? Ведь Господь накануне своих страданий, и эти страдания Он связывает с явлением Божиеи славы. А что же лежало в основе этих страданий? Почему Бог принимает образ человеческий, принимает плоть человеческую, соединяется со страданиями мира, и сам стано­вится жертвой неправды? Почему Бог идет на страдания, какая сила движет Им?

Только одна сила — сила любви к роду человеческому. Поэтому явление Божией славы — это явление любви Бога к людям. Именно поэтому, свидетельствуя о том, что наступил час Его славы, Господь сразу переходит к другой теме, к этой теме любви.

Обращаясь к ученикам, он говорит: «Заповедь Новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой».

Когда в свое время мы разбирали с вами Нагорную Проповедь Спасителя, то я говорил о том, что в Заповедях Блаженств, составляющих сердцевину той На­горной Проповеди, Спаситель уже высоко-высоко поднял планку нравственных требований по отношению к тому уровню, который был отмечен десятью запове­дями, полученными Моисеем на горе Синай от Бога. А вот в этих словах планка подымается еще выше: «Заповедь Новую даю вам: да любите друг друга».

По сути это ведь не новая Заповедь. Уже в Ветхом Завете Господь говорил: «Любите ближнего своего, как самого себя», и слушатели Спасителя прекрасно знали о том, что Заповедь любви уже дана была в Ветхом Завете.

Почему же Он называет эту Заповедь Новой? Да потому, что эта заповедь поставляется Спасителем в центр нравственных требований, в центр всей систе­мы нравственных и духовных координат, в которых должно жить человечество.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». То есть любовь друг к другу есть отличительная особенность, самая важ­ная характерная черта, отличающая христианина от нехристианина: будете лю­бить друг друга, иметь такую любовь, будете Моими учениками... Не будете иметь любви, не будете Моими учениками.

Каждый знает, как тяжело любить по-настоящему. Той любовью, которую требует от нас Господь, любить близких, самых близких родных людей и то труд­новато. Когда все хорошо и просто, мы вроде как и любим друг друга. А вот нача­лась пора неудач, болезней, а сохрани Бог, каких-то несчастных случаев, и как часто эти внешние физические обстоятельства жизни вдруг подрывают любовь, ибо любовь исчезает, как облако под натиском ветра.

Любить трудно, любить очень, трудно, что означает — иметь огромную внут­реннюю силу. Откуда же такая сила? И как бы помогая ученикам ответить на этот вопрос, Спаситель тут же и говорит: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте!». Он связывает нравственное требование о любви к ближ­нему с верой в Бога, с верой в Него.

Нужно сказать, что многие из наших современников вот этой связи между нравственностью и верой не сознают, не видят, не понимают. Некоторые считают, что нравственность может быть совершенно автономна от веры. И часто в быту можно встретиться с таким утверждением: «Ну совсем не обязательно верить, чтобы быть хорошим человеком. Вот мой сосед, неплохой человек, а ни в какого Бога не верит». И когда церковь настаивает на том, что есть некая внутренняя ор­ганическая весьма значительная связь между нравственностью и верой, то неред­ко такую проповедь отвергают, от нее отмахиваются.

И вот ведь почему это происходит. Дело в том, что в утверждении о том, что не обязательно верить, чтобы быть нравственным человеком, есть доля правды.

Почему? Да потому, что сам Бог вложил нравственное начало в природу че­ловека, нравственность есть часть человеческой природы, присущая изначально человеку, роду человеческому. Как человек имеет способность видеть, слышать, осязать, обонять, имеет вкус, точно так же по природе своей он имеет способ­ность отличать добро от зла, имеет нравственную природу. И нравственная при­рода действительно в этом смысле как бы автономна от убеждения людей.

И в самом деле, сколько ни убеждай, что врага убить нужно, что это хорошо, что за этим убийством последует некая общая польза, человек, поддающийся та­ким убеждениям и убивающий другого человека, непременно испытает угрызение совести. Даже будучи уверенным в том, что это убийство во благо. Можно ведь притупить слух, вкус, зрение, обоняние, осязание. Сделать это не просто: нужно просто повредить своей человеческой природе.

Вот так же и нравственность: тоже можно притупить, разрушить нравственное чувство. Но нравственное чувство куда более хрупкий инструмент, чем наши фи­зические свойства. Нужно сильно повредить организму, чтобы притупилось зре­ние. А вот разрушить нравственное чувство очень просто: убедил себя один раз, что ты поступаешь правильно, хотя голос совести тебе говорит другое, второй раз убедил себя, третий раз убедил себя — и нравственное чувство притупляется.

А при чем же тут вера? А вера вот при чем. Вера не позволяет человеку при­тупить нравственное чувство. Вера есть такое умозрение, есть такое убеждение, которое постоянно воспитывает нравственное чувство, укрепляет его в человеке.

«Да не смущается сердце ваше». Пусть оно не смущается. Да, любить тяже­ло, любить друг друга очень тяжело: это высочайшее нравственное требование. «Но не смущайтесь, — говорит Господь в прощальной беседе с учениками, — это можно осуществить в жизни, если вы будете верить в Меня, если вы будете ве­рить в Бога».

Итак, вера есть непременное условие сохранения нравственного чувства, есть непременное условие сохранения способности человека — любить другого человека. И если любовь исчезает из нашей жизни, если мы перестаем быть спо­собными протянуть другому человеку свою руку и свое сердце, то это означает, что вера ушла из нашей жизни.

Будем верить в Бога и в посланного Им Иисуса Христа, чтобы обладать са­мым высочайшим нравственным чувством, чтобы иметь, счастье — любить друго­го человека.

Печатается по стенограмме выступления

Мирополита Кирилла на телевидении. —

3 февраля 1996 г.

Мень Александр

Книга «Православное богослужение» протоиерея А. Меня, трагически погибшего от руки так и не найденного на сего­дняшний день убийцы, написана для непосвященных в право­славие, для тех, кто хотел бы вернуться к вере отцов, если они были православными.

В предлагаемом отрывке три раздела, соответственно кото­рым и подготовлены три группы заданий.

Задания

Date: 2015-10-18; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию