Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переписка Ф.П. Морозовой с Аввакумом и его семьей





Ф. П. МОРОЗОВА — АВВАКУМУ

Батюшку Авакуму Петровичю.

Благочестивому и чадолюбивому моему, и свету душе моей, и ра­дости моей неизреченой, батюшку Авакуму Петровичю грешная твоя и недостойная, и ленивая, и во гресехъ живущая, и нетер­пеливая, всемъ человекомъ дасадница, и никому ничево добрава не сотворила.

Ведаетъ Христосъ, саздатель мой, хочетьца с нимъ быть, да какъ онъ, светъ, подасть помощи, да надеюся, грешница, на святыхъ атецъ и на ваши праведныя молитвы. Молю, милостивай мой, со слезами и прошю твоего благословения и молитвы, батюшка христолюбивой мой. Люта, люта мн‡, грешнице, в такихъ печаляхъ!

А духовныя наши все розна стали, не много, которы правды во всем деръжатьца. Да не диво такъ, батюшка: время то пришло. Прости меня, Христа ради, а я всехъ пушьша согрешаю.

А дети твои не такъ живут, какъ ты: пошли за Федоромъ ходить и у нево перенели высокоумья великое на себя, и гордость положили, и никово человека не поставили, и всехъ стали абманывать. Такъ ихъ сьель: и дюшю, и тело! Так — а ане не атьстануть: не познали за грехъ, за нево умирають. Толко милостивъ Христосъ, за твои молитвы не аставить, *восъ, познаютьца *. Люта мн‡, грешнице!

* наконец, познают, уразумеют.

 

А я сама такава была: чаела себе всево добрава спасения, да немного душю не потеряла. Лють сей человекъ! Так — а не покаеца.

Многа была писать, да нелъзя. И самъ ты, светь мой, уразумелъ и мн‡ говаривалъ, и я, грешница, мала слушела, у тебя жа молила: «Вели жить!»

А все то сотана виноват: ищет, какъ бы душю тмою поглатить. Да велико милосердие божья и твоя малитва, и што меня богъ помиловалъ, што неть ево у насъ! Многа тово писать, што и уму непостижно козней ево. Сотана лють, батюшка, а и горами качаеть, а нами ему не диво покачать; толка велика милосердие божие.

Пиши, светь, детемъ своимъ горазда и запрети, чтобы имъ с нимъ не знатьца, и помолися за меня, штобы и меня богъ избавилъ отъ него.

И тому Федору во всемъ запрети, чтобы в покаянии былъ. Толка тебя послушеть, станеть каеца. Такъ ведаешь, што милостивъ Христосъ. А што х тебе ни лишить, то все лошъ, прости меня Христа ради. Ну да, чю, послушеть ли тебя? Бога забылъ и де­тей твоихъ всякому злу научилъ. За то та на меня твои дети и печалъни были. А я на нихъ не дивую; и сами ани тому не ради: имъ онъ видица добрай человекъ.

Прости меня, грешницу! Желея такъ писала, со слезами.

АВВАКУМ — Ф. П. МОРОЗОВОЙ

<...> Я д‡тямъ своим велю Феодора любить, доброй онъ челов‡къ; преже тебя я ево знаю и давно мн‡ сынъ духовной. Такова то ты разумна: не смогши с корову — да подойникъ о землю! Себя боло* теб‡ бить по роже той дурной, какъ и я себя чотками <...>

* ведь

 

АВВАКУМ — Ф. П. МОРОЗОВОЙ

<...> Ивашко мой моим говорил: «Я, де, никово не обманул; изво­лила бъ, де, пожаловала бы на т‡хъ людей сказать, ково я об­манывал; сказали бы, де, по ея р‡чам, восли бы ково я обманулъ <...> пожаловала сказала <...> я, де, рад перед богом и людьми прощатца; только, де, я тово не помню, ково бъ я об­манул. Кручинитца, де, на нас за Феодора: какъ бы, де, я Фео­дора еретиком звал, так бы, де, меня и жаловала, и добрые, де, мы люди были».

И ты, миленькая, на них не сердитуй! Правду д‡тина та говорит, что ты, сердитуя на Федора, и ихъ не зам‡чаешь. А я, су, имъ Феодора еретиком звать не велю, *да не впадутъ в правильную вину*, и ты только не престанешь — и ты за то постражешь.

* да не нарушат церковных правил.

 

Не хот‡ла боло ты ихъ изгонять тово, да не устояла на томъ. Ушто я согр‡шил пред богомъ? Да пускай сугубо, б‡дные, терпять: и оть чюжих, и отъ своихъ!

Я боло тово в теб‡ не чаял по словесем твоим. Говорила боло ты и по смерти моейих не покинуть, а нын‡, вижи, и при живом — оплевала! В‡даешь веть, каков теб‡ сынъ — таковы имн‡ д‡ти, хотя бы он‡ и впрямь заплутали. И ты бы их духовн‡ смиряла, а голодом не морила, а то нын‡ча, оставя себя, да людей смиряешь! Нутко, ты посмиряй себя, как я, бывало, вс‡мъ себя велю домашним по трожды* ударить плетью, колико душ прилучится в дому моем; иное прилучится челов‡къ 20 и с 30, a вс‡ биют мя, а я молитвую. А то ты на небо то хочешь взыти, бьючи сама, а не бита быти!

* трижды.

 

Да што на тебя дивить! Иное тебя и людищка худые с умом тъмъ смяли, притрапезные плуты, которые въ словах проходят слове­са господня, а не в д‡л‡хъ, а ты у них краснословия их слуша­ешь и искренних друговъ изгоняешь. Что Никонъ патриархъ нас от царя отт‡снил своим коварством, так то и т‡ от вас наших вымыслом отт‡сняютъ, да в вашей плоти похвалятся. Богъ ихъ с нами разсудитъ, что он‡ на нашем основании своя гнилыя храмины созидают!

Какъ теб‡ дали двор и крестьян прибавили, и ты ко мн‡ тогда писала: «Есть, чем, батюшко, жить; телеснова много дал богъ». А нын‡ в другой грамотке пишешь: «Оскудала, батюшко, поделитца с вами н‡чем». И я лише разсм‡яхся твоему несо­гласию!

А все то у тебя притрапезники и душегубцы изгубляют, а истин­ным рабом Христовым и проливающим крови своя за Христа милостыня от тебя истекает, яко отъ пучины морския малая капля, и то с оговором. Да сказывалъ мн‡ Федор, об‡щалася боло, де, ты давать от им‡ния своего с клятвою пятую долю страждущим рабом Христовым, а нын‡ большо жаль стало, или т‡мъ отдаешь, которые пропивают на вин‡ процеженном, на роман‡е и на р‡ньском, и на медах сладких, и изнуряют во одеждахъ мяхких.

Гор‡ теб‡, несмотрительно живущей! Лише печосся о том, как бы дом строен, как славы нажить больше, как бы села и деревни строины, а тово не знаешь, что утренний день принесет намъ,— сия бо подобает творить и он‡хъ не оставлять.

Ну полно мн‡ тово говорить! Помирися с Федором, помирися з д‡тьми моими — добро ти будет. Аще ли ни — то не хорошо будет.

Напрасно покидаешь и Марковну, Марковна — доброй челов‡к, я ее знаю. Пожалуй, бога ради, окупи ея долг-от, буде у тебя сойдется, да помоли брата своего и нашего друга, чтоб пожало­вал о кормовой тое грамот‡, пожаловал потружался <...> ставить <...>

Пожалуй, бога ради, не отринь от себя д‡тей моих духовных, Дмитр‡я попа с попадьею, а то слышу, что ты их изго­няешь.

Ф. П. МОРОЗОВА—ЖЕНЕ АВВАКУМА АНАСТАСИИ МАРКОВНЕ

Благочестивой и христолюбивой раб‡ Христов‡ Настасье Марковн‡, з чады и снохою и со внучкою. Какъ вас господь сохраняет в таких ваших печал‡хъ, а моему окаянству еще владыко Христос, по своей премногой милости и святыхъ отецъ молитвами, терпит, до воли божия жива и з чадом своим.

В таких своих суетах мирских и душевных печал‡х сокрушаюся, по вся дни и часы опасаюся; и мн‡ и такъ тошно, а еще нын‡шния печали и вконець меня сокрушили, что такими святыми душами смутилъ одинъ челов‡къ, его же имя сами в‡даете. Прежде сего мутил онъ мн‡ на твоих д‡тей всячески, каковы он‡ высокоумны и каковы непостоянны: «Нельзя, де, их теб‡ жаловать». И о том много вам писать, что не токмо с вами мутил, и со вс‡ми Христовыми рабы, и вс‡мъ домом моимъ мутил, и в том судит его господь. А какъ я отказала ему, и онъ вс‡м стал мутить на меня, и д‡тям твоимъ, и вс‡мъ оглашал, и поносил меня не д‡лом, и так поносил, что невозможно не токмо писанию предать, но и словом изрещи невозможно. Не убояся он суда божия, и не помянув смертнаго часа, и в том не постави ему господь гр‡ха сего. Только ты, матушка, опасайся таковаго: лукавъ есть и з‡ло злокозненъ. Истинно, н‡сть в немъ страха божия, и вам бы отнють тому в‡ры не нять, и ко мн‡ по-прежнему любовь им‡ть, и я к вамъ такожде всею душею всегда рада, и николи у меня ненависти не бывало; только мн‡ то печално, что он и вашими душами возмутил. Дивлюся я твоим д‡тямъ, что они сним водилися, а козн‡й ево не провид‡ли. Уже мн‡, гр‡шной, владыко Христос дал свое милосердие, святых отецъ молитвами, познати ево козни и про­нырство; а д‡ти твои и в то время с ним водилися, и я на то положила, вос* он‡ и не познали его. А на тебя матушка, отнюдь у меня никакия досады н‡тъ, ни на дитей твоих; я вамъ вседушно рада. А д‡токъ своих, Марковна, уйми, чтобы он‡ с таким безд‡льником не водились. На ково он‡ меня же проме­няли! Д‡ло ль то ихъ, что имъ тому пов‡рить да ложь ко отцу писать Аввакуму и к прочим!

* вот

 

Толь ваша, Иванъ стар да Прокофей, правда, что вы на меня пишете неправду, а тово льстеца, душевнаго супостата, прави­те*! Наказаны и вы от Христа будете, что вы с ним сложилися да писали ложь. Буде вы от него не отстанете, то каков он самъ нагъ ходил, таковых и вас нагих поставит пред Христом. Таков-то ваш учитель! Преж сего не любили, а нын‡ вы его возлюби­ли, да возмутили святых отецъ душами, а сущее вы его преже сего мало любили по д‡лу.

* оправдываете.

 

А буде вы моих граматокъ не допустите к батюшку и прочтете, или батюшковы посмотрите, то уже под клятвою будете, и в‡чно со мною не знатца вам. Откуду вы взяли то, что прочитать чужия грамотки? И нын‡ пришли ко мн‡ грамотки просматриваны, батюшковы печати н‡т на нихъ — вы прочитали. В котором правил‡ взяли? Кто от духовных отцовъ или от д‡тей духовных прочитает грамотки? Вы что льстите* меня? Кормилицею вы меня называете, а я вам какая кормилица? Христосъ вас питает.

* хвалите лживо

 

И намъ объявилась твоя неправда вся, как ты покрывал по сопостат‡ моем душевном, и ложь написалъ ко отцу на меня и на матерь, на старицу Александру, и на Аксинью с братом. Какъ вы бога не убоялися, на такую матерь вознегодовали за то, что бутто она мн‡ на вас возмутила! Ей, напрасно! И бутто Анну она возненавидела и д‡тей ея, а она о Анне беспрестани печется, и д‡тей ея истинно любит. И не Анне ино* добра хочет, я сущее ее знаю, что ненависти н‡т у нее ни на ково, сущая она раба Христова, Трефильева ученица.

* только.

 

И вы сущии рабы Христовы были, какъ с ним не водилися; а те­перь ево ученьем злоба та на вас. Зат‡ваете на отца вы Трефилья, и на ево послушниковъ хулу принесли — то не ужве з‡ло в вас? Пускай я виновата, простите меня бога ради, в чом я вамъ досадила.

Да послала я к теб‡, матушка, пятнатцать рублевъ денегъ на твою на всякую нужу, а туды к батюшку послала восьми руб­левъ: батюшку два рубли одному, да ему же на под‡лъ шесть рублевъ з братьею Христовою. И ты мн‡ отпиши, дойдет ли к ним. А д‡тям своим отнюдь не вели грамотокъ просматри­вать, и запов‡дь положи на них с клятвою, чтобы им отнюдь моих грамотокъ не прочитать и батюшковых. В‡дает Христос, что я теб‡, что рождьшей матери, рада. Помню твою духовную любовь, какъ ты меня пос‡щала и душу мою духовною пищею питала; сущая ты по-прежнему ко мн‡ и я к теб‡ истин­но же такъ по-прежнему рада. А д‡те твои сущия неприя­тели душевныя явилися мн‡, пов‡рили такому лукавому мужу; всяких он б‡совских козн‡й наполненъ. Аще вы не отстанете от него, то в‡чно погибнете и со мною не знайтеся!

Простите меня, гр‡шную, матушка, ты да Иванъ и Прокофей, в слов‡ и в д‡л‡, и в помышлении, в чом я вас опечалила. А вы мн‡, Иванъ да Прокофей, з‡ло опечалили и досадили, что вы на меня и на прочих так ко отцу написали; напрасно только б‡су часть дали. Богъ вас простит, вперет бы так не было.

Прости, мать моя возлюбленая, помолися за меня, грешницу, и за сына моево; молю твого благословения. Отдать сея грамотки на Мезени протопоповай жен‡ Аввакума Настасье или д‡тем е‡. Послана денегъ двенацать рублевъ матушке.

Ф. П. МОРОЗОВА — АВВАКУМУ

Отцу Аввакуму.

Христолюбивому и благочестивому великому отцу, священноиерею протопопу Аввакуму Петровичю многогр‡шная, недостой­ная, и не могу нарещи имени своего за премногое недостоинст­во, что в великом мятежи и в сует‡ и в л‡ности жизнь свою провожю. За умножение греховъ моихъ отовсюду великая буря на душу мою, а я, гр‡шница, не терп‡лива. Помолися, чадолю­бивой милосердой мой отецъ, чтобы мн‡ владыко дал терп‡ние и в покаянии бы меня застал и сына бы моего въ християнств‡ застал и в покаянии. Молю и прошу со слезами у тебя, батюшко, попроси у владыки обь моем сын‡ и подай благослове­ние токо ему годно, св‡ту, что иво сочетать законным браком, как ему время будет, и чтобы владыко подал милость свою, чтобы дал супружницу ему благочестиву и нищелюбиву, и странноприимицу. И у вс‡хъ умоли, кои есть тамо Христови раби, а имена богъ их в‡даеть, да и ты, принеси ты молитву, отецъ мой милосердой, да и вс‡ бы раби Христовы милости бы просили о семъ д‡ле. Я, гр‡шница, у вс‡х у вас молю вашего благосло­вения и молитвы, чтобы богъ подал сыну моему супружницу на спасение, да и мн‡, гр‡шниц‡. Какъ владыко теб‡ положит, батюшко, на разумъ, тобою подействуетъ, гд‡ мн‡ взять: из добрыя ли породы или из обышныя? Которыя породою полутче д‡вицы, те похуже, а т‡ д‡виды лутче, которыя породою поху­же. И ты подай свое благословение, гд‡ бы меня богъ понудит. А нужды ради д‡ло то въскор‡ становится. Опасаюся, гд‡ не любо, ано понудят.

Прости, светъ души, мой батюшка, и благослови меня и сына моево, вскоре стала писала, и ты сам узнаешъ, х чему писала.

АВВАКУМ - Ф. П. МОРОЗОВОЙ

Прежде сих грамоток за четыр‡ м‡сеца понудил мя духъ святый сыну нашему о Христ‡ написати благословение к брачному совокуплению: в нощи зжалися духъ мой о нем, и возгор‡ся душа моя, да благословенъ будет к женитв‡. И стрельцу у бердыша в топорище вел‡л ящичек зд‡лать, и заклеил своима б‡дныма рукама то посланейце в бердышъ, и дал с себя ему шубу и денегъ близко полтины, и поклонился ему низко, да отнесет богом храним до рук сына моего, св‡та; а ящичек стрельцу д‡лал старецъ Епифаний; а посланейце я никому не показал, писал ево и без твоево прошения: у меня он благословенъ буди богомъ.

Да пишешь ты ко мне в сих грамотках на Федора, сына моего духовнаго, чтоб мн‡ ему запретити от святых тайн по твоему вел‡нию, и ты, бытто патриарх‡, указываешь мн‡, как вас, дет‡й духовных, управляти ко царству небесному. Охъ, увы, гор‡t! Б‡дная, б‡дная моя духовная власть! Ужъ мн‡ баба указывает, какъ мн‡ пасти Христово стадо! Сама вся в грязи, а иных очищает; сама слепа, а зрячим путь указывает! Обра­зумься! Веть ты не в‡даешь, что клусишъ*! Я веть знаю, что меж вами с Феодором зд‡лалось.

* чудишь

 

Писал теб‡ преж сего в грамотке: пора прощатца* — петь худо будет, та язва будет на теб‡, которую ты Феодору смышляеш. Никакъ не по человеку стану судить. Хотя мн‡ 1000 литръ злата давай, не обольстиш, не блюдись**, яко и Епифания Евдоксия. Дочь ты мн‡ духовная — не уйдеш у меня ни на небо, ни в безну. Тяжело теб‡ от меня будет, да ужъ приходит к тому. Чем боло плакать, что нас не слушала, д‡лала по свое­му хот‡нию — и привел боло дияволъ на совершенное падение. Да еще надежа моя, упование мое, пресвятая богородица заступила от диявольскаго осквернения и не дала дияволу осквернить душу мою б‡дную, но союзъ той злый разсторгла и разлучила вас, окаянныхъ, к богу и человеком поганую вашу любовъ разорвала, да в совершенное осквернение не впадете! Глупая, безумная, безобразная, выколи глазища-те свои челно­ком, что и Мастридия она***! Лутче со единемъ окомъ внити в живот****, нежели, дв‡ оце имуще, ввержену быти в геену! Да не носи себ‡ треухов-т‡хъ, зд‡лай шапку, чтоб и рожу-ту всю закрыла, а то беда на меня твои треухи-те.

* каяться;

** не прельстишь, не обольщайся;

*** оная (известная);

**** в жизнь вечную.

 

Ну, дружець мой, не сердитуй жо! Правду теб‡ говорю. Кто ково любит, тот о том печется и о нем промышляет пред богом и челов‡ки. А вы мн‡ вс‡ больны: и ты, и Федор. Не кручинься на Марковну: она ничево сего не знает, простая баба, право.

Печатается по: Памятники древней Руси

XVII века. — М.: Худ. литература, 1988.

Кн. 1. — С. 580 и след.

Булгаков Сергей Николаевич

Работа протоиерея С. Булгакова «Икона и иконопочитание в православии» соприкасается с тем, что писал протоиерей Алек­сандр Мень (см. далее), соприкасается по тематике, но не по форме. В книге С. Булгакова речь идет о иконах и иконопочитании, чего нет в других религиях, кроме православия.

Наши задания сосредоточены на ряде вопросов по этой теме.

Date: 2015-10-18; view: 724; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию