Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава четвертая. Тропы предложений суть пять: аллегория, парафразис, эмфазис, ипербола, ирония, от которых перед прочими украшениями получает слово особливое воз­вышение и





О ТРОПАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

§189

Тропы предложений суть пять: аллегория, парафразис, эмфазис, ипербола, ирония, от которых перед прочими украшениями получает слово особливое воз­вышение и великолепие, а особливо от четырех первых.

§190

Аллегория есть перенесение предложений от собственного знаменования к другому стечением многих метафор, между собою сродных и некоторую взаим­ную принадлежность имеющих. Пример из Цицеронова слова против Калпурния Пизона:

Таков я боязлив не был, чтобы, управив в превеликих бурях и волнениях ко­рабль общества и невредим в пристанище поставив, устрашился от малого туману твоего бесстудия и от скверного дыхания твоего сообщника.

Из сего примера видеть можно, что от начала до конца аллегории полагаются речения, между собою сродные, как: бури, волнения, корабль, пристанище, туман, дыхание.

§191

Разделяется аллегория на чистую и смешанную; чистая состоит вся из пере­носных речений, например: окропил ты мне горящую грудь, то есть печальному духу моему дал ты отраду. Смешанная состоит из речений переносных, к кото­рым для изъяснения многие присовокупляются в свойственном знаменовании, например:

Сказывает, что он видит в Италии восстающий облаклютыя и кровавыя войны, видит гремящую и блещущую от запада бурю, которая в кое государ­ство погодою победы принесена ни будет, все наводнит великим и кровавым дождем.

§192

К сему тропу принадлежат загадки и пословицы. Загадки всегда состоят из чистой аллегории, пример о колодезе из Верг., Эклога 3:

Скажи, в каких землях, то будешь ты мне Феб,

Не больше трех локтей открыты небеса.

И следующее о льде:

Меня родила мать, котору я рождаю.

Так же и пословицы, которые состоят из чистой или смешанной аллегории, надлежат до сего тропа:

И всяк спляшет, да не так, как скоморох.

Молебен пет,

А пользы нет.

Либо полон двор,

Либо корень вон.

§193

Аллегоричным штилем многие излишно услаждаются и чрез меру часто сей троп употребляют, а особливо те, которые не знают подлинной красоты слова, но прельщаются притворным его видом. Умеренно употребленная аллегория слово украшает и возвышает, а без меры часто в слово внесенная оное помрачает и обезображает. Однако иногда служит к возбуждению страха и в сем случае ночи подобна, ибо потаенное страшит больше, нежели явное. От вымыслов разнится аллегория тем, что в них сами идеи, а в аллегории только одне речи переносятся.

§194

Парафразис есть представление многими речениям того, что однем или не­многими изображено быть может, например: храбрый разоритель Карфагена, то есть Сципион. К составлению парафразисов служить могут следующие правила: 1) когда к существительному приложишь пристойное прилагательное и, оное пе­ременив на существительное ж, первое положишь в родительном падеже или пе­ременишь в прилагательное, например: вместо села положишь безмолвие сел или безмолвие сельское; 2) когда глагол переложишь на имя, а с ним сочинишь иной глагол, к тому приличный: в страх привести вместо устрашить; обагрить кровью вместо окровавить; 3) когда имя полагается в родительном падеже с дру­гим именем, произведенным от глагола, к первому принадлежащего, например: течение воздуха вместо ветра; разлучение от жизни вместо смерти; ночное упокоение после трудов, то есть сон; 4) чрез метафору, когда имя полагается в родительном падеже с другим именем, значащим подобие, или в прилагательное применятся, например: юность лета, то есть весна; старость дня, то есть ве­чер; волнение мыслей, то есть сомнение; жидкие поля Балтиийские, то есть Бал­тийское море.

§195

Эмфазис есть когда действие или состояние вещи не прямо изображается, но разумеется из другого и чрез то великолепно возвышается, что бывает 1) по об­стоятельствам, например:

Сердца жаленьем закипели,

Когда под дерзким кораблем

Балтийски волны побелели.

Поселение волн есть обстоятельство бегущего по морю корабля, чрез которое здесь скорое оного течение разумеется; 2) по жизненным свойствам, например.:

Небесной красоте дивится чистый Дафнис

И видит облаки и звезды под ногами.

(Вергилий, Екл. 5)

То есть Дафнис на небе, или:

Раздранный Гектор здесь страшил коней ахейских.

То есть здесь Гектара волочил Ахиллес; 3) по месту или времени, например: Вергилий говорит о Цербере, что он растянулся по неизмеримой пещере, и о вы­ходе греков из коня в Трое, что спускались они по веревке, и чрез то показывает ужасную величину оного адского пса и вышину коня троянского; 4) когда преды­дущее разумеется чрез последующее:

Волы несут домой повешенные плуги.

(Вергилий, Екл. 4)

То есть землю пахать ввечеру перестали; 5) когда тот, кто о каком действии сказывает, представляется как бы он сам оное производил. Так Вергилий говорит о Силене в 6 Еклоге:

Корой обводит сестр предерзка Фаетонта

И ольхи на земли велики производит.

То есть поет о перемене Фаетонтовых сестр в ольхи.

§196

Ипербола есть повышение или понижение слова невероятное, которое упот­ребляется:

1) Для напряжения, например: бег скорейший вихря и молнии; звезд ка­сающийся Атлант; из целых гор иссеченные храмы. Сюда принадлежит и сле­дующее:

Коликой славой днесь блистает

Сей град о прибытии твоем!

Он всей отрады не вмещает

В пространном здании своем;

Но воздух наполняет плеском

И нощи тьму отъемлет блеском.

Ах, если б ныне россов всех

К тебе горяща мысль открылась,

То б мрачна ночь от сих утех

На вечный день переменилась.

2) Употребляется для послабления, например: чуть в костях держится или как тень шатается, то есть весьма истощал.

§197

Сей троп приличен в изображении людей, великими страстьми объятых, а особливо радостию, печалию, ненавистью и гневом. Так, Ахиллес, гневный на Агамемнона, говорит у Гомера, что он с Агамемноном не примирится, хотя бы он давал ему все богатство, которое в песке морском или в земных недрах скрыто, и дочери его за себя не поймет, хотя бы она красотою с Венерою и искусством с Минервою могла сравниться.

§198

Иперболы иногда умягчаются:

1) Речениями: якобы, почти, близ, едва не и прочие, например;

Един оный день был мне подобен бессмертию, в который я в отечество возвратился, когда видел я Сенат и весь народ, мне на сретение исшедший, когда мне казалось, что весь Рим, почти подвигнувшись от своего основания, шествовал смотреть на своего сохранителя (Цицерон в сл. по возвращении).

2) Поправлением, какое в пример приводит Димитрий Фалерей из потерянных стихов древния стихотворицы Сафы:

Зять входит, Марсу равный.

Потом как бы она, себя поправляя, говорит:

Мужей великих много больший.

§199

Ирония есть, когда чрез то, что сказываем, противное разумеем. Цицерон го­ворит о Катилине во 2 против него слове:

Да! человек он боязливый и прекроткий, не мог противиться консульскому голосу, и как только услышал повеление, чтобы итти в ссыпку, тотчас послу­шал, успокоился!

Он же в 14 слове против Антония:

Приятны бессмертным богам будут наши благодарения и жертвы наши по убиении толикого множества граждан!

И Ювенал в 15 сатире о суеверии египтян, которые огородные зелия за бо­жество почитали:

..... Коль святы те народы, У коих полны все богами огороды!

§200

Ирония состоит иногда в одном слове, когда малого человека Атлантом или гигантом, бессильного Сампсоном, скаредного Авессаломом или Иосифом назы­ваем, и посему надлежит она до тропов речений.

§201

К иронии причитаются еще другие виды насмешества, из которых знатней­шие суть:

1) Сарказм, то есть ирония в повелительном наклонении, например:

Вот, троянин, поля, что ты искал войною,

И вот Гесперия. Измерь, лежа убитый.

(говорит Турн у Верг. Ен., кн. 12).

2) Хариентизм есть когда указывают на что-нибудь странное, смешное или непристойное, как Цицерон в слове за Клуенция говорит;

Подумайте о его лице и о одежде, до земли протяженной.

3) Астеизмом называют некоторую учтивую насмешку, например:

Пускай тот любит твои стихи, Мевий, кому Бавий не противен (Верг., Экл. 3). Мевий и Бавий были худые стихотворцы.

<...>

Date: 2015-10-18; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию