Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т а б л и ц а. Виды деловых игр
В последнем случае деловая игра из фазы «диктор» переходит на более высокую ступень — «комментатор» и т.д. В третьей части пособия есть параграф «Цитоны». Не станем предвосхищать его содержание, но неумение оратора связать слова, объединить их по функции приводит нередко к тому, что некоторые ляпсусы становятся притчей во языцех и передаются от одного студенческого поколения к другому. Например: Студент-оратор: • По наследству детям от родителей передаются руки и ноги, а воспитание — нет. • Если он великий педагог, то он внес новшество, а у него еще последователи по разным сторонам.... Таким образом мы от деловых игр переходим к тому, что оратор должен учиться не только говорить, но и оценивать и собственные выступления, и речи других ораторов (авторов). Занимаясь этим важным делом, сам оратор (рецензент) должен вспомнить оценочную формулу Цицерона (второе правило риторики). Оценка выступления оратора Вначале вспомним о формуле Цицерона (второе «золотое» правило риторики) и о той деловой игре, которая именуется выше «Рецензент». Любая оценочная работа затруднена уже хотя бы потому, что не всегда есть для нее общепризнанные и широко известные критерии. Кроме того, она деликатна, поскольку ее неграмотный, агрессивный вариант может привести к отрицательным межличностным отношениям, к реальным и мнимым обидам и даже к творческому застою. В данном случае мы попытаемся, опираясь на формулу Цицерона, разработать схему оценки ораторского выступления исходя из привычных для нас балльных оценок: «5», «4», «З» и «2». А оценочную шкалу увеличим до десяти показателей: научность темы выступления, защита интересов конкретной группы людей, связь с жизнью, информативность, логичность построения выступления, степень аргументированности каждого высказывания оратора, степень контакта оратора с аудиторией, степень владения излагаемым материалом, использование оратором ораторских украшений на уровне тропов и фигур (других ораторских лекифов), наконец, владение оратором техникой речи. Как показывает практика, введение в схему оценки «0» позволяет подчеркнуть, что сам рецензент считает себя недостаточно компетентным для того, чтобы оценочно высказаться по какому-нибудь разделу прослушанной лекции. Более того, такой подход позволяет избежать недоразумений между оратором и рецензентом, может даже способствовать улучшению отношений между ними, которые нередко бывают при такой ситуации натянутыми. В схему включены и такие показатели, как: «Наиболее удачное в ораторском выступлении» и «Существенные упущения в ораторском выступлении». Их можно считать тезисами для рецензента, которые он должен обосновать, аргументирование выставляя прослушанному им оратору подходящие, по его мнению, оценки. Раздел «Пожелания» можно адресовать не оратору, а организаторам выступления, которые, как полагает рецензент, чего-нибудь не учли при подготовке и организации выступления, например, не заготовили мел, магнитофон, микрофон и т.п. Итак, анализируем все эти вопросы, собранные в схему для оценки ораторского выступления. Еще несколько замечаний по виду схемы оценки ораторского выступления. Схему можно использовать в двух вариантах: 1) оратор сам становится рецензентом и при помощи этой схемы оценивает выступление своего коллеги, ведущего телепередачи, популярного комментатора, ведущего беседу по радио, и пр. Цели при этом могут быть самые разные, например, выявить у рецензируемого плюсы и минусы в ходе выступления для повышения собственного ораторского творческого мастерства. Можно придумать и другие подходящие цели и задачи; 2) оратор сам желает превратиться в рецензируемого, тогда он просит своего коллегу прослушать себя в аудитории и оценить собственное выступление по этой схеме. Еще раз напоминаем, что всякое рецензирование, всякая работа рецензента должны проводиться на основе уважения и доверия между оратором и рецензентом. В противном случае это может стать не пользой для того и для другого, а началом неприязненных и даже враждебных отношений. Кто-то из известных людей сравнил работу рецензента с работой хирурга, поскольку у хирурга цель заключается в том, чтобы убрать из организма все то, что для этого организма не нужно, но вместе с тем и не поранить, не ущемить все то, что нужно, чтобы улучшить работу организма, а не ухудшить ее. Обучением рецензированию можно, как правило, заканчивать весь курс риторики. Ибо эта работа требует не только опыта, знания теории и практики русского красноречия, по и определенной степени мудрости. Связи теории и практики Связи между сопредельными дисциплинами являют собой коммуникативную триаду, к которой по полному праву можно отнести логику, риторику, этику, объединяя их в комплекс, называемый«ЛоРиЭт делового партнера». Очевидно, что этот комплекс тесно связан с «Психологией личности и межличностных отношений», со всеми учебными дисциплинами по проблемам делового партнерства. Возможно, вскоре придет такое время, когда подобный учебный предмет станет привычным в расписании всех учебных заведений не только гуманитарного, но и технического направления. В наше время достаточно представить себе, что условно и символически логика расположена в области лба человека. Именно там происходят сложнейшие мыслительные операции, в результате которых данный индивид мыслит логично или нелогично. Наука об элементарных законах и формах правильного человеческого мышления во многом таинственна, а мыслительный процесс сокрыт от глаз собеседника (делового партнера). Таким образом, логика мышления каждого отдельного человека секретна для посторонних и проявляется только тогда, когда он начинает говорить. Так появляется первая связка, состоящая из логики и риторики — ЛоРи. Можно немало написать о степени их взаимосвязей и взаимопроникновении. Ограничимся сказанным. Следующее звено — этика, философское учение о морали, о нравственности, представляющее собой систему норм нравственного поведения людей, отношения людей к Отечеству, к обществу, друг к другу, нормы отношений между деловыми партнерами, как частность. Непосредственно к этике примыкает этикет. Если слово «этика» латинского происхождения, то «этикет» — французское слово. Этикет — это строго установленные законы и формы отношений между отдельными людьми, принятые формы проведения приемов, встреч, переговоров между дипломатами, представителями фирм и т.п. Следовательно, человек мыслит, говорит и выражает всем своим поведением определенное отношение к собеседнику (деловому партнеру). Является искомая коммуникативная триада: Ло + Ри + Эт... Можно думать, что если логика сокрыта во лбу, риторика озвучивается посредством рта, то этика — это область глаза и уха: собеседники внимательно слушают друг друга и уважительно обмениваются не только словами, но и взглядами.
Схематично эту взаимозависимость можно выразить как на рис. 2. Рис. 2. Схема ЛоРиЭт На схеме стрелка Л идет внутрь, а для Р и Эт — вовне, т.е. пока человек думает, то степень логичности его мыслей скрыта от внимания делового партнера, а как только он заговорит, то логическая правильность и риторическая красочность станут достоянием многих; П — профессиональная подготовленность оратора (стрелка внутрь), а К — его культура (стрелка вовне); Эв — эвристика — современный учебный предмет, вводимый во многих высших учебных заведениях и определяющий деятельность человека в том случае, когда он действует молча. На практике эти взаимосвязи можно и нужно формировать в процессе выполнения деловых игр, проделывания различных многочисленных подготовительных упражнений, которые постепенно готовят начинающего оратора к реальному ораторскому выступлению перед живой аудиторией. Связи между теорией и практикой можно представить себе посредством схемы (рис. 3). Эта трехчастная схема, состоящая из Оратора, Аудитории и расположенной между ними Информации, позволяет выступающему ориентироваться в теории и на практике в тех показателях качества и эффективности, которые были бы желательны для результативного ораторского выступления в конкретной аудитории и в условленное для лекции время. Здесь 1, 2, 3 — каналы связи (оружие оратора). А, Б, В — анализаторы (оружие аудитории), К—у каждого О, каждой И и А необходимо наличие этого К, Э — только наличие трех К дает искомое Э. Знание схемы взаимодействия О, И, А дает возможность планировать К и Э, позволяет избежать ошибок непрофессиональности при подготовке к любому ораторскому выступлению. Связь между О, И и А позволяет: • формировать базу каждого тезиса и антитезиса, доказательную и фактическую их стороны; • учитывать содержание формулы М.Т. Цицерона: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении»; • способствует становлению профессионального умения готовить план выступления с учетом темы выступления, подготовленности аудитории, злободневности конкретной излагаемой информации. Недостаточная теоретическая подготовленность студентов нередко приводит к таким риторическим сценам: Студент: Я беру эти какие-то дискеты и придаю им какую-то схему... Экзаменатор: Вы, следовательно, не знаете ни эти дискеты, ни эту схему? С.: Почему не знаю, знаю, конечно. Э.: Потому что, «какие-то», «какую-то» — местоимения неопределенные, демонстрирующие, что говорящий не имеет четкого представления о предметах речи и согласно словарям русского языка соответствуют смыслу «Неизвестно какой». Еще пример. С.: Государство выступило против раболепства перед женщиной и оберегает общественное сознание против такого воспитания... Женщина должна быть гордой и свободной. Э.: А что же такое «раболепство»? С.: Это — когда женщина раба и обслуживает всех. Э.: Нечто новое, поскольку в словарях написано, что «раболепствовать» означает «по-рабски льстить», «быть угодливым». Таким образом, смысл слова искажен до противоположного. Итак, для полного овладения риторикой, как и другими дисциплинами, к ней тяготеющими, требуются не только способности, но и длительный кропотливый труд, который не всегда и не во всем поддается анализу и описанию. Переходим к риторической подготовительной практике.
Часть II Хрестоматия Риторика заботится о словах,ихсмысле и порядке. Сенека Есть немало примеров того, что интеллектуальные способности личности тесно связаны с риторическими знаниями и умениями человека. Вот как, например, характеризует трех своих современников один из наиболее известных ораторов Древнего Рима — Гай Саллюстий Крисп: Марк Бибул — «оратор слабый, человек скорее злобного, чем тонкого ума...» Луций Домиций — «язык хвастливый, руки в крови, ноги беглеца...» «Лишь ум Марка Катона, изворотливого, речистого, хитрого человека, не вызывает у меня пренебрежения». (Крисп Г.С. Сочинения. — М.: Наука, 1981, с. 133). Три человека, три характеристики, каждая связана с риторикой, с ораторскими умениями и знаниями этих людей, живших за несколько дет до рождения Иисуса Христа. Точно сказано. Если даже мы сегодня и не знаем те реалии Древнего мира, на которые опирался, оценивая хорошо знакомых ему людей Крисп, то и тогда мы не можем не согласиться с оригинальностью его словесных формулировок. А именно: первый из них — оратор слабый, второй — язык хвастливый, и только третий — человек речистый. Будем помнить, что древние греки и римляне сознательно и целенаправленно ставили риторику на место важнейшей составляющей всей программы «народного» образования своего времени. Итак, тексты авторов, представленные в пособии, охватывают различные проявления русской риторической традиции почти за 500 лет: от середины XVI в. до наших дней. Среди них есть и представители древней греко-латинской риторики, жившие задолго до нашей эры. В основу хрестоматийной части пособия легли три основных соображения: • подбор таких авторов, для творчества которых характерны различные стили и манеры изложения. Среди них те, кого можно отнести к классикам (разных периодов), к авторам, посвятившим себя вопросам Православия (в различных аспектах его теории и практики); • отбор таких произведений, которые, с одной стороны, значимы для творчества данного автора, а с другой — соответствуют общим закономерностям данного направления риторики. Отбирались произведения не слишком объемные и с небольшим числом сюжетных линий, чтобы не затруднялось восприятие содержания с учебно-риторической точки зрения. Кроме того, это должны быть такие произведения, к которым относительно нетрудно подготовить цельную систему контрольных вопросов, контрольных ответов, заданий, комментариев и пр.; • список персоналий для пособия не должен значительно выходить за рамки Федеральной программы Министерства общего и профессионального образования России для средней и высшей гуманитарной школы страны. Каждый любитель русского красноречия, желающий совершенствовать свои риторические знания, умения и навыки, сможет найти в пособии учебный материал, отвечающий его интересам, его общекультурному и интеллектуальному уровню в зависимости от тех целей и задач, которые стоят перед ним. Хрестоматия включает два раздела: классику и православие. Для каждого текста предполагается постановка реальных риторико-методических задач, решение которых связано с риторическим анализом текста, со знанием биографических сведений об авторе, наконец, со знанием общих законов риторики, с владением присущей риторике терминологией. Вспомним, что в становлении риторики как науки и искусства в российской школе было такое время, когда всякое гуманитарное обучение было связано с овладением и владением учениками классическими языками: древнегреческим и латинским. Более того, знание древней мифологии, философии было для всякого культурного человека обязательным. Именно поэтому Евгений Онегин имел возможность «бранить Гомера, Феокрита» и «читать Адама Смита», страницами цитировать древних авторов, заниматься переводами Демосфена и Цицерона. Все аспекты «классического образования» пронизывали общество и все стороны его повседневной жизни. В пособии есть материалы, которые могут быть трудны для чтения, понимания, работы с ними, например, тексты Платона, Аристотеля, М.В. Ломоносова, Гомера и др. Что же делать читателю, если трудности языка автора первоисточника превышают возможности начинающего оратора? Есть несколько возможных решений: • пропустить текст, чтобы вернуться к нему впоследствии и доделать то, что не получилось в первый раз; • не отступать, пока не будет усвоен в достаточной степени весь учебно-риторический материал конкретного параграфа; • пропустить текст и никогда больше к нему не возвращаться. Читатель сам найдет для себя приемлемое решение, впрочем, он может придумать для себя и четвертый, и пятый варианты. Итак, цели и задачи работы с пособием ясны. Остается перевернуть эту страницу.
Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющаяся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно. Помни, что это нетрудно. И.Л. Андроников Классика Латинский язык — один из древних языков италийской группы, развивавшийся на основе говора г. Рима. Завоевания Римской республики привели к латинизации всех ближних и дальних территорий и постепенному поглощению всех местных языков. В последующие годы при распаде Римской империи из латинского языка образовались: итальянский, сардинский, провансальский, французский, каталанский, португальский, ретороманский, далматский, румынский и молдавский языки, которые все вместе называются латинскими. До XII—XIII вв. латинский язык был языком литературы и поэзии, до XV—XVI вв. — языком церкви, науки (медицины и пр.), до XIX в. широко применялся в университетском преподавании. И в наши дни он широко используется в научной и художественной терминологии. Здесь представлены тексты авторов, обязательные для хрестоматии по риторике, от древнейших времен до наших дней. Среди них: Гомер (первый поэт человечества), Аристотель (величайший создатель философии и основатель афинского гимназиума под названием «Ликей»), Цицерон (имя которого стало нарицательным для обозначения человека, владеющего Красноречием), Демосфен ( знаменитый не только своими чрезвычайными ораторскими способностями, но и «филиппиками» и риторическими упражнениями на берегу моря с камешками во рту), знаменитый Сенека (обучавший Нерона и по его приказу покончивший жизнь самоубийством), Платон (с его прошедшей сквозь века «платонической любовью») и др. Нельзя забыть и классиков русского происхождения: М.В. Ломоносова («первый русский университет»), А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако (имена, известные всем, даже не имеющим отношения ни к юриспруденции, ни к ораторскому искусству) и др. Наиболее трудны для чтения, понимания, изучения тексты речей и сочинений, оставшихся нам в наследство от ораторов и риторов Древнего мира. Основная причина в том, что в нашей массовой школе долгие годы не преподаются древние языки (греческий и латынь), древняя мифология... До 1917 г. положение было иным: греческий и латинский тщательно изучались, серьезно преподавалась история Древнего мира (в том числе и мифология и поэзия, подвиги богов и героев и пр.). А в целом значительность общего гуманитарного образования способствовала рациональному овладению классическими текстами уже в плане изучения риторики на текстах авторов Древнего мира. Современному человеку, пожелавшему не мимоходом изучить древний материал Красноречия, представленный в хрестоматии, нужно набраться терпения и не рассчитывать на то, что его можно одолеть единым махом. Самобытен и не прост для беглого чтения и язык, и стиль, и манера главного нашего ритора и ученого — М.В. Ломоносова. Но вполне современен для понимания язык А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако. Аристотель Мы остановимся только на одном разделе труда Аристотеля — «О дружбе». На основе рассуждений Аристотеля можно организовать следующие задания.
|