Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марк Туллий Цицерон





Введение

Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

В основе слов ОРАТОР, ОРАТОРСКИЙ, ОРАТОРИЯ, ОРАРЬ, ОРАНТА и некоторых других лежит ОРИС.

ОРИС (лат.) — рот.

ОРАТОР (от лат. ораре — говорить) — 1) лицо, произнося­щее речь, 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова.

ОРАТОРСКИЙ — 1) относящийся к оратору, 2) соответст­вующий требованиям красноречия, красноречивый.

ОРАТОРИЯ (от итал. opamopuc) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

ОРАРЬ (или ОРАРИЙ) — часть облачения диакона, пере­вязь, расшитая крестами и надеваемая на левое плечо.

ОРАНТА (лат. оранс — молящийся) — изображение моля­щейся фигуры.

В средние века сложился канон изображения Богоматери, получивший наименование иконографического типа, согласно которому некоторые иконы стали называться «Богоматерь-Оранта» в отличие от других, тоже весьма известных, например, «Одигитрия» (по-греч. — путеводительница).

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА — живая речь, получившая художест­венную обработку. Издревле различались несколько форм красноречия: речи торжественные, судебные, политические, пропо­веди, поучения, бытовые (например, за столом, на похоронах и пр.) и т.п. С развитием радио и телевидения появились новые формы бесед, диспутов, интервью.

Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование теоретиче­ских основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.

Тщательная и длительная подготовка к публичному выступле­нию приводила к абсолютной популярности ритора в народе. По­этому, например, в Древней Греции юноши, которым исполнялось 18 лет, поступали в школы, в которых изучали риторику, филосо­фию, военное дело и другое науки, важные для того времени. Та­кие школы назывались «эфебиями», ученики — «эфебами», и толь­ко после окончания школы, рассчитанной на два года занятий, они становились полноправными гражданами Греции. Особенно рас­пространены были такие школы в Афинах и в Спарте.

Итак, как древнейшая наука и искусство риторика существу­ет с дохристианских времен. Среди знаменитых ораторов и ри­торов известны имена многих древних авторов. Для античности существовал свой речевой идеал, выразителями которого были Гомер, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др. Иным был риторический идеал раннего христианства, зафиксированный, например, в Библии, в Нагорной Проповеди, где выделены в качестве образца для подражания кротость, миролюбие, сдер­жанность, стремление возлюбить своего ближнего.

Русский речевой идеал связан с именами многих выдающих­ся деятелей государства и культуры, среди которых наибольшую роль сыграли М.В. Ломоносов, написавший свое «Руководство», А.В. Суворов со своей «Наукой побеждать», В.Г. Белинский, а также учебники риторики А.Ф. Мерзлякова и Н.Ф. Кошанского. Нет нужды продолжать этот список, но нельзя не вспомнить вклад в становление русской речи А.С. Пушкина, его предшест­венников и последователей. Отдельной строкой скажем о судеб­ных ораторах России — А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако и других.

У специалистов по риторике есть термин: «умение держать тему», т.е. не сбиваться с главного вопроса на второстепенные или вообще не относящиеся к теме, не потеряться в примерах, забыв о названии темы. Это также умение не подменить серьез­ность проблемы мелкими и некорректными нападками на конкрет­ную личность, умение быть логичным, кратким, сдержанным, уважительным и доброжелательным по отношению к оппонен­там, к разным точкам зрения и к аудитории в целом.

Очевидно, что для достижения таких целей нужно серьезно заниматься риторикой, тренироваться в произнесении речей, пусть сначала маленьких и на бытовые темы, затем — более сложных и длительных по регламенту. Нужно понять, что выход за рамки темы происходит, как правило, по двум причинам:

• неумение говорящего вести серьезную и профессионально организованную беседу на заданную тему. В риторике такое яв­ление называется «паралогизм», под которым понимается появ­ление как бы второй, ложной, линии рассуждения, все более от­даляющейся от главной логической канвы беседы. Преодолеть «паралогизм» можно лишь длительной и кропотливой работой по повышению риторического мастерства самого оратора, ста­новлению его в Оратора:

• нежелание говорящего вести серьезно и профессионально организованную беседу на заданную тему. В риторике это явле­ние называется «софистика» или «софизм». Под ним подразуме­вается стремление оратора увести слушателя к умышленно лож­ным умозаключениям, основанным на естественном, природном различии в понимании сложных вопросов беседы, на двусмыс­ленности понятий, на выхватывании отдельных сторон рассмат­риваемого явления (вопроса, тезиса, темы и пр.).

В русском переводе популярной детской книги Киплинга «Маугли» среди ее животных-героев действует и стая обезьян — «бандерлогов». Не напоминает ли нам манера некоторых орато­ров повадки «бандерлогов», оперирующих в критических ситуа­циях спора не монологами, не диалогами, а криком, бессмыс ленным и максимально громким, когда спорящие не слушают друг друга, стараются выяснить не то, что их объединяет, а то, что их разъединяет?

Для человека монолог —

Основа рассуждения,

А добрый, честный диалог

Раскроет все сомненья...

Я вижу «бандерлогов» там,

Где люди суетятся,

Кричат все хором, злобный гам

Толкает их подраться.

У «бандерлогов» есть мечта —

Болтать, искать изъяны,

Считать, что глуп и тот и та... —

Так спорят обезьяны.

Единственная возможность для оратора избежать «эффекта бандерлогов» заключается в повышении собственного оратор­ского мастерства. А ораторское мастерство опирается на общий уровень культуры говорящего, на его знания теории и практики ораторского искусства, на постепенное формирование оратор­ской эрудиции. Это понятие может рассматриваться как в самом широком смысле, так и в узком, от понятия «эрудированный оратор» до понятия «эрудированный человек». Первое понятие шире второго, поскольку оратор не только владеет нужной для данной аудитории информацией, но и может донести эту ин­формацию до слушателей.

Не случайно в устном рассказе И.Л. Андроникова «Первый раз на эстраде» есть яркая фраза, которой автор характеризует од­ного из своих персонажей — лектора Ленинградской филармо­нии: «Он дурно знает свой предмет и еще хуже говорит о нем».

Итак, чем характеризуется речь опытного оратора, какими особенностями она отличается от речи общей массы говорящих, которые никогда не занимались риторикой как учебным пред­метом?

Попытаемся прояснить два указанных И.Л. Андрониковым аспекта:

• что означает знать свой предмет «недурно»,

• как научиться говорить о нем лучше.

В этих специальных и специфических знаниях, умениях и навыках сокрыто таинство риторики — одновременно и науки и искусства.

Часть I Теория

Красноречие есть искусство о вся­кой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по се­му искусству материя называется речь или слово.

Date: 2015-10-18; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию