Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструментальная музыка Моцарта





Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — №39, №40 и №41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

 

Наряду с Й. Гайдном Моцарт - создатель новой оркестровой и камерной классики. Он опирался на схему четырехчастного симфонического и ансамблевого цикла, на развитый Гайдном тип сонатного allegro и его структуру симфонического оркестра и смычкового квартета. (В свою очередь, Гайдн воспринял нововведения Моцарта и претворил их в своих лучших симфониях, квартетах и сонатах, появившихся уже после смерти Моцарта).

В возрасте 15-16 лет Моцарт уже создал 15 или 16 симфоний, а в последние 10 лет жизни - 6 (всего их около 50). Каждая из зрелых симфоний различна по характеру. Так называемая «Хафнер-симфония» (D-dur, 1782, написана для зальцбургской семьи Хафнер) носит ещё черты дивертисментного стиля. Она возникла из многочастной серенады, откуда были изъяты вступительный марш и один из двух менуэтов. В 1783 появилась «Линцская» симфония C-dur, в 1786 - «Пражская» D-dur («симфония без менуэта»). Три симфонии 1788 увенчивают симфоническое творчество Моцарта и весь европейский симфонизм XVIII века Большое торжественно-патетическое вступление симфонии Es-dur контрастирует с танцевально-бытовыми темами всех четырех частей, разнородными по эмоциональной окраске. Симфония g-moll пронизана взволнованной лирикой, скорбной патетикой и в то же время отличается энергией, волей, душевной стойкостью. В величественной симфонии C-dur («Юпитер»), наиболее крупной по масштабам, особенно подчёркнута контрастность образов. Моцарт возвысил идейно-образное содержание симфонии, придал ей большую драматическую напряжённость, усилил её стилевое единство и углубил контрасты между частями сонатного цикла, между партиями сонатного allegro, a также внутри тем. Форму сонатного allegro он применял не только в первой, но и во второй и четвертой частях симфонии. Монументальный финал симфонии «Юпитер» - блестящий пример введения фуги в сонатное allegro. Показательна эволюция менуэта (III часть симфонии) - он становится у Моцарта лиричным и мужественным.

Камерные инструментальные ансамбли Моцарта близки по складу к его симфониям, но, как правило, более интимны, утончённо выразительны и духовно сосредоточены. В них ещё интенсивнее, чем в симфониях, использованы элементы полифонии; хроматически обострённые мелодические линии (струнный квинтет g-moll), смелые диссонирующие созвучия (струнный квартет C-dur). В ранних ансамблях клавир доминирует над скрипкой (в сонатах), над скрипкой и виолончелью (в трио). Струнные и клавир равноправны в более поздних соч. В струнных квартетах старый тип, близкий к трио-сонатам (Италия, 1770-1773), сменился гайдновским, законченно представленным в шести квартетах (1783—1785), поcвященных «отцу, наставнику и другу» Й. Гайдну, и трех «Прусских» квартетах (1789-1790). Если в камерной музыке Гайдна центральное место занимают струнные квартеты, то у Моцарта наряду с квартетами (количественно они преобладают) на передний план по художественному значению выдвинулись струннные квинтеты (самые законченные образцы - C-dur и g-moll, 1787). Среди духовых и смешанных ансамблей выделяются квинтет для фортепиано и духовых (1784) и квинтет для кларнета и струнных(1789).

Также Моцарт — создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты Моцарта приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения.

 

Клавирная музыка Моцарта отразила два важных исторических процесса: переход от клавесина и клавикорда к фортепиано, и стабилизацию классического трехчастного сонатного цикла в сонате и концерте. Фортепианный стиль Моцарта непосредственно связан с его исполнительским искусством. Элегантная, отчётливая, певучая, идущая, от сердца игра Моцарта составила эпоху в истории пианизма. Моцарт - основоположник классической формы концерта. В его творчестве концерты приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения, в них органически соединились импровизационность и строго логическое начало, соревнование и взаимовосполнение сольной партии и оркестрового ансамбля. Большинство (17) фортепианных концертов возникло в Вене. Музыка их отмечена праздничным блеском (концерты D-dur и A-dur), а порой драматизмом и патетикой (концерты c-moll и d-moll). По просьбе друзей-музыкантов или по заказу именитых дилетантов Моцарт создал ряд сольных концертов для духовых инструментов, несколько двойных концертов и тройной фортепианный концерт, а также эффектную «Концертную симфонию» с четырьмя солирующими духовыми инструментами. Также для своих выступлений и для учениц Моцарт писал фортепианные сонаты, рондо, фантазии, вариации. Наиболее зрелые из них, такие, как c-moll (1784), A-dur (1778) и D-dur (1789), образуют вершину сонатного творчества XVIII века. Фантазии и отчасти вариации в известной мере запечатлели несравненное искусство моцартовской импровизации. К драматургии сонатного типа тяготеют фантазия c-moll (она предпослана сонате той же тональности) и рондо c-moll. Сонаты и другие пьесы Моцарта для фортепиано в четыре руки и для двух фортепиано принадлежат к ранним образцам фортепианного дуэта.

Творческой изобретательностью и неистощимой жизнерадостностью отмечена бытовая развлекательная музыка Моцарта для оркестра или ансамбля - циклы типа сюиты (дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны), танцы (менуэты, контрдансы, «немецкие», лендлеры, марши). В ней особенно ощутимы связи с фольклором. Соприкасаясь некоторыми гранями с камерными инструментальными жанрами, симфониями и концертами, развлекательные сюиты служили для композитора своего рода экспериментальной лабораторией. Большинство серенад и дивертисментов появилось в Зальцбурге. Они были рассчитаны на музицирование как на открытом воздухе, так и в помещении, и могли исполняться то оркестром, то ансамблем (в них применялись различные составы - смешанные, духовые, струнные). Одно из популярнейших произведений Моцарта в этом жанре - «Маленькая ночная серенада» (1787), написана для струнного оркестра. Пьесы, образующие цикл, разнообразны по формам и видам музыки - от сонаты и концерта до разного рода танцев, от рондо до вариаций. Уличные кассации, серенады, дивертисменты обычно предварялись и часто заключались маршем, который музыканты играли на ходу. Склонность к юмору блистательно проявилась в «Музыкальной потехе» для струнного квартета и 2 валторн (пародия на симфонии композиторов-ремесленников). Среди оркестровых пьес особое место занимает «Масонская траурная музыка» (1785).

 

Date: 2015-10-18; view: 4427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию