Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из теории вопроса





В настоящее время понятие «среда» не имеет четкого определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение.

Д.Ж. Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусст­венных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека.

Под средой Н.Б. Крылова предлагает понимать «окружающее человека соци­альное пространство», зону взаимодействия образовательных систем, их элемен­тов,образовательного материалаи субъектов образовательных процессов.

Среда образовательного учреждения обладает физико-эстетическими харак­теристиками, к которым относятся пространство и время, свойства предметов, ко­торые имеют свои цвет, форму, звуковые, динамические, обонятельные, осяза­тельные характеристики.

Предметно-пространственная среда - это та обстановка, в которой проис­ходит учебно-воспитательный процесс.

Развивающая предметно—пространственная среда - естественная комфорт­ная обстановка, рационально организованную в пространстве и времени, насы­щенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную и творческую деятельность всех детей группы.

Предметно-пространственная среда имеет большое значение для формирова­ния личности ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на все органы чувств, она без слов и назиданийформирует у него представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Та или иная конструкция среды образовательного учре­ждения влияет на психическое и соматическое здоровье всех участников образо­вательного процесса, а также на появление различных личностных новообразова­ний - учебной мотивации, инициативности, уровня притязаний, аккуратности и многих других.

Нормативно-правовая основа проектирования предметно-развивающей среды ДОУ включает следующий набор документов:

  • концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1/ 2660 - 10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России;
  • письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03­51­46ин/14­03 О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье;
  • письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19­12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

Предметно - пространственная среда в ДОУ чаше всего оформлена уютно, красочно, комфортно; по сравнению со школой, она наиболее близка домашней обстановке, что позволяет обеспечить ребенку необходимый уровень психологи­ческого комфорта. Но и в условиях дошкольного воспитания влияние грамотно организованной с точки зрения комфортности и эстетики среды не всегда учиты­вается.

Однако, некоторые исследователи предметно-пространственной среды в до­школьных учреждениях (Т.С. Комарова, О.В. Цаплина, Е.А. Екжанова, Е.Л. Пе-лих и др.) отмечают, чтов современных условиях среда часто бывает перегруже­на, недостаточно продумано выделение зон для разнообразных видов деятельно­сти детей. Перегруженность предметной среды не позволяет детям сосредото­читься на чем-то одном, чем хотелось бы заниматься, развивает рассеянность, притупляет наблюдательность и вызывает нервные перегрузки и переутомление.

Для того, чтобы влияние предметно - пространственной средыбыло положи­тельным, данная среда должна быть организована «по законам красоты» и заклю­чать всебе возможности осуществления детьми разнообразных игр,занятий, до­суга и способствовать развитиюдетей.

В.В. Давыдов, В.А. Петровский, М. Бумер и другие выделяют следующие принципы организации предметно - пространственной структуры среды гетерогенность и сложность среды;

1)гибкость и управляемость;

2)связанность различных функциональных зон;

4)организация индивидуализированности, персонализациипространственно-предметной среды;

5) аутентичность (сообразность жизненным проявлениям).

* (с характеристикой данных принципов можно познакомиться на сайте http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac12.htm)

Date: 2015-10-18; view: 271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию