Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мой порт
Одесский порт. Я пришёл в порт, когда ему было 162, а мне 22. Котов. Калин. Бендиченко. Гринберг. Пупенко. Двоеглазов. Иду снизу вверх. Двоеглазов. Пупенко. Бендиченко. Калин. Котов. А рядом Олег Чаленко, Володя Бибаев. А совсем рядом Рита Дагис, Паша Бискис. Я работал с 1956 по 1964‑й. Стройконтора. Механизация 2‑го района. Апельсины. Машиносчётная станция. Хлопок, каучук. Пожары. Студебеккеры. Хенкин. Ночи. Уголь. Письмо Карцева от Райкина. Уход. Отъезд. Я пришёл в Одесский порт, когда ему было 162. Господи! С чего я только ни начинал! Я много раз начинал жизнь сначала. Но первая моя встреча с жизнью произошла в Одесском порту. Компрессор «Лерой», осень 1956 года. Я механик ремстройконторы. Бригада бетонщиков ушла на обед с одной просьбой – завести компрессор. Я заводил весь обед. Я пересосал его так, что выскочил откуда‑то крановщик, сунул факел в карбюратор – такого мы не проходили – и завёл эту сволочь. Но начальник стройконторы Россис пошёл ещё дальше. Он предложил завести компрессор с буксира, хотя тот на тележке. А первые апельсины в порту. Я никогда не видел апельсинов. И вдруг пошёл аромат. Лежу ночью на скамейке, отдыхаю. Вокруг пахнет апельсинами и трудовым накалом, вдруг истеричный звонок. Звонок в четыре утра всегда истеричный. – Где механик по большому? Это я. Виктор Ильченко был механиком по маленькому. – Где по большому?! Мать… – Я. – Ты… Мать твою… – Я… Мать твою… – Сорок первый кран вырубило. Поворота нет. Если ты сейчас же… Мать… То мы… Мать… – Еду… Мать… Завожу бензовоз. Как я не боялся – полный бензином. Но ночью только на нём. Еду на девятнадцатый причал к сорок первому «Каяру». Там Паша Бискис, прекрасный парень из моей самодеятельности. Он в «Каяре» разбирается в сто раз лучше меня. – Паша, – кричу, – ты что? Я же спал!!! – Товарищ механик, давайте наверх, тут крупная авария. Я лезу наверх. – Посмотрите там, – говорит он. – В машинном отделении на плитке. Ножик там же. Там лежало на плитке пять громадных апельсинов и ножик. 1959 год, зима. Мне двадцать пять лет, я впервые ем апельсины. – Ну что? – орали грузчики. – Всё! – закричал Пашка. – Есть поворот! А для них поворот был главным. Только поворотом можно было раскачать ящик в подъёме: он срывался и внизу взрывался, как шрапнель. Все туалеты в порту пахли апельсинами. Орешки‑кешью пошли, запахло хуже – весь порт пробило поносом, хорошо, что туалеты пахли апельсинами. Спирт из шведского танкера уже шёл под охраной. У каждого фланца стоял часовой. Но всё равно, к концу дня под хоровое пение и танцы всех выносило через проходную. Когда вышел приказ пьяных не выпускать, народ принимал перед самой проходной. Через проходную – как стёклышко: «как погода», «как дети»? И за проходной хоровое пение и танцы. Ночь. Я на смене. В семь часов утра истерический звонок. – Кто сменный механик по большому?.. Мать… – Я… мать… – Говорит начальник механизации порта Хаджи‑Баронов. – Слушаюсь… – Вы знаете, что шторм? – Знаю, как же не знать. – Так вот у вас на Хлебной гавани все краны заливает. – Как?! – Так! Ходовые тележки заливает. Немедленно принять меры. – Слушаюсь. Начинаю одеваться. Какую‑то плащ‑палатку натянул. Хорошо, что старый Борейко пришёл пораньше меня сменять. – Ты куда? – Да вот, звонил начальник… Там краны заливает, надо на Хлебную ехать… – И что ты едешь – жопой волны отбивать? – сказал мудрый Борейко. Тут и я подумал: «А чего я еду… А чем я эти тележки прикрою, телом своим?» А рано утром Бендиченко. Желваки ходят, ключ вращается на пальце. – Кто был ночью на смене? – Я‑я‑я‑а! – Сам пойдёшь всё уберёшь лопатой или убытки деньгами покроешь? – А что, а что? – Тонн пять уже на причале валяется. А ну, бери лопату! – Какую лопату? – Что‑что? Бери лопату! – Я инженер. – Бери лопату! Сменный механик по маленькому Шиф удирал от Бенди, въехал на автопогрузчике на кучу угля высотой двадцать метров. Снимали краном. – Кольцов, где вы были с восьми до одиннадцати? – Как это – где я был?! А где ж я мог быть в рабочее время? – Вот я вас и спрашиваю, где вы были в рабочее время? Короче, откуда это полотенце? – Что значит – откуда это полотенце? – Вас видели на Австрийском пляже. – В рабочее время? – Да. В рабочее время. – Кто? – Неважно. – А как он сам туда попал? А даже если он меня видел, я туда заехал по делам. Я ехал искать вот этого. – Кого? – Который меня там видел. Это я его видел на пляже. Он просто первый донёс. Я не такой быстрый. – Кольцов, а что вы делали с зарядчицей в аккумуляторной? – Как что – технику безопасности проходили. – Всю ночь?! – Ну почему? Я ушёл оттуда где‑то в три часа. И многострадальный начальник механизации 2‑го района Пупенко, у которого вся эта компания работала: – Детский сад развели. Кого проводить на горшок? За кем задницу подтирать? Когда будут предложения по битуму? На причале стоял пароход, который с битумом прошёл через экватор. На экваторе битум растопило. Это был остолбеневший, зостекленевший, залитый расплавленным битумом до мозга костей и застывший на январском морозе. Как выгрузить? На него ходили совещаться все, кто хотел. Минимум шестнадцать человек, свесив голову, смотрело внутрь. И тридцать человек ходило по битуму. Этот пароход был камнем преткновения. На нём проверяли мозги всех выпускников. Решили гнать обратно на экватор. А какая была любовь в порту! А сколько было красавиц! А где мы только не любили! На кранах, в зарядных, на тюках, на кипах. Явка, шторм, хозработы, любовь. А какие девушки на машиносчётной, мужчиносчётной станции! Когда я мимо ни ехал, я ломал шлагбаум автокраном «Январец». Потом вручную его делал и ставил. Ну, можно когда‑нибудь подумать, что я мог собственноручно сделать шлагбаум. Такие были там красавицы! Под руководством Олега Чаленко устроили первую комсомольско‑образцовую свадьбу. В партклубе с начальством, с парткомом, с вручением ключей от квартиры на спуске Кангуна. Они развелись через полгода. Они просто договорились ради квартиры. И надули нас. Я тогда этого не понял. Время было такое. Мы были молоды и веселы. А время было такое, когда Пупенко с парторгом подняли меня ночью с постели после смены. А 11 часов утра для меня была ночь. И повезли на заседание парткома, и постановили перевести старшим механиком в колхоз. Как? Почему? У меня мать без отца. Как я уеду? Вот такие дела, вдруг и навсегда. Только Чаленко меня и спас. Капустник нужно было готовить. А когда я ночью в трюме на куче угля натягивал гусеницу на С‑153, я вспомнил про письмо из Ленинграда от Ромы Карцева. Оно показалось мне очень толстым. Я распечатал и при жёлтом малярийном свете переноски: «Райкин включил в свою программу твой монолог, я посылаю программку». И, сидя в угле, в грязи, грязными, пыльными глазами я увидел среди знаменитых писателей свою фамилию, и уехал. Я весь Одесский порт вывез с собой. Я увёз тёмные портовые ночи. Я увёз человеческие пароходные голоса. Я увёз длинный свет фонарей и поворотные огни кранов. Я увёз лязг грейдера и шум песка. Я увёз рассказы Камышникова. Я увёз живого Витю Ильченко. И красавицу секретаршу начальника порта Милу Гвоздикову. Из Одесского порта в театр. У Райкина из одиннадцати человек нас было трое. Я увёз всё это и всё это потратил на ребят, на себя, на великого шефа, на всю страну. А привёз обратно только благодарность за то время, за молодость, за интерес к жизни, за всё то, что называлось Ордена Ленина Одесский морской торговый порт. Я увёз и трачу.
|